В помощь школьнику и студенту

Колокола на Руси: от необходимости к эстетике. Когда в Церкви появились колокола? Мастера колокольных дел

Колокольный звон считается чудотворным, потому что оказывает во многом необъяснимое наукой влияние на все живое от микробов до человека. Звук, издаваемый колоколом, вызывает у человека ощущения, которые необычны и не соизмеримы ни с чем, к чему мы привыкли. Неслучайно колокол называют «звонкой иконой» и «молитвой в бронзе».

КОЛОКОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

В IV тысячелетии до н. э. на территории современного Южного Ирана и Турции, в Месопотамии и Египте уже существовала технология бронзового литья. Но как только люди научились добывать металл, они не могли не обратить внимания, как продолжительно и мощно он звенит при ударе (а голос бронзы особенно красив).

Ряд исследователей полагает, что родина колоколов — Китай. Действительно, технология бронзового литья была создана в эпоху Ся (XXIII—XVIII века до н. э.). Впрочем, в числе предметов, найденных под пеплом Геркуланума и Помпей (I век до н. э.), встречались колокольчики высотой 14 и 17 см. В античном мире они выполняли в основном сигнальные функции. В Древнем Риме их звон оповещал об открытой рынков и бань, о поливке улиц, о казнях и других событиях городской жизни.

Обычай созывать монахов на богослужение возник в христианских монастырях в Египте. В палестинских, сирийских, греческих монастырях до сих пор применяются особые доски (било), в которые ударяют колотушкой (клепалом).

Когда колокола были невелики, их вешали на фронтонах церквей. По мере увеличения веса для них стали сооружать небольшие башенки на крышах храмов. Звонили с земли, дергая за веревку. С VIII века появляются сообщения о первых колокольнях, построенных отдельно от церквей. Позже романская и готическая архитектура объединила колокольню и церковь в единый ансамбль.

Усовершенствованная технология литья позволяла отливать колокола не только более крупные, но и издающие тон желаемого тембра. Уже в IX веке стали изготавливаться наборы колоколов (до 8 штук), создававшие определенный звукоряд. В раннем Средневековье они получили повсеместное распространение, а в странах христианской Европы с VII века стали неотъемлемой частью повседневной жизни европейских городов и сел, поскольку символизировали добро.

В XII веке была разработана новая технология литья, обеспечившая высокое качество звучания и возможность увеличить вес колокола. Вскоре появились комплексы, объединяющие до тридцати колоколов. Система клавиш, по которым звонарь ударял кулаками, была дополнена педалями. Колокола следовали друг за другом в соответствии с полутонами без пробелов.

Таким образом, период с XII по XVI век занимает особое место в истории колоколов: в эти столетия сформировалась их современная форма и технология литья.

КОЛОКОЛА НА РУСИ

На Русь колокола попали с Запада. Первое упоминание о них содержится в 3-й Новгородской летописи и датируется 1066 годом. Ранняя история колоколов на Руси сложилась так же, как и на Западе. Сначала их отливали монахи, но довольно скоро дело перешло к ремесленникам. Колокола освящались, но их никогда не крестили и не нарекали человеческими именами. Хотя часто давали прозвища: колокол с сильным, резковатым звучанием нередко звался Лебедем, с мягким, приятным — Красным, с неровным, дребезжащим — Козлом, Бараном.

На Руси им приписывалась способность изгонять нечистую силу, развеивать козни и злые чары, отводить грозу, исцелять болезни. При этом они нередко подвергались суровым наказаниям. В 1771 году набатный колокол Московского Кремля по указу Екатерины II был снят и лишен языка за то, что призывал к бунту. В 1591 году по приказу Бориса Годунова та же участь постигла угличский колокол, оповестивший народ о гибели царевича Дмитрия. На

Руси колокола отмеряли ход времени, били тревогу, предупреждали о приближении неприятеля, созывали воинов, встречали победителей, приветствовали знатных гостей. Звук вечевого колокола созывал народные собрания в Новгороде и Пскове.

Путешественников, приезжавших в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Уже к середине XVI века русские колокола превзошли по габаритам западные. Если европейские колокола весом 100-150 пудов (один пуд равен 16 кг) считались редкостью, то в России они были широко распространены.

В Московском Кремле колокола такой весовой категории звучали по будням. Экземпляры весом до 600-700 пудов назывались полиелейными и благовестили по памятным дням, до 800-1 000 пудов — именовались воскресными и звонили в воскресенье, от 1 000 пудов и выше — праздничными, они оповещали о больших радостных событиях.

СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ НАУКА

По данным известного физика Фотия Шатунова, колокола излучают огромное количество резонансных звуковых волн и тем самым очищают пространство. Шатунов доказал: полноактивный колокольный звон убивает бактерии в радиусе 70 км и гармонизирует пространство. Уникальная спиралевидная траектория звука, получающаяся при ударе в колокол, оказывается губительной для многих болезнетворных микробов.

За счет специфического распределения мощности звуковой волны структуры микробных клеток приходят в резонанс и разрушаются. Гибнут даже такие микроорганизмы, как вирус гепатита, споры сибирской язвы.

Древние мастера владели секретами изготовления и отливки колоколов с различными типами излучений энергии. Предполагают, что им удавалось отливать колокола со звоном, обладающим избирательным воздействием на болезнетворную флору, о которой тогда, естественно, лишь только догадывались.

В Средние века отливали колокола с целенаправленным противоэпидемиологическим эффектом: убивавшие возбудителей чумы в одном случае, возбудителей оспы — в другом. Александр Герцен писал о старом трескучем колоколе, который был водружен на пьедестал почета в одном из швейцарских городов зато, что он своим звоном спас жителей этого города и его окрестностей от гибели во время эпидемии чумы!

Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном. Сделанные выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых буйных душевнобольных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессии и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон.

Оказывается, звон колокола способствует более быстрому расщеплению негативных энергий и более полному выводу их из биополя человека. К тому же он генерирует в пространстве исключительно позитивные энергии белого и зеленого цветов.

Наконец, колокола — это мощные гармонизаторы пространства, которые помогают человеку входить в резонанс с гармонией Вселенной, обретать физическое, энергетическое, психическое и духовное здоровье.

НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ

В колокола нередко звонили во время грозы, чтобы отвести гром и молнию и предохранить всех слышащих звон от материальной и духовной угрозы. «Повсюду, где слышен звук сего колокола, — говорится в одном благословении VIII века, — да удалятся враждебные силы, также и тень призраков, налет вихря, удар молнии, падение грома, разрушения бури и всякие духи ураганов».

Колокольный звон показателен с точки зрения разграничения «чистого» и «нечистого» времени. Во всех славянских традициях известны поверья о том, что некоторые мифологические персонажи показываются на глаза людям и занимаются своей злокозненной деятельностью только после того, как отзвонит колокол. Особо это относится к периоду от Страстного четверга до Страстной субботы, когда колокола, в соответствии с церковным каноном, не звонят вообще.

Молчание колоколов — это время их скорби по поводу кончины и мучений Иисуса Христа. Чтобы нечистая сила не имела возможности торжествовать победу и творить зло, в этот период принято было заменять колокольный звон другими звуками: парни ходили по ночам по селу с колокольчиками и трещотками, старухи били ветками по церковному полу или скамьям в костеле.

На Востоке считается, что звук, издаваемый колоколом, соответствует звукам мантр. Таким образом, звучащие колокола входят в резонанс с энергосистемой человека. При этом происходит активизация работы чакр, усиливаются токи энергий. Увеличивается общий энергопотенциал человека. Происходит гармонизация всех органов и систем человека — как на уровне физического тела, так и на тонких планах.

Сергей МИЛИН

Любим и постоянно читаем журнал "Русский Дом", в котором черпаем надежду на возрождение мощи России и ее духовного ядра - Русской Православной Церкви.

Однако были удивлены и раздосадованы помещенной в 3-м номере журнала за 2001 год статьей "Осторожно: плоские колокола!", о возрождении нашего православного звона и роли в нем бил (клепал).

В статье упоминаются слова Святогорца (одного из монахов русского Свято-Пантелеимонова монастыря, написавшего свою книгу в 1890-х годах), а Святогорец в своем письме действительно говорит о том, что звуки бил напоминают пророков Ветхого Завета, а звуки колоколов - Благовестие Евангелия и добавляет: подобно тому, как Ветхий Завет согласен во всем с Новым, так и звуки бил, переходящие затем в звон колоколов, напоминают об этом согласии.


Еще никто не отменял действующий сегодня Устав богослужения (Типикон), в котором предусмотрено использование для звона 4 видов инструментов: малое (ручное) деревянное било, большое деревянное било, металлическое било (клепало) и колокола. Причем Устав не указывает их количество, формы и материал, не противопоставляет, а, наоборот, согласовывает их гармоничное совместное применение в соответствии с торжественностью.

Именно поэтому многие монастыри и храмы, возрождая сегодня у себя православный звон, стараются сделать это с учетом требований Типикона и традиций, существовавших в России сотни лет. А традиции таковы, что била существовали на Руси с ее Крещения и до революции 1917 года. История их использования делится на три этапа:

1. До ХV века на Руси в церковном звоне храмов применялись только била. Это было вызвано, в частности, отношением православного народа к колоколам как к чужеродным инструментам. Вспомним хотя бы преподобного Антония, одного из основателей Киево-Печерской Лавры, который после возвращения со Святой Горы Афон писал: "В било звонят по ангелову внушению, в колокола латыняне звонят". Первые колокола в основанном прп. Сергием Радонежским Свято-Троицком монастыре появились лишь через 30 лет после его кончины.

2. С началом объединения Руси вокруг Московского княжества великие князья и цари стали усиливать Русскую Православную Церковь, борясь за ее независимость от Константинополя, строя новые храмы и монастыри, развивая колокольное дело и т.д. Колокола стали все чаще использоваться в церковном звоне, заменяя била. Но даже в середине ХVII века большая часть русских храмов и монастырей имела только била. И это не случайно, ведь бронза была дорогостоящим дефицитным материалом.

3. Только с началом массового производства колоколов в петровские времена началось быстрое замещение бил. Но била применялись в России совместно с колоколами вплоть до революции (Новоиерусалимский монастырь, Киево-Печерская Лавра и др.) и особенно в старообрядческих приходах Сибири, Алтая и некоторых районах Центральной России.

Начав возрождать забытые традиции православного звона в нашей стране в 1980-х годах, мы сперва вспомнили о колоколах, а затем уже о билах. Хорошим примером в этом плане служат обители Святой Горы Афон, Болгарии, Сербии и других православных стран, где не было такого погрома церквей, как в России, и где била и колокола совместно участвуют в церковных звонах. Там уже сотни лет используются металлические била в виде железных плит, дуг, сковородок и т.п. Они часто плохо звучат, ржавые, оббитые, но менять их на новые никто не собирается.

Плоские била сравнительно легко могут быть изготовлены с любой тональностью и тембровой окраской звука. Вот почему "плоские колокола" стали часто применять в оркестрах, театрах и т.д. для воспроизведения колокольных звонов.

Почему же храмам и монастырям не иметь такие била для православного звона, они ведь легче и дешевле бронзовых классических колоколов в десятки и сотни раз! Более того, они певучее и прочнее обычных колоколов; меняя вес и материал молотков, место удара, звонарь имеет больше возможностей для создания различных композиций звонов. Била могут использовать как с обычными колоколами, так и самостоятельно, без них. Нарушается ли при этом Устав богослужения? Думается, нисколько. Ведь было время, когда колокола заменяли била, теперь била возвращаются в православный звон. И это прекрасно!


С уважением,
Виктор Григорьевич Шариков,
руководитель Московского колокольного центра;

Иерей Игорь Капреллянц,
настоятель Смоленского храма,
с. Воронино Московской епархии

В православной прессе уже поднимался вопрос об обновленческом движении в области церковных звонов нашей Церкви, где говорилось о нарастающей угрозе подмены церковных колоколов металлическими пластинами, называемыми "плоские колокола" или "била", которые имитируют, а вернее пародируют звук настоящих колоколов . Хотелось бы вернуться к этой теме и более подробно рассмотреть все аспекты этой далеко не безобидной проблемы.

В первую очередь необходимо выяснить главные вопросы: кому и для чего это нужно? Кто хочет исказить колокольный звон фальшивыми звуками? Кому звон колоколов мешает и не дает покоя? Ответ очевиден: враг рода человеческого ненавидит все Церковное. Все, что в Церкви исполняется по Уставу с благоговением и усердием, разжигает в нем нестерпимую злобу и ненависть. Он не переносит ни Богослужения, ни молитвы верующих, ни святые иконы, ни колокольный звон. А потому, он всеми силами стремится все стороны Церковной жизни осквернить, исказить и сделать фальшивыми, чтобы их святость не мешала ему губить души человеческие и готовить свое воцарение. Вот он, отец лжи, и хочет вместо ненавистных ему колоколов, которым при освящении дается сила против духов злобы поднебесной, развесить на колокольнях металлофоны с целью искажения колокольного звона.

Но просто так люди менять колокола на пластины не будут , для этого их надо какимто образом обмануть и убедить, что это полезное и нужное дело. Вот тут враг начинает действовать уже через людей, своими давно испытанными средствами. Одним из видов этих средств являются деньги, этот идол, который ныне правит миром и все глубже с разных сторон влезает в церковную жизнь.

Слишком много посторонних и случайных людей, зачастую совсем неверующих, почувствовав безнаказанность своих действий, доброту и терпимость верующих людей, пользуются Церковью, как прикрытием для достижения своих ненасытных финансовых планов.

Создаются различные общества, центры и тому подобные структуры, под видом которых идет бойкая финансовая деятельность отдельных лиц, которые вполне серьезно считают себя большими столпами церковной жизни, будучи на самом деле обыкновенными перекупщиками, спекулянтами или бездарными плагиаторами. Именно таких коммерсантов и использует враг для претворения в жизнь своих разрушительных идей.

И вот уже этими бизнесменами налажено массовое производство "плоских колоколов", которые при поддержке лукавой рекламы потихоньку распространяются по нашим храмам и монастырям, заменяя своим гулом колокольный звон. А людей убеждают, показывая им всяческие графики и таблицы, что эти пластины звучат лучше настоящих колоколов, что все нормально, бояться нечего - это просто возрождение старинных бил.

Расчет очень прост. Эти металлофоны и назвали "билами" специально для того, чтобы в случае возмущения людей таким беззаконием, можно было бы этих же людей обвинить в выступлении против традиций Церкви , прикрываясь этим названием - чисто иудейский прием.

Била, используемые на Афоне и в Греции
(в т.ч. на Афонском Подворье в Москве, м.Таганская)

Ведь понятие "било" очень неопределенное и расплывчатое, потому что билом при желании можно назвать практически любую доску, бревно, железку и даже камень абсолютно любой формы и размера, по которым можно производить удары чем-либо для созыва или оповещения людей. Называя свои металлофоны "билами", коммерсанты тем самым убивают сразу двух зайцев. Во-первых, этим названием они усыпляют бдительность людей, потому что настоящие била в Церкви существуют (Афон, Синай, Иерусалим) и всегда можно на это сослаться, а во-вторых, они оставляют себе возможность для оправдания, так как по отдельности эти пластины (опять же при желании) можно назвать билом.

Но в наборе из нескольких штук, подобранных по звукоряду, наподобие металлофона, эти пластины церковными билами не являются , как не являются они и никакими "плоскими колоколами", потому что колокол бывает только настоящий, а плоскую железку как колоколом не называй, она им не станет! Это все равно, что сказать "плоский шар". Абсурд!

До появления этих металлофонов таких понятий, как "звонница из бил" или "плоские колокола" в нашей Русской Церкви вообще никогда не было . Все это сейчас насаждается искусственно, с целью искажения одной из сторон церковной жизни.

Вот и спрашивается, зачем нам что-то менять, и вводить какие-то новые инструменты вместо колоколов? Зачем нам "плоские колокола"? Тем более, что люди, которые нам их навязывают, только для обмана называют их билами, чтобы их покупали. Но настоящие, старинные церковные била не такие.

Во-первых, старинные церковные била никогда не имели своей целью имитировать звук колоколов. Это был абсолютно самостоятельный, и к тому же очень примитивный инструмент. От него не требовалось высокой красоты звука, ни тем более какой-то определенной ноты. Главное условие - это чтобы его было слышно.

Во-вторых, било использовали всегда только одно - или малое, или большое, как и читаем у Н. Оловянишникова в его книге " История колоколов и колокололитейное искусство" , где он дает определение церковному билу: "Било или билцо - металлическая или деревянная доска, около сажени длиной, в которую бьют особой колотушкой. Различали два била - великое и малое, малое носили в руке, большое вешали на столбах".

Но русский человек любит во всем простор и красоту! И когда приходилось выбирать: звонить в колокола или стучать колотушкой по доске, всегда выбирали первое. Колокольный звон своей красотой и мелодичностью пленил душу русского человека. И звон колоколов стал постепенно распространяться по Русской земле, вытесняя примитивные била. Русские мастера научились отливать колокола, и с течением времени лучше русских колоколов не было нигде. Колокольный звон по праву стал одной из святынь и неотъемлемой частью Русской Православной Церкви! А била со временем и вовсе прекратили использовать за ненадобностью, хотя кое-где они еще оставались, но в основном, как дань старине.

Так, что если возрождать старинные церковные била в их настоящем виде, то они сейчас мало кому понадобятся, так как колокола имеют явное преимущество.

Дело в том, что колокольный звон универсален в своем роде. Он в полной мере соответствует всем требованием Церкви. Колоколами можно благовестить, трезвонить бесконечно разнообразно, исполнять Пасхальные, водосвятные, встречные, погребальные и другие звоны. Можно вызванивать молитвы, различные перезвоны, переборы и многое другое. Колокольный звон предусмотрен церковным уставом в особые моменты Божественной Литургии. А било очень ограничено в своих возможностях, им не исполнить и десятой доли того, на что способны колокола. Это была одна из причин, по которой отказались от примитивных бил. И если нам говорят, что новоявленные пластины - это возрожденные старинные била, то возникает вопрос: почему же они во всем абсолютно другие? Если уж возрождать, то в том виде, как и было, а если нам предлагают совершенно другое, то это уже не возрождение, а что-то новое.

Чтобы это понять, достаточно посмотреть, что пишет один из лидеров и главный идеолог этого обновленческого движения, самый крупный перекупщик колоколов, атеист господин Шариков В.Г., который, является руково-дителем Колокольного центра при храме Николая Чудотворца в Заяицком, цитирую: "Вот почему у нас в России (а на Западе уже давно) все больше и больше стали применять "плоские колокола" в оркестрах, театрах и т.д. для воспроизведения колокольных звонов. Почему же храмам и монастырям не иметь такие била для православного звона, они ведь легче и дешевле бронзовых классических колоколов в десятки и сотни раз!"

Ну, вот пусть в театрах на этих пластинах и играют! А наши колокольни не концертные площадки, на которых можно играть, на чем попало. В Церкви существуют определенные уставы, и есть вещи, которые никто не в праве менять по своим прихотям или из-за личной коммерческой выгоды. Так, что в этом высказывании г. Шарикова ясно проглядывается его мирская, финансовая заинтересованность в этом деле. Тем более, что Колокольный центр создан им для одной единственной цели - перекупки и перепродажи колоколов, А курсы звонарей служат как прикрытие, или по современному «крыша» для его бурной коммерческой деятельности. Кстати ребята, которые там занимаются ничего и не подозревают, а после окончания курсов невольно становятся рекламными агентами г. Шарикова. Безотходное производство! Так, что организованная им реклама и продажа металлофонов, которые он называет «плоские колокола» или «била», является всего лишь дополнительным финансовым потоком в карман, лично Шарикову. А к возрождению старинных церковных бил это не имеет, ни какого отношения.

От него, как от заразного корня, стали появляться и другие любители легкой наживы и авангардной музыки. Уже сочиняются целые симфонии для игры на этих металлофонах. А главная концертная площадка - это колокольня старообрядческого храма на Рогожском кладбище, где джазовый музыкант Паша Маркелов, в свободное время, исполняет на колоколах и "билах" свои астральные мелодии, которым дает пафосные названия типа "Апокалипсис". Но, и художники-модернисты своим абстрактным картинам тоже дают названия на Евангельские темы, но от этого их кривизна не исправляется.

Все-таки очень странно, что старообрядцы, которые ратуют за строгое сохранение и соблюдение традиций, позволяют такое безобразие у себя в храме.

В общем-то, все эти оркестры вместо звонниц, и концерты на них дело caмиx старообрядцев, но дело в том, что этот Паша Маркелов, будучи старовером, очень активно занимается распространением металлофонов (плоских колоколов) по приходам нашей Русской Православной Церкви, вероятно имея свой процент дохода с этого темного бизнеса. И здесь уже приходится защищать свои родные храмы от этого обновленчества..

Возможно на концертах и уместны звоны колоколов в сочетании с другими музыкальными инструментами, и даже с целыми оркестрами, но это совсем другое дело, это не церковные звоны. В церкви же все должно быть благочинно. Ведь когда поет хор на клиросе, ему не нужны никакие музыканты. Так же и колокольный звон, как и церковный хор, не нуждается ни в каких дополнительных музыкальных инструментах. Зачем же к звону церковных колоколов добавлять звук металлических пластин? Для чего искажать колокольный звон? Зачем вешать в окнах наших колоколен какие-то квадратные железки, похожие на мишени в тире? Ведь даже вид колокольни с плоскими досками, висящими в окнах вместо колоколов, выглядят довольно странно.

"Плоские колокола"

Сравните - металлофон

При покупке людям говорят, что эти "била" (плоские колокола) гораздо дешевле настоящих колоколов. И что плоское "било", при сравнительно небольших размерах, дает ноту большого колокола, но при этом умалчивают о том, что новоявленные "плоские колокола" звучат более-менее прилично только при условии слабых ударов молотка , потому, что при усилении удара происходит очень сильное искажение звука, похожее на звук крышки от кастрюли. Поэтому, показывая покупателю эти «била», бьют по ним тихонько, чтобы человек не понял главного, что для колокольни они не годятся.Купят такой "плоский колокол" для храма на последние деньги и думают, что купили недорого мощный благовест, но потом выясняется, что их просто обманули . Потому что, чтобы давать мощный, красивый, благозвучный, низкий по тону звук нужна соответственно большая масса, и объемная форма, которая бы этот мощный звук держала. А это может обеспечить только колокол, который эти параметры (масса, объем и определенный профиль) имеет.

А что касается ноты, то ноту любого колокола, пускай и самого большого можно воспроизвести на многих музыкальных инструментах. И все дело не в ноте, а в звуке, который будет давать эту ноту. Можно с колокольни ударить в настоящий колокол, а потом в "плоский" и сразу станет понятно, что это абсолютно разные звуки, хотя нота у них будет одинаковая.

Но все равно несмотря ни на что людей стараются убедить, что между колоколами и пластинами разницы никакой нет, всеми силами пытаются стереть грань различия, чтобы народ постепенно привыкал к этому новшеству.

Вот еще одно откровение господина Шарикова по этому поводу: "Специалистами давно доказано, что спектры их звучания аналогичны. Так как они оба относятся к ударным идиофонам, т.е. ударным музыкальным инструментам с самозвучащим телом, и колокол рассматривается как то же било, но только более сложной формы". Ну, что же, если господин Шариков со своими специалистами не видят разницу между колоколом и пластиной, очень жаль, а для верующего человека церковный колокол был, есть и будет неотъемлемой частью церковной жизни и сравнивать спектр его звучания с различными железками нет никакой необходимости. Это во-первых, а во-вторых, инструментов с самозвучащим телом довольно много - это колокол, рында, било, гонг, металлофон, ксилофон, литавры, различные тарелки, колокольчики и многое другое (кстати, колокол из них является самым совершенным и благозвучным.). Но это еще не значит, что они похожи и взаимозаменяемы. Все они относятся к ударным идиофонам и на графиках спектры их звучания будут отчасти похожи, так как у каждого из них есть свои обертона и своя продолжительность звука. Но это относительное подобие будет только на бумаге, на практике же все выглядит по-другому.

Так же, как на балалайке нельзя исполнить скрипичную партию, хотя оба эти инструмента струнные, так же и инструменты с самозвучащим телом - каждый имеет свой звук и свое назначение. Тем более, что звон колоколов - это чисто церковный звук, который нельзя заменить ничем. Он совершенно индивидуален и неповторим, и менять его на разные фальшивые звуки крайне неразумно. Еще можно понять храмы, где вообще нет колоколов, а с деньгами довольно туго. Там покупают такие металлофоны на срок, пока не найдут деньги для покупки настоящих колоколов. Хотя и в таких случаях многие батюшки предпочитают купить небольшую звонницу вместо пластин.Но к большому сожалению бывает так, что хотя в храме есть колокола, все равно покупают еще такие "била" для разнообразия, превращают колокольню в оркестровую яму и получается не церковный звон с молитвой, а один соблазн для себя и для людей. Потому, что в подавляющем большинстве храмов, где во время звона колоколов используют такие "плоские колокола", никому из верующих людей это не нравится, так, как звук "била" только портит колокольный звон.

Но у господина Шарикова на этот счет свое мнение. Читаем: "Била могут использоваться как с обычными колоколами, так и самостоятельно без них. Нарушается ли при этом Устав Богослужения? Думается, нисколько!". Может быть господин Шариков расскажет нам, когда это на Святой Руси было, чтобы во время колокольного звона играли на металлофонах? Ему видите ли думается, что он может решать, что и как должно звучать с наших колоколен. За годы своей коммерческой деятельности Шариков наверное забыл, о том, что он обыкновенный перекупщик, который просто арендует в храме помещение, к тому же даже не является церковным человеком, так как открыто заявляет о том, что он атеист. Так может ли он что-то решать в Церкви?

А по поводу традиций звона можно обратиться на Св.Афон, где до сих пор есть и колокола и била, только настоящие церковные била, а не те фальшивки, которые нам навязывают. Так вот там колокола и била звучат всегда отдельно друг от друга. Или стучат в било (одно), или звонят в колокола. До сих пор на Афонском подворье в Москве, соблюдая традиции Святой Горы, до звона колоколов ходят по двору и стучат в деревянное било, а потом звонят в колокола. Всё отдельно. И то, что эти разные звуки не смешивали, случайностью не было, потому что в этом проглядывается духовный смысл.

Вот, что пишет Афонский Святогорец, в одном из своих писем, о колоколах и билах: "Слабые звуки дерева и железа напоминают нам неясные, таинственные речи пророков (Ветхого Завета, авт.), а шум и стройная игра колоколов - благовестие Евангелия, торжество его во всех концах Вселенной и наводит мысль на Ангельскую трубу последнего дня".

Значит, русские люди выбрали колокола не случайно! Верующим сердцем, почувствовав духовную разницу, наши предки выбрали колокола не просто, как более лучший музыкальный инструмент, а колокольный звон, как Торжество Православия!

Вот и получается, что Шариков и ему подобные переделывают область колокольных звонов нашей Церкви на свой лад, переворачивая все с ног на голову. Достаточно прочитать их оправдания всей этой затеи с "плоскими колоколами", цитирую: "Ведь было время, когда колокола заменяли била (! - авт.), теперь била возвращаются в Православный звон. И это прекрасно!".

Если принимать всерьез эту лукаво-восторженную фразу господина Шарикова, то получается, что колокола у нас были временно, только как замена билам, а теперь благодаря Шарикову и К все вернется на круги своя.

Кстати, история колоколов уходит в глубокую древность. Еще до Рождества Христова имеются упоминания о колоколах, звонках и бубенчиках, которые имели очень широкий круг применения. Конечно, это были не такие колокола как сейчас, но сам принцип колоколов зародился именно тогда. В Православной Церкви первый колокольный звон появился в 604-606 гг. Его введение приписывают папе Сабинианусу. После чего применение колоколов стало постепенно распространяться на христианский Восток, где впервые они появляются в конце IX века в Константинополе, когда по просьбе Императора Василия Македонянина (867-886 гг.) было прислано двенадцать колоколов для новой церкви св. Софии. И уже после Крещения Руси первые колокола попадают на Русскую землю. Так что, колокола это древнейший, канонический церковный инструмент, который появился в Православной Церкви задолго до отпадения католичества и Крещения Руси. И то, что такие коммерсанты как Шариков постоянно унижают значение церковных колоколов, ради своей комерческой выгоды, ясно показывает не православный дух всей этой затеи с «плоскими колоколами».

В связи со всем выше сказанным возникает вопрос: если новоявленные металлофоны - не возрожденные церковные била и не колокола, так зачем их продавать для храмов? Для чего налаживать массовое изготовление этих пластин, подкрепляя все лукавой рекламой? Ответ прост. Сейчас в возрождение нашей Русской Церкви вкладываются огромные деньги, так как разрушено было почти все. И нашлись дельцы, которые решили на этом неплохо заработать. А так как литье колоколов - это целое производство, в которое вкладывают душу, и которое становится делом всей жизни (а коммерсантам прибыль нужна сразу и побольше), то и были придуманы эти плоские доски вместо колоколов. А чтобы их покупали, сочинили легенды о том, что они были всегда, только о них почему-то забыли.

Ну а если они все-таки были, то пусть тогда г. Шариков расскажет нам хотя бы один случай, когда во времена большевистских гонений на Церковь с колоколен вместе с колоколами сбрасывали такие пластины. Но, мало вероятно, что он сможет это сделать, по одной простой причине - их там просто не было! Не было никогда в нашей Русской Православной Церкви такого безобразия, как эти «плоские колокола»! Это современное новшество, основанное на коммерции, а в духовном плане имеющее своей целью искажение и осквернение церковных колокольных звонов.

Таким положением дел возмущены абсолютно все современные колоколо-литейщики и подавляющее большинство звонарей. Ведь такого наступления на колокола и осквернения колокольного звона еще никогда не было!

Враг рода человеческого всегда пытается ввести во все сферы жизни нашей Церкви плевелы обновленчества, будь то Богослужение, церковные уставы или что-то другое. И вот уже добрались и до колоколов!

Внимание! Сейчас под видом церковных бил в нашу Церковь внедряется новый, абсолютно чуждый церковному звону инструмент под названием "плоские колокола".

которые ничего хорошего в церковные звоны не внесут. Надо сейчас бить в набат, пока не поздно, пока это новшество не заполонило все наши колокольни. Ведь господа коммерсанты и не скрывают своих наполеоновских планов. Например, Шариков откровенно заявляет: «Все объективные предпосылки говорят о том, что в православном звоне за билами большое будущее».

Если мы не будем сохранять в чистоте все стороны Церковной жизни, как ее устроили наши предки, если мы запросто будем менять, по нашим прихотям то, что нам захочется или покажется устаревшим и не современным, то мы рискуем разорить нашу Церковь! Потому, что враг рода человеческого начинает всегда с малого, а мелочей в духовном мире не бывает. Все имеет свой определенный вес, смысл и назначение. И искажение какой-то одной духовной сферы в Церкви ведет ко многим бедам с самых неожиданных сторон. Поэтому нам надо быть предельно бдительными и ревнивыми в сохранении даже мельчайших традиций нашей Церкви. А так как колокольные звоны, это довольно большая и ответственная область Церковной жизни, то она соответственно требует и серьезного отношения. Но, как известно, враг не дремлет! Ему звон колоколов напоминает о геенне огненной, и он всеми силами стремится его уничтожить, а если не удастся, то хотя бы обезобразить.

По этому, в заключении хотелось бы пожелать, чтобы с наших колоколен раздавался звон настоящих (!) колоколов и благовестил всему миру о Торжестве Православия!

Володин Константин Викторович, звонарь, Церковь Ризоположения в Москве на Донской

Ветхозаветные времена колоколов не знали. В первые века христианской Церкви колоколов также не было. В Западной Церкви они появились и распространились в IV-IХ веках, в Восточной – в IХ-ХII веках. На Руси они зазвучали вскоре же после принятия христианства, но широко распространились с конца ХVI века, а в ХVII-ХX веках они так широко и прочно вошли в церковный обиход, так слились с богослужением Русской Православной Церкви и с представлением о русском народном благочестии, что вопрос об их духовно-символическом значении заслуживает особого внимания.

В молитвах на освящение «кампана, си есть колокола или звона», в части II Требника упоминаются семь серебряных труб, которые Господь повелел создать Моисею для созывания народа к жертвоприношению и молитве, для укрепления мужества войска во время войн. Эти серебряные трубы, в которые трубили израильские жрецы, потрясли стены враждебного Иерихона, так что не только «умными и одушевленными созданиями», но и бездушными, «якоже Моисеевым жезлом и медяною змиею в пустыне», Господь Бог властен творить преславные дела и чудеса «в спасение и пользу верных». На этом основании освящаемому колоколу испрашивается Божие благословение и сила для того, чтобы слышащие его днем или ночью возбуждались к славословию имени Божия и собирались в церковь; чтобы самый звон колокола воздавал славу Богу; чтобы звоном колокола освящался воздух и прогонялись из него все вредоносные силы; чтобы этим звоном утишались и прекращались бури ветряные, грады же и вихри и громы страшные, и молнии; чтобы, наконец, слыша его, верные рабы Божии укреплялись в благочестии и вере и мужественно противостояли «всем диавольским наветам», побеждая их молитвой и славословием.

Сам Господь Иисус Христос говорит, что при конце мира Он «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). Апостол Павел говорит о последней трубе, которая вострубит, о трубе Божией, при которой совершится изменение живущих людей в бессмертные существа и воскресение умерших (1 Кор. 15, 52; 1 Фес. 4, 16-17).

Знаменательно, что в раннехристианские времена, в IV веке, в египетских и некоторых палестинских монастырях употреблялись именно трубы для тех же целей, для каких впоследствии стали употребляться колокола. В древние времена в монастырях для созыва братии на молитву и при богослужении для сугубого возбуждения внимания молящихся широко употреблялись деревянные, железные, медные, даже каменные била и клепала. Такие била и клепала перешли и в русские обители. Древние Уставы, которыми и ныне пользуется Церковь, составлялись до распространения колоколов. Поэтому все, что сказано в уставных текстах о биле, клепале, древе великом, следует относить к колокольному звону. Иногда даже происхождение слова «колокол» связывают с обычаем ударять кол о кол, создавая звук – сигнал. И в деревянном биле, и в колоколе из сложного сплава, и в серебряной трубе тем важнейшим общим, что их объединяет и уравнивает, является самый звук как сигнал, соответствующий таинственному воплю в полуночи: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Мф. 25:6), которым прикровенно изображается Второе Пришествие Христово. Такой сигнал есть не что иное, как благовестие о Пришествии Судии и Избавителя. Звук труб, бил, клепал и колоколов – это тоже благовестие о богослужении. Поэтому колокольный звон получил в России замечательно точное название – благовест. С этой точки зрения колокольный звон для храма и прихода или для братии монастыря подобен тому, чем является для всей вселенной Евангелие, что в переводе – кальке на русский язык – значит «благовестие».

В богослужебных книгах колокол называется кампан, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля – campi и с названием растущего на полях цветка колокольчика – campanula. Есть мнение, что название колокола (кампан) обусловлено тем, что, как по полю беспрепятственно может идти человек, так по воздуху свободно распространяется звук колокола.

По своей внешней форме колокол – не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.

В восточных православных странах в ХI-ХII веках было немало противников колоколов как принадлежности латинской Церкви, но в ХII веке последовало официальное благословение на их употребление в Православной Церкви.

Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С ХIV века на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. Как и звонница, колокольни строились вначале отдельно от храмов. Но в московской архитектуре ХVI-ХVII веков, а затем повсеместно появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые входят в здание храма, составляя с ним целое. Такие колокольни ставятся с западной стороны храма так, что вход в храм осуществляется через нижний этаж колокольни, который может являться в таком случае притвором. Наряду с такими колокольнями продолжали сохранять и строить храмы с колоколами в куполах на кровле или в отдельно стоящих колокольнях. Возникновение колоколен было обусловлено стремлением и возможностью создавать большие и звучные колокола. Кроме того, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно, так что высокая колокольня как бы заложена в самой идее колокола. Колокольня духовно может означать и гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе грядущем и начале Вечной жизни.

В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько видов звона. Благовест – это звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называются перезвоном или перебором. Слово «звон» также имеет узкий смысл, означающий удары в несколько колоколов одновременно. Звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними, называется трезвоном. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрене и Литургии, точнее, к часам перед Литургией. К самой Литургии бывает трезвон. К торжественным богослужениям за благовестом сразу следует трезвон. В особо торжественных случаях сначала бывает благовест, который переходит в перезвон (перебор), а за ним следует трезвон.

Звон во время Литургии и утрени призывает верующих, находящихся вне храма, соединить свои молитвы с молитвами присутствующих на богослужении. Во время Литургии благовест в один колокол бывает к пению «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу» и продолжается до пения «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу». Это правило применяется при поздних Литургиях и когда служится одна Литургия; за ранними обеднями этого звона не положено. На утрене бывает звон во многие колокола во время пения полиелея. Перед ранней Литургией благовест бывает в один колокол, нечастый, перебора и трезвона нет. Перед поздней литургией благовест частый, а затем – трезвон. После окончания праздничной и воскресной Литургии положен трезвон. Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы.

Звоны меняются в зависимости от характера служб. Одни звоны – Великим постом, иные – в прочие дни года, одни – в праздники, другие – в будни; особые звоны – к заупокойным службам. При многих колоколах в храмах различают праздничный, воскресный, полиелейный, простодневный (будничный), малый колокола. При этом может быть несколько небольших зазвонных колокольцев различной величины, которыми сопровождается звон в основные колокола. Названия колоколов показывают и случаи, в которых каждый из них участвует в благовесте или звоне. Искусство русского церковного колокольного звона уникально и представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры.

Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.

Колокольня с несколькими певучими голосами - гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.

Услышав колокольный звон, нужно перекреститься и помолиться

В чем назначение церковных колоколов

В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.

Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца . В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.

Удивительное явление - при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.

Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.

Виды колокольного звона

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения , но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.

Звонарем может быть только воцерковленный человек , обладающий определенными качествами:

  • внутренним чутьем;
  • чувством ритма;
  • знание звукового ряда;
  • знанием техники исполнения;
  • знанием Церковного устава.

Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты , чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.

Звонарь рисует звуком, как художник красками

Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовест, призывающий к богослужению.

Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:

  1. Праздничный благовест звучит на Пасху или по особенным праздникам, для его звучания необходимо благословение настоятеля храма.
  2. Воскресный благовест звучит по воскресеньям, полиелейный - для проведения особенных служений.
  3. Ежедневные службы начинает будничный благовест, в Великий пост - постный.
  4. Набат возвещает беду, слава Богу, звучит крайне редко.

При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.

При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.

Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.

Утренний, монастырский исцеляющий от всех болезней звон

История появления колоколов

Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.

Интересно о православии:

Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.

Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.

Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.

Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.

Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.

Самый большой в мире Успенский колокол – «Царь-колокол»

Целебная сила колокольного звона

Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.

Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.

Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.

Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.

Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.

Колокольный звон. Очищение пространства и исцеление

Похожие публикации