В помощь школьнику и студенту

Герои сказки лиса и волк. Сказка «Лиса и Волк»: анализ сказки. Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и волк»

Русская народная сказка "Лисичка-сестричка" о хитрой рыжей плутовке, которой удалось провести сначала деда, а затем Серого волка, чрезвычайно популярна у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эта веселая, даже немного комичная история написана простым языком, хорошо воспринимается и легко запоминается. Ну и, конечно же, несет в себе серьезный воспитательный момент. Познакомимся с ней поближе – вашему вниманию представлена аудиосказка "Лисичка-сестричка".

Мораль сказки "Лисичка-сестричка":


Вот так хитрая и коварная Лисичка дважды обманула глупого и доверчивого Волка. Аудиосказка "Лисичка-сестричка" для ребенка принесет больше пользы, если после ее прослушивания вы побеседуете с ним и зададите вопросы:

Пусть ребенок вместе с вами ответит на вопросы и попробует порассуждать – это хорошо развивает мыслительные способности, связную речь, расширяет словарный запас. Вместе выведите мораль сказки:

  • Доверие – это очень хорошо, но нельзя безгранично доверять кому бы то ни было. Доверие не должно граничить с глупостью.
  • Кто обманул один раз – обязательно обманет еще раз. Простить лжеца можно, но доверять ему уже не получится.
  • Обман – это очень плохо. К обманщику не будет хорошего отношения, а его ложь рано или поздно всплывет на поверхность.

Аудиосказка "Лисичка-сестричка" для iPhone/iPad воспитывает в малыше честность, неприятие обмана и нетерпение к глупости. Глупый и недалекий Волк выглядит смешно и вызывает жалость. А Лиса хоть и умна, но неприятна тем, что постоянно лжет и подставляет других героев, ведь по ее вине несчастный Волк был избит и лишился хвоста.

- Здравствуйте, мои дорогие! Доброго вам начала дня. Улыбнулись друг другу пошире.

Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!

Как вы её понимаете?

Любите ли вы сказки?

Что такое сказка?

Сказка – это вымышленное произведение. То, что происходит в ней, на самом деле не бывает, но, читая их, можно учиться добрым, хорошим поступкам.

Кто знает, почему мы называем одни сказки авторские, а другие – русские народные?

Итак, сегодня мы будем работать со сказкой.

Все минуточку вниманья,
Сказку я хочу начать.
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мёртвая.

Правильно, сказка называется "Лисичка-сестричка и волк". Русская народная сказка.

Кто же главный герой этой сказки?

Посмотрите сценку, она напомнит вам о том, каковы лиса и волк.

Здравствуй, куманёк! – улыбнулась Лиса Волку, сама вся рыжая, только кончик хвоста белый.

Здравствуй, Здравствуй, - щёлкнул зубами Волчище. – Опять что-нибудь скверное затеяла?

Я затеяла? Да я за всю жизнь ни разу никому плохого не сделала! – возмутилась рыжая.

А кто брату моему посоветовал в прорубь хвост опустить? – напомнил Волк – Еле ноги унёс.

Так это сказка! – махнула лапой Лиса.

А Колобка кто съел? А Петушка Золотого гребешка кто хитростью в лес заманил? – не унимался тот.

И ты всему поверил? – Лисица обвила ноги своим пушистым хвостом. – Ты больше слушай, тебе ещё и не такого наговорят…

Если это неправда, то вот уж в курятнике хозяйничать ты мастерица. Только пух и перья после тебя остаются.

Ну и хитра же ты, рыжая, - Волк посмотрел на Лисицу. – Да и красива ты, плутовка.

Что верно, то верно. Вот из-за красивого меха мне охотники с собаками покоя не дают. Спасибо, хвост помогает, следы заметает, собак с пути сбивает.

Хорошо бы, если и мой мне так помогал, - Волчище повернул голову и посмотрел на свой хвост.

Всё у тебя не так, как у других, - проворчала Лиса. – Хочешь, я тебе сделаю такой же хвост, как у меня?

Нет уж, спасибо! Опять хочешь обхитрить? Не получится.

Ну, как знаешь, - равнодушно сказала плутовка.

Как называют лису? Почему?

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчится на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем всё сначала!

Я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает задание, написанное на карточке.

Знакомая вам сказка?

Давайте попробуем восстановить события сказки по иллюстрациям.

На стр. 79 есть надписи к иллюстрациям.

Я предлагаю рассказать сказку, используя надписи к иллюстрациям.

Какова же лиса?

Кого она перехитрила?

Докажите, что лиса умная, жестокая, предприимчивая.

А каков же волк?

Сколько хитростей придумала лиса?

Что рассмешило вас в этой сказке?

Как обращается лиса к волку?

А волк к лисе?

Почему в сказке такое обращение между животными?

В каких ещё сказках лиса всех обхитрила?

Какой вы представляете лису?

А волка?

Сегодня на уроке вы были артистами, зрителями, а хотите побывать художниками?

Для этого я предлагаю вновь объединиться в группы. Каждая группа получает задание, написанное на карточке.

Молодцы! Вот какие получились Лиса и Волк.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Сегодня я ещё раз убедилась в том, какие вы все талантливые и способные.

У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке – поднимите картинку Лисички, а если грустно, неинтересно, то Волка.

Я очень рада, что вы уходите с урока с хорошим настроением.

Спасибо за работу. Урок закончен.

Я вам предлагаю вспомнить другую сказку, где героем является лиса, и рассказать её.

Анализ и значение народной сказки на примере РНС «Лисичка – сестричка и серый волк» в детском чтении

Жмуренко Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с № 18 «Кораблик», п. Развилка, Ленинского р-на, Московской обл.
Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.
Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально - ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка.
Русский народный фольклор самобытен, существует вне традиций и времени, он воплощает опыт, накопленный многими поколениями наших предков и основу русского менталитета, систему ценностей нашего народа, которую нам безусловно важно передать по наследству нашим детям. Репертуар детского чтения современного ребенка бесспорно должен включать произведения устного народного творчества, наряду с потешками, пестушками, прибаутками, песенками, колыбельными и простые добрые сказки.
Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка", "Колобок", "Теремок», «Курочка Ряба" и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа.
Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование "наказаний" и "поощрений" героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки.
Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности.

Литературно-художественного анализа произведения (сказки)
План

1. Название произведения, жанр (вид для сказки) (автор для авторских произведений)
2. Тема (о ком, чём - по основным событиям)
3. Идея (ради чего, с какой целью)
4. Характеристика гл. героев (цитаты из текста)
5. Художественное своеобразие произведения (особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка - примеры из текста)
6. Выводы - значение в работе с детьми

Анализ РНС «Лисичка – сестричка и серый волк».

По жанру: «Лисичка – сестричка и серый волк» - русская народная сказка о диких животных.
Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.
Идея сказки : Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.
Главные герои сказки - это лисичка – сестричка и серый волк.
Лисичка-сестричка:
- хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;
- умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;
- жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;
2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».
Волк:
- доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;
- добрый: «И то правда, - говорит волк, - где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)
Художественное своеобразие произведения:
Композиция:
Присказка ("Жили себе дед да баба"), экспозиция ("Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз"), завязка ("А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла."), развитие действия (в данной сказке - это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) – “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать") и развязка ("…Так, сестрица, так!").
Приёмы:
Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! - думает волк. - И не вытащишь!»
Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? - спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, - говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»
Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.
Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»

Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.

Сказка Лиса и Волк – забавная история о хитрой, ловкой лисе и глупом доверчивом волке. Сказка, в которой волка следует пожалеть, вызовет интерес у детей. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Лиса и Волк читать

Кто автор сказки

Эта сказка о животных относится к устному народному творчеству.

Увидела хитрая Лисичка старика, который с хорошим уловом с речки возвращался. Смекнула плутовка, как рыбкой полакомиться. Прикинулась лиса мертвой. А дед обрадовался, думает: привезу бабе рыбки да еще воротник на шубу. Положил находку в сани и довольный едет домой. Лисичка потихоньку рыбку на дорогу выбросила, с саней выпрыгнула, собрала улов в кучку, сидит, рыбкой лакомится. Любопытный и голодный Волк у кумушки стал спрашивать откуда рыбка. Лисичка научила Волка, как нужно в проруби хвостом рыбу ловить. Поверил кумушке Волк, к проруби пошел, сделал так, как кума советовала. Хвост примерз – с места Волк не сдвинется. Бабы сероманца увидели, коромыслом били, пока Волк не убежал, оставив хвост в проруби. А лисичка в деревне поживиться надумала да головой в тесто угодила. Бежит, а тесто по голове течет. Повстречала она отлупленного Волка и давай причитать и жаловаться: побили ее так, что мозги потекли. Добрый Волк пожалел плутовку, посадил на спину и повез в лес, даже не подозревая, что коварная Лиса его дважды обманула. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Волк

В сказке нет положительных персонажей. Дед олицетворяет простоту и неосторожность, Волк – глупость и ограниченность. Находчивость и смекалка Лисы поражает, но не делает ее положительным персонажем. Образ Лисы – предостережение простодушным и доверчивым людям. Смысл сказки Волк и Лиса заключается в том, что нужно научиться отличать правду от лжи. Следует быть разборчивым в друзьях, нельзя доверять «сладким» речам людей, особенно чужих.

Мораль сказки Лиса и Волк

Прежде чем доверять другим людям, нужно проанализировать ситуацию, взвесить услышанное и увиденное. Мораль сказки Лиса и Волк поучительна. Современное общество полно «лисичек», которые не прочь поживиться за чужой счет и «охотятся» на доверчивых и глупых людей повсюду.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Доверяй, но проверяй.
  • О популярности сказки свидетельствуют выражения, ставшие крылатыми, – «Битый небитого везёт» и «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!».

Сказка позволяет приблизиться к пониманию традиций и культуры русского народа. Являясь жанром выражения национального духа народа, сказка связана с мировоззрением этого народа. Известно, что русская сказка играет воспитывающую роль, но она воспитывает не только детей, а и взрослых людей. Особенно интересны в этом значении русские сказки для детей с картинками о животных.

В этой статье мы будем рассматривать как предмет исследования сказки о Лисе. Этот образ имеет много значений, потому что Лиса может льстить, хитрить, добиваться своей цели. Мы проанализировали 13 сказок: «Колобок», «Лиса и журавль», «Лиса и козёл» «Лиса, заяц и петух», «Кот и лиса», «Лиса и тетерев» и др.

Анализ сказок о животных убедил, что образ Лисы в русских народных сказках интереснее других животных. Лиса всегда разная, и можно понять, что она интересует самого человека, который наблюдает за ней. Человек видит в ней и в её поведении много интересного и сходного с самим человеком. Поэтому характер Лисы в русских сказках о животных имеет такие типичные черты, которые находим в их описании, как льстивость, хитрость и склонность к воровству. Рассмотрим каждое свойство характера Лисы отдельно.

Свойство льстивости в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Колобок», «Петушок – золотой Гребешок» и др. Нами замечено, что в сказке «Колобок» Лиса отличается от других животных. Так, например, когда Лиса встретилась с Колобком, она не сразу сказала Колобку: «Я тебя съем?», а сначала стала восхищаться им: «Здравствуйте, Колобок! Какой же ты хорошенький!» Но после того как Колобок по просьбе Лисы спел песенку, она щедро подарила ему свой комплимент: «Какая чудная песенка! Спасибо, Колобок! Такая славная песенка, так бы слушала и слушала». Лиса здесь много льстит, чтобы Колобок поверил ей, чтоб посадить его на свой язычок и съесть. Льстивой Лисе удаётся осуществить свой план. То же самое наблюдается в сказке «Петушок-золотой Гребешок». Чтобы привлекать внимание Петушка, Лиса воспевала его: «Петушок, Петушок, золотой гребешок, маслина головушка, шёлкова бородушка». И таким образом она достигала своей цели.

Свойство хитрости характера Лисы мы находим в следующих сказках: «Лиса и козёл», «Лисичка-сестричка и волк». Например, в сказке «Лиса и козёл» Лиса попала в колодец. Она стала горевать, чтоне сможет выбраться, что попала в беду, но когда козёл узнал, что Лиса попала в колодец, идея выйти из него у Лисы возникла сразу. Козёл спросил Лису, что она там делает, Лиса маскировалась и хитро ответила козлу: «Отдыхаю, голубчик, там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уже как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь!» Таким образом, Лиса привлекла козла в колодец и спасла себя. В сказке «Лисичка-сестричка и волк», волк был ранен из-за Лисы. Когда волк хотел отомстить Лисе, то Лиса говорила: «У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, я насилу плетусь». Лиса своей хитростью избежала мести и снискала сочувствие у волка. Свойство воровства в характере Лисы мы находим в следующих сказках: «Медведь и Лиса», «Лиса и Заяц» и др. В сказке «Медведь и Лиса», Лиса, зная то, что у медведя в избе на чердаке кадушка мёда, попросилась ночевать у медведя, обманув его в том, что в его избе углы провалились. Вечером она трижды стучала хвостом и влезла на чердак, чтобы съесть мёд. В конце концов она даже обвинила медведя в том, что это именно он съел мёд. В сказке «Лиса и заяц», у Лисы изба растаяла, она попросилась у зайца переночевать, и его из избы выгнала. Когда другие животные пришли выгнать её, она даже устрашала их: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!». Лиса часто бесстыдно ворует у других нужную ей вещь. В данных примерах мы видим, что Лиса всегда может спасти себя и найти выгоду от своей хитрости. В русских сказках Лиса украшена человеческими чертами характера, ведь именно народ является автором образа Лисы в сказках о животных. Русский народ творит сказку с целью воспитания детей. В сказках о животных абстрактное понятие о национальных чертах характера народа конкретизируется
через образы животных. В сказках народ передаёт из поколения в поколение ценную для всего общества информацию. Каждая сказка и каждый образ животного имеют воспитывающее значение. Таким и является образ Лисы. И хотя Лиса часто добивается своей цели хитростью, но она иногда тоже бывает наказана из-за хитрости. Например, сказка «Лиса и дрозд». В русских сказках образ Лисы даёт детям уроки: с одной стороны, что в жизни иногда нужна хитрость, а с другой стороны, что хитрых надо опасаться.

Лиса в русских сказках, которые мы проанализировали, принадлежит к положительному образу, её часто украшают ловким, хитрым поведением и остроумием. Русский народ ценит типичный характер Лисы-хитрость, об этом и говорится в русских пословицах: Хитрость – второй ум, Простота хуже воровства и т. д. Кроме того, в русских пословицах и говорится о том, что надо опасаться лести: На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся; Льстец под словами – змей под цветами и т. д.

Народные сказки до сих пор вызывают интерес и у взрослых людей и детей. Через сказки еще передаются народное мировоззрение, народная традиция, ум и характер народа. Сказка – это плод народного ума и мышления и сказка, действительно, имеет воспитывающее значение, она и утешает и учит.

Пожалуйста!

Шоколадная погоня.

Самый большой бассейн в мире.

Летающие пингвины

Необычный мост в Калгари.

Аэрография на авто. Выпуск 5 (30 фото)

Интересные светящиеся суши.

Самый длинный мост в мире.

Взгляд на искусство с юмором.

360 градусные панорамные изображения.

Поём онлайн на Karaoke.ru

Похожие публикации