В помощь школьнику и студенту

Абсолютная свобода. Почему свобода не может быть абсолютной. Границы свободы Предложение содержащее информацию о невозможности абсолютной свободы

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.

Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода.

Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер. Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы.

Именно поэтому в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Следовательно, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.

Таким образом, абсолютно свободным человек быть не может, и один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

При всем различии приведенных выше точек зрения ясно, что игнорировать необходимость, сложившиеся обстоятельства, условия деятельности, устойчивые тенденции развития человека, конечно, можно, но это будет, что называется, «себе дороже». Но есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.

При всей важности учета внешних факторов свободы и её границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. Так, Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы».

Таким образом, цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. Свободу можно добыть, но самое трудное - научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы все делать по своей воле - но при этом не угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком необходимо.

ПОЧЕМУ НЕВОЗМОЖНА АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА

Свобода в деятельности человека

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества. С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые ими массы к подлинной свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным. Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета͵ подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций. Попробуем разобраться в разнообразии этих трактовок.

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всœего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время. Именно в связи с этим во Всеобщей декларации прав человека, где всœе статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осœел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осœел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них». Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителœей здесь - права и свободы других людей.

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.

Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. ч. 1 / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2002. - С.218.

Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер. Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы.

Именно поэтому в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Следовательно, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.

Таким образом, абсолютно свободным человек быть не может, и один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

При всем различии приведенных выше точек зрения ясно, что игнорировать необходимость, сложившиеся обстоятельства, условия деятельности, устойчивые тенденции развития человека, конечно, можно, но это будет, что называется, «себе дороже». Но есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.

При всей важности учета внешних факторов свободы и её границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. Так, Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы». Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики / Бердяев Н.А.. - М.: Республика, 1995. - С.175.

Таким образом, цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. Свободу можно добыть, но самое трудное - научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы все делать по своей воле - но при этом не угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком необходимо.

ассоциация

Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен?

Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы.

Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.

Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли?

Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где.»

7. Согласны ли вы с данным принципом?

žКак вы поняли смысл этих высказываний?

žСогласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните.

ž4. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали:

žа) сторонники абсолютного предопределения;

žб) религиозные деятели другого направления;

žв) философы, отрицающие фатализм?

ž5. С кем из мыслителей вы согласны и почему?

žКак соотносятся между собой два таких понятия как «свобо­да» и «ответственность»?

žНе считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже со­держится противоречие?

žВыскажите свое мнение и аргумен­тируйте его.

žКакие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу.», «Я должен.»

žПриведите практи­ческие примеры.

žЧто такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность - это мера принуждения, внеш­него воздействия». Второй говорил: «Ответственность – это сознательное чувство, готовность человека сознательно сле­довать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы под­ держали? Почему?

žА каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему?

Вопросы и задания к группе 4

ž«Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека.

Для каждого человека предельно важно ощущать себя свободным и независимым от внешних обстоятельств и от других людей. Однако совсем непросто разобраться с тем, существует ли истинная свобода, или все наши действия обусловлены необходимостью.

Свобода и необходимость. Понятия и категории

Многие считают, что свобода - это возможность всегда поступать и действовать так, как захочется, следовать своим желаниям и не зависеть от чужого мнения. Однако такой подход к определению свободы в реальной жизни привел бы к произволу и ущемлению прав других людей. Именно поэтому в философии выделяется понятие необходимости.

Необходимость - это некоторые жизненные обстоятельства, которые сдерживают свободу и заставляют человека поступать согласно здравому смыслу и принятым в обществе нормам. Необходимость иногда противоречит нашим желаниям, тем не менее, задумываясь о последствиях своих действий, мы вынуждены ограничить свою свободу. Свобода и необходимость в человеческой деятельности - это категории философии, связь между которыми является предметом спора многих ученых.

Существует ли абсолютная свобода

Полная свобода подразумевает совершать абсолютно все, что ему захочется, независимо от того, причинят ли его поступки кому-либо вред и неудобства. Если бы все могли действовать согласно своим желаниям, не задумываясь о последствиях для других людей, в мире воцарился бы полный хаос. К примеру, если человеку захотелось иметь такой же телефон, как у коллеги, обладая полной свободой, он мог бы просто подойти и отнять его.

Именно поэтому обществом созданы определенные правила и нормы, ограничивающие вседозволенность. В современном мире регулируется, прежде всего, законом. Существуют и другие нормы, влияющие на поведение людей, например, этикет и субординация. Подобное действий дает человеку уверенность в том, что его права не будут ущемлены другими.

Связь свободы и необходимости

В философии с давних пор идут споры о том, как связаны между собой свобода и необходимость в Противоречат ли эти понятия друг другу или, наоборот, являются неразделимыми.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности рассматриваются некоторыми учеными как взаимоисключающие друг друга понятия. С точки зрения приверженцев теории идеализма, свобода может существовать только в условиях, в которых она никем и ничем не ограничена. По их мнению, любые запреты делают для человека невозможным осознание и оценивание нравственных последствий его поступков.

Сторонники механического детерминизма, напротив, считают, что все события и действия в жизни человека обусловлены внешней необходимостью. Они полностью отрицают существование свободы воли и определяют необходимость как абсолютное и объективное понятие. По их мнению, все поступки, совершаемые людьми, не зависят от их желаний и заведомо предопределены.

Научный подход

С позиции научного подхода свобода и необходимость в человеческой деятельности тесным образом взаимосвязаны. Свобода определяется как познанная необходимость. Человек не в состоянии повлиять на объективные условия своей деятельности, однако при этом он может выбрать цель и средства ее достижения. Таким образом, свобода в деятельности человека представляет собой возможность сделать осознанный выбор. То есть принять то или иное решение.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности не могут существовать друг без друга. В нашей жизни свобода проявляется как постоянная свобода выбора, необходимость же присутствует в качестве объективных обстоятельств, в которых человек вынужден действовать.

в повседневной жизни

Каждый день человеку предоставляется возможность выбирать. Практически каждую минуту мы принимаем решения в пользу того или иного варианта: встать утром пораньше или подольше поспать, съесть на завтрак что-то сытное или попить чай, идти на работу пешком или доехать на машине. Внешние обстоятельства при этом на наш выбор никак не влияют - человек руководствуется исключительно личными убеждениями и предпочтениями.

Свобода - это всегда относительное понятие. В зависимости от конкретных условий человек может обладать свободой или лишиться ее. Степень проявления также всегда различна. В одних обстоятельствах человек может выбирать цели и средства их достижения, в других - свобода заключается лишь в выборе способа приспособиться к действительности.

Связь с прогрессом

В древние времена у людей была довольно ограниченная свобода. Необходимость человеческой деятельности не всегда осознавалась. Люди зависели от природы, тайны которой не мог постичь человеческий разум. Существовала так называемая непознанная необходимость. Человек не был свободен, долгое время оставался рабом, слепо подчиняясь законам природы.

По мере развития науки люди нашли ответы на многие вопросы. Явления, которые раньше были для человека божественными, получили логичное объяснение. Поступки людей стали осмысленными, а причинно-следственные связи позволили осознать необходимость тех или иных действий. Чем выше прогресс общества, тем свободнее становится в нем человек. В современном мире в развитых странах границей свободы индивида являются лишь права других людей.

Похожие публикации