В помощь школьнику и студенту

Храм на трубной. Церковь сергия в крапивниках. Храм Сергия Радонежского в Крапивниках на фотографиях разных лет

Судьба храма Сергия Радонежского в Крапивниках складывалась подчас драматично. Во время эпидемии 1771 года он лишился и священника, и значительной части прихожан, после разорения 1812 года церковь, бесприходную, приписали к другому храму, а в 1883 году отдали Константинопольскому Патриархату под устройство подворья. Важно при этом заметить, что церковь была уникальной в своем роде. Других приходских храмов с главным престолом во имя в Москве той поры не обреталось.

По документам храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (или же «в Крапивках») известен с 1625 года, в первые десятилетия своего существования он был деревянным. В 1677 году старая церковь сгорела, расчистив, таким образом, место под постройку каменного храма, который и начали возводить в 1678 году скромным четвериком с позакомарным покрытием и одной луковичной главкой.

Каменная церковь преподобного Сергия, выстроенная в конце 1670-х годов, была изначально очень мала, так что здание потребовалось расширить, вследствие работ середины XVIII века Сергиевский храм приобрел вид, близкий к современному: с севера он прирос приделом, посвященным святителю Николаю, над главным четвериком возвысился второй ярус. В это же время появилась и возрожденная ныне колокольня.

После революции Церковь преподобного Сергия оставалась действующей. В 1922 году из нее изъяли ценности. Закрыт он был только в 1938 году, едва ли не последним из московских храмов, обреченных закрытию. После этого его, как водится, обезобразили — обезглавили и наполовину разобрали колокольню. В здании церкви разместился цех №2 Первого московского завода коньков, производившего собственно коньки и лыжные крепления.


Саша Митрахович 15.08.2017 06:35


Основной объем храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках возводился накануне эпохи нарышкинского барокко. Строители его не гнались за изысканностью, а имели в виду лишь добротность. Спустя некоторое время к храму пристроили трапезную и южный придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. По оси «восток — запад» придел оказался короче основного четверика, что должно было сообщать зданию известную неуклюжесть.

В середине XVIII века храм существенно видоизменился, приобретя черты, знакомые нам по сегодняшним фотографиям. Придел святителя Николая, устроенный с севера, несколько уравновесил общую композицию, а восьмерик (иногда его называют четвериком со скошенными углами, что даже более справедливо), поставленный над основным объемом, придал ей определенное сродство с малыми храмами Высоко-Петровского монастыря — Пахомиевским и Толгским. Причем с храмом Толгской иконы Божией Матери Сергиевскую церковь в большей степени роднит некая камерность, а с Пахомиевским — именно решение второго яруса, хотя и здесь о разительном сходстве говорить не приходится: Пахомиевский храм увенчан «равномерным» восьмериком, каждая грань которого изначально имела окно.

Имени архитектора, производившего перестройку церкви прп. Сергия, мы не знаем, однако можно предположить, что к ней приложил руку зодчий из круга Д.В. Ухтомского, в ту пору — главного архитектора Москвы, Д.В. Ухтомский известен как мастер елизаветинского барокко. Сергиевская церковь, конечно, не имеет в своем оформлении достаточно черт, позволяющих с первого взгляда определить ее как «елизаветинскую», но это говорит скорее о том, что архитектор, перестраивавший ее, сумел проявить и такт, и чувство меры. А барочные черты ее «четверик со скошенными углами», несомненно, несет.


Саша Митрахович 15.08.2017 07:13


К сожалению, до закрытия храма Сергия Радонежского никому не пришло в голову сфотографировать или зарисовать интерьеры. Поэтому «лучше один раз увидеть» в данном случае не получится. Да и «сто раз услышать» — тоже. Описания тогдашнего храмового убранства довольно скупы. Например, архимандрит Серафим, автор брошюры «Церковь преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца» (1884), сообщает, что в главном приделе иконостас был пятиярусный, с четырьмя иконами в местном ряду, одетыми медными посеребренными ризами. В приделах были двухъярусные иконостасы, в переходе между главным храмом и Никольским приделами помещалась старинная икона Явления Божией Матери преподобному Сергию «в сребропозлащенной ризе», а в трапезной висели пять больших древних икон — Николая Чудотворца, Спаса Нерукотворного, Божией Матери «Утоли моя печали», Казанская и Балыкинская.

Оформлять интерьеры после возвращения храма Церкви пришлось заново. Лидия Владимировна Каледа так вспоминала о том, как выглядел храм внутри в 1991 году: «Иконостаса толком не было, и все собирали по крошечкам. нес туда из дома все, что можно, так что все те полотенца, которыми обустраивался наш храм, были отнесены туда». Полотенца и пикейные одеяла с прикрепленными к ним иконами заменяли алтарную преграду.

Естественно, в подобных условиях заботились о том, чтобы храм внутри выглядел хоть сколько-нибудь пристойно. Не до жиру, быть бы живу. Поэтому к церковному искусству в подлинном смысле слова принадлежит лишь убранство бывшего Никольского, а ныне Серафимовского придела, относящееся уже к самому недавнему времени. Росписи алтарной части придела выполнены Ириной Зарон, алтарная преграда — Сергеем Антоновым. Чета мастеров, известная своими работами для храмов, создала по-настоящему достойный, благородный ансамбль, в котором фресковая живопись, укорененная в древнерусской традиции (как тут не вспомнить о росписях Дионисия в Богородице-Рождественском соборе , тем более что и там присутствует композиция «О Тебе радуется», помещенная Ириной Зарон в конхе алтарной апсиды Серафимовского придела), органично сочетается с резными иконами, отсылающими к творениям старых мастеров-кресторезов. Преграда в достаточной степени «прозрачна» и пропускает взгляд рядового, не вхожего в алтарь богомольца к росписям.


Саша Митрахович 15.08.2017 07:19

Дело в том, что в обители трудились не только иноки, но и селившиеся рядом миряне. Как известно, в монастыре нельзя ни крестить, ни венчать. Для этих нужд окрестных жителей и был построен храм во имя преподобного Сергия.

Часто к его названию добавляли «что в Старых Серебряниках», «на Петровке у Трубы», «в Крапивниках». Все три определения объяснимы.

Раньше в этом районе находилась старая Серебряная слобода, где проживали серебряники. «На Петровке у Трубы» указывает на расположение между Петровкой и Трубной площадью. (Сама площадь, кстати, называется так оттого, что «Трубой» назывался водосток реки Неглинной под стеной Белого города. В XVII в. внизу нынешнего Петровского бульвара был Лубяной торг: продавали бревна, доски, двери и т. п. В следующем столетии на этом месте устроили площадь, которая стала называться Трубной.)
Что касается определения «в Крапивниках» (или «в Крапивках»), есть два мнения. Либо на месте, где была построена церковь, росло много крапивы, либо название переулка Крапивенский произошло от фамилии владельца участка земли в этом районе.

Никоновский Крест

Главная святыня храма - Крест, в котором помещены 300 частиц мощей святых. Среди них есть мощи пророка Даниила, св. Иоанна Предтечи, евангелистов Матфея, Марка и Луки, апостолов Павла, Фомы и брата Господня Иакова, равноапостольного царя Константина, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.
А еще частицы таких святынь, как Камни Гроба Господня и Гроба Пресвятой Богородицы и даже Камень с того места, где Авраам устроил трапезу для Святой Троицы.

Вряд ли где-то есть что-то подобное этому Кресту. Интересна его история.
Этот Крест-мощевик был главной святыней Крестного монастыря на острове Кий. Он был привезен на Русь из Палестины по повелению патриарха Никона, поэтому и называется Никоновским.
В 1639 г. Никону пришлось плыть по Белому морю «в малом кораблеце с неким христианином». Разыгралась буря, и путешественникам грозила неминуемая гибель, но они заметили небольшой остров и пристали к нему. Остров (по сути, каменная скала) был совершенно необитаем и непригоден для жизни.

Кий сей остров? - спросил Никон у своего спутника, желая знать название острова. Но тот этого не знал.
- Пусть же сей остров зовется Кий, - решил Никон.
Чтобы отблагодарить Господа за спасение, он поставил на берегу поклонный Крест, на котором сам написал образ Распятого Христа.

В 1652 г. Никон (тогда митрополит Новгородский) по повелению царя отправился в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа. По пути он пристал к уже знакомому его Кию-острову и с радостью увидел, что поставленный им Крест цел и невредим. Стоя перед ним с мощами митрополита Филиппа, он обещал поставить на острове церковь и монастырь, о чем через четыре года бил челом Государю Алексею Михайловичу.


Монастырь было решено назвать Крестным.

Примерно в 1656 г. из Палестины по просьбе Никона (он был уже патриархом) в Москву привезли два кипарисных креста, размеры которых соответствовали размеру Креста, на котором был распят Иисус Христос. Один предназначался для Голгофского придела храма Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре, другой - для Крестного монастыря на острове Кий.
Из Москвы Крест повезли к Белому морю. И на всем пути при остановках на ночлег изготовлялись его копии. Одна из них сохранилась в кладбищенской церкви Влскрешения Лазаря в г. Онеге (данные на 1997 г.).

Крест пребывал на Кий-острове до закрытия монастыря в 1923 г. За время существования обители его вывозили только один раз - в 1854 г. из-за нашествия англичан. При этом были утеряны некоторые мощи.

С 1923 по 1930 г. Крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере. Потом его привезли в Москву, где он хранился в запасниках Исторического музея.

В храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках Крест был передан в августе 1991 г. Интересно, что вторичное освящение главного придела храма было совершено 30 августа 1991 г., в день памяти Святейшего Патриарха Никона, спустя 310 лет со дня его кончины.

Из истории этой небольшой церкви известно очень немногое. Как и многие московские храмы, сначала он был деревянным, потом построили каменное здание.
В XVI-XVIII вв. храм служил усыпальницей князей Ухтомских. На северной стене придела Преподобного Сергия до сих пор можно видеть четыре каменные плиты и на самой левой разобрать фамилию княгини Ухтомской. В конце XVIII в. в Москве свирепствовала моровая язва. Священник, который служил в Сергиевской церкви, умер, а в храме осталось так мало прихожан, что их перевели в одну из ближайших церквей - «приписали» к ней (подобные «приписные» храмы существовали в Москве до конца XIX в.).

Город оправился от эпидемии, и у храма вновь появились прихожане, однако его постигло новое несчастье. В 1812 г., во время нашествия французов, здание пострадало так сильно, что его даже вычеркнули из списка московских церквей, а прихожан снова «приписали» к другой церкви. Туда же забрали оставшуюся утварь и имущество. Только чудотворную икону Преподобного Сергия передали в церковь села Бородина.

Вскоре вышло требование гражданского начальства, чтобы все дома в Белом городе были каменные. Поскольку Сергиевский храм пустовал, предприимчивые горожане решили использовать его как каменоломню, но митрополит Филарет не дал уничтожить церковь. Храм был восстановлен, и в нем возобновились службы.

Официально он по-прежнему считался «приписным» и бесприходным, ведь прихожане перешли в другую церковь. Фактически храм не был нужен местным жителям, поэтому его решили использовать для устройства Константинопольского патриаршего подворья (что-то вроде светского посольства). При этом храм поступал во владение Вселенской Патриархии, а рядом с ним были построены дома для работников подворья.

Эти здания до сих пор являются прекрасным украшением города. Кажется, что этот уголок Москвы ничуть не изменился с того времени. А еще создается впечатление, что находишься не в России, а в Византии: настолько непривычно пестрыми выглядят эти здания на фоне остальных. Снаружи стены украшены красно-белым цветочным узором, который был характерен даже не столько для Греции, сколько для мусульманского Востока. Издалека они напоминают сказочный пряничный домик.

В 20-е гг. храм еще был действующим. Но уже в следующем десятилетии его закрыли и приспособили здание под учреждение. В колокольне располагалась районная трансформаторная подстанция.

В начале 90-х церковь была возобновлена как Патриаршее подворье.

Церковь преподобного Сергия в Крапивниках известна с конца XVI столетия. Она изображена на «Петровом чертеже» Москвы, и это пока единственное свидетельство существования одноглавого храма в то время. Первое письменное подтверждение существования церкви относится к 1625 году, тогда она была деревянной.

Название церкви «в Крапивниках» однозначного объяснения не имеет. По одной из версий, так могли называть местность малонаселённую, заросшую бурьяном и крапивой. Согласно другой точке зрения, переулок, в котором церковь стоит, получил название по имени хозяина одного из дворов.

В самом деле, в 1752 году одно из владений рядом с храмом принадлежало коллежскому асессору Алексею Крапивину. В прошлом были и другие названия церкви: «в Старых Серебряниках», «у Трубы», то есть близ Трубной площади, «в Сторожах».

В дореволюционное время церковь в Крапивниках была единственным храмом центра столицы, главный престол в котором был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского.

Сергиевская церковь невелика, она стоит под углом к Крапивенскому переулку и далеко выдаётся на проезжую часть своей колокольней. Такое расположение говорит нам о древности храма. Самая старая часть церкви – небольшой по площади четверик, построенный в камне в 1678 году. С севера, юга и запада он окружён более поздними пристройками. Только восточная стена его не была ничем застроена. Здесь мы можем увидеть алтарную апсиду, наличники окон, старый карниз. Каким было первоначальное завершение кубического здания, точно не известно. Скорее всего, церковь была одноглавой.

Южный придел во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи был пристроен к храму в 1702 году. Он объединён с трапезной единым пространством. В 1885-1886 годах придел Иоанна Предтечи был увеличен. Заново была построена абсида, отодвинутая на восток. Она стала вровень с двумя другими алтарями храма. Предтеченский придел стал больше по площади, чем древний четверик и северный придел. Ныне этот придел посвящен Всем святым, в земле Русской просиявшим.

В 1749 году церковь перестроили, и она стала почти такой, какой мы видим её сегодня. Над старым четвериком появилось новое завершение в виде прямоугольного объёма со срезанными углами. На коротких сторонах его были устроены арочные ниши с замковыми камнями. Все углы надстройки украсили пилястры. Новое завершение храма покрыто высоким восьмигранным куполом и увенчано простым, без украшений, гладким барабаном с маленькой главой и ажурным кованым крестом. Одновременно к храму был пристроен северный Никольский придел (в 1998 году он освящён во имя Серафима Саровского). Церковь получила черты стиля барокко. Не исключено, что перестройка храма велась по проекту мастера школы князя Д.В. Ухтомского - главного архитектора Москвы середины XVIII столетия.

В Сергиевском храме был крещен известный русский философ, общественный деятель, писатель и музыкальный критик В.Ф. Одоевский (1804-1869). В 1812 году, во время пребывания в Москве наполеоновской армии, церковь сильно пострадала. После ухода французов она была приписана к соседнему храму Иоанна Богослова (не сохранился, стоял в Петровском переулке). Богослужения возобновились только в 1875 году.

15 ноября 1883 года Сергиевская церковь, не имевшая своего прихода, была передана Константинопольскому Патриархату под устройство собственного подворья (представительства в Российской империи).

В 1920 году храм преподобного Сергия в Крапивниках во многом разделил судьбу всей Русской Православной Церкви. В нем насильственно были изъяты ценности (богослужебные сосуды, старинные ризы на иконах и сами иконы). Известно, что изъятие ценностей сопровождалось волнениями прихожан. В 1934 году умирает последний греческий настоятель храма. Благодаря тому, что с формальной точки зрения Константинопольское подворье не принадлежало Русской Церкви, его еще несколько лет не закрывали. Храм был закрыт одним из последних в Москве – в 1938 году. В конце 1930-х годов у закрытой уже церкви разобрали ярус звона колокольни и барабан над основным объёмом. Внутри было устроено кустарное производство по заточке коньков, что объясняется близостью любимого москвичами катка “Динамо”. В таком виде храм сохранялся до 30 августа 1991 года, когда он был освящён Патриархом Алексием II. Сейчас храм - Патриаршее подворье.

В 2001 году была восстановлена разобранная большевиками колокольня, а в 2010 году освящен придел в честь Всех святых, в земле Русской просиявшим. В 2013 году открыта роспись Серафимовского придела, выполненная иконописцем Ириной Зарон.

На наружной северной стене храма укреплены доски с надписями красивой вязью, рассказывающие о погребённых рядом с ними прихожанах. Здесь похоронено несколько представителей княжеского рода Ухтомских. Они жили в Сергиевском приходе в XVI- XVIII веках. Здесь же были могилы княгини Е.М. Дашковой (1711 год), стольника М.Б. Челищева и его супруги и других. До нашего времени под юго-западным углом трапезной сохраняется усыпальница князей Ухтомских. Некрополь Сергиевского храма – один из самых известных в Москве

В церкви Сергия с 1991 года находится выдающееся произведение искусства и почитаемая святыня – Кийский Крест, один из самых значительных реликвариев в истории христианства. Крест, повторяющий размеры Креста Христова, был изготовлен по приказу Патриарха Никона и освящён 1 августа 1656 года в Москве. Он предназначался для основанного Никоном Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Патриарх Никон поместил в Крест частицы мощей 104 святых и 16 камней из различных святых мест Палестины. Крест находился на своём месте, в соборе Крестного монастыря, до 1923 года. Затем его перевезли в антирелигиозный музей на Соловках, а в 1930 году в Государственный исторический музей в Москве. Среди других почитаемых святынь этого древнего храма – чудотворные иконы: образ Божией Матери Феодоровская и образ преподобного Сергия Радонежского.

Что есть что в церкви

Также здесь могла располагаться слобода крапивников, которые занимались заготовкой крапивы. В старину ее мелко рубили, смешивали с мукой и кормили лошадей и свиней. А из молодой крапивы варили щи.

В 1625 году в Крапивниках появилась церковь Сергия Радонежского. В 1678 на месте сгоревшего деревянного храма построили бесстолпное здание, а в 1749 его перестроили, добавили второй ярус и возвели колокольню. Примерно в это же время появились трапезная и придел Иоанна Предтечи. Проект перестройки храма, предположительно, подготовил архитектор из команды Д.В. Ухтомского.

В 1883 году не имевшую собственного прихода церковь Сергия Радонежского в Крапивниках передали Константинопольскому патриаршему подворью, и рядом с ней вырос комплекс трехэтажных зданий по проекту С.К. Родионова. Фасад украсили византийские, древнерусские и мусульманские орнаменты. Так архитектор хотел показать, что древняя Патриархия находится в мусульманской стране, но подворье стоит на Русской земле. Долгое время храм был также усыпальницей Ухтомских.

В 1938 году церковь в Крапивниках и подворье закрыли, а колокольню частично разобрали. Внутри устроили производство коньков, так как рядом был Петровский каток.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1991 году храм вернули РПЦ. Сейчас его самая известная святыня - Кийский крест с мощами 400 святых, хотя часть из них утрачена. Его сделали для Кийского монастыря в память о чудесном спасении патриарха Никона от бури на Белом море. Специально для этого креста из Иерусалима привезли кипарис. Размер святыни точно повторяет крест, на котором распяли Иисуса Христа. Крест обложили серебряными листами, а внутрь вложили частицы креста Господня, части ризы Христа. Украсили его 15 позолоченных звезд с частицами гроба Господня, частями камня Вертепа и частичками гроба Богородицы. На лицевой стороне креста мощи 97 святых с подписями, а на тыльной - мощи еще 300 святых уже без подписей.

В 1930-х годах Кийский крест находился в антирелигиозном музее на Соловках, затем хранился в запасниках Государственного Исторического музея. В 1991 году святыню передали в церковь Сергия Радонежского в Крапивниках.

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках на фотографиях разных лет:

А что о храме в Крапивниках знаете вы?

Похожие публикации