Проблемы связанные с обучением в школе. Трудности обучения в школе. Сенсомоторная интеграция как фактор, влияющий на уровень успеваемости
В соответствии с клиническими наблюдениями последних лет детская и юношеская депрессия стали важной частью детской психопатологии. Депрессия у детей непосредственно затрагивает их чувствительность и ее проявления, связаны с психосоматической сферой и миром детских психозов.
Кроме того, она сопровождает многие физические заболевания, скрываясь под различными нарушениями в поведении, и сопровождается проблемами в обучении и неудачами в школе.
Школа в жизни ребенка
Чрезмерная частота или повторение неприятных переживаний, которые накапливаются в страхе, могут привести ребенка к депрессивному поведению, обострению ситуации беспомощности и незащищенности.
В контексте функционирования ребенка или подростка в школе эти опыты являются важным элементом развития подрастающего человека. Ибо уже с первых минут может увидеть качество его функционирования, способность к мотивации или ее отсутствие, отношения со сверстниками, учителями и т.д.
Имейте в виду, что школа – это второе по важности, после семейной среды, местом развития ребенка. Там он проводит значительную часть времени в течение дня, устанавливает контакты, получает опыт, учится, познает мир и т.д. Школа является очень важным элементом жизни молодого человека , поэтому так важна атмосфера в этом месте и обеспечение детям чувства безопасности.
С раннего детства в жизни человека возникают трудности. Их преодоление помогает развитию. Уже в ранней юности развиваются характерные для каждого ребенка, черты личности. Некоторые дети более общительные и зависимые от других. Это позволяет им быстро аклиматизироваться в группе.
У других развиваются такие черты характера, как застенчивость, малообщительность, скрытность, избегание конфликтов. Такие качества мешают налаживанию новых контактов и адаптации к новой ситуации.
Как школа влияет на риск развития депрессии
Школа так же, как и семья, представляет собой существенный «патогенный» фактор. Ведь маленькие дети проводят за партами большую часть дня. А попадание в садик, прежде всего, для детей в возрасте 6-8 месяцев, является для многих из них большим эмоциональным шоком.
С каждым годом...
Позже, когда они попадают в школу, то испытывают неуверенность, стресс с негативными последствиями, вызывающими трудности в обучении и в отношениях с некоторыми коллегами, отсутствие мотивации и доверия к самому себе. Падение школьных результатов после первых трех-четырех лет является одним из лучших показателей возможного появления депрессивных расстройств.
В каком-то смысле неудачи в школе сравнимы с безработицей у взрослых. Давно доказано, что школьные провалы могут вызвать появление депрессивного поведения в детстве. Школа является естественной средой, в которой ребенок самоутверждается через науку, местом, где интегрируется с людьми, подобными себе и общиной, в которой он пытается получить одобрение со стороны учителей и одноклассников. А школьные поражения блокируют многие из этих функций, и, кроме того, вызывают неблагоприятные последствия для его здоровья.
По мнению экспертов школа со своей одержимостью увеличения успеваемости значительно усиливает страх перед неудачами , который считается главной причиной беспомощности, проблем с социализацией и некоторых депрессивных симптомов . Большое количество внешкольных занятий забирает у детей и молодежи слишком много свободного времени.
Причины депрессии у ребенка
Среди многочисленных причин депрессии, связанных с функционированием ребенка в школьной среде, можно указать следующие:
- отношения учитель-ученик (отторжение, неприятие учителем ребенка, отсутствие подкрепления положительных результатов при одновременном наличии отрицательных подкреплений и т.д.);
- неудачи в школе (отсутствие интереса к урокам в школе, ухудшение результатов);
- требования родителей, превышающие возможности ребенка, ожидания от ребенка реализации их несбывшихся мечт, навязывание своей воли;
- плохие отношения со сверстниками (неодобрение со стороны сверстников, чувство одиночества, агрессивное поведение );
- низкая самооценка ребенка (отсутствие веры в собственные возможности);
- травматический опыт (хотя влияет на общее функционирование ребенка, безусловно, будет влиять на его функционирование в школьной среде);
- перегрузка чрезмерным количеством уроков в школе.
Проблемы, связанные с началом обучения в школе
Период обучения является очень важным временем для молодого человека. Школа становится местом, где ребенок учится, заводит новые социальные контакты, познает свои возможности и развивает свои внутренние интересы.
Во время учебы в школе дети подвергаются на ряду трудностей. Школьные проблемы могут вызывать очень много внутренних проблем, которые, в свою очередь, могут быть причиной возникновения депрессии у детей .
Первые посещения школы являются серьезным стрессом в жизни ученика. Даже если малыш до сих пор ходил в детский сад, то это изменение места и политики среды становится тяжелой задачей. Стресс, вызванный этим событием может влиять на ухудшение настроения ребенка и вызвать нежелание посещать школу . Очень важна в это время роль родителей. Они обеспечивают ребенку поддержку и чувство безопасности.
Беседы с ребенком, понимание его сложностей и помощь, дают шанс на улучшение ситуации. Оставление ребенка одного со своими проблемами может вызвать углубление проблем. Дети, страдающие от психических расстройств, имеют эмоциональные проблемы.
Позиция родителей по отношению к этим первым трудностям, имеет очень большое значение в формировании уверенности в себе ребенка и формировании его взглядов. Ребенок, который имеет поддержку от родителей, в дальнейшей жизни будет эффективнее справляться с трудностями, чем ребенок, который этой помощи не получает.
Депрессия у детей вызывается, прежде всего, внешними факторами и имеет иные основания, чем депрессия у взрослых. Депрессивные расстройства имеют свою причину в контактах ребенка с окружением и семейных проблемах. Часто родители не обращают на такие изменения настроения ребенка внимания, связывая их с возрастом.
Школьные проблемы подростков и развитие депрессии
Проблемы в школе очень сложны молодого человека. Независимо от того, вызваны они давлением учителей, проблемами в науке, отсутствием признания со стороны одноклассников или чрезмерным требованиям родителей, все это приводит к появлению многих тяжелых эмоций.
Изменения, связанные с действием гормонов, ростом организма и переменами углубляют негативные чувства молодого человека и возводят каждую трудность в ранг неразрешимой проблемы.
Не следует, однако, недооценивать сигналов подаваемых ребенком. Для взрослых, такие трудности могут показаться банальными, но для подростка это действительно безнадежная ситуация. Появление проблем в школе может стать причиной ухудшения настроения и появление очередных трудностей.
Молодой человек может не видеть решения этой ситуации и попытаться уменьшить внутреннее напряжение. Распространенный способ справиться с трудностями является причинение себе вреда. Его ужасное проявление – членовредительство. Оно направлено на уменьшение внутренней боли через физические страдания.
Непонимание со стороны родителей и углубление проблем, связанных со школой, может привести к серьезным психическим расстройствам. Депрессия у подростков часто имеет трудный процесс. Упущение из виду изменений в поведении ребенка убеждают их в отсутствии поддержки со стороны семьи. Также игнорирование его сигналов и высмеивание проблем может привести к образованию сильных расстройства настроения. Очень тревожным симптомом депрессии у молодых людей являются мысли о самоубийстве. Психика молодого человека, еще не до конца сформирована и не в состоянии справиться со всеми трудностями.
Возрастающие школьные трудности и игнорирование этого состояния родителями или непонимание проблемы могут быть причиной возникновения у молодого человека депрессии. Ребенок должен иметь право на помощь специалистов, чтобы иметь возможность возвратиться к здоровью.
Школа сама не решит за родителей, всех трудностей и проблем, связанных с воспитанием. Интерес родителей к делам ребенка и его потребностям позволяет избежать сложных ситуаций и, как следствие психического расстройства.
Симптомы депрессии у детей
Если Вы замечаете изменения в функционировании ребенка, стоит обратить внимание на симптомы, которые могут указывать на появление депрессии:
- тоскливое настроение – проявления печали, одиночества и пессимизма, плохое настроение, ребенок легко злится, часто плачет, его трудно утешить;
- аутодепрессивные идеи – чувство бесполезности, чувство вины, желание смерти;
- агрессивное поведение – трудности в межличностных отношениях, ссоры, враждебность, малое уважение к авторитету;
- нарушения сна – тревожный сон , моменты бессонницы , трудности с утренним пробуждением;
- ухудшение результатов в школе – постоянные жалобы со стороны учителей, слабая концентрация, слаба память, потеря привычных интересов к занятиям;
- снижается социализация – изоляция, меньшее участие в жизни группы, уход из сообщества;
- соматические болезни – головные боли, боли в животе, боли в мышцах, другие заболевания и беспокойство о здоровье , нарушение аппетита и/или изменения существующего веса;
- потеря обычной энергии – потеря интереса к спорту и развлечениям, снижение физической и/или психической энергичности.
Нельзя недооценивать этих признаков. Следует как можно скорее принять меры, которые помогут преодолеть возникающие или уже существующие симптомы депрессии и помочь ребенку.
«Изучение страхов связанных с обучением в школе, как проблема в работе современного специального психолога работающего в начальной школе».
Махотина Анастасия Игоревна
ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Город Тула, Российская Федерация
Страх - одна из первичных эмоций наряду с радостью и гневом. Он является эмоцией избегания сознательно распознаваемой опасности, чувством самосохранения. Подавляющее большинство детских страхов, в той или иной степени, обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер. Но, при чрезмерной подверженности страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, нарушается как психическое, так и соматическое здоровье.
Основные аспекты рассмотрения проблемы страхов были изложены в работах зарубежных авторов, таких как: Д. Боулби, К. Изард, З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Эриксон, К Роджерс, и многие другие. В отечественной психологии проблема страхов была рассмотрена в работах: В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, В.В. Лебединского, и многих других .
В последние годы специалистами отмечен довольно высокий рост детских страхов. В настоящее время актуальна проблема страхов у современных младших школьников, как нормально развивающихся, так и с нарушением интеллектуального развития. Это связано с растущим числом патологических страхов у детей в первые годы обучения в школе.
Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с задержкой психического развития (ЗПР). Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер
и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию. Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:
1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;
2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;
3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.
Болезненно заостренные и длительно сохраняющиеся страхи, возникающие в результате неправильного поведения родителей или конфликтных отношений в семье, служат признаком физического и эмоционального неблагополучия ребенка. При неблагоприятных условиях детские страхи могут быть заострены и могут сохраняться длительное время. Это меняет поведение ребенка, порождает в нем неуверенность и мешает развиваться, реализовываться как личности. При длительном воздействии на ребенка школьные страхи препятствуют интеллектуальному и личностному развитию, успешности в межличностных отношениях, актуальному и ближайшему развитию ребенка, что неблагоприятно сказывается на деятельности и учебной успешности.
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. В связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления психофизического неблагополучия ребёнка.
Проблема данного исследования состоит в том, что младшие школьники даже с нормой психического развития имеют множество страхов обусловленных началом обучения их в школе. Эти страхи мешают успешному обучению ребёнка в школе, а так же её психическому развитию. Поэтому важно в работе психолога у младшего школьника выявить и корректировать имеющиеся страхи.
Эта проблема ещё больше усиливается у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР. У этих учащихся в силу их интеллектуальных нарушений страхов, связанных с учёбой, ещё больше и сильнее могут быть выражены.
Цель исследования: изучить имеющиеся страхи, связанные с обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития и помочь ему в преодолении.
Объект исследования: развитие эмоциональной сферы у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: проблема изучения страхов, связанных с обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что преодолению страхов, связанных с обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития будет способствовать коррекционная программа, включающая психогимнастику, сказкотерапию, игры на преодоление страхов и снижению тревожности у младших школьников с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и предметом исследования, и исходя из гипотезы данной работы, были определены следующие задачи исследования :
1) изучить психолого-педагогической литературы по преодолению страхов, обусловленных обучением в школе младших школьников с задержкой психического развития;
2) подобрать методики и составить диагностическую программу для изучения страхов, обусловленных обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития;
3) составить коррекционную программу, способствующую, преодолению страхов, обусловленных обучением в школе, у младших школьников с задержкой психического развития;
4) реализовать в практике работы с младшими школьниками с задержкой психического развития диагностическую и коррекционную программу;
5) обработать и проанализировать результаты экспериментального исследования страхов, обусловленных обучением в школе младших школьников с задержкой психического развития;
Для решения задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) Эмпирические методы: формирующий эксперимент в единстве трёх этапе;
3) Методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов исследования.
На констатирующем и контрольном этапах исследования диагностика включала следующие методики: тест школьной тревожности Филлипса, методика « Не законченные предложения», анкета мотивации Лускана, детский вариант шкалы явной тревожности CMAS.
Исследование проводилось на базе ГОУ ТО "Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида". В исследовании принимали участие 8 учащихся третьего класса, 5 мальчиков и 3 девочки.
Незнание страхов которые переживает ребенок особенно у младшего школьного возраста, может привести к серьезным, а иногда необратимым последствиям в их жизни.
Ребенок не должен оставаться на едине со своими страхами.
Проведенная нами исследовательская работа и анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема страхов у детей остаётся актуальной. Особенную актуальность приобретает проблема страхов у младших школьников с задержкой психического развития, которые характеризуются незрелостью эмоциональной сферы.
На констатирующем этапе с помощью диагностичекой программы были получены следующие результаты:
У трех детей средней уровень школьной тревожности. У этих детей положительное отношение к школе , но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
У пяти детей низкий уровень школьной тревожности. У этих детей негативное отношение к школе. Школьная дезодаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе
Результаты свидетельствует о том, что у них есть страхи средней и высшей степенью выраженности.
После проведения коррекционно- развивающей программы, которая была составлена по результатом диагности, дети получили положительные результаты.
На контрольном этапе с помощью диагностической программы были получены следующие результаты:
У пяти детей средний уровень школьной тревожности. А трое детей получили получили очень хорошую школьную мотивацию, чем объясняется показатель детей,успешно справляющиеся с учебной деятельностью.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи реализованы, гипотеза доказана.
Литература:
1) Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 448 с.
2) Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 112 с.
3) Арефьева, Т.А. Преодоление страхов у детей / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. – М.: Институт психотерапии, 2005. – 288 с.
4) Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
5) Бавина, Т. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей / М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154 с.
6) Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 208 В. Детские страхи / Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова. – М.: Аркти, 2008. – 64 с.
7) Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / сост. С.В. Велиева. – СПб: Речь, 2007. – 240 с.
8) Захаров, А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям) / А.И. Захаров. – СПб.: Респекс, 1995. – 192 с.
9) Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
10) Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
11) Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
12) Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
13) Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2006. – 480 с.
14) Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. – 1972. – № 3. – С. 21-28.
15) Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет / авт.-сост. Н.Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
16) Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. – M.: Просвещение, 1979. – 436 с.
17) Фрейд, А. Эго и защитные механизмы / А. Фрейд. – М.: Эксмо, 2003. – 253 с.
18) Фрейд, З. Запрещение, симптом и страх / З. Фрейд // Тревога и тревожность: хрестоматия / сост. В. Астапов. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – С. 18-22.
19) Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2007. – 176 с.
20) Шишова, Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно / Т.Л. Шишова. – СПб.: Речь, 2007. – 104 с.
21) Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 1996. – 250 с.
22) Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
Научный руководитель: Лях Татьяна Ильинична
профессор кафедры специальной психологии, кандидат психологических наук, доцент
Проблемы, связанные с началом обучения в школе
Период обучения является очень важным временем для молодого человека. Школа становится местом, где ребенок учится, заводит новые социальные контакты, познает свои возможности и развивает свои внутренние интересы. Во время учебы в школе дети подвергаются на ряду трудностей. Школьные проблемы могут вызывать очень много внутренних проблем, которые, в свою очередь, могут быть причиной возникновения депрессии у детей.
Первые посещения школы являются серьезным стрессом в жизни ученика. Даже если малыш до сих пор ходил в детский сад, то это изменение места и политики среды становится тяжелой задачей. Стресс, вызванный этим событием может влиять на ухудшение настроения ребенка и вызвать нежелание посещать школу. Очень важна в это время роль родителей. Они обеспечивают ребенку поддержку и чувство безопасности.
Беседы с ребенком, понимание его сложностей и помощь, дают шанс на улучшение ситуации. Оставление ребенка одного со своими проблемами может вызвать углубление проблем. Дети, страдающие от психических расстройств, имеют эмоциональные проблемы. Позиция родителей по отношению к этим первым трудностям, имеет очень большое значение в формировании уверенности в себе ребенка и формировании его взглядов. Ребенок, который имеет поддержку от родителей, в дальнейшей жизни будет эффективнее справляться с трудностями, чем ребенок, который этой помощи не получает.
Депрессия у детей вызывается, прежде всего, внешними факторами и имеет иные основания, чем депрессия у взрослых. Депрессивные расстройства имеют свою причину в контактах ребенка с окружением и семейных проблемах. Часто родители не обращают на такие изменения настроения ребенка внимания, связывая их с возрастом.
Младший школьный возраст очень ответственный период школьного
детства, от полноценного переживания которого зависят уровень интеллекта и
личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Это
переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется
тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно
контролируемая деятельность учебная, он должен подчиняться системе её
правил и нести ответственность за их нарушение.
Существующая школа с её классно – урочной системой и действующими
программами требует от ребенка определенного уровня функциональной
готовности. Новые условия предъявляют более высокие требования к
личностному развитию ребёнка, а также степени сформированности у него
учебных умений и навыков. Однако уровень развития значительного числа
детей едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной
группы школьников уровень развития явно недостаточен, что вызывает
определённые трудности в обучения.
Педагоги и психологи отмечают, актуальность проблемы трудностей
обучения, и для успешного её решения требуется серьёзная целенаправленная
коррекционноразвивающая работа. Главным условием эффективной помощи
при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой
следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно точно
определить зону актуального и ближайшего развития ребенка и здесь на
помощь приходит психологическая диагностика.
Цель диагностики – выявить основные трудности в обучении младших
школьников. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться
в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом
случае, возможно, будет прослеживать положительные результаты работы с
неуспевающими детьми. Начиная с первого класса, психологи отслеживают
развитие учащихся на всех этапах обучения. Проводят исследования
готовности выпускников детского сада к обучению в школе и выявляют
аспекты школьной зрелости:
интеллектуальной;
эмоциональной;
социальной.
Анализ результатов Московского мониторинга, вызывает тревогу у
воспитателей, специалистов и родителей готовящих детей к обучению в
школе, возникает вопрос, почему ожидаемые результаты, порой не совпадают
с реальными.
Ребенок посещал детский сад и занятия дошкольной
подготовки, выполнял все домашние задания, и казалось, овладел всем
необходимым базисом, но, придя в школу, в какойто момент перестал
успевать, обучаемость снизилась. Почему?
Одной из ведущих причин является незрелость мотивационной и
эмоциональноволевой сферы, изза чего ребёнок не способен к длительным
(в течение 30 35минутного занятия или урока) волевым усилиям и
сосредоточенности. По клиническим данным, у большинства детей с
трудностями в обучении отмечаются признаки слабо выраженной
органической недостаточности ЦНС.
Главная задача
взрослых постараться скорректировать данные
процессы и довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности
к школе. Основной акцент должен быть направлен в первую очередь на
мотивационное развитие ребенка. Мотивационная готовность предполагает
наличие у него желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять
определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в
системе социальных отношений – позицией школьника. Сформированность
этой внутренней позиции одна из важнейших составляющих мотивационной
«готовности к школе». Без такой готовности ребенок, даже если он умеет
читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила
поведения в школе будут ему в тягость, так как говоря о мотивации, мы
говорим о побуждении к чемуто. В данном случае о побуждении к учебе. А
это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему
должно быть интересно, узнавать новое. Но поскольку учение в школе
состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика
должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и
утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок
понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается
хорошо их выполнять.
Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным
учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.
Учебная мотивация
складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной
потребности и умении трудиться.
Мотивационно неготовым к систематическому обучению в школьных
условиях может быть признан ребенок, не обнаруживший черт зрелости
мотивов и сформированности «внутренней позиции школьника», что
обнаруживается: в отсутствии стремления ребенка пойти в школу или даже
негативном отношении к школе и учению, в выраженной импульсивности
поведения, в низком уровне осознания своих побуждений.
Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем
интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают. Задача взрослого
сначала пробудить у ребенка желание научиться чемуто новому, а уже затем
начинать работу по развитию высших психологических функций.
По мнению многих учёных, устойчивость школьной мотивации,
эмоциональноволевой сферы является одним из важнейших показателей
мотивационной готовности к школе.
Если у ребенка был выявлен высокий уровень мотивационной
вывод, что в целом уровне школьной готовности развит выше среднего,
поскольку, как показано многими учёнымипсихологами мотивационная
готовность является определяющей. А если у ребенка был выявлен средний
интеллектуальной готовности, его уровень школьной готовности оценивается
как средний. В том случае, если у ребенка был низкий уровень мотивационной
готовности к школе и средний уровень интеллектуальной готовности, делаем
вывод уровень школьной готовности сформирован ниже среднего. Низкий
уровень мотивационной готовности к школе и высокий уровень
интеллектуальной готовности, говорит о среднем уровне школьной зрелости.
Важно понимать, что коррекционная работа психологов и педагогов с
детьми не должна сводиться к «дрессуре» определенных компонентов
психического развития ребенка. А на первом этапе она обязательно должна
включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей
среды: мотивационную, эмоциональную, рефлексивную. Главная задача –
довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе.
Основной акцент необходимо делать на мотивационное развитие ребенка, а
именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача
психологов и педагогов сначала пробудить у ребенка желание научится чему
то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических
функций. При этом важно положительное отношение к учению, способность к
саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения
поставленных задач:
умение детей сознательно подчинять свои действия правилам,
обобщенно определяющим способ действия,
умение ориентироваться на заданную систему требований,
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,
предлагаемые в устной форме,
умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно
воспринимаемому образцу.
Эти параметры развития произвольности являются частью
психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом
классе.
Интеллектуальная готовность к школе также предполагает наличие у
ребенка широкого кругозора, запаса конкретных знаний. Кроме развития
познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти,
мышления, в психологическую готовность к школе входят сформированные
личностных особенностей. К поступлению в школу у ребенка должны быть
развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с
людьми, ролевое поведение.
Для того чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний,
необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него
достаточно развита, в том числе и уровень развития устной речи ребёнка
должен соответствовать возрастной норме. Необходим
определённый
словарный запас и умение грамотно им пользоваться в самостоятельной
речи, важно научить ребёнка излагать свои мысли, пересказывать небольшие
тексты, умению описывать картинки и события.
Количество учащихся с трудностями в обучении за последние годы резко
выросло. На данный момент количество таких детей составляет около 20 –
30% в каждом классе.
Следует отметить, что увеличение числа таких детей отмечается во
всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее
актуальных психологопедагогических проблем.
Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных
классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной
программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается
фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это
же время формируются умственные и практические операции, действия и
навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая
деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений
приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы.
Психологопедагогическое изучение учащихся с трудностями в
обучении целесообразно осуществлять по простой общей схеме: выявление
трудностей в обучении, выявление причин, которые обусловливают эти
трудности.
Несмотря на различие причин неуспеваемости у разных школьников,
учащиеся с трудностями в обучении имеют достаточно много одинаковых
черт и особенностей, что позволяет дать им общую психологическую
характеристику.
Категории слабоуспевающих и неуспевающих школьников:
дети с умственной отсталостью;
дети с временной задержкой психического развития;
педагогически запущенные дети;
дети соматически ослабленные;
дети в целом с нормальным психическим развитием, но имеющие
недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций
либо по уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны
с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам
физического времени, а по шкале психологического развития.
Под
психофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а
также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих
возрастной норме уровня развития психических процессов.
Психолого педагогическое сопровождение имеет два направления:
актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей,
возникших у ребенка;
перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и
развитии.
Психолого педагогическое сопровождение – это целостная, системно
организованная деятельность, в процессе которой создаются социально
психологические и педагогические условия для успешного обучения и
развития каждого ребенка.
Задачи сопровождения:
систематическое отслеживание уровня развития и обучения ребенка.
создание социальнопсихологических условий для развития познавательных,
личностных возможностей учащегося и его успешного обучения на занятиях.
организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом
развитии и обучении.
Начальная школа является базисом, основой, на которую опирается
дальнейшее обучение школьника. Если запустить механизм непринятия
обучения, не успевания за своими одноклассниками, может привести к
серьезным последствиям не только со стороны овладения знаниями и
умениями, а самое главное, со стороны личностной сферы ребенка:
заниженная самооценка, отсутствие стремления получать знания и т.д.
Помочь ребёнку справиться с его трудностями, встать на его сторону и
создать условия для здорового и гармоничного развития основная задача
психологопедагогической работы.
Одно из последних исследований показало, что до 80% барьеров на пути развития рыночных отношений так или иначе связано именно с проблемами персонала. Здесь и сопротивление новшествам, и нежелание переучиваться, и неумение работать по-новому, и внутреннее отчуждение от целей организации.Обучение персонала для большинства российских организаций в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.), что ставит большинство российскихорганизаций перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и к завтрашним изменениям.Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по обучению персонала.Обучение призвано повышать уровень трудовой мотивации, приверженности персонала своей организации и включенности в ее дела. Несмотря на очень сложное финансовое положение большинствароссийских организаций в период перехода к работе в условиях рыночных отношений, расходы, связанные с обучением персонала, начинают рассматриваться как приоритетные и необходимые. Все больше организаций проводит широкомасштабное обучение персонала разных уровней, понимая, что именно обученный, высококвалифицированный персонал и будет решающим фактором в выживании и развитии предприятия.
Возрастание роли обучения в процессах организационных изменений и организационного развития обусловлено следующими факторами:
Обучение персонала является важнейшим средством дости жения стратегических целей организации. Успех на пути реализации важнейших стратегических целей организации во многом зависит от того, в какой степени персонал осведомлен о содержании стратегических целей и насколько он подготовлен к работе по их достижению. Необходимость быстрых изменений структуры и принципов управления, повышения способности организации к выживанию в условиях конкурентной борьбы вынуждает руководство все большего числа компаний переходить от краткосрочного планирования к выработке долгосрочных стратегий организационного развития. Реализация этихстратегий требует более высокого уровня профессиональной подготовки, как руководителей, так и рядового персонала.
Обучение является важнейшим средством повышения ценности человеческих ресурсов организации. Многие организации не занимаются обучением своего персонала, так как не рассматривают эту статью расходов как необходимую трату финансовыхсредств, считая, что без этого можно с легкостью обойтись. Однако рано или поздно руководству любой организации неизбежно придется столкнуться с тем, что если не вкладывать деньги в повышение уровня знаний и навыков своих работников, то отдача от человеческих ресурсов организации с каждым годом будет все меньше.В промышленно развитых странах уже давно поняли, что обучение персонала является одним из основных факторов, позволяющих победить в жесткой конкурентной борьбе. Ежегодно крупные западные корпорации тратят от 2 до 5% своего бюджета на обучение и развитие работников.Переход на работу в рыночных условиях и возрастание конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынке, появление новых технологий, реорганизация производств и смена поколений требуют решения всего комплекса вопросов, связанных с повышением квалификационного уровня работников, а также готовности использовать не только старые, но и принципиально новые методы обучения.
Проведение организационных изменений невозможно без работы по обучению персонала. Та работа, которую ведут многие организации для повышения своей конкурентоспособности, невозможна без использования нового, современного оборудования, без внедрения более эффективных технологий и приемов работы и методов руководства. Технологические изменения и постановка новых организационных целей могут радикально менять содержание труда самых различных категорий работников - от высшего руководства до рядового персонала - а это требует дополнительных знаний, развития необходимых навыков, пересмотра старых подходов к работе. В этих условиях обучение всех основныхкатегорий работников становится совершенно необходимым. Обучение работников, кроме всего прочего, играет важную рольв донесении до персонала основного смысла и необходимости проводимых изменений, в разъяснении их сути, для того, чтобы добиться поддержки нововведений не только сверху, со стороныруководства, но и снизу, со стороны рядовых работников.
Выгоды, получаемые организацией в результате обучения персонала, выражаются:
обучение работников позволяет организации успешно решать проблемы, связанные с появлением новых направлений деятельности, и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности.
более полное использование организацией знаний, навыков и умений работников, полученных в результате их обучения, позволяет достаточно быстро окупать инвестиции, направленные на эти цели.
через обучение руководство получает возможность повышения способности персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и к все более жестким требованиям рынка.
обучение позволяет не только сохранять и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, но и пропагандировать новые подходы и ориентиры.
Среди издержек, связанных с обучением работников, можно выделить прямые и косвенные издержки.
К прямым издержкам могут быть отнесены расходы на оплату преподавателей и вспомогательного персонала, на учебныематериалы, на аренду помещений. К косвенным издержкам могут быть отнесены расходы, связанные с необходимостью освобождения сотрудников от основной работы на период их участия в учебной программе. Особенно значительные материальные издержки организациянесет при оплате длительного (от нескольких месяцев, до нескольких лет) обучения своих работников с отрывом от основной работы. Иногда трудно сказать, что для руководства представляется более сложным - решение проблем, связанных с прямыми иликосвенными издержками. Если организация проводит работу в сфере обучения персоналабез посторонней помощи, то в этой работе могут быть выделеныследующие этапы.
Определение потребности в обучении . К сожалению, сегодня типичной является ситуация, когда в организации не уделяетсядостаточного внимания выявлению потребности в обучении различных категорий работников. Многие организации не увязывают повышение в должности с необходимостью прохождения работником обучения, призванного подготовить его к работе в новой должности, к решению нового круга задач. Если для западных компаний совершенно естественной является практика, когда руководитель, получающий повышение в должности, прежде чем приступить к работе на новом месте, проходит курс обучения, то для многих российских организаций вопрос о том, какие новые знания необходимы руководителям, получающим повышение, часто даже не ставится. Это происходит не потому, что это считается ненужным, а просто из-за того, что в организации отсутствуют документы и положения, регламентирующие порядок или технологию выявления этой потребности.
Потребность в обучении различных категорий персонала организации определяется как требованиями работы или интересами организации, так и индивидуальными характеристиками работников. На потребность в обучении, в приобретении новых знаний и развитии тех или иных профессиональных навыков оказывает влияние возраст, рабочий опыт, уровень способностей, особенности трудовой мотивации и другие факторы.
Методы определения потребности работников организации в обучении. Для того, чтобы определить содержание и методы обучения, которые смогут помочь в достижении целей организации ицелей обучения, необходимо установить качественную и количественную потребность в обучении основных категорий работников. Качественная (чему учить, какие навыки развивать) и количе ственная (какое число работников разных категорий нуждается вобучении) потребность в обучении могут быть выявлены следующими методами.
оценка информации о работниках, имеющейся в кадровой службе (стаж работы, рабочий опыт, базовое образование,принимал ли работник ранее участие в программах обучения или повышения квалификации и др.);
регулярная оценка рабочих результатов (аттестация);
анализ долгосрочных и краткосрочных планов организации и планов отдельных подразделений и определение того, какой уровень квалификации и профессиональной подготовки персонала необходим для их успешной реализации.
наблюдение за работой персонала. Выявленное в результате наблюдения несоответствии работы персонала установленным стандартам и требованиям должностных инструкций может выступать индикатором потребности в проведении соответствующего обучения.
анализ проблем, мешающих эффективной работе. Если в организации есть проблемы, связанные с плохой работой, с браком, с нарушениями техники безопасности, с неоправданно большими потерями времени, то эта информация также может быть использована как при подготовке программ обучения, так и для обоснования заявки на обучение тех или иных категорий персонала.
сбор и анализ заявок на обучение персонала от руководителей подразделений.
предложения работников. Такие предложения можно собирать при помощи опросов или анкетирования работников.
организация работы с кадровым резервом и работа по пла нированию карьеры. В процессе работы с кадровым резервом и при планировании карьеры работников организации специалисты кадровой службы получают дополнительную информацию о потребности разных категорий персонала в обучении.
выявление факторов, оказывающих влияние на работу персонала. Например, изменение стандартов или внедрение новых процедур и нового оборудования часто требует дополнительного обучения.
Выделяют две группы методов обучения персонала : обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места.Существуют следующие методы обученияна рабочем месте .
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции,так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж ограничен во времени и ориентирован на освоение конкретных операций, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося.
Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, то есть владения несколькими профессиями.
Ученичество или наставничество (коачинг) является традиционным методом профессионального обучения с древних времен, широко распространенным и сегодня. Ученичество заключается в наличии более опытного человека, постоянно следящего за развитием, оказывающего помощь советами и т.д.Одно из основных преимуществ наставничества состоит в индивидуальном подходе к ученикам. Наставник обычно имеет несколько учеников (иногда лишь одного-двух), что позволяет не только обучать их профессиональному мастерству, но и выполнять функции воспитателя, помогая им осваивать основные требования профессиональной роли.
Успех обучения по этому методу решающим образом зависит от опыта и квалификации наставника - его способности общаться,мотивировать, давать конструктивную обратную связь о результатах его работы.
Стажировки. Стажировки используются многими компаниями для того, чтобы обучать специалистов и руководителей навыкам и знаниям, необходимым для выполнения новой для них работы. Обучающийся наблюдает, как работают опытные специалисты, выполняет определенные задания под их руководством и таким образом осваивает навыки решения все более широкого круга профессиональных задач.Стажировки являются одним из средств закрепления работников в организации и повышения уровня их приверженности своему предприятию.Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудниками. В этом смысле данный вид обученияявляется оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач.
Существуют следующие методы обучения вне рабочего места : лекция, рассмотрение практических ситуаций, деловые игры, самостоятельная работа и т. д.
Метод практических ситуаций (кейсов) предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильмов и так далее. Использование данного метода позволяет участникам программы обучения познакомиться с опытом других организаций, а также развить навыки анализа принятия решений, разработки стратегии и тактики.
Деловые игры представляют собой способ обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и тем самым продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия.
Тренинги. Тренинг (в отличие от обычных упражнений и аутотренинга) осуществляется под руководством квалифицированно го специалиста ; представляет собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования умений и навыков, повышения эффективности трудовой (и иной) деятельности. В организациях тренинги широко применяются для:ускорения адаптации новых работников;устранения пробелов в профессиональной подготовке и преодоления неэффективных форм поведения; обучения новым технологиям и методам труда;быстрой подготовки для работы в новой, более высокой должности.
Размер учебной группы и выбор методов обучени я. Одниметоды обучения, такие как лекции, кино- и видеофильмы, видеозаписи и программированное обучение хорошо подходят длябольших групп обучающихся. Другие методы, например, поведенческое моделирование, ролевые игры и наставничество могутуспешно применяться только в небольших группах. Наставник обычно имеет дело с 1-5 подопечными.
Процедура оценки эффективности учебных программ обычно состоит из четырех этапов.
Сбор данных до обучения. Они показывают уровень производственных показателей, знаний, навыков и особенности рабочего поведения и установок, связанных с профессиональной деятельностью, которые имели работники до обучения. Эти данные могут быть трех типов:
показатели, характеризующие рабочее поведение, профессиональные установки, знания и рабочие навыки работников (сбор этих показателей требует предварительной подготовки тестов, анкет идр.);
количественные показатели работы подразделений или организации в целом (уровень производительности, финансовые показатели, количество поступивших жалоб или претензий покупателей и т.п.);
качественные показатели работы подразделений или организации в целом (качество товаров и услуг, конкурентоспособность предприятия, уровень трудовой морали и т.п.).
Сбор данных во время обучения. Во время обучения можно собрать ценную информацию о мотивации слушателей, об их интересе к разным учебным темам, об их оценке работы преподавателей и другие.Это позволяет удалить неработающие процедуры, изменить форму подачи отдельных тем, сделать занятия более интересными и живыми, и, если это необходимо, включить в учебную программу новые темы и вопросы, которые больше соответствуют профессиональным интересам слушателей.
Для оценки степени усвоения слушателями учебного ма териала, изучаемого ими в рамках учебной программы, по окончании обучения могут быть проведены зачеты, экзамены, тестирование или оценены определенные производственные показатели, на развитие которых была направлена данная программа обучения.
Сбор данных после обучения для сопоставления данных, характеризующих профессиональную деятельность работников до и после обучения. Кроме того, обучаемым сразу по завершении обучения могут быть предложены специально разработанные опросники, в которых просят оценить учебную программу. К сожалению так можно получить лишь довольно ограниченную информацию для оценки эффективности обучения, хотя и она может дать ориентиры для изменения программы, дляулучшения ее организации.
Проблема развития персонала
Развитие персонала - целенаправленное систематическое развитие работников, ориентированное на достижение целей организации, путем расширения и углубления имеющейся профессиональной компетенции, обучения новым квалификациям, а также повышения мотивации и организационных возможностей организации использовать весь потенциал работника; процесс подготовки персонала к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.
В различных источниках процесс развития управленцев рассматривается с разных позиций. В одном – успешноеразвитие управленческого персонала построено на трех факторах: знаниях, возможностях и поведении сотрудников.Знания являются основой развития способностей персонала, они содействуют формированию усилий человека. Возможности означают условия использования полученных знаний, они определяют индивидуальный коэффициент полезного действия знаний, их реализацию. Развитие управленцев, прежде всего, связано с приведением их знаний в соответствие с их возможностями. В рамках своих возможностей и на основе собственной деятельности они и развивают свой опыт. В другом – рассматриваются особенности профессионального развития как процесса подготовки сотрудников к выполнению новых функций, занятию новых должностей, решению новых задач, то есть развитию новых компетенций. Обучение - это не просто получение новых знаний, знакомство с новыми возможностями и новыми решениями. Результатом обучения должна быть способность управленцев находить все более эффективные решения в каждодневной практике.А поскольку важнейший итог при обучении управленцев - этоповышение эффективности их управленческой деятельности, то при подготовке учебных программ важно больший упор делать на те принципы, которые создают более благоприятные возможностивоздействия на их установки и повышают их готовность использовать полученные знания в своей собственной работе. Это в первую очередь следующие принципы.
Активность. Минимизация использования в ходе обучения лекционной подачи материала и максимально широкое использование методов активного обучения, требующих высокой степени активности и личной включенности обучающихся в учебный процесс.
Ориентация на практическое использование полученныхзнаний, тесная связь содержания занятий с каждодневной управленческой практикой. Этой цели служат групповые обсуждения и задания, которые руководители в ходе обучения прорабатывают в малых группах.
Командная работа. Основная задача управленческого персонала состоит в организации работы других людей, поэтому овладение навыками командной работы имеет особое значение для управленцев и лиц, состоящих в резерве на управленческие должности.
Проектная работа как форма закрепления полученных знаний для развития навыков командной работы.
Существенные особенности обучения управленцев демонстрируют достаточно высокую сложность организации эффективного учебного процесса. Поэтому некоторые высшие учебные заведения создают по всей стране сеть учебных центров. Конкретная организация, нацеленная на корпоративное обучение своих сотрудников, может воспользоваться образовательным потенциалом такой сетевой структуры путем создания собственного учебного центра или направив своих сотрудников на обучение в региональный центр. Обучение для управленческого персонала российских организаций имеет особое значение, так как последние десять лет обучению управленцев уделялось недостаточное внимание. Экономическое возрождение России невозможно без управленцев, владеющих современными знаниями и навыками успешного решения управленческих задач.В настоящее время в России пользуется популярностью один из подходов к корпоративному обучению и развитию - «обучение действием».Принципиальные особенности технологии «обучение действием» следующие:
участники работают над реальными задачами; а не над упражнениями или искусственными задачами;
участники учатся друг у друга, а не у «учителя»;
участники имеют редкую возможность начать свою карьеру с нуля, работая над реальными проектами и их внедрением в организации;
участники работают на внедрение полученных результатов, а не на подготовку доклада, плана или рекомендаций;
Анализируя возможности практического применения технологии «обучение действием», следует отметить ее эффективностьпри решении следующих задач организации: развитие менеджмента и подготовка резерва.
В технологии «обучение действием» есть и недостатки: непредсказуемость результатов и обязательная всесторонняя поддержка высшего руководства.
В настоящее время подготовка управленческого персонала высокого уровня профессионализма - это задача, решаемая, в томчисле и на государственном уровне. Подтверждением этого является реализация государственной Президентской программы подготовки управленческих кадров в России. Приведем основные этапы реализации данной программы:
представление кандидатами документов в региональное отделение Комиссии по организации подготовки управленческих кадров;
проведение региональным отделением Комиссии конкурсного отбора участников на основе оценки: профессионального уровня, уровня экономических и управленческих знаний, а также уровня понимания специалистом целей и задач подготовки в программе; поведенческих критериев (активность; предпринимательский, менеджерский и творческий потенциал; стремление к профессиональному развитию); навыков владения иностранным языком;
подготовка специалистов (6-9 месячная) в ведущих российских высших учебных заведениях, отобранных на конкурсной основе;
проведение государственной аттестации с выдачей специалистам, успешно закончившим подготовку, диплома Президентской программы;
отбор специалистов иностранными участниками программы для подготовки в рамках зарубежной стажировки;
проведение 1-6 месячной стажировки на зарубежных предприятиях соответствующих профессиональному и отраслевому профилю российского специалиста.
Все программы подготовки управленческих кадров сориентированы на использование современных инновационных отечественных и зарубежных технологий обучения, включают в себя деловые игры, анализ конкретных ситуаций, компьютерное моделирование, использование теории и практики принятия управленческих решений, обмен опытом, психологические тренинги.
Помимо этого сейчас также действует:
Ассоциации менеджеров - некоммерческая общественная организация, миссия которой заключается во всемерном содействии развитию сообщества профессиональных менеджеров - руководителей высшего и среднегозвена в России.
Профессиональные ассоциации - механизм формированияконсолидированных стандартов и требований в области квалификаций менеджеров и систем профессионального развития, сетей обмена опытом и распространения передовых знаний, продвижения профессии и обслуживания организаций в качестве независимой площадки - профессионального форума.
Академические системы - предлагаемые индивидуальнымпотребителям «классическими» образовательными учреждениями крупноформатные программы теоретической подготовки в области менеджмента, основной целью использования которых является базовая подготовка к вступлению в профессиональное сообщество менеджеров или переходу на более высокую ступень карьерного роста.