В помощь школьнику и студенту

Партия кадетов в 1917 году. Конституционно-демократическая партия. Программа конституционно-демократической партии

Конституцио́нно-демократи́ческая па́ртия Па́ртия Наро́дной Свобо́ды », «к.- д. партия », «конституционные демократы », «партия ка-детов », позже «каде́ты ») - крупная центристская политическая партия в России в начале XX века .

История

Решение о создании Конституционно-демократической партии было принято на 5-м съезде либеральной организации земских деятелей Союз земцев-конституционалистов (9-10 июля 1905 года), исходя из поставленной членами Союза задачи «объединения земских сил с общенародными» в процессе подготовки к выборам в Государственную Думу.

23 августа 1905 в Москве состоялся 4-й съезд организации либеральной интеллигенции Союз освобождения , который принял решение о присоединении к Союзу земцев-конституционалистов и создании вместе с земскими деятелями единой партии. Избранные обоими Союзами комиссии сформировали Временный комитет, подготовивший объединительный съезд.

Несмотря на транспортные проблемы, вызванные Всероссийской политической стачкой , Первый (учредительный) съезд партии прошел в Москве с 12 по 18 октября 1905 года. Во вступительной речи Павел Николаевич Милюков охарактеризовал конституционно-демократическое движение как идейное, внеклассовое, социально-реформистское, определил главную задачу создаваемой партии как «вступление в Думу с исключительной целью борьбы за политическую свободу и за правильное представительство», и провел границы партии в политическом спектре России следующим образом: от более правых партий кадетов отличает отрицание и бюрократической централизации, и манчестерства (направление экономической политики XIX веке в Англии, требующее безусловного невмешательства государства в хозяйственную жизнь), от более левых - приверженность конституционной монархии и отрицание требования полного обобществления средств производства . На заседании 14 октября 1905 съезд принял постановление, в котором приветствовал «мирное, и вместе с тем грозное» рабочее забастовочное движение и выразил поддержку его требований . На следующий день, 15 октября, на съезде было оглашено сообщение о подписании императором Николаем II Высочайшего манифеста о даровании народу прав и свобод. Это известие делегаты встретили громкими аплодисментами и криками «ура». В прочувственной речи Михаил Львович Мандельштам вкратце описал историю освободительного движения, результатом которого стал Октябрьский манифест, и приветствовал союз интеллигенции, студентов и рабочих. Собравшиеся почтили вставанием память борцов, погибших за народную свободу, и поклялись не отдавать эту свободу назад .

В то же время на заседании 18 октября съезд дал скептическую оценку Манифеста, отметив неопределенность, иносказательность и неконкретность выражений, и выразил неуверенность в возможности осуществления его положений на практике при сложившихся политических условиях. Партия потребовала отмены исключительных законов, созыва Учредительного собрания для выработки конституции и освобождения политзаключенных . На банкете после съезда П. Н. Милюков закончил речь словами: «Ничего не изменилось, война продолжается» .

Съезд принял устав и программу партии, избрал временный Центральный комитет .

Отношения сотрудничества между кадетами и новым правительством графа Сергея Юльевича Витте не сложились. Витте предложил кадетам войти в состав кабинета министров, но не принял их предложения о всеобщих выборах в Учредительное собрание с целью выработки конституции, и его переговоры с делегацией кадетских деятелей земского союза (Н. Н. Львов , Ф. А. Головин , Ф. Ф. Кокошкин) закончились неудачей. Делегацию земско-городского съезда, на котором кадеты имели большинство, С. Ю. Витте не принял, упрекнув либеральную общественность в «нежелании содействовать власти в осуществлении начал манифеста и охране порядка» .

На II съезде (5-11 января 1906) к названию партии был прибавлен подзаголовок «Партия Народной Свободы» (сочетание «Конституционно-демократическая» было не очень понятно массам малограмотного населения). Съезд утвердил новую программу, в которой определенно высказался за конституционную парламентарную монархию и распространение избирательных прав на женщин. По вопросу об участии в выборах в Государственную думу съезд подавляющим большинством принял решение принять участие в выборах несмотря на противодействие администрации и избирательный ценз , отсекающий от выборов рабочих и часть крестьян. В случае победы на выборах съезд объявил главной целью работы в Думе введение всеобщего избирательного права, политических и гражданских свобод, и принятия неотложных мер для успокоения страны. Съезд избрал постоянный ЦК под председательством кн. Павла Долгорукова , в который, в частности, вошли М. М. Винавер , И. В. Гессен , Н. Н. Глебов , кн. П. Д. Долгоруков , А. А. Кизеветтер , Ф. Ф. Кокошкин , А. А. Корнилов , В. А. Маклаков , М. Л. Мандельштам , П. Н. Милюков , С. А. Муромцев , В. Д. Набоков , Л. И. Петражицкий , И. И. Петрункевич , Ф. И. Родичев , П. Б. Струве , Н. В. Тесленко , кн. Д. И. Шаховской и Г. Ф. Шершеневич .

В ходе подготовки к выборам в Думу численность партии неуклонно росла, достигнув к апрелю 1906 года 70 тыс. человек. Этому способствовал высокий уровень политической активности перед выборами, и возможность вступить в партию на основании одного лишь устного заявления.

Партия пользовалась большим успехом в широких кругах как интеллигенции, купцов и мещан, и либерального дворянства, так и среди трудящихся. Широкую общественную поддержку ей обеспечили её программа глубоких политических и социальных преобразований, а с другой стороны, стремление осуществить эти реформы исключительно мирным, парламентским путём, без революций, насилия и крови.

В результате конституционные демократы получили в I Государственной думе 179 мест из 499 (35,87 %), образовав крупнейшую фракцию. Председателем Думы стал член ЦК кадетов профессор Сергей Андреевич Муромцев , все его заместители (в частности, Николай Андреевич Гредескул) и председатели 22 думских комиссий также были кадетами.

После роспуска I Думы через 2,5 месяца её работы, кадеты сперва участвовали в собрании депутатов в Выборге и в выработке «Выборгского воззвания» , но вскоре отказались от требований Выборгского воззвания и пошли на выборы во II Думу под очень умеренными лозунгами.

Все подписавшие Выборгское воззвание были лишены права быть избранными во II Думу (во время выборов были под следствием), и в III Думу (приговоренные к наказанию по суду лишались избирательного права на 3 года после окончания наказания). Многие популярные деятели партии не смогли принять участие в последующих выборах. Успех кадетов на выборах в I Думу более не удалось повторить.

Групповой портрет части фракции кадетов во II-й Думы.

Социальный состав партии и её электорат

Изначально партия была организована представителями интеллигенции и земского либерального дворянства. В состав партии вошли либерально настроенные землевладельцы, средняя городская буржуазия (промышленники, купцы, банкиры), учителя, врачи, служащие. В период революционного подъёма 1905-1907 годов в партийных организациях состояли или активно поддерживали партию многие рабочие, ремесленники и крестьяне. Стремление кадетов играть роль конструктивной оппозиции и противодействовать царскому правительству исключительно парламентскими методами привело после поражения революции 1905 года к разочарованию в тактике кадетов и оттоку из партии представителей социальных групп, занятых физическим трудом и обладавших небольшими доходами. Сокращение численности трудящихся в составе партии продолжалось вплоть до революции 1917 года . В течение всего этого времени партию кадетов поддерживал в основном средний городской класс.

Однако попытка лидера кадетов спасти (в парламентско-конституционном виде) монархию не удалась. 2 марта 1917 года Николай II переменил принятое решение отречься от престола в пользу малолетнего сына Алексея и отрёкся в пользу брата Михаила Александровича , который, в свою очередь, заявил, что примет верховную власть только в том случае, если таково будет решение Учредительного собрания . В сложившихся обстоятельствах, когда члены самой династии Романовых отрекались от власти, защищать далее монархию было трудно. Уже на VII съезде Конституционно-демократической партии, прошедшем в Петрограде 25 - 28 марта 1917 года, программа партии была пересмотрена: вместо требования конституционной монархии было провозглашено, что «Россия должна быть демократической и парламентарной республикой».

Кадеты преобладали в первом составе Временного правительства , П. Н. Милюков , один из лидеров партии, стал министром иностранных дел. Кадеты были близки к высшему командному составу армии (М. В. Алексеев и др.). Летом 1917 года, ввиду очевидного кризиса революционных методов управления страной, сделали ставку на военную диктатуру, а после провала Корниловского выступления , которому сочувствовали, были удалены из Временного правительства.

После Октябрьской революции

Совет Народных Комиссаров

Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции

Члены руководящих учреждений партии кадетов, как партии врагов народа, подлежат аресту и преданию суду революционных трибуналов.

На местные Советы возлагается обязательство особого надзора за партией кадетов ввиду её связи с корниловско-калединской гражданской войной против революции.

Декрет вступает в силу с момента его подписания.

Председатель Совета Народных Комиссаров
Вл. Ульянов (Ленин)

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров
Влад. Бонч-Бруевич

Кадеты участвовали в различных подпольных антибольшевистких организациях (Правый центр , Национальный центр , Союз Возрождения) и активно поддерживали Белое движение . Девизом кадетов было провозглашено «национальное восстановление России при помощи новой, по существу и духу всероссийской, внепартийной, внеклассовой власти Верховного правителя». Состоявшаяся в Омске в мае 1919 года восточная конференция кадетской партии провозгласила национальным вождем А. В. Колчака .

В начале 1920-х партия к.-д. играла большую роль в эмиграции, где ряд программных и тактических вопросов несколько отвел друг от друга различные течения в партии. Правые к.-д. (П. Струве, В. Набоков), составлявшие большинство, в своих выступлениях сблизились с монархистами . Левые к.-д. (республиканцы), возглавляемые П. Н. Милюковым, искали опору в крестьянстве, что привело их к сближению с эсерами . Из к.-д. в эмиграции вышла часть так называемых «сменовеховцев», предложивших «Смену вех » и признание Советской власти.

Главные пункты программы (на 1913 год)

Лидеры и видные деятели

См. также

Примечания

  1. Опубликовано в издании: П.Б.Струве, «Избранные сочинения», Москва, РОССПЭН, 1999, с. 412-423. Перевод с немецкого Н.С.Плотникова. Впервые: Peter Struve, Sozialliberalismus// Internationales Handwцrterbuch des Gewerkschaftswesens. Bd. 2. Berlin, 1932. S. 1531-1536
  2. Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х т. / Т.1. 1905-1907 гг. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997 г. - стр.18-22. .
  3. Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х т. / Т.1. 1905-1907 гг. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997 г. - стр.28. .
  4. Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х т. / Т.1. 1905-1907 гг. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997 г. - стр.29-31. .
  5. Съезды и конференции конституционно-демократической партии. В 3-х т. / Т.1. 1905-1907 гг. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997 г. - стр.31-33.

КАДЕТЫ (КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ)

С.А. Степанов

Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 10а, 117198, Москва, Россия

Статья представляет собой сокращенную версию лекции спецкурса «Политические партии России: 1905-1917 гг.» Автор рассматривает историю возникновения партии кадетов, являвшейся наиболее авторитетной политической партией либерального направления в дореволюционной России. В статье акцентируется внимание на периоде с октября 1905 г., когда была создана партия кадетов, до июня 1907 г., когда правительство распустило П Государственную думу. Анализ кадетской программы и тактических лозунгов позволяет прийти к выводу, что кадеты разделяли реформаторские взгляды. Партия кадетов выступала за постепенную эволюцию самодержавного строя и легальные методы политической борьбы. В отличие от партий радикального толка, кадеты не пользовались большим влияниям в массах.

Конституционно-демократическая партия, или Партия народной свободы (второе название), представляла левый фланг российского либерализма. Кадетов еще уважительно называли «профессорской партией», имея в виду высокий образовательный и культурный уровень рядовых членов и созвездие имен в руководстве партии. Конституционные демократы предложили России проверенные конституционные решения и либеральные ценности, давно привившиеся в парламентских государствах. Однако эти ценности и идеалы оказались невостребованными, что явилось трагедией российского либерализма, основные этапы создания партии кадетов.

Основные этапы создания партии кадетов

Ядром будущей партии кадетов стали две полулегальные организации: Союз земцев-конституционалистов и Союз Освобождения. Обе организации появились в 1903 г. «Союз земцев-конституционалистов» был создан либеральными земскими деятелями для подготовки согласованных выступлений сторонников конституции на земских съездах. Показательно, что главную роль в

этом нелегальном и явно оппозиционном союзе играли люди, принадлежавшие к высшей аристократии - князь Д.И. Шаховской и два брата князья Петр и Павел Долгоруковы, рюриковичи по происхождению, одни из самых богатых землевладельцев России.

«Союз Освобождение» получил название по журналу «Освобождение», издававшемуся в Штутгарде под редакцией П.Б. Струве. Учредителями союза стали два десятка земских деятелей и либеральных интеллигентов, собравшихся под видом туристической группы, осматривавшей красоты Боденского озера в Швейцарии. Среди руководителей союза собрался цвет дворянского либерализма: камер-юнкера и камергеры с прогрессивными взглядами. Но наряду с ними в Союзе был представлен демократический элемент, чьи убеждения отдавали левизной, - недаром при создании «Союза Освобождение» его председатель И.И. Петрункевич произнес характерную фразу: «У нас нет врагов слева». Это были люди, прошедшие подполье, тюрьмы и ссылку. Заместителем председателя Союза стал Н.Ф. Анненский, шурин русского бланкиста П.Н. Ткачева, свидетель на процессе нечаевцев и подозреваемый по делу о покушении на цареубийство. Еще одним освобождением был С.Н. Булгаков, сын священника, под влиянием материалистических идей бросивший духовную семинарию и порвавший с православием, чтобы ровно через тридцать лет принять сан священника.

Благодаря левым элементам «Союз Освобождение» действовал решительно и напористо. На втором съезде Союза в ноябре 1904 г. было решено начать банкетную кампанию. Формальным поводом стала юбилейная дата: празднование сорокалетия судебной реформы, самой либеральной и последовательной из всех реформ 60-х гг. XIX в. На деле банкетная кампания должна была сыграть роль катализатора оппозиционных настроений. По решению «Союза Освобождение» также велась агитация за создание союзов либеральных профессий, что позволяло обойти запрет на существование политических партий. В короткое время в России возникло более десятка союзов: академический, писателей, инженеров, адвокатов, учителей, врачей, агрономов, статистиков. В канун Кровавого воскресенья 9 января 1905 г. освобожденцы в спешном порядке сформировали единый координирующий центр - Союз Союзов. События, последовавшие за расстрелом мирной демонстрации в Петербурге, поставили на повестку дня вопрос о создании политической партии, которая сплотила бы либералов.

Павел Милюков

Создание такой партии было неразрывно связано с именем Павла Николаевича Милюкова. Он родился в 1859 г. в семье архитектора. Еще в гимназии Павел Милюков проявил склонность к изучению языков, а всего он за свою жизнь овладел восемнадцатью языками. Он проявил себя блестящим студентом и был оставлен на кафедре русской истории. Милюкова часто называют учеником В.О. Ключевского, но он был слишком самостоятельной фигурой, чтобы склониться даже перед таким авторитетом. В своем исследовании «Государственное хозяйство России и реформы Петра Великого» Милюков пришел к выводу, что петровские реформы являлись непрерывной цепью ошибок и реформ и привели к вымиранию пятой части населения страны. Ключевский дал отрицательный отзыв и на публичном диспуте выступил с резкой критикой. Милюкову была присуждена не докторская степень, а только магистерская.

За смелые публичные лекции Милюков подвергся репрессиям. Директор департамента полиции с карандашом в руках штудировал литографированные лекции Милюкова, досье на подозрительного доцента лежало на столе министра внутренних дел. Лишенный права преподавать в России, Милюков был вынужден уехать в Болгарию, где стал профессором Высшей школы. Через несколько лет Милюков вернулся в Россию и вскоре оказался в тюрьме за речь на одном из собраний. Однажды прямо из «Крестов» его доставили в кабинет всесильного министра внутренних дел В.К. Плеве, который предложил арестованному... пост министра народного просвещения. Милюков ответил шутливо, что от министерства просвещения отказывается как от незначительного: «Вот если бы ваше превосходительство предложили мне занять ваше место, тогда я бы еще подумал». Реакцию министра можно было предвидеть: «Я сделал вывод из нашей беседы. Вы с нами не примиритесь. По крайней мере не вступайте с нами в открытую борьбу. Иначе - мы вас сметем!» Милюкова поставили перед выбором: либо ссылка, либо эмиграция. Он выбрал эмиграцию.

Милюков был знаком с лидерами всех революционных партий. По его словам: «Даже Ленин, «сам» Ленин присматривался тогда ко мне, как к возможному временному (скорее «кратковременному») попутчику - по пути от «буржуазной» революции к социалистической. По его вызову я виделся с ним в 1903 г. в Лондоне в его убогой келье. Наша беседа перешла в спор об осуществимости его темпа предстоящих событий, и спор оказался бесполезным. Ленин все долбил свое, тяжело шагая по аргументам противника».

В апреле 1905 г. Милюков возвратился и полностью погрузился в дело создания либеральной партии. Процесс объединения земцев-конституционалистов и освобожденцев протекал трудно, так как между земцами-помещиками и левыми элементами была стена отчуждения. Роль Милюкова в преодолении разногласий была огромной. По складу своего характера он был идеально приспособлен для такой работы. Хорошо знавшие Милюкова единомышленники вспоминали, что «Милюков умел внимательно слушать, умел от каждого собеседника подбирать сведения, черточки, суждения, из которых слагается общественное настроение или мнение». Он умел находить компромисс, а при случае убеждать и понукать сомневающихся.

Программа конституционно-демократической партии

Учредительный съезд кадетов, проходивший с 12 по 18 октября 1905 г., был малочисленным по своему составу. В стране началась всеобщая забастовка и две трети делегатов не смогли добраться до Москвы. Тем не менее съезд провозгласил создание конституционно-демократической партии. Она была позиционирована как «внеклассовая». Были приняты программа и устав партии.

Выступая перед делегатами учредительного съезда, Милюков утверждал, что «наша программа - наиболее левая из всех, какие предъявляются аналогичными нам политическими группами западной Европы». С такой оценкой можно согласиться, если лидер партии подразумевал первый раздел программы, посвященный основным правам граждан. В данный раздел были внесены пункты о равноправии всех российских граждан, без различия пола, вероисповедания и национальности. В программе фигурировало положение об отмене всяких ограничений по сословному или национальному признаку. Программа провозглашала неприкосновенность личности и жилища. Право на

свободу передвижения также нашло свое место в кадетской программе. Каждый гражданин к тому же должен был иметь право выезда за границу. «Паспортная система упраздняется», - в этой короткой фразе выразилось отношение либеральной интеллигенции к столь привычному для российского сердца «паспорту, полицейскому участку и принудительному попечению со стороны старшего дворника» . В государстве, где православие являлось государственной религией, кадеты выступили с проповедью свободы совести и вероисповедания. Кадетская программа провозглашала права на свободу мысли и слова. Не будет преувеличением сказать, что первый раздел кадетской программы являлся квинтэссенцией либеральных идей, своего рода сводом тех надежд и мечтаний, которыми жили несколько поколений русских либералов.

Если раздел о гражданских правах содержал четкие и отточенные формулировки, то раздел о государственном строе производил совсем иное впечатлеие. Милюков откровенно признавал, что при утверждении этого раздела все важнейшие принципиальные вопросы намеренно «были обойдены или затушеваны в программных формулировках». Программа не давала ответа на вопрос, выступают ли кадеты за монархию или за республику. Первый пункт раздела о государственном строе гласил: «Конституционное устройство Российского государства определяется Основным законом». Не предрешая вопроса о монархическом или республиканском строе, лидеры кадетов рассчитывали сохранить в своих рядах сторонников и того и другого направления. Однако рядовые члены партии сравнивали этот пункт программы с цилиндром иллюзиониста: мановение руки - и перед почтеннейшей публикой появляется монархия, еще одна манипуляция - и на сцену является республика. Не прошло и нескольких месяцев, как местные комитеты решительно высказались за монархию. На II съезде партии программный пункт о государственном устройстве был сформулирован более определенно: «Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией». В таком виде данный пункт оставался неизменным до марта 1917 г., когда VII съезд конституционно-демократической партии принял решение о необходимости введения в России республиканского строя.

Вопрос о народном представительстве также был покрыт пеленой двусмысленности. В программе говорилось, что «партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу об организации народного представительства, в виде одной или двух палат, из которых вторая палата должна состоять из представителей от органов местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию». Еще до принятия программы в либеральных кругах жарко дебатировался вопрос о том, каким быть будущему российскому парламенту. Милюков отстаивал однопалатный парламент как более демократический. Его оппонентом выступал профессор государственного права Ф.Ф. Кокошкин, подчеркивавший, что вторая палата должна, подобно американскому сенату, представлять самостоятельные интересы различных частей империи. В итоге каждая из сторон осталась при своем мнение, что и нашло отражение в программе.

Кадетская программа гласила: «Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола». Последнее условие из этого списка означало, что кадеты требуют предоставления избирательных прав женщинам, чего в начале XX в. не было даже в самых демократических государствах.

Правда принятие данного пункта, весьма острого и щекотливого, сопровождалось забавным эпизодом - семейной ссорой (даже «бурей») на учредительном съезде кадетской партии. Милюков пытался убедить съезд изъять пункт о распространении избирательного права на женщин, так как программа и без того перегружена и может пойти ко дну. Против Милюкова выступила его жена и, как и следовало ожидать, вышла победительницей из супружеского спора. Лидер партии остался в меньшинстве.

Кадеты были сторонниками разделения власти по схеме, впервые выдвинутой Шарлем Монтескье и за прошедшие с той поры полтора столетия принятой во многих странах. В кадетской программе говорилось: «Министры ответственны перед собранием народных представителей». Российская практика оказалась весьма далекой от этой декларации. Министры как были, так и остались ответственными только перед императором; высочайшей волей они назначались и ей же смещались В дальнейшем такая конструкция исполнительной власти предопределила постоянный конфликт между правительством и первыми двумя Думами, в которых верховодили кадеты.

Вопрос о третьей ветви власти - судебной был важен для кадетов в силу по крайней мере трех причин. Во-первых, либералы были поборниками правового государства, во-вторых, значительная часть кадетских лидеров были юристами по образованию и роду занятий. Ряд положений, нацеленных на построение правового государства, фигурировал в первом разделе программы. В противовес полицейскому произволу кадеты выдвигали требование, что «никто не может быть подвергнут преследованию и наказанного иначе, как на основании закона». Кадеты считали необходимым отмену «безусловно и навсегда» смертной казни, введение условного осуждение и защиты на предварительном следствии.

Кадеты не хотели расчленения империи. Даже автономное государственное устройство предусматривалось только для двух окраин - Польши, где оно раньше существовало, и Финляндии, где оно продолжало существовать. Всем остальным народам предлагалось культурно-национальное самоопределение, в частности право получения начального образования на родном языке, причем только начального, так как о дальнейшем образовании на национальных языках кадетская программа выражалась с сугубой осторожностью, делая оговорку «по возможности». Русский язык должен был иметь статус государственного - быть «языком центральных учреждений, армии и флота».

Кадеты предлагали увеличить крестьянское землепользование за счет государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель. Камнем преткновения стали частновладельческие земли - главный объект вожделения крестьян. По признанию самих кадетов, аграрная часть их программы содержала такие же намеренно расплывчатые формулировки, как и часть общеполитическая. В программе не был использован термин «конфискация», вместо него фигурировал более нейтральный термин «отчуждение». Не было также оговорено, какие категории частновладельческих земель подлежат отчуждению. Не указывались масштабы предполагаемого отчуждения, об этом говорилось нечто совсем туманное - «в потребных размерах». В программе оговаривалось, что изъятие земель будет осуществляться за вознаграждение «по справедливой», но «не рыночной оценке». Следует констатировать, что аграрная программа кадетской партии одновременно напугала помещиков и разочаровала крестьян.

Оценивая программу конституционно-демократической партии в целом, следует подчеркнуть, что в ней с наибольшей полнотой и последовательностью

были выражены лучшие традиции российского либерализма. Исходной посылкой кадетов была идея реформирования старой государственной власти. Кадеты, в отличие от своих оппонентов слева, выступали против резких насильственных потрясений. Они рассчитывали осуществить свою программу легальными, парламентскими методами, хотя не отвергали возможность политической революции как крайней меры. Политическим идеалом кадетов было правовое государство, построенное по образцу и подобию европейских конституционных государств с широким набором гражданских прав и свобод.

Кадеты предложили либеральный вариант решения коренных вопросов российской действительности. Однако этот вариант оказался одинаково неприемлемым для правых и левых.

Организационная структура партии

Конституционно-демократическая партия задумывалась как легальная организация. Однако с легализацией партии возникли проблемы. Много раз кадетские юристы подавали в министерство юстиции необходимые для регистрации документы, и каждый раз чиновники находили предлог для отказа. Фактически кадеты совершенно открыто и беспрепятственно вели политическую деятельность - созывали съезды и конференции, принимали резолюции, устраивали публичные собрания, печатали в газетах списки своих кандидатов. Но формально кадеты являлись такой же нелегальной партий, как эсеры или большевики. Эта абсурдная комедия разыгрывалась вплоть до падения монархии.

Высшим органом партии являлся съезд, который избирал Центральный комитет, состоявший из двух отделов: Петербургского и Московского. Состав ЦК систематически обновлялся. Член ЦК кадетской партии Ариадна Тыркова вспоминала: «Выборам в ЦК придавали большое значение, общественное мнение за ними следило. Состоять в ЦК считалось немалой честью. Это было своего рода общественное звание, отличие. Новички, впервые попадая на его заседания, смущались, волновались, сначала помалкивали, прислушивались». Заседания Петербургского отдела ЦК происходили в квартире Петрункевича в Басковом переулке. Темные обои и портьеры придавали столовой внушительный вид. За длинным столом свободно помещалось человек 20. На столе расставлено обильное угощение, хрустальные вазочки с вареньем, тарелочки с печеньем, сухариками, булочками, тортами и отборными фруктами, каких в Петербурге ни у кого не было, - они специально присылались из крымского имения хозяина.

Все члены ЦК считались равными. Тем не менее в кадетском руководстве сложилась строгая иерархия, было ядро, переизбиравшееся на каждом съезде, и бессменный лидер - П.Н. Милюков. Товарищ Милюкова по партии князь В.А. Оболенский утверждал, что «ни один из партийных лидеров, если не считать Ленина, не пользовался внутри своей партии столь огромным влиянием и авторитетом, какое имел Милюков».

Численность партии кадетов колебалась в зависимости от времени. Расцвет партии приходился на революционные периоды. По подсчетам исследователя истории кадетов В.В. Шелохаева, общая численность партии в 1905-1907 гг. колебалась в пределах 50-60 тыс. человек. В 1908-1909 гг. действовало не более 75 губернских и уездных кадетских комитетов (все сельские комитеты распались), а численность партии не превышала 25-30 тыс. человек. В последующий период численность партии неуклонно сокращалась. В 1912-1914 гг. кадетские

комитеты имелись в 51 губернском и уездном городе, а общая численность партии составляла не более 10 тыс. человек. После победы Февральской революции 1917 г. быстрыми темпами начался процесс возрождения местных кадетских комитетов. В марте-апреле 1917 г. в стране уже действовало более 380 кадетских организаций, а общая численность партии опять выросла до 70 тыс. человек.

Конституционно-демократическая партия имела интеллигентский облик. Профессора, учителя гимназий, адвокаты, врачи, журналисты, земские и городские служащие - таков были типичный набор профессий для кадета. Несмотря на большое количество преподавателей высших и средних учебных заведений, в кадетской партии практически не было представлено студенчество. «Молодежи у нас почти не было, - вспоминала Тыркова. - Многие кадетские профессора пользовались исключительной популярностью, но студенты в профессорскую партию не шли. Только в немногих высших школах были студенческие кадетские группы. Студенту надо было иметь и мужества, чтобы в студенческой среде проповедовать кадетизм. Для молодежи мы были слишком умеренны...»

Социальный состав партии кадетов не являлся чем-то неизменным и застывшим. В период революции 1905-1907 гг. в местных партийных организациях было достаточно много мелких торговцев, приказчиков, ремесленников, даже рабочих и крестьян. После поражения революции почти все они отхлынули от партии народной свободы. В 1907-1917 гг. в партии преобладали представители средних городских слоев. После Февральской революции социальный состав кадетов, с одной стороны, демократизировался за счет массового прилива новых людей, а с другой стороны, вобрал в себя бывших членов консервативных партий, сошедших с политической сцены - октябристов, прогрессистов, даже некоторых черносотенцев.

Искушение властью

В октябре 1905 г. только-только созданная партия кадетов получила первый шанс превратиться из оппозиционной в правительственную. Одновременно с опубликованием манифеста 17 октября в высших сферах власти произошли перемены. Председателем Совета министров был назначен С.Ю. Витте, который считал полезным привлечь в состав правительства общественных деятелей. Витте попросил прислать из Москвы делегацию для «взаимного обмена мыслей». Премьер говорил И.В. Гессену, что готов поддержать партию кадетов, «но при одном непременном условии, чтобы она отрезала революционный хвост». Между тем либералы не собирались отказываться от союзников слева. Предварительным условием своего участия в правительстве делегаты назвали созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Витте не принял ультимативных требований. В Зимний дворец для приватной беседы был приглашен и Милюков. Лидер кадетов посоветовал как можно быстрее дать от имени царя конституцию. Последовало возражение: «Народ не хочет конституции!». Милюков только пожал плечами: «Тогда нам бесполезно разговаривать. Я не могу подать вам никакого дельного совета».

Неуступчивость либералов во многом объяснялась неправильной оценкой ими соотношения сил в стране. В условиях, когда антиправительственное движение было еще на подъеме, им представлялось опрометчивым рисковать своей репутацией ради контактов с агонизирующим, как тогда казалось, режимом. Впоследствии Витте с досадой вспоминал: «...В то время общественные

деятели побаивались бомб и браунингов, которые были в большом ходу против власти, и это было одним из внутренних мотивов, который шептал каждому в глубине души: “Лучше подальше от опасности”».

Парламентская деятельность кадетов

Кадеты рассчитывали стать парламентской партией. Проблема заключалась в том, что в России не было парламента. Только в августе 1905 г. было объявлено о созыве законосовещательной, так называемой Булыгинской думы, которая Манифестом 17 октября 1905 г. была превращена в законодательную. Кадеты принимали активное участие в выборах в Думу. Бойкот выборов крайне левыми способствовал успеху кадетов. Избиратели видели в них самую оппозиционную по отношению к правительству партию и отдали им свои голоса. Кадетам удалось провести в Думу 179 своих кандидатов из 478. Они оказались самой многочисленной фракцией и поделили между собой большинство думских постов.

Председателем I Думы был избран член ЦК кадетской партии С.А. Муромцев, товарищами (заместителями) председателя были избраны члены ЦК князь Павел Долгоруков и профессор Н.А. Гредескул, секретарем - член ЦК князь Д.И. Шаховской. Милюков не баллотировался в I и П Государственные думы, так ему под предлогом отсутствия надлежащего ценза было отказано в регистрации. Это не мешало лидеру партии, по словам хорошо осведомленных лиц, дирижировать фракцией «из думского буфета».

Накануне открытия заседаний I Государственной думы в апреле 1906 г. собрался третий съезд кадетской партии, на кагором обсуждалась тактика партии. По мнению ряда делегатов съезда, избранные в думу депутаты должны были «идти до конца, без компромиссов», игнорировать правительство и Государственный Совет", провести кадетскую общеполитическую программу в форме «ультиматума». Весь расчет был на всенародную поддержку. Родичев говорил на съезде: «Дума разогнана быть не может; с нами голос народа». Милюков занимал иную позицию. Отвечая недавним союзникам слева и товарищам по партии, которые грозили власти «двинуть воды Ахеронта» - адской реки, под которой подразумевался стихийный народный бунт, Милюков говорил; «Как ни непрочна на первых порах ткань конституционного правосознания, - эту ткань мы хотим укреплять, а не возвращаться вспять к стихийной силе Ахеронта».

Государственная дума вошла в жесткое противостояние с правительством. Выступая с резкой критикой правительства, кадеты вместе с тем настойчиво искали пути к соглашению с ним. Некоторые царедворцы пытались нащупать точки соприкосновения с либералами. В частности, такую инициативу проявил бывший заведующий полицией империи Д.Ф. Трепов, который после ухода из министерства внутренних дел был назначен дворцовым комендантом -должность чрезвычайно важную в российской иерархии власти благодаря постоянному доступу к императору. В шоне 1906 г. Трепов тайно встречался с Милюковым в отдельном кабинете модного ресторана Кюба. Лидер кадетов изложил требования своей партии: «Пересмотр основных законов, новая конституция, созданная учредительной властью Думы, но с «одобрения государя», отмена Государственного совета - вся эта государственная казуистика вовсе не приводила в священный ужас генерала, чуждого законоведению». Был даже

составлен список кандидатов в министры во главе с премьером Муромцевым и министром внутренних дел Милюковым.

Однако большинство правящей элиты было решительно против рискованных экспериментов с ответственным министерством. И.Л. Горемыкин настаивал на разгоне выборного учреждения, гарантируя спокойствие населения. Утром 9 июля 1906 г. депутаты, явившиеся в Таврический дворец, прочитали вывешенный на крепко запертых дверях манифест о том, что Государственной дума распущена, поскольку они «уклонились в не принадлежащую им область». Дума, избранная на 5 лет, просуществовала всего 72 дня. Первый в российской истории парламентский опыт окончился полной неудачей.

Часть депутатов Думы, в основном кадеты и трудовики, решили не подчиняться указам. Они собрались в Выборге, на территории Великого княжества Финляндского, вне досягаемости русской полиции. Муромцев открыл совещание словами: «Заседание Думы продолжается». Депутаты приняли воззвание, в котором население России призывалось оказывать пассивное сопротивление: не платить налогов и не давать рекрутов правительству. Эти способы воздействия на правительство являлись заведомо неэффективными. Призыв к пассивному сопротивлению, по существу, так и остался словесной угрозой. Единственным результатом Выборгского воззвания стало привлечение к судебной ответственности подписавших его депутатов, в том числе 120 кадетов.

Разогнав Думу первого созыва, высшая власть не решилась ликвидировать этот выборный институт. Правительство П.А. Столыпина, сменившего Горемыкина, назначило новые выборы. Для кадетов они стали нелегким испытанием. С одной стороны, на них обрушились репрессии, изъявшие из их рядов более сотни популярных депутатов, обвиненных в подписании Выборгского воззвания. С другой стороны, кадетская партия потеряла роль основной оппозиционной партии, потому что во вторых выборах приняли участие эсеры и социал-демократы. В результате острой конкуренции со стороны левых партий кадеты потеряли на выборах 80 депутатских мест. Тем не менее они сохранили за собой доминирующее положение во II Государственной Думе. Председателем Думы был избран член ЦК кадетов Федор Александрович Головин.

Тактика кадетской фракции во П Государственной думе сводилась к «бережению Думы». Они прекратили злоупотреблять запросами и сдерживали запросный ажиотаж левых фракций. В результате во II Думу было внесено всего 36 запросов - в десять раз меньше по сравнению с I Думой. Всю зиму кадетские юристы работали над тем, чтобы сделать свои законопроекты более приемлемыми для правительства. Но у правительства Столыпина имелась собственная программа преобразований, главным звеном которого являлась аграрная реформа. Большинство в кадетском руководстве (исключая Маклакова) считало пагубной для России и цели столыпинской реформы и насильственные методы ее реализации. Поэтому кадеты во П Думе отвергли правительственное аграрное законодательство, сохраняли довольно резкий оппозиционный тон при обсуждении других мероприятий царизма, в том числе военно-полевой юстиции. Кадетский оратор Родичев бросил в лицо первому министру фразу о «столыпинских галстуках» и жестом показал затянутую вокруг шеи веревочную петлю. Столыпин вызвал его на дуэль, получил извинение, но с тех пор эти слова стали крылатыми.

Не добившись одобрения своей аграрной реформы, Столыпин взял курс на роспуск Думы и изменение избирательного закона. Кадеты до последней минуты пытались спасти Думу. Поздно вечером на дачу Столыпина, где проходило заседание

Совета министров, была направлена кадетская делегация в составе Булгакова, Маклакова, Струве и Челнокова. По словам Маклакова, премьер-министр был непреклонен: «Разговор об обоснованности обвинения он сразу же оборвал. Не допускал он и мысли об отсрочке для изучения дела: «...Пока мы с вами здесь разговариваем, социал-демократы бегают по фабрикам, подстрекают рабочих». Маклаков вспоминал, что после пустых споров Столыпин как будто перестал притворяться, и откровенно сказал: «Есть вопрос, в котором мы с вами все равно согласиться не можем. Это - аграрный. На нем конфликт неизбежен. А тогда к чему же тянуть?» Министру финансов В.Н. Коковцову запомнился пренебрежительный жест Столыпина, вернувшегося после переговоров на заседание: «Ну, с этими господами не столкуешься!» Утром 3 июня 1907 г. Государственная дума была распущена. Одновременно было введено новое Положение о выборах. Тактика «бережения Думы» не сработала. Как писал в одной из своих статей В.И. Ленин, царь решил «наплевать в рожу кадетским вождям».

Литература

1. Милюков П. Н. Вспоминания: 1859-1917. - Т. 1-2.-М., 1990.

2. Протоколы ЦК партии кадетов: Документы и материалы. - Т. 1. - М., 1996.

3. Стиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: Очерки истории. - М., 1995.

4. Шацилло Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. - М., 1985.

5. Шелохаев В.В. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии. 1907-1917 гг. -М., 1991.

6. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. - М., 1996.

CADETS OR CONSTITUTIONAL-DEMOCRATIC PARTY

The Department of Political Science

Peoples" Friendship University of Russia 10a Miklukho-Maklaya str., 117198, Moscow, Russia

This article is the declined version of lecture of the special course “Political parties in Russia”. This lecture is devoted to Cadets - abbreviated name for members of the Constitutional-Democratic Party, and also known as the “Party of the People"s Freedom”. The article describes history of party from its foundation in October, 1905 to June, 1907, when the government dissolved the Second Duma. Cadet’s program and political slogans give reason to say about their reformist opinions. The Cadet party is the party of the propertied classes; it has no force of arms and no great mass of people. It was the party which stood for evolution of absolute monarchy and legal forms of political struggle.

Исходной посылкой политической программы кадетов была идея эволюционного развития общества, постепенного реформирования российских властных структур. Они требовали замены неограниченного самодержавия конституционно-монархическим строем. Политическим идеалом кадетов была парламентарная конституционная монархия британского типа, где "король царствует, но не управляет". Последовательно проводилась мысль о разделении властей – законодательной, исполнительной и судебной. Кадеты выступали за введение в России всеобщего избирательного права, провозглашение демократических свобод - слова, собраний, союзов и т.д., настаивали на соблюдении гражданских и политических прав личности, т.е. стремились к созданию в России правового государства.

Обоснованию кадетской программы конституционной монархии служила теория правового государства. М.М. Ковалевский*** подчеркивал, что право - первично, а государство - вторично, что праву принадлежит приоритет над государством .

Кадеты-юристы считали, что признание верховенства права выражается в трех условиях:

а) не может быть изменений правопорядка в государстве без участия народного представительства;

б) не может быть безответственных правительственных актов, хотя могут быть безответственные органы;

в) должен существовать правильный суд .

Для правового государства характерно участие народа в законодательстве, контроль за исполнением законов и самоограничение государственной власти. По мнению Ф.Ф. Кокошкина****, правовое и конституционное государство - синонимы, истинно правовое демократическое государство не может не быть парламентарным, так как венцом конституционального режима является парламентаризм .

Постепенно русские правоведы ввели в научный обиход понятие "конституционное право". Раньше они оперировали термином "государственное право", употребляя понятие "конституционное право" лишь применительно к Западной Европе. Со временем этот термин прочно утвердился в правовом научном лексиконе.

Вместе с тем в программе кадетов было немало положений, которые не соответствовали позиции последовательного демократизма. Так, в национальном вопросе кадеты занимали позицию, которая давала возможность оппонентам-социалистам упрекать их в "великодержавности". Кадеты, будучи по своим принципам унитаристами, не признавали права наций и народностей на политическое самоопределение и отделение от Российской империи, допуская лишь лозунг культурно-национального самоопределения (которое предполагало использование национальных языков в системе образования, в книгоиздании, судопроизводстве) и в отдельных случаях - областной автономии. Для Польши и Финляндии кадеты признавали более широкую автономию, но в рамках единого Российского государства.



Теоретики Партии народной свободы остро осознавали возраставшее несоответствие между отжившей свой век политической системой и потребностями реформирования страны. Являясь идеологами либерализма нового типа, кадеты считали наиболее оптимальной, рациональной основой общественного процесса рыночное хозяйство, поэтому программа кадетов с наибольшей полнотой и последовательностью выражала тенденции капиталистического развития страны на обозримую историческую перспективу.

Большое внимание в программе партии уделялось решению экономических проблем. Наиболее обстоятельно был разработан аграрный вопрос. Кадеты исходили из того, что без кардинального решения этого вопроса невозможно преобразование экономики страны и подъем уровня жизни населения. Они выступали за освобождение крестьян от общинных пут, за создание мелкого самостоятельного крестьянского хозяйства, за формирование рыночной инфраструктуры сельскохозяйственного производства. Предлагалось образовать особый фонд из государственных, удельных, кабинетских, монастырских и части помещичьих земель и из этого фонда наделять крестьян. Кадеты считали, что без частичного принудительного отчуждения помещичьей земли решить аграрно-крестьянский вопрос в России невозможно (министр внутренних дел П.А. Столыпин, крайне правые и октябристы настаивали на полной неприкосновенности помещичьего землевладения).

Вопрос о допустимых пределах отчуждения помещичьей земли был одним из сложных и дискуссионных пунктов аграрной программы. Основным критерием оценки отчуждаемых земель, принадлежащих помещикам, являлся способ их эксплуатации. Партия народной свободы считала возможным пожертвовать крупным помещичьим землевладением, являвшимся экономической основой сохранения полукрепостнических форм аренды, оплотом самодержавия и постоянным источником недовольства крестьян. Определенная часть левых кадетов выступала за отчуждение части среднего помещичьего землевладения. Однако руководство кадетской партии решительно возражало против подобного радикализма. Постоянно подчеркивалось, что на этот шаг следует идти лишь в крайних случаях, когда "не представляется никакой иной возможности удовлетворить земельную нужду окрестного населения и когда притом будет обеспечена надежда, что хозяйство станет и впредь продолжаться в не худшем виде, чем прежде" .

Одним из коренных вопросов кадетской аграрной программы был вопрос о выкупе, претерпевший эволюцию. Отчуждение земли кадетами допускалось только за выкуп. Они были убеждены, что выкуп необходим, ибо "земля не дар божий, а продукт трудов человеческих и воплощение капитала". В период подъема революции кадеты выступали за выкуп земли за счет государства. Наряду с этим набирало силу течение, представители которого предлагали возложить часть платежей на самих крестьян. "Неблагоприятное нравственное влияние дарового приобретения земли на народную массу способно было бы уничтожить все благие экономические следствия этой меры, – писал Н.Н. Кутлер*****. - Даровая раздача малоземельным крестьянам земель, приобретенных на общегосударственный счет, была бы вместе с тем несправедливостью в отношении прочих классов населения" .

Кадетами был разработан демократический и гибкий механизм аграрного реформирования через сеть земельных комитетов, состоявших из представителей помещиков, крестьян и чиновников. По существу, в своей аграрной программе кадеты выступали за очищение аграрного строя России от наиболее грубых форм и методов полукрепостнической эксплуатации. Отстаивая интересы либерально настроенной буржуазии и помещиков, ведущих свое хозяйство на капиталистической основе, кадеты стремились приспособить аграрный строй России к потребностям буржуазного развития, установить в деревне "социальный мир".

На упорядочение буржуазных отношений, стабилизацию и гуманизацию сферы наемного труда была направлена рабочая программа. Стремление перенести тред-юнионизм на русскую почву делало центральным ее требованием создание легальных рабочих союзов, что, по мнению кадетов, должно способствовать мирному урегулированию взаимоотношений между трудом и капиталом, между рабочими и предпринимателями. Кадеты настаивали на необходимости заключения профсоюзами коллективного договора с предпринимателями, который мог быть расторгнут только в судебном порядке. Решение вопросов о взаимоотношениях труда и капитала предлагалось перенести в специальные арбитражные органы с участием представителей от рабочих и капиталистов.

Важное место в программе Партии народной свободы занимали вопросы социальной защиты рабочих. В ней были выдвинуты требования постепенного введения 8-часового рабочего дня, сокращения сверхурочных работ, запрещения привлекать к ним подростков. Кадеты выступали за предоставление рабочим компенсации при утрате трудоспособности по причине несчастного случая или профессионального заболевания (выплата компенсации должна производиться за счет предпринимателя), за введение государственного страхования на случай смерти, старости и болезней. Обязательному страхованию от несчастных случаев подлежали все рабочие и служащие независимо от вида предприятия (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, строительные и т.д.) исключительно за счет предпринимателей.

Потерпевшим предполагалось выплачивать еженедельные пособия и пенсии. Пособия должны были назначаться в размере 60% среднего действительного заработка потерпевшего со дня несчастного случая по день восстановления трудоспособности или признания ее утраты. В случае утраты трудоспособности должны были выплачиваться пенсии, которые также предполагались членам семьи в случае смерти потерпевшего. Обращалось внимание на организацию и деятельность больничных касс, на которые возлагалась обязанность выдавать денежные пособия и предоставлять больным бесплатное лечение. Предусматривалась также организация земских и городских касс, фонды которых составлялись из взносов предпринимателей (две трети) и рабочих (одна треть). Намечалось создание судов для рассмотрения вопросов, касающихся страхования.

Рабочая программа кадетов предусматривала значительное улучшение положения рабочего класса с учетом уровня экономического развития России и не вела к снижению производительности труда на предприятиях.

Была разработана также обширная программа мер, направленных на преобразование народного хозяйства. Она включала: создание при правительстве специального органа (с участием представителей законодательных палат и деловых промышленных кругов) для разработки перспективного плана развития всех отраслей народного хозяйства; пересмотр устаревшего торгово-промышленного законодательства и отмену мелочной опеки и регламентации, стеснявших свободу предпринимательской деятельности; открытие доступа частному капиталу в железнодорожное строительство, горные промыслы, почтово-телеграфное дело и пр.; ликвидацию или сокращение нерентабельного государственного хозяйства; расширение внешней торговли, а также организацию консульской службы.

Предусматривались в программе и финансовые реформы. Это прежде всего расширение бюджетных прав Государственной Думы, организация промышленного кредита и учреждение банка долгосрочного промышленного кредита, создание торгово-промышленных палат. Кадеты требовали изменить финансовую политику в области государственного бюджета в целях снижения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственного увеличения затрат государства на действительные нужды народа.

Партия народной свободы настаивала также на пересмотре налоговой системы. Эти требования включали: отмену выкупных платежей; понижение косвенного обложения и постепенную отмену косвенных налогов на предметы потребления народных масс; реформу прямых налогов на основе прогрессивного и имущественного обложения; введение прогрессивного налога на наследство; понижение таможенных пошлин; государственное общественное содействие кооперации во всех ее видах, обращение средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита .

Поскольку экономическая программа кадетов исходила из интересов буржуазного развития страны, то она поддерживалась и разделялась октябристами и прогрессистами. Особенностью документов партии кадетов было то, что в них предлагались не только те или иные меры, но и механизмы их подготовки и реализации.

Возможность претворить свою программу в жизнь возникла у кадетов после Февральской революции 1917 г., когда конституционно-демократическая партия перестала быть оппозиционной. Аграрная и промышленно-финансовая программа партии нашла отражение в проекте Декларации Временного правительства по экономическим вопросам и объяснительной записке к нему, представленных на рассмотрение кабинета по линии Министерства промышленности и торговли. Учитывая реальную обстановку в стране, кадеты были вынуждены принять идею государственного регулирования и энергично призывали к широкому привлечению иностранного капитала, без которого не мыслили развитие производительных сил в России.

Политическая позиция кадетов этого периода предполагала отказ от конституционной монархии в пользу парламентской буржуазной республики западноевропейского типа. Однако это положение в программе партии просуществовало недолго - уже к августу 1917 г., по выражению П.Н. Милюкова, кадеты убедились, что "спасение России в возвращении монархии" .

Неизменным считался курс на дальнейшее участие России в первой мировой войне. К числу важнейших национальных задач кадеты относили приобретение черноморских проливов Босфор и Дарданеллы и Константинополя. Лидер партии даже получил в прессе прозвище "Милюков-Дарданельский" . По расчетам кадетов, удовлетворение этих требований должно было упрочить стратегическое положение России, усилить влияние на Ближнем Востоке и Балканах, стимулировать развитие экономики страны. Однако широким массам были ненавистны захватнические лозунги, взятые на вооружение Временным правительством. Известная нота П.Н. Милюкова спровоцировала апрельский правительственный кризис, что привело Милюкова – министра иностранных дел Временного правительства – к отставке. Народ жаждал мира. Крестьяне, составлявшие большую часть населения России, требовали земли, пролетариат выступал за контроль над производством и уничтожение частной собственности. После февральских событий становятся все более популярны программы других, вышедших из подполья партий. С апреля начала набирать силу партия большевиков.

Кадеты, ранее занимавшие в Государственной Думе позиции ближе к левому флангу, стали оплотом правых. Их программа, отстаивающая незыблемость принципа частной собственности, передачу крестьянам части помещичьих земель за выкуп, войну до победного конца, привлекала теперь тех, кого страшила и отталкивала революция. Ряды кадетов пополнили царские чиновники, крупные торговцы и промышленники и, что особенно трудно себе представить, черносотенцы с их великодержавным шовинизмом и антисемитизмом. Изменившийся состав кадетской партии, ее идейный облик, борьба против Советов, стремление к установлению военной диктатуры вызывали в народе раздражение и враждебность.

Революционное нетерпение и уравнительные тенденции, захватившие народные массы, не способствовали укреплению партии кадетов у власти. Их аграрная и промышленная программа подвергалась ожесточенной критике со стороны партий социалистического толка. В восприятии широких народных масс кадеты все больше становились символом консерватизма и сдерживания реформ.

Совершенно справедливо отмечают авторы книги "Драма российских реформ и революций", что в момент отождествления теории и практики либерализм как политическое течение дооктябрьской эпохи оказался несостоятельным, во-первых, потому, что не смог выработать ответ на проблемы, поставленные социальной крестьянской революцией; во-вторых, потому, что либерализму не удалось завоевать массовое сознание; и наконец, в-третьих, кадеты так до конца и не сумели подняться до идеи свержения самодержавия .

После Октябрьской революции 1917 г. СНК издал декрет, ставящий партию кадетов "вне закона". В результате репрессий и победы большевиков в гражданской войне партия кадетов сошла с политической арены России.

Вместо заключения

Либеральные конституционные идеи вновь стали открыто провозглашаться в нашей стране в конце 80-х–начале 90-х годов ушедшего века. В той или иной степени они прозвучали в программах Европейской либерально-демократической партии, Российской социально-либеральной партии, Республиканской партии и ряда других. В 1989 г. было положено начало возрождению кадетской партии. Название новой партии повторяет название дореволюционной партии кадетов - Конституционно-демократическая партия - Партия народной свободы (КДП-ПНС). Зарегистрирована Министерством юстиции РФ 25 сентября 1991 г.

Программа КДП (ПНС) развивает применительно к современности идеи и установки кадетов начала ХХ века. Подобно предшественникам, новые кадеты в своей программе уделяют большое внимание конституционным правам граждан: свободе личности, слова, печати, манифестаций, передвижения, предпринимательства, праву частной собственности, отстаивают принципы широкого самоуправления. Те и другие - сторонники сильного правового государства.

Вопрос о государственном устройстве рассматривается современными кадетами в духе решений VII съезда Партии народной свободы 1917 г., а именно: провозглашение демократической парламентарной республики на основе конституционного разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако в вопросе государственного устройства просматривается и различие позиций. Дореволюционные кадеты выступали за единую и неделимую Россию, были унитаристами. Современная кадетская партия придерживается принципа федеративного устройства государства, хотя нельзя не отметить, что права различных народностей в программе дореволюционных кадетов прописаны обстоятельнее.

Итак, программы кадетов начала и конца ХХ века ориентированы на демократическое развитие России. Однако современную партию кадетов сильной и влиятельной пока не назовешь. Ее лидерам на хватает политического опыта и зрелости, а программе - учета всех нюансов политической обстановки в стране.

Изучение истории либеральной традиции и отношения либеральной интеллигенции к вопросам общественного и экономического развития России представляется весьма актуальным в современный период. Все эти проблемы тесно связаны с процессом становления и эволюции гражданского общества и правового государства в современной России.

Литература

1. Политические партии России в период революции 1905-1907 гг. Количественный анализ: Сб. статей. М., 1987. С. 99, 146.

2. Ковалевский М.М. Учение о личных правах. М., 1905. С. 6-7.

3. Алексеев А.С. Начало верховенства права в современном государстве // Вопросы права. 1910. Кн. II. С. 15.

4. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву.
2-е изд. М., 1912. С. 261.

5. Чупров А.И. К вопросу об аграрной реформе. М., 1906. С. 27.

6. Программа партии народной свободы (конституционно-демократической). М., 1917. С. 3-22.

7. Законодательные проекты и предложения партии народной свободы. 1905-1907 гг. СПб., 1907. С. 16.

8. Милюков П. Тактика фракции народной свободы во время войны. Пг., 1916. С. 6, 7.

9. Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. М., 2000. С. 273, 281-282.

* Всего состоялось десять съездов партии кадетов: I – в 1905 г.; II, III, IV – в 1906 г., V – в 1907 г., VI – в 1916 г., VII, VIII, IX, X – в 1917 г. На II съезде (январь 1906 г.) произошло окончательное конституирование партии кадетов, внесены изменения в программу и устав, выбран новый состав ЦК, к основному названию партии сделано добавление – Партия народной свободы (ПНС).

*** Ковалевский Максим Максимович (1851–1916) - ученый-обществовед, лидер партии демократических реформ.

**** Кокошкин Федор Федорович (1871–1918) - юрист, крупнейший эксперт в области государственного права.

***** Кутлер Николай Николаевич (1859–1924) – юрист, один из лидеров партии кадетов, автор либерального проекта по земельному вопросу.

Учреждена Конституционно-демократическая партия

12 (25) октября 1905 г. в Москве по инициативе «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов» был открыт учредительный съезд Конституционно-демократической партии (кадеты).

В съезде участвовали как освобожденцы, так и лица, к «Союзу освобождения» не принадлежавшие: большинство присутствовавших были деятелями земского и городского самоуправления, профессора высших учебных заведений, адвокаты, врачи.

В первый комитет партии, выбранный на октябрьском съезде, вошли В. И. Вернадский, И. В. Гессен, князья Павел Дмитриевич и Пётр Дмитриевич Долгоруковы, Н. А. Каблуков, Ф. Ф. Кокошкин, А. А. Корнилов, И. В. Лучицкий, П. Н. Милюков, С. А. Муромцев , В. Д. Набоков, И. И. Петрункевич, кн. Д. И. Шаховской. Лидером партии был избран русский историк и публицист Павел Николаевич Милюков .

На съезде была выработана программа Конституционно-демократической партии и её устав. Главной идеей кадетской программы было ненасильственное развитие России по пути либеральных парламентских реформ. Партия исповедовала равноправие всех российских граждан без различия пола, вероисповедания и национальности. В программе фигурировало положение об отмене всяких ограничений по сословному или национальному признаку; провозглашалась неприкосновенность личности и жилища; право на свободу передвижения; свободы совести, слова, печати, собраний, союзов и вероисповедания. Кадеты выступали за парламентарный строй, основанный на всеобщем и равном избирательном праве с тайной и прямой подачей голосов; за широкое развитие демократического местного самоуправления; за независимый суд; за увеличение площади крестьянского землевладения государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путём выкупа частновладельческих земель по справедливой (не рыночной) оценке; за свободу рабочих союзов и стачек; за развитие фабричного законодательства и 8-часовой рабочий день; за всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование; полную автономию Финляндии и Польши.

В январе 1906 г. на II-м съезде партии к её названию было добавлено: «партия народной свободы»; в программу партии был внесён следующий пункт: «Россия должна стать конституционной и парламентской монархией».

Высшим органом партии кадетов являлся съезд, который избирал Центральный комитет, состоявший из двух отделов: Петербургского и Московского. Петербургский отдел занимался дальнейшей разработкой программы, готовил законопроекты для внесения в Государственную Думу, осуществлял руководство думской фракцией. Функциями Московского отдела являлись издательская деятельность и организация агитационной работы. Состав ЦК систематически обновлялся.

В составе ЦК преобладали представители буржуазной интеллигенции - преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, а также представители либерально настроенных помещиков и буржуазии. В партии также состояло небольшое количество ремесленников, рабочих и крестьян.

Общая численность партии кадетов в 1906-1907 гг. колебалась в пределах 50-60 тыс. человек. После революции 1905-1907 гг. произошло резкое сокращение количества местных организаций, значительно уменьшилась их численность. Однако после победы Февральской революции 1917 г. начался процесс возрождения местных кадетских комитетов, а общая численность партии выросла до 70 тыс. человек.

В мае 1921 г. в Париже на съезде членов ЦК Конституционно-демократической партии произошёл раскол. Организовалось две группы: демократическая - под руководством Милюкова, и оставшаяся на старых позициях часть кадетов во главе с Гессеном и Каминкой. С этого времени Конституционно-демократическая партия прекратила своё существование как единая политическая организация.

Лит: Аврех А. Я. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития // Вопросы истории. 1989. № 2. С. 17-31; Вардин И. Раскол партии кадетов // Красная новь. 1921. № 3. С. 272-284; Милюков П. Н. Вспоминания: 1859-1917. Т. 1-2. М., 1990; Протоколы ЦК партии кадетов: Документы и материалы. Т. 1. М., 1996; Сикиринский С. С., Шелохаев В. В. Либерализм в России: Очерки истории. М., 1995; Степанов С. А. Кадеты (Конституционно-демократическая партия) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2006. № 8. C. 75-84; Шацилло Ф. Русский либерализм накануне революции 1905–1907 гг. М., 1985; Шелохаев В. В. Кадеты - главная партия либеральной буржуазии. 1907–1917 гг. М., 1991; Шелохаев В. В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.

См. также в Президентской библиотеке:

Булла К. К. Выступление кадета П. Н. Милюкова на заседании Всероссийского съезда партии «Народной свободы» в помещении Капеллы: [фотография]. 1917 ;

Булла К. К. Заседание Кадетского клуба [на Шпалерной улице]: апрель 1906 г.: [фотография]. Апрель 1906 ;

Булла К. К. Предвыборное собрание конституционно-демократической партии в зале Тенишевского училища: 15 октября 1912 г.: [фотография]. 15 октября 1912 ;

Булла К. К. Собрание актива Кадетской партии в доме В. Д. Набокова (Б. Морская ул., 47) накануне открытия Второй Государственной думы: [фотография]. Февраль 1907 ;

Булла К. К. Совещание депутатов Первой Государственной Думы, членов партии конституционных демократов в Териоках после подписания Выборгского воззвания: июль 1906 г.: [фотография]. Июль 1906 ;

Васин Н. А. Политические партии. М., 1906 ;

Воблый К. Г. Земельный вопрос в программах различных партий. Трудовики (народные социалисты). Социалисты революционеры. Социал-демократы. Партия народной свободы. Союз частных земельных собственников. Киев, 1917 ;

Долгоруков П. Д. Церковный вопрос в конституционно-демократической партии // Церковный вопрос в программе партии «Народной свободы». М., 1917 ;

Законодательные проекты и предположения Партии народной свободы 1905-1907 гг. СПб., 1907 ;

Иванцов Н. А. Программа партии народной свободы. М., 1906 ;

Милюков П. Н. Год борьбы: публицистическая хроника 1905-1906. СПб., 1907 ;

Программа Партии народной свободы (Конституционно-демократической): принята на Учредительном съезде 18 октября 1905 года: изменения внесены на Втором съезде 5 января 1906 года и на Седьмом и Восьмом съездах 25 марта и от 9 по 12 мая 1917 года. Владикавказ, 1917 ;

Церковный вопрос в программе партии «Народной свободы». Вып. 1. М., 1917 ;

Черенков Н. Н. Аграрная программа Партии народной свободы и её последующая разработка. СПб., 1907 .

Программа кадетской партии была принята на ее Учредительном съезде в Москве 12 - 18 октября 1905 г. В ее разработке приняли участие П.Н.Милюков, П.Б.Струве, кн. Д.И.Шаховской, С.А.Котляревский, Н.Н.Кутлер, А.А. Кауфман и др.

Программа конституционно-демократической партии
(партии народной свободы)

I. Основные права граждан.

1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.

2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускается. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободно, если только совершаемые при этом действия не заключают в себе каких-либо общих простутков, предусмотренных уголовными законами. Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки.

3. Каждый волен высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. За преступления и проступки, совершенные путем устного и печатного слова, виновные отвечают только перед судом.

4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов.

5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения.

6. Право петиций предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т.п.

7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны. Вход в частное жилище, обыск, выемка в нем и вскрытие частной переписки допускается только в случаях, установлена законом, и не иначе, как по постановлению суда. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24 часов, а в прочих местностях империи не позднее, как в течение 3 суток со времени задержания, должно быть или освобождено, или представлено судебной власти. Всякое задержание, произведенное без достаточного основания или продолженное сверх законного срока, дает право пострадавшему на возмещение государством понесенных им убытков.

8. Никто не может быть подвергнут преследованию и наказанию иначе, как на основании закона - судебной властью и новленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.

9. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется.

10. Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской империи и обеспечены судебной защитой.

11. Основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим империю народностям помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан права свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности и т.п.

12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употребление наряду с общегосударственным местных языков в государственных и общественных установлениях и учебных заведениях, содержимых на средства государства или органов самоуправления, регулируется общими и местными законами, а в пределах их - самими установлениями. Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности, и дальнейшего образования на родном языке.

II. Государственный строй

13. Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией. Государственное устройство России определяется основным законом.

14. Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола.

Партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу организации народного представительства, в виде одной или двух палат, из которых вторая палата должна состоять из представителей от органов местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию.

15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации.

16. Ни одно постановление, распоряжение, указ, приказ и т.п. акт, не основанные на постановлении народного представительства, как бы он ни назывался и от кого бы ни исходил, не может иметь силы закона.

17. Государственная роспись, в которую должны быть вносимы все доходы и расходы государства, устанавливается не более как на один год законодательным порядком. Никакие налоги, пошлины и сборы в пользу государства, а равно и государственные займы не могут быть устанавливаемы иначе, как в законодательном порядке.

18. Членам собрания народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.

19. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого принадлежит право запроса и интерпелляции.

III. Местное самоуправление и автономия

20. Местное самоуправление должно быть распространено на Российское государство.

21. Представительство в органах местного самоуправления, приближение к населению путем учреждения мелких самоуправлящихся единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании без различия пола, вероисповедания и национальностей, причем собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть образованы путем избрания собраниями низших таких же союзов. Губернским земствам должно быть предоставлено право вступать во временные и постоянные союзы между собою.

22. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включая позицию безопасности и благочиния и за исключением лишь тех отраслей управления, которые в условиях современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти с предоставлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящее время в государственный бюджет.

23. Деятельность местных представителей центральной должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причем окончательное решение по возникающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принадлежать судебным учреждениям.

24. После установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами для всего Российского государства должен быть открыт правомерный в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении законодательной власти по известным предметам, соответственно потребности населения.

25. Немедленно по установлении общеимперского демократического представительства с конституционными правами, в Царстве Польском вводится автономное устройство с сеймом, избираемым на тех основаниях, как и общегосударственное представительство, при условии сохранения государственного единства и участия в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях. Границы между Царством Польским и соседними губерниями могут быть исправлены в соответствии с племенным составом и желанием местного населения, причем в государстве Польском должны действовать общегосударственные гарантии гражданской свободы и права национальности на культурное самоопределение и должны быть обеспечены права меньшинств.

26. Финляндия. Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. Всякие дальнейшие мероприятия, общие империи и великому княжеству Финляндскому, должны быть впредь делом соглашения между законодательными органами империи и великого княжества.

IV. Суд

27. Все отступления от начал судебных уставов 20 ноября 1864 г. устанавливающих отделение судебной власти от административной (несменяемость, независимость и гласность суда и равенство всех перед судом), как внесенные позднейшими новеллами,так и допущенные при самом составлении уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего: а) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда; b) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские должности или перемещение судей, а тем более в производство судебных дел устраняется. Судьи наград не получают; с) ответственность должностных лиц определяется на общем основании; d) компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания, назначенного в законе, безотносительно к роду дел, причем, однако, этой компетенции во всяком случае подлежаг все преступления государственные и против законов о печати. Суд с сословными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирового суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требование имущественного ценза как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяется; е) восстановляется принцип единства кассационного суда; f) адвоката организуется на началах истинного моуправления.

28. Независимо от этого, в осуществление наиболее назревших бесспорных требований уголовной политики и процесса: а) смертная казнь отменяется, безусловно, навсегда; b) вводится условное осуждение; с) устанавливается защита на предварительном следствии; d) в обряд предания суду вводится состязательное начало.

29. Ближайшей задачей является полный пересмотр уголовноного уложения, отмена постановлений, противоречащих началам политической свободы, и переработка проекта гражданского уложения.

V. Финансовая и экономическая политика

30. Пересмотр государственного расходного бюджета в целях уничтожения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственное увеличение затрат государства на действительные нужды народа.

31.Отмена выкупных платежей.

32. Развитие прямого обложения на счет косвенного; общее положение косвенного обложения и постепенная отмена косвенных налогов на предметы потребления народных масс.

33. Реформа прямых налогов на основе прогрессивное подоходного и поимущественного обложения; введение прогрессивного налога на наследство.

34. Соответствующее положению отдельных производств понижение таможенных пошлин в видах удешевления предмете народного потребления и технического подъема промышленности и земледелия.

35. Обращение средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита.

VI. Аграрное законодательство

36. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как то: безземельных и земельных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-земледельцев - государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для той же цели за счет государства и потребных размерах частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.

Примечание. Цена земли определяется по нормальной для данной местности доходности при условии самостоятельного ведения хозяйства, не принимая во внимание арендных цен, созданных земельной нуждой.

37. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. Начала, на которых земли этого фонда подлежат передаче нуждающемуся в них населению (владение или пользование личное или общинное и т.д.), должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.

38. Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. Реорганизация межевого дела, окончание размежевания и другие меры для подъема благосостояния сельского населения и улучшения сельского хозяйства.

39. Упорядочение законом арендных отношений путем обеспечения права возобновления аренды, права арендатора, в случае передачи аренды, на вознаграждение за произведенные, но использованные к сроку затраты на улучшение, и учреждение примирительных камер для регулирования арендной платы и для разбора споров и несогласий между арендаторами и землевладельцами. Открытие законного пути в судебном порядке для понижения непомерно высоких арендных цен и уничтожения носящих кабальный характер сделок в области земельных отношений.

40. Отмена действующих правил о найме сельских pa6oчих и распространение рабочего законодательства на земледельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия. Учреждение сельскохозяйственной инспекции для наблюдения за правильным применением законодательства по охране труда в этой части и введение уголовной ответственности сельских хозяев за нарушение ими законодательных норм по охране труда.

VII. Рабочее законодательство

41. Свобода рабочих союзов и собраний.

42. Право стачек. Наказуемость правонарушений, совершаемых во время или по поводу стачек, определяется на общем основании и ни в коем случае не может быть увеличиваема.

43. Распространение рабочего законодательства и независимой инспекции труда на все виды наемного труда; участие выборных от рабочих в надзоре инспекции за исполнением законов, охраняющих интересы трудящихся.

44. Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня. Немедленное осуществление этой нормы всюду, где она в данное время возможна, и постепенное ее введение в остальных производствах. Запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технически и общественно необходимых.

45. Развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.

46. Учреждение примирительных камер из равного числа представителей труда и капитала для нормировки всех отношений найма, не урегулированных рабочим законодательством, и разбора споров и несогласий, возникающих между рабочим и предпринимателями.

47. Обязательное при посредстве государства страхование от болезни (в течение определенного срока), несчастных случаев и профессиональных заболеваний, с отнесением издержек на счет предпринимателей.

48. Государственное страхование на случаи старости и неспособности к труду для всех лиц, живущих личным трудом.

49. Установление уголовной ответственности за нарушение законов об охране труда.

VIII. По вопросам просвещения

Народное просвещение должно быть организовано на началах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под этим осуществление следующих начал:

50. Уничтожение всех стеснений к поступлению в школу, связанных с полом, происхождением и религией.

51. Свобода частной и общественной инициативы в открытии и организации учебных заведений всех типов и в области внешкольного просвещения; свобода преподавания.

52. Между различными ступенями школ всех разрядов должна быть установлена прямая связь для облегчения перехода от низшей ступени к высшей.

53. Полная автономия и свобода преподавания в университетах и других высших школах. Увеличение их числа. Уменьшение платы за слушание лекций. Организация просветительной pa6oты высшей школы для широких кругов населения. Свободная opганизация студенчества.

54. Количество средних учебных заведений должно бы увеличено соответственно общественной потребности; плата должна быть понижена. Местным общественным учреждениям должно быть предоставлено широкое участие в постановке учебно-воспитательного дела.

55. Введение всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе. Передача начального образования и заведование органов местного самоуправления. Организация органами самоуправления материальной помощи нуждающимся учащимся.

56. Устройство органами местного самоуправления образовательных учреждений для взрослого населения, элементарных школ для взрослых, народных библиотек, народных университетов.

57. Развитие профессионального образования.

Законодательные проекты и предположения партии народной свободы. 1905-1907 гг. / Под ред. Н.И. Астрова, Ф.Ф.Кокошкина, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, кн. Д.И. Шаховского. СПб., 1907. С. XI - XIX.

Похожие публикации