В помощь школьнику и студенту

Проблемы связанные с обучением в школе. Трудности обучения в школе. Сенсомоторная интеграция как фактор, влияющий на уровень успеваемости

В соответствии с клиническими наблюдениями последних лет детская и юношеская депрессия стали важной частью детской психопатологии. Депрессия у детей непосредственно затрагивает их чувствительность и ее проявления, связаны с психосоматической сферой и миром детских психозов.

Кроме того, она сопровождает многие физические заболевания, скрываясь под различными нарушениями в поведении, и сопровождается проблемами в обучении и неудачами в школе.

Школа в жизни ребенка

Чрезмерная частота или повторение неприятных переживаний, которые накапливаются в страхе, могут привести ребенка к депрессивному поведению, обострению ситуации беспомощности и незащищенности.

В контексте функционирования ребенка или подростка в школе эти опыты являются важным элементом развития подрастающего человека. Ибо уже с первых минут может увидеть качество его функционирования, способность к мотивации или ее отсутствие, отношения со сверстниками, учителями и т.д.

Имейте в виду, что школа – это второе по важности, после семейной среды, местом развития ребенка. Там он проводит значительную часть времени в течение дня, устанавливает контакты, получает опыт, учится, познает мир и т.д. Школа является очень важным элементом жизни молодого человека , поэтому так важна атмосфера в этом месте и обеспечение детям чувства безопасности.

С раннего детства в жизни человека возникают трудности. Их преодоление помогает развитию. Уже в ранней юности развиваются характерные для каждого ребенка, черты личности. Некоторые дети более общительные и зависимые от других. Это позволяет им быстро аклиматизироваться в группе.

У других развиваются такие черты характера, как застенчивость, малообщительность, скрытность, избегание конфликтов. Такие качества мешают налаживанию новых контактов и адаптации к новой ситуации.

Как школа влияет на риск развития депрессии

Школа так же, как и семья, представляет собой существенный «патогенный» фактор. Ведь маленькие дети проводят за партами большую часть дня. А попадание в садик, прежде всего, для детей в возрасте 6-8 месяцев, является для многих из них большим эмоциональным шоком.

С каждым годом...

Позже, когда они попадают в школу, то испытывают неуверенность, стресс с негативными последствиями, вызывающими трудности в обучении и в отношениях с некоторыми коллегами, отсутствие мотивации и доверия к самому себе. Падение школьных результатов после первых трех-четырех лет является одним из лучших показателей возможного появления депрессивных расстройств.

В каком-то смысле неудачи в школе сравнимы с безработицей у взрослых. Давно доказано, что школьные провалы могут вызвать появление депрессивного поведения в детстве. Школа является естественной средой, в которой ребенок самоутверждается через науку, местом, где интегрируется с людьми, подобными себе и общиной, в которой он пытается получить одобрение со стороны учителей и одноклассников. А школьные поражения блокируют многие из этих функций, и, кроме того, вызывают неблагоприятные последствия для его здоровья.

По мнению экспертов школа со своей одержимостью увеличения успеваемости значительно усиливает страх перед неудачами , который считается главной причиной беспомощности, проблем с социализацией и некоторых депрессивных симптомов . Большое количество внешкольных занятий забирает у детей и молодежи слишком много свободного времени.

Причины депрессии у ребенка

Среди многочисленных причин депрессии, связанных с функционированием ребенка в школьной среде, можно указать следующие:

  • отношения учитель-ученик (отторжение, неприятие учителем ребенка, отсутствие подкрепления положительных результатов при одновременном наличии отрицательных подкреплений и т.д.);
  • неудачи в школе (отсутствие интереса к урокам в школе, ухудшение результатов);
  • требования родителей, превышающие возможности ребенка, ожидания от ребенка реализации их несбывшихся мечт, навязывание своей воли;
  • плохие отношения со сверстниками (неодобрение со стороны сверстников, чувство одиночества, агрессивное поведение );
  • низкая самооценка ребенка (отсутствие веры в собственные возможности);
  • травматический опыт (хотя влияет на общее функционирование ребенка, безусловно, будет влиять на его функционирование в школьной среде);
  • перегрузка чрезмерным количеством уроков в школе.

Проблемы, связанные с началом обучения в школе

Период обучения является очень важным временем для молодого человека. Школа становится местом, где ребенок учится, заводит новые социальные контакты, познает свои возможности и развивает свои внутренние интересы.

Во время учебы в школе дети подвергаются на ряду трудностей. Школьные проблемы могут вызывать очень много внутренних проблем, которые, в свою очередь, могут быть причиной возникновения депрессии у детей .

Первые посещения школы являются серьезным стрессом в жизни ученика. Даже если малыш до сих пор ходил в детский сад, то это изменение места и политики среды становится тяжелой задачей. Стресс, вызванный этим событием может влиять на ухудшение настроения ребенка и вызвать нежелание посещать школу . Очень важна в это время роль родителей. Они обеспечивают ребенку поддержку и чувство безопасности.

Беседы с ребенком, понимание его сложностей и помощь, дают шанс на улучшение ситуации. Оставление ребенка одного со своими проблемами может вызвать углубление проблем. Дети, страдающие от психических расстройств, имеют эмоциональные проблемы.

Позиция родителей по отношению к этим первым трудностям, имеет очень большое значение в формировании уверенности в себе ребенка и формировании его взглядов. Ребенок, который имеет поддержку от родителей, в дальнейшей жизни будет эффективнее справляться с трудностями, чем ребенок, который этой помощи не получает.

Депрессия у детей вызывается, прежде всего, внешними факторами и имеет иные основания, чем депрессия у взрослых. Депрессивные расстройства имеют свою причину в контактах ребенка с окружением и семейных проблемах. Часто родители не обращают на такие изменения настроения ребенка внимания, связывая их с возрастом.

Школьные проблемы подростков и развитие депрессии

Проблемы в школе очень сложны молодого человека. Независимо от того, вызваны они давлением учителей, проблемами в науке, отсутствием признания со стороны одноклассников или чрезмерным требованиям родителей, все это приводит к появлению многих тяжелых эмоций.

Изменения, связанные с действием гормонов, ростом организма и переменами углубляют негативные чувства молодого человека и возводят каждую трудность в ранг неразрешимой проблемы.

Не следует, однако, недооценивать сигналов подаваемых ребенком. Для взрослых, такие трудности могут показаться банальными, но для подростка это действительно безнадежная ситуация. Появление проблем в школе может стать причиной ухудшения настроения и появление очередных трудностей.

Молодой человек может не видеть решения этой ситуации и попытаться уменьшить внутреннее напряжение. Распространенный способ справиться с трудностями является причинение себе вреда. Его ужасное проявление – членовредительство. Оно направлено на уменьшение внутренней боли через физические страдания.

Непонимание со стороны родителей и углубление проблем, связанных со школой, может привести к серьезным психическим расстройствам. Депрессия у подростков часто имеет трудный процесс. Упущение из виду изменений в поведении ребенка убеждают их в отсутствии поддержки со стороны семьи. Также игнорирование его сигналов и высмеивание проблем может привести к образованию сильных расстройства настроения. Очень тревожным симптомом депрессии у молодых людей являются мысли о самоубийстве. Психика молодого человека, еще не до конца сформирована и не в состоянии справиться со всеми трудностями.

Возрастающие школьные трудности и игнорирование этого состояния родителями или непонимание проблемы могут быть причиной возникновения у молодого человека депрессии. Ребенок должен иметь право на помощь специалистов, чтобы иметь возможность возвратиться к здоровью.

Школа сама не решит за родителей, всех трудностей и проблем, связанных с воспитанием. Интерес родителей к делам ребенка и его потребностям позволяет избежать сложных ситуаций и, как следствие психического расстройства.

Симптомы депрессии у детей

Если Вы замечаете изменения в функционировании ребенка, стоит обратить внимание на симптомы, которые могут указывать на появление депрессии:

  • тоскливое настроение – проявления печали, одиночества и пессимизма, плохое настроение, ребенок легко злится, часто плачет, его трудно утешить;
  • аутодепрессивные идеи – чувство бесполезности, чувство вины, желание смерти;
  • агрессивное поведение – трудности в межличностных отношениях, ссоры, враждебность, малое уважение к авторитету;
  • нарушения сна – тревожный сон , моменты бессонницы , трудности с утренним пробуждением;
  • ухудшение результатов в школе – постоянные жалобы со стороны учителей, слабая концентрация, слаба память, потеря привычных интересов к занятиям;
  • снижается социализация – изоляция, меньшее участие в жизни группы, уход из сообщества;
  • соматические болезни – головные боли, боли в животе, боли в мышцах, другие заболевания и беспокойство о здоровье , нарушение аппетита и/или изменения существующего веса;
  • потеря обычной энергии – потеря интереса к спорту и развлечениям, снижение физической и/или психической энергичности.

Нельзя недооценивать этих признаков. Следует как можно скорее принять меры, которые помогут преодолеть возникающие или уже существующие симптомы депрессии и помочь ребенку.

«Изучение страхов связанных с обучением в школе, как проблема в работе современного специального психолога работающего в начальной школе».

Махотина Анастасия Игоревна

ТГПУ им.Л.Н.Толстого

Город Тула, Российская Федерация

Страх - одна из первичных эмоций наряду с радостью и гневом. Он является эмоцией избегания сознательно распознаваемой опасности, чувством самосохранения. Подавляющее большинство детских страхов, в той или иной степени, обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер. Но, при чрезмерной подверженности страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, нарушается как психическое, так и соматическое здоровье.

Основные аспекты рассмотрения проблемы страхов были изложены в работах зарубежных авторов, таких как: Д. Боулби, К. Изард, З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон, К Роджерс, и многие другие. В отечественной психологии проблема страхов была рассмотрена в работах: В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, В.В. Лебединского, и многих других .

В последние годы специалистами отмечен довольно высокий рост детских страхов. В настоящее время актуальна проблема страхов у современных младших школьников, как нормально развивающихся, так и с нарушением интеллектуального развития. Это связано с растущим числом патологических страхов у детей в первые годы обучения в школе.

Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с задержкой психического развития (ЗПР). Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию. Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:
1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;
2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;
3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Болезненно заостренные и длительно сохраняющиеся страхи, возникающие в результате неправильного поведения родителей или конфликтных отношений в семье, служат признаком физического и эмоционального неблагополучия ребенка. При неблагоприятных условиях детские страхи могут быть заострены и могут сохраняться длительное время. Это меняет поведение ребенка, порождает в нем неуверенность и мешает развиваться, реализовываться как личности. При длительном воздействии на ребенка школьные страхи препятствуют интеллектуальному и личностному развитию, успешности в межличностных отношениях, актуальному и ближайшему развитию ребенка, что неблагоприятно сказывается на деятельности и учебной успешности.

Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. В связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления психофизического неблагополучия ребёнка.

Проблема данного исследования состоит в том, что младшие школьники даже с нормой психического развития имеют множество страхов обусловленных началом обучения их в школе. Эти страхи мешают успешному обучению ребёнка в школе, а так же её психическому развитию. Поэтому важно в работе психолога у младшего школьника выявить и корректировать имеющиеся страхи.

Эта проблема ещё больше усиливается у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР. У этих учащихся в силу их интеллектуальных нарушений страхов, связанных с учёбой, ещё больше и сильнее могут быть выражены.

Цель исследования: изучить имеющиеся страхи, связанные с обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития и помочь ему в преодолении.

Объект исследования: развитие эмоциональной сферы у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: проблема изучения страхов, связанных с обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что преодолению страхов, связанных с обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития будет способствовать коррекционная программа, включающая психогимнастику, сказкотерапию, игры на преодоление страхов и снижению тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.

В соответствии с целью и предметом исследования, и исходя из гипотезы данной работы, были определены следующие задачи исследования :

1) изучить психолого-педагогической литературы по преодолению страхов, обусловленных обучением в школе младших школьников с задержкой психического развития;

2) подобрать методики и составить диагностическую программу для изучения страхов, обусловленных обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития;

3) составить коррекционную программу, способствующую, преодолению страхов, обусловленных обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития;

4) реализовать в практике работы с младшими школьниками с задержкой психического развития диагностическую и коррекционную программу;

5) обработать и проанализировать результаты экспериментального исследования страхов, обусловленных обучением в школе младших школьников с задержкой психического развития;

Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования:

1) Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) Эмпирические методы: формирующий эксперимент в единстве трёх этапе;

3) Методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов исследования.

На констатирующем и контрольном этапах исследования диагностика включала следующие методики: тест школьной тревожности Филлипса, методика « Не законченные предложения», анкета мотивации Лускана, детский вариант шкалы явной тревожности CMAS.

Исследование проводилось на базе ГОУ ТО "Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида". В исследовании принимали участие 8 учащихся третьего класса, 5 мальчиков и 3 девочки.

Незнание страхов которые переживает ребенок особенно у младшего школьного возраста, может привести к серьезным, а иногда необратимым последствиям в их жизни.

Ребенок не должен оставаться на едине со своими страхами.

Проведенная нами исследовательская работа и анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема страхов у детей остаётся актуальной. Особенную актуальность приобретает проблема страхов у младших школьников с задержкой психического развития, которые характеризуются незрелостью эмоциональной сферы.

На констатирующем этапе с помощью диагностичекой программы были получены следующие результаты:

У трех детей средней уровень школьной тревожности. У этих детей положительное отношение к школе , но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.

У пяти детей низкий уровень школьной тревожности. У этих детей негативное отношение к школе. Школьная дезодаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе

Результаты свидетельствует о том, что у них есть страхи средней и высшей степенью выраженности.

После проведения коррекционно- развивающей программы, которая была составлена по результатом диагности, дети получили положительные результаты.

На контрольном этапе с помощью диагностической программы были получены следующие результаты:

У пяти детей средний уровень школьной тревожности. А трое детей получили получили очень хорошую школьную мотивацию, чем объясняется показатель детей,успешно справляющиеся с учебной деятельностью.

Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи реализованы, гипотеза доказана.

Литература:

1) Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 448 с.

2) Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 112 с.

3) Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. – М.: Институт психотерапии, 2005. – 288 с.

4) Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.

5) Бавина, Т. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.

6) Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 208 В. Детские страхи / Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова. – М.: Аркти, 2008. – 64 с.

7) Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / сост. С.В. Велиева. – СПб: Речь, 2007. – 240 с.

8) Захаров, А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям) / А.И. Захаров. – СПб.: Респекс, 1995. – 192 с.

9) Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.

10) Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.

11) Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.

12) Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.

13) Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2006. – 480 с.

14) Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. – 1972. – № 3. – С. 21-28.

15) Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет / авт.-сост. Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.

16) Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – M.: Просвещение, 1979. – 436 с.

17) Фрейд, А. Эго и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Эксмо, 2003. – 253 с.

18) Фрейд, З. Запрещение, симптом и страх / З. Фрейд // Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. В. Астапов. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – С. 18-22.

19) Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2007. – 176 с.

20) Шишова, Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно / Т.Л. Шишова. – СПб.: Речь, 2007. – 104 с.

21) Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 1996. – 250 с.

22) Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.

Научный руководитель: Лях Татьяна Ильинична

профессор кафедры специальной психологии, кандидат психологических наук, доцент

Проблемы, связанные с началом обучения в школе

Период обучения является очень важным временем для молодого человека. Школа становится местом, где ребенок учится, заводит новые социальные контакты, познает свои возможности и развивает свои внутренние интересы. Во время учебы в школе дети подвергаются на ряду трудностей. Школьные проблемы могут вызывать очень много внутренних проблем, которые, в свою очередь, могут быть причиной возникновения депрессии у детей.

Первые посещения школы являются серьезным стрессом в жизни ученика. Даже если малыш до сих пор ходил в детский сад, то это изменение места и политики среды становится тяжелой задачей. Стресс, вызванный этим событием может влиять на ухудшение настроения ребенка и вызвать нежелание посещать школу. Очень важна в это время роль родителей. Они обеспечивают ребенку поддержку и чувство безопасности.

Беседы с ребенком, понимание его сложностей и помощь, дают шанс на улучшение ситуации. Оставление ребенка одного со своими проблемами может вызвать углубление проблем. Дети, страдающие от психических расстройств, имеют эмоциональные проблемы. Позиция родителей по отношению к этим первым трудностям, имеет очень большое значение в формировании уверенности в себе ребенка и формировании его взглядов. Ребенок, который имеет поддержку от родителей, в дальнейшей жизни будет эффективнее справляться с трудностями, чем ребенок, который этой помощи не получает.

Депрессия у детей вызывается, прежде всего, внешними факторами и имеет иные основания, чем депрессия у взрослых. Депрессивные расстройства имеют свою причину в контактах ребенка с окружением и семейных проблемах. Часто родители не обращают на такие изменения настроения ребенка внимания, связывая их с возрастом.

Младший школьный возраст ­ очень ответственный период школьного
детства, от полноценного переживания которого зависят уровень интеллекта и
личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Это
переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется
тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно
контролируемая деятельность ­ учебная, он должен подчиняться системе её
правил и нести ответственность за их нарушение.
Существующая школа с её классно – урочной системой и действующими
программами требует от ребенка определенного уровня функциональной
готовности. Новые условия предъявляют более высокие требования к
личностному развитию ребёнка, а также степени сформированности у него
учебных умений и навыков. Однако уровень развития значительного числа
детей едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной
группы школьников уровень развития явно недостаточен, что вызывает
определённые трудности в обучения.
Педагоги и психологи отмечают, актуальность проблемы трудностей
обучения, и для успешного её решения требуется серьёзная целенаправленная
коррекционно­развивающая работа. Главным условием эффективной помощи
при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой
следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно точно
определить зону актуального и ближайшего развития ребенка и здесь на
помощь приходит психологическая диагностика.
Цель диагностики – выявить основные трудности в обучении младших
школьников. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться
в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом
случае, возможно, будет прослеживать положительные результаты работы с
неуспевающими детьми. Начиная с первого класса, психологи отслеживают
развитие учащихся на всех этапах обучения. Проводят исследования
готовности выпускников детского сада к обучению в школе и выявляют
аспекты школьной зрелости:
­ интеллектуальной;
­ эмоциональной;
­ социальной.
Анализ результатов Московского мониторинга, вызывает тревогу у
воспитателей, специалистов и родителей готовящих детей к обучению в
школе, возникает вопрос, почему ожидаемые результаты, порой не совпадают
с реальными.
Ребенок посещал детский сад и занятия дошкольной
подготовки, выполнял все домашние задания, и казалось, овладел всем
необходимым базисом, но, придя в школу, в какой­то момент перестал
успевать, обучаемость снизилась. Почему?

Одной из ведущих причин является незрелость мотивационной и
эмоционально­волевой сферы, из­за чего ребёнок не способен к длительным
(в течение 30 ­ 35­минутного занятия или урока) волевым усилиям и
сосредоточенности. По клиническим данным, у большинства детей с
трудностями в обучении отмечаются признаки слабо выраженной
органической недостаточности ЦНС.
Главная задача
взрослых постараться скорректировать данные
процессы и довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности
к школе. Основной акцент должен быть направлен в первую очередь на
мотивационное развитие ребенка. Мотивационная готовность предполагает
наличие у него желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять
определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в
системе социальных отношений – позицией школьника. Сформированность
этой внутренней позиции ­ одна из важнейших составляющих мотивационной
«готовности к школе». Без такой готовности ребенок, даже если он умеет
читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила
поведения в школе будут ему в тягость, так как говоря о мотивации, мы
говорим о побуждении к чему­то. В данном случае о побуждении к учебе. А
это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему
должно быть интересно, узнавать новое. Но поскольку учение в школе
состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика
должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и
утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок
понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается
хорошо их выполнять.
Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным
учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.
Учебная мотивация
складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной
потребности и умении трудиться.
Мотивационно неготовым к систематическому обучению в школьных
условиях может быть признан ребенок, не обнаруживший черт зрелости
мотивов и сформированности «внутренней позиции школьника», что
обнаруживается: в отсутствии стремления ребенка пойти в школу или даже
негативном отношении к школе и учению, в выраженной импульсивности
поведения, в низком уровне осознания своих побуждений.
Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем
интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают. Задача взрослого
сначала пробудить у ребенка желание научиться чему­то новому, а уже затем
начинать работу по развитию высших психологических функций.
По мнению многих учёных, устойчивость школьной мотивации,
эмоционально­волевой сферы является одним из важнейших показателей
мотивационной готовности к школе.

Если у ребенка был выявлен высокий уровень мотивационной

вывод, что в целом уровне школьной готовности развит выше среднего,
поскольку, как показано многими учёными­психологами мотивационная
готовность является определяющей. А если у ребенка был выявлен средний

интеллектуальной готовности, его уровень школьной готовности оценивается
как средний. В том случае, если у ребенка был низкий уровень мотивационной
готовности к школе и средний уровень интеллектуальной готовности, делаем
вывод ­ уровень школьной готовности сформирован ниже среднего. Низкий
уровень мотивационной готовности к школе и высокий уровень
интеллектуальной готовности, говорит о среднем уровне школьной зрелости.
Важно понимать, что коррекционная работа психологов и педагогов с
детьми не должна сводиться к «дрессуре» определенных компонентов
психического развития ребенка. А на первом этапе она обязательно должна
включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей
среды: мотивационную, эмоциональную, рефлексивную. Главная задача –
довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе.
Основной акцент необходимо делать на мотивационное развитие ребенка, а
именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача
психологов и педагогов сначала пробудить у ребенка желание научится чему ­
то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических
функций. При этом важно положительное отношение к учению, способность к
саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения
поставленных задач:
 умение детей сознательно подчинять свои действия правилам,
обобщенно определяющим способ действия,
 умение ориентироваться на заданную систему требований,
 умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,
предлагаемые в устной форме,
 умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно
воспринимаемому образцу.
Эти параметры развития произвольности являются частью
психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом
классе.
Интеллектуальная готовность к школе также предполагает наличие у
ребенка широкого кругозора, запаса конкретных знаний. Кроме развития
познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти,
мышления, в психологическую готовность к школе входят сформированные
личностных особенностей. К поступлению в школу у ребенка должны быть
развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с
людьми, ролевое поведение.

Для того чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний,
необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него
достаточно развита, в том числе и уровень развития устной речи ребёнка
должен соответствовать возрастной норме. Необходим
определённый
словарный запас и умение грамотно им пользоваться в самостоятельной
речи, важно научить ребёнка излагать свои мысли, пересказывать небольшие
тексты, умению описывать картинки и события.
Количество учащихся с трудностями в обучении за последние годы резко
выросло. На данный момент количество таких детей составляет около 20 –
30% в каждом классе.

Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во
всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее
актуальных психолого­педагогических проблем.
Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных
классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной
программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается
фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это
же время формируются умственные и практические операции, действия и
навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая
деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений
приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы.
Психолого­педагогическое изучение учащихся с трудностями в
обучении целесообразно осуществлять по простой общей схеме: выявление
трудностей в обучении, выявление причин, которые обусловливают эти
трудности.
Несмотря на различие причин неуспеваемости у разных школьников,
учащиеся с трудностями в обучении имеют достаточно много одинаковых
черт и особенностей, что позволяет дать им общую психологическую
характеристику.
Категории слабоуспевающих и неуспевающих школьников:
дети с умственной отсталостью;
дети с временной задержкой психического развития;
педагогически запущенные дети;
дети соматически ослабленные;
дети в целом с нормальным психическим развитием, но имеющие
недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций
либо по уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны
с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам
физического времени, а по шкале психологического развития.
Под
психофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а
также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих
возрастной норме уровня развития психических процессов.

Психолого ­ педагогическое сопровождение имеет два направления:
­ актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей,
возникших у ребенка;
­ перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и
развитии.
Психолого ­ педагогическое сопровождение – это целостная, системно
организованная деятельность, в процессе которой создаются социально­
психологические и педагогические условия для успешного обучения и
развития каждого ребенка.
Задачи сопровождения:
­ систематическое отслеживание уровня развития и обучения ребенка.
­ создание социально­психологических условий для развития познавательных,
личностных возможностей учащегося и его успешного обучения на занятиях.
­ организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом
развитии и обучении.
Начальная школа является базисом, основой, на которую опирается
дальнейшее обучение школьника. Если запустить механизм непринятия
обучения, не успевания за своими одноклассниками, может привести к
серьезным последствиям не только со стороны овладения знаниями и
умениями, а самое главное, со стороны личностной сферы ребенка:
заниженная самооценка, отсутствие стремления получать знания и т.д.
Помочь ребёнку справиться с его трудностями, встать на его сторону и
создать условия для здорового и гармоничного развития ­ основная задача
психолого­педагогической работы.

Одно из последних исследований пока­зало, что до 80% барьеров на пути развития рыночных отноше­ний так или иначе связано именно с проблемами персонала. Здесь и сопротивление новшествам, и нежелание переучиваться, и неумение работать по-новому, и внутреннее отчуждение от целей организации.Обучение персонала для большинства российских организа­ций в настоящее время приобретает особое значение. Это связа­но с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие тре­бования к уровню квалификации персонала, знаниям и навы­кам работников. Очень быстро изменяются как внешние условия (эко­номическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство российскихорганизаций перед необходимостью подготовки персонала к се­годняшним и к завтрашним изменениям.Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходи­мость повышения конкурентоспособности и проведение организа­ционных изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по обучению персонала.Обу­чение призвано повышать уровень трудовой мотивации, привер­женности персонала своей организации и включенности в ее дела. Несмотря на очень сложное финансовое положение большинствароссийских организаций в период перехода к работе в условиях рыночных отношений, расходы, связанные с обучением персона­ла, начинают рассматриваться как приоритетные и необходимые. Все больше организаций проводит широкомасштабное обучение персонала разных уровней, понимая, что именно обученный, вы­сококвалифицированный персонал и будет решающим фактором в выживании и развитии предприятия.

Возрастание роли обучения в процессах организационных изменений и организационного развития обусловлено следующи­ми факторами:

Обучение персонала является важнейшим средством дости­ жения стратегических целей организации. Успех на пути реали­зации важнейших стратегических целей организации во многом зависит от того, в какой степени персонал осведомлен о содержа­нии стратегических целей и насколько он подготовлен к работе по их достижению. Необходимость быстрых изменений структуры и принципов управления, повышения способности организации к выживанию в условиях конкурентной борьбы вынуждает руковод­ство все большего числа компаний переходить от краткосрочного планирования к выработке долго­срочных стратегий организационного развития. Реализация этихстратегий требует более высокого уровня профессиональной подготовки, как руководителей, так и рядового персонала.

Обучение является важнейшим средством повышения цен­ности человеческих ресурсов организации. Многие организации не занимаются обучением своего персонала, так как не рассматри­вают эту статью расходов как необходимую трату финансовыхсредств, считая, что без этого можно с легкостью обойтись. Однако рано или поздно руководству любой организации неизбежно при­дется столкнуться с тем, что если не вкладывать деньги в повыше­ние уровня знаний и навыков своих работников, то отдача от чело­веческих ресурсов организации с каждым годом будет все меньше.В промышленно развитых странах уже давно поняли, что обу­чение персонала является одним из основных факторов, позво­ляющих победить в жесткой конкурентной борьбе. Ежегодно крупные западные корпорации тратят от 2 до 5% своего бюдже­та на обучение и развитие работников.Переход на работу в рыночных условиях и возраста­ние конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынке, появ­ление новых технологий, реорганизация производств и смена по­колений требуют решения всего комплекса вопросов, связанных с повышением квалификационного уровня работников, а также го­товности использовать не только старые, но и прин­ципиально новые методы обучения.

Проведение организационных изменений невозможно без ра­боты по обучению персонала. Та работа, которую ведут многие организации для повышения своей конкурентоспособности, не­возможна без использования нового, современного оборудования, без внедрения более эффективных технологий и приемов работы и методов руководства. Технологические изменения и постановка новых организационных целей могут радикально менять содер­жание труда самых различных категорий работников - от выс­шего руководства до рядового персонала - а это требует дополни­тельных знаний, развития необходимых навыков, пересмотра ста­рых подходов к работе. В этих условиях обучение всех основныхкатегорий работников становится совершенно необходимым. Обучение работников, кроме всего прочего, играет важную рольв донесении до персонала основного смысла и необходимости про­водимых изменений, в разъяснении их сути, для того, чтобы до­биться поддержки нововведений не только сверху, со стороныруководства, но и снизу, со стороны рядовых работников.

Выгоды, получаемые организацией в результате обучения персонала, выражаются:

    обучение работников позволяет организации успешно ре­шать проблемы, связанные с появлением новых направле­ний деятельности, и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности.

    более полное использование организацией знаний, навы­ков и умений работников, полученных в результате их обу­чения, позволяет достаточно быстро окупать инвестиции, направленные на эти цели.

    через обучение руководство получает возможность повы­шения способности персонала адаптироваться к изменяю­щимся социально-экономическим условиям и к все более жестким требованиям рынка.

    обучение позволяет не только сохранять и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты орга­низационной культуры, но и пропагандировать новые под­ходы и ориентиры.

Среди издержек, связанных с обучением работников, можно выделить прямые и косвенные издержки.

К прямым издержкам могут быть отнесены расходы на оп­лату преподавателей и вспомогательного персонала, на учебныематериалы, на аренду помещений. К косвенным издержкам могут быть отнесены расходы, связанные с необходимостью ос­вобождения сотрудников от основной работы на период их учас­тия в учебной программе. Особенно значительные материальные издержки организациянесет при оплате длительного (от нескольких месяцев, до несколь­ких лет) обучения своих работников с отрывом от основной рабо­ты. Иногда трудно сказать, что для руководства представляется более сложным - решение проблем, связанных с прямыми иликосвенными издержками. Если организация проводит работу в сфере обучения персоналабез посторонней помощи, то в этой работе могут быть выделеныследующие этапы.

Определение потребности в обучении . К сожалению, сегод­ня типичной является ситуация, когда в организации не уделяетсядостаточного внимания выявлению потребности в обучении различ­ных категорий работников. Многие организации не увязывают повышение в должности с необходимостью прохождения работником обучения, призван­ного подготовить его к работе в новой должности, к решению нового круга задач. Если для западных компаний совершенно естественной является практика, когда руководитель, получаю­щий повышение в должности, прежде чем приступить к работе на новом месте, проходит курс обучения, то для многих российских организаций вопрос о том, какие новые зна­ния необходимы руководителям, получающим повышение, час­то даже не ставится. Это происходит не потому, что это счита­ется ненужным, а просто из-за того, что в организации отсутствуют документы и положения, регламентирующие порядок или техноло­гию выявления этой потребности.

Потребность в обучении различных категорий персонала орга­низации определяется как требованиями работы или интересами организации, так и индивидуальными характеристиками работни­ков. На потребность в обучении, в приобретении новых знаний и развитии тех или иных профессиональных навыков оказывает вли­яние возраст, рабочий опыт, уровень способностей, особенности тру­довой мотивации и другие факторы.

Методы определения потребности работников организации в обучении. Для того, чтобы определить содержание и методы обуче­ния, которые смогут помочь в достижении целей организации ицелей обучения, необходимо установить качественную и количе­ственную потребность в обучении основных категорий работников. Качественная (чему учить, какие навыки развивать) и количе­ ственная (какое число работников разных категорий нуждается вобучении) потребность в обучении могут быть выявлены следую­щими методами.

    оценка информации о работниках, имеющейся в кадровой службе (стаж работы, рабочий опыт, базовое образование,принимал ли работник ранее участие в программах обуче­ния или повышения квалификации и др.);

    регулярная оценка рабочих результатов (аттестация);

    анализ долгосрочных и краткосрочных планов организа­ции и планов отдельных подразделений и определение того, какой уровень квалификации и профессиональной подготовки персонала необходим для их успешной реали­зации.

    наблюдение за работой персонала. Выявленное в результа­те наблюдения несоответствии работы персонала установлен­ным стандартам и требованиям должностных инструкций может выступать индикатором потребности в проведении соответствующего обучения.

    анализ проблем, мешающих эффективной работе. Если в организации есть проблемы, связанные с плохой работой, с браком, с нарушениями техники безопасности, с нео­правданно большими потерями времени, то эта информа­ция также может быть использована как при подготовке программ обучения, так и для обоснования заявки на обу­чение тех или иных категорий персонала.

    сбор и анализ заявок на обучение персонала от руководителей подразделений.

    предложения работников. Такие предложения можно со­бирать при помощи опросов или анкетирования работников.

    организация работы с кадровым резервом и работа по пла­ нированию карьеры. В процессе работы с кадровым резервом и при планировании карьеры работников организации специалисты кадровой службы получают дополнительную информацию о потребности разных категорий персонала в обучении.

    выявление факторов, оказывающих влияние на работу пер­сонала. Например, изменение стандартов или вне­дрение новых процедур и нового оборудования часто тре­бует дополнительного обучения.

Выделяют две группы методов обучения персонала : обучение не­посредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места.Существуют следующие методы обученияна рабочем месте .

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может прово­диться как сотрудником, давно выполняющим данные функции,так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж ограничен во времени и ориентирован на освоение конк­ретных операций, входящих в круг профессиональ­ных обязанностей обучающегося.

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко при­меняется предприятиями, требующими от работников поливалент­ной квалификации, то есть владения несколькими профессиями.

Ученичество или наставничество (коачинг) является тради­ционным методом профессионального обучения с древних времен, широко распространенным и сегодня. Ученичество заключает­ся в наличии более опытного человека, постоянно следящего за развитием, оказывающего помощь советами и т.д.Одно из основных преимуществ наставничества состоит в инди­видуальном подходе к ученикам. Наставник обычно имеет несколько учеников (иногда лишь одного-двух), что позволяет не только обу­чать их профессиональному мастерству, но и выполнять функции воспитателя, помогая им осваивать основные требования профес­сиональной роли.

Успех обучения по этому методу решающим образом зависит от опыта и квалификации наставника - его способности общаться,мотивировать, давать конструктивную обратную связь о резуль­татах его работы.

Стажировки. Стажировки используются многими компани­ями для того, чтобы обучать специалистов и руководителей на­выкам и знаниям, необходимым для выполнения новой для них работы. Обучающийся наблюдает, как работают опытные специ­алисты, выполняет определенные задания под их руководством и таким образом осваивает навыки решения все более широкого круга профессиональных задач.Стажировки являются одним из средств закрепления работников в организации и повышения уровня их приверженности своему предприятию.Обучение на рабочем месте отличается своей практической на­правленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудниками. В этом смысле данный вид обученияявляется оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач.

Существуют следующие методы обучения вне рабочего мес­та : лекция, рассмотрение практических ситуаций, деловые игры, самостоятельная работа и т. д.

Метод практических ситуаций (кейсов) предполагает ана­лиз и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуа­ций, которые могут быть представлены в виде описания, видео­фильмов и так далее. Использование данного метода позволяет участни­кам программы обучения познакомиться с опытом других органи­заций, а также развить навыки анализа принятия решений, разра­ботки стратегии и тактики.

Деловые игры представляют собой способ обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающих­ся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моде­лью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и тем самым проде­монстрировать участникам, к каким конечным результатам приве­дут их решения и действия.

Тренинги. Тренинг (в отличие от обычных упражнений и аутот­ренинга) осуществляется под руководством квалифицированно­ го специалиста ; представляет собой планомерно осуще­ствляемую программу разнообразных упражнений с целью фор­мирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой (и иной) деятельности. В организациях тренинги широко применяются для:ускорения адаптации новых работников;устранения пробелов в профессиональной подготовке и преодоления неэффективных форм поведения; обучения новым технологиям и методам труда;быстрой подготовки для работы в новой, более высокой должности.

Размер учебной группы и выбор методов обучени я. Одниметоды обучения, такие как лекции, кино- и видеофильмы, ви­деозаписи и программированное обучение хорошо подходят длябольших групп обучающихся. Другие методы, например, пове­денческое моделирование, ролевые игры и наставничество могутуспешно применяться только в небольших группах. Наставник обычно имеет дело с 1-5 подопечными.

Процедура оценки эффективности учебных программ обычно состоит из четырех этапов.

Сбор данных до обучения. Они показывают уровень произ­водственных показателей, знаний, навыков и особенности рабо­чего поведения и установок, связанных с профессиональной дея­тельностью, которые имели работники до обучения. Эти данные могут быть трех типов:

    показатели, характеризующие рабочее поведение, профес­сиональные установки, знания и рабочие навыки работ­ников (сбор этих показателей требует предварительной под­готовки тестов, анкет идр.);

    количественные показатели работы подразделений или организации в целом (уровень производительности, финан­совые показатели, количество поступивших жалоб или претензий покупателей и т.п.);

    качественные показатели работы подразделений или орга­низации в целом (качество товаров и услуг, конкурентос­пособность предприятия, уровень трудовой морали и т.п.).

Сбор данных во время обучения. Во время обучения можно собрать ценную информацию о мотивации слушателей, об их интересе к разным учебным темам, об их оценке работы препо­давателей и другие.Это позволяет удалить неработающие процедуры, изменить форму подачи отдельных тем, сделать занятия более интересны­ми и живыми, и, если это необходимо, включить в учебную про­грамму новые темы и вопросы, которые больше соответствуют профессиональным интересам слушателей.

Для оценки степени усвоения слушателями учебного ма­ териала, изучаемого ими в рамках учебной программы, по окон­чании обучения могут быть проведены зачеты, экзамены, тести­рование или оцене­ны определенные производственные показатели, на развитие которых была направлена данная программа обучения.

Сбор данных после обучения для сопоставления данных, характеризующих профессиональную деятельность работников до и после обучения. Кроме того, обучаемым сразу по завершении обучения могут быть предложены специально разработанные оп­росники, в которых просят оценить учебную программу. К сожале­нию так можно получить лишь довольно ог­раниченную информацию для оценки эффективности обучения, хотя и она может дать ориентиры для изменения программы, дляулучшения ее организации.

      Проблема развития персонала

Развитие персонала - целенаправленное систематическое раз­витие работников, ориентированное на достижение целей организации, путем расширения и углубления имеющейся профессио­нальной компетенции, обучения новым квалификациям, а также повышения мотивации и организационных возможностей орга­низации использовать весь потенциал работника; процесс подго­товки персонала к выполнению новых производственных функ­ций, занятию новых должностей, решению новых задач.

В различных источниках процесс развития управленцев рас­сматривается с разных позиций. В одном – успешноеразвитие управленчес­кого персонала построено на трех факторах: знаниях, возможностях и поведении сотрудников.Знания являются основой развития способностей персонала, они содействуют формированию усилий человека. Возможности озна­чают условия использования полученных знаний, они определяют индивидуальный коэффициент полезного действия знаний, их реа­лизацию. Развитие управленцев, прежде всего, связано с приведе­нием их знаний в соответствие с их возможностями. В рамках сво­их возможностей и на основе собственной деятельности они и раз­вивают свой опыт. В другом – рассматриваются особенности профессиональ­ного развития как процесса подготовки сотрудников к выполне­нию новых функций, занятию новых должностей, решению но­вых задач, то есть развитию новых компетенций. Обучение - это не просто получение новых знаний, знаком­ство с новыми возможностями и новыми решениями. Результа­том обучения должна быть способность управленцев находить все более эффективные решения в каждодневной практике.А поскольку важнейший итог при обучении управленцев - этоповышение эффективности их управленческой деятельности, то при подготовке учебных программ важно больший упор делать на те принципы, которые создают более благоприятные возможностивоздействия на их установки и повышают их готовность использо­вать полученные знания в своей собственной работе. Это в первую очередь следующие принципы.

Активность. Минимизация использования в ходе обучения лекционной подачи материала и максимально широкое исполь­зование методов активного обучения, требующих высокой степе­ни активности и личной включенности обучающихся в учебный процесс.

Ориентация на практическое использование полученныхзнаний, тесная связь содержания занятий с каждодневной уп­равленческой практикой. Этой цели служат групповые обсужде­ния и задания, которые руководители в ходе обучения прораба­тывают в малых группах.

Командная работа. Основная задача управленческого персо­нала состоит в организации работы других людей, поэтому овла­дение навыками командной работы имеет особое значение для управленцев и лиц, состоящих в резерве на управленческие дол­жности.

Проектная работа как форма закрепления полученных зна­ний для развития навыков командной работы.

Существенные особенности обучения управленцев демонстри­руют достаточно высокую сложность организации эффективного учебного процесса. Поэтому некоторые высшие учебные заведе­ния создают по всей стране сеть учебных центров. Конкретная организация, нацеленная на корпоративное обучение своих со­трудников, может воспользоваться образовательным потенциа­лом такой сетевой структуры путем создания собственного учеб­ного центра или направив своих сотрудников на обучение в ре­гиональный центр. Обучение для управленческого персонала российских организа­ций имеет особое значение, так как последние десять лет обучению управленцев уделялось недостаточное внимание. Экономическое возрождение России невозможно без управленцев, владеющих со­временными знаниями и навыками успешного решения управлен­ческих задач.В настоящее время в России пользуется популярностью один из подходов к корпоративному обучению и развитию - «обуче­ние действием».Принципиальные особенности технологии «обучение действи­ем» следующие:

    участники работают над реальными задачами; а не над упражнениями или искусственными задачами;

    участники учатся друг у друга, а не у «учителя»;

    участники имеют редкую возможность начать свою карьеру с нуля, работая над реальными проектами и их внедрением в организации;

    участники работают на внедрение полученных результатов, а не на подготовку доклада, плана или рекомендаций;

Анализируя возможности практического применения техно­логии «обучение действием», следует отметить ее эффективностьпри решении следующих задач организации: развитие менедж­мента и подготовка резерва.

В технологии «обучение действием» есть и недостатки: непредсказуемость результатов и обязательная всесторонняя под­держка высшего руководства.

В настоящее время подготовка управленческого персонала вы­сокого уровня профессионализма - это задача, решаемая, в томчисле и на государственном уровне. Подтверждением этого являет­ся реализация государственной Президентской программы подго­товки управленческих кадров в России. Приведем основные этапы реализации данной программы:

    представление кандидатами документов в региональное отделение Комиссии по организации подготовки управлен­ческих кадров;

    проведение региональным отделением Комиссии конкурс­ного отбора участников на основе оценки: профессиональ­ного уровня, уровня экономических и управленческих зна­ний, а также уровня понимания специалистом целей и за­дач подготовки в программе; поведенческих критериев (активность; предпринима­тельский, менеджерский и творческий потенциал; стремление к профессиональному развитию); навыков владения иностранным языком;

    подготовка специалистов (6-9 месячная) в ведущих рос­сийских высших учебных заведениях, отобранных на кон­курсной основе;

    проведение государственной аттестации с выдачей специа­листам, успешно закончившим подготовку, диплома Пре­зидентской программы;

    отбор специалистов иностранными участниками програм­мы для подготовки в рамках зарубежной стажировки;

    проведение 1-6 месячной стажировки на зарубежных пред­приятиях соответствующих профессиональному и отрасле­вому профилю российского специалиста.

Все программы подготовки управленческих кадров сориенти­рованы на использование современных инновационных отечествен­ных и зарубежных технологий обучения, включают в себя дело­вые игры, анализ конкретных ситуаций, компьютерное модели­рование, использование теории и практики принятия управлен­ческих решений, обмен опытом, психологические тренинги.

Помимо этого сейчас также действует:

Ассоциации менеджеров - не­коммерческая общественная организация, миссия которой зак­лючается во всемерном содействии развитию сообщества профес­сиональных менеджеров - руководителей высшего и среднегозвена в России.

Профессиональные ассоциации - механизм формированияконсолидированных стандартов и требований в области квали­фикаций менеджеров и систем профессионального развития, се­тей обмена опытом и распространения передовых знаний, про­движения профессии и обслуживания организаций в качестве независимой площадки - профессионального форума.

Академические системы - предлагаемые индивидуальнымпотребителям «классическими» образовательными учреждения­ми крупноформатные программы теоретической подготовки в области менеджмента, основной целью использования которых является базовая подготовка к вступле­нию в профессиональное сообщество менеджеров или переходу на более высокую ступень карьерного роста.

Похожие публикации