В помощь школьнику и студенту

Расставить знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения. Знаки препинания при обособленных приложениях


Однако при отсутствии непосредственного контакта между такими определениями поясняющее определение обособляется: Другое ложе, пустое , находилось с другой стороны стола (Булг.).

Пояснительный характер второго определения может быть обнаружен и при сочетании контекстуальных синонимов: Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, крутыми берегами (Пауст.) - высокий берег не может быть пологим (высокий, т. е. крутой).

Пояснение может возникнуть и в случае, когда первое определение достаточно конкретно (например, выражено числительным), а второе определение поясняет его иными словами: Страшный путь! На тридцатой, последней версте ничего не сулит хорошего (А. Меж.) - т. е. тридцатая, оказавшаяся последней.


Возможно выделение присоединительных членов и при помощи тире , особенно в конечной позиции: Неожиданно, перебивая ее воспоминания о ребятах, перед ней высветился дальний-дальний день - и тоже с рекой (Расп.).

Примечание. Перед сочетанием да и запятая не ставится: а) если оно имеет соединительное значение: Поехал в город да и не вернулся , Думал, думал да и надумал ; б) в выражении нет-нет да и при указании на нерегулярность действия: Нет-нет да и послышится голос кукушки ; в) если включается в сочетание глаголов типа Взял да и приехал со значением неожиданности.


§ . Присоединительные члены предложения, не имеющие специальных вводящих слов и выступающие в качестве разъясняющих добавочных сообщений, отделяются знаком тире . Они стоят в конце предложения: Старуха приняла кончину шарика как судьбу - не больше и не меньше (Расп.); Лестницы тоже исчезнут - до следующего раза (Расп.); Князев вместе со всеми перешел улицу и пошел себе не спеша по той стороне улицы - просто так, от нечего делать (Шукш.); Он даже не умывался, а шел сразу во двор - колоть дрова (Шукш.); Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу - к докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой (Гейч.).


Молчала (Расп.); Девушка говорила без умолку. Про Сибирь, про счастье, про Джека Лондона (Шукш.); В этих книгах ключ ко всему. Ко всей жизни (Н. Ил.); Трое, пришедшие к ней в тот вечер, вели долгий разговор о политике. О науке. О ведомственных дотациях (Мак.).

Тема : « Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания

При них »

Цель : повторить материал об обособлении деепричастия и деепричастного оборота.

Отработать умения определять границы деепричастного оборота.

Закрепить навыки постановки выделительных знаков препинания при обособленных обстоятельствах.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить сведения об обстоятельствах как второстепенном члене предложения, о разных способах его выражения;
  • знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах;
  • применять полученные знания при пунктуационном оформлении письменного текста;

Развивающие:

  • развивать творческие способности, познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  • формировать умения самостоятельной работы с текстом, построения предложений, составления предложений по заданной теме;
  • закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, использования ИКТ.

Тип урока : урок - объяснение нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование : записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент

(Слайд 1 – тема «?»)

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой темой, но вот, с какой вы узнаете чуть позже, после того как выполните ряд заданий.

Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения»

Начнём мы с проверочной работы по темам «Обособленные определения и приложения», которые мы изучали на предыдущих уроках. У каждого из вас карточка с заданием: расставить знаки препинания, подчеркнуть обособленный член предложения, объяснить причину обособления.

Предложения:

  • В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья.
  • Летний дождь, обильный, тёплый, напоил влагой землю.
  • Стиснутая чёрными чащами и освещённая впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.
  • Осторожные звери, тигры редко обнаруживают себя.
  • Ровесники годами, близкие родственники, они почти никогда не разлучались.
  • Мне, механику, сделать это ничего не стоило.
  • Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком.
  • Река, вымотавшись за день, присмирела и отдаленным шёпотом перекатов напоминала о своём бурном нраве.
  • Льды, растаяв, становятся синью в реке.
  • Серёжа бежал сломя голову.
  • Задачу я решил шутя.

Время выполнения - 5 минут.

А теперь проверим, правильно ли вы справились с заданием (Слайд 2,3)

(сравнить с правильным вариантом на слайдах).

3. Знакомство с новым материалом. На доске на месте темы «?»

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Сейчас мы с вами попытаемся сформулировать тему сегодняшнего урока. Когда вы выполняли проверочную работу, у вас осталось 4 «лишних» предложения. Внимательно посмотрите на них и скажите, есть ли у них что-то общее? Нужны ли запятые в этих предложениях? Почему? Какие второстепенные члены обособляются в этих предложениях? (Слайд 4)

О чём же мы сегодня будем говорить с вами? Конечно, тема урока – «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них» (Слайд 5)

- (сообщение целей урока ) На сегодняшнем уроке мы должны углубить наши представления об обособленных обстоятельствах; познакомиться с разными условиями обособления обстоятельств; совершенствовать пунктуационные навыки; закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи.

При каких условиях обособляются или не обособляются обстоятельства, я думаю, что вы мне расскажете сами после того, как самостоятельно рассмотрите п. 51 стр. 151.

Закрепление материала

Ребята, вернемся вновь к тем предложениям, в которых вы не выделили обособленные члены. Прочитав параграф учебника, вы определите, какие это члены предложения и назовете случай их обособления или необособления.

Я думаю, что рассмотренные предложения не вызвали особых затруднений. У вас может возникнуть вопрос по последнему предложению. В нем есть слово, похожее на деепричастие, но оно необособленное. Почему? Вспомним, что обозначает деепричастие? (Добавочное действие к основному, выраженному глаголом.) В данном предложение слово «шутя» приобретает значение наречия. Его можно заменить словом «легко». Это слово утратило свои глагольные признаки, не выполняет функции добавочного сказуемого, переходит в наречие. При таких наречиях не может быть зависимых слов. (Сравните: Смеясь и шутя, мы побежали к реке. – дополнительное действие смеялись, шутили и бежали)

(От деепричастий и деепричастных оборотов нужно отличать наречия стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя. Крадучись и другие и фразеологические обороты наречного значения(спустя рукава, сломя голову), связанные с деепричастиями только по своему происхождению. Такие наречия и фразеологические обороты не обособляются.(слайд №7)

Работа с текстом.

Ребята, сейчас мы закрепим теоретические знания заданием №2 на ваших карточках.

Задание : Внимательно прочитайте предложения. Восстановите текст, записав цепочку цифр в нужной последовательности. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Составили, проверили.

Что изменилось бы, если бы мы убрали из текста обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.

Ребята, мы с вами знаем о выразительных возможностях деепричастия. Обозначая добавочное действие, деепричастие украшает речь, заставляет нас обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали, позволяет более точно выразить наши мысли. Деепричастия делают нашу речь более точной и выразительной. Оно дорисовывает действие, оно помогает создать живописную картину действий в дополнение к основному действию.

1. Под вечер вдоволь налюбовавшись степным привольем орлы попарно опустились на землю.

2. Утром в степи появились орлы.

3. Расправив бурые ловкие и чуткие крылья лишь изредка трогая ими воздух орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.

4. Едва коснувшись земли орёл сделал несколько порывистых прыжков расплескивая помятый ковыль затем вдруг замер на месте.

5. Немного отдохнув они вновь поднялись с земли и быстро набрав высоту достойную их могучего племени тут же ворвались в незримо кочующие над степью воздушные потоки.

Проверяем(слайд №8)

Утром в степи появились орлы. Немного отдохнув, они вновь поднялись с земли и, быстро набрав высоту, достойную их могучего племени, тут же ворвались в незримо кочующие над степью воздушные потоки. Расправив бурые ловкие и чуткие крылья, лишь изредка трогая ими воздух, орлы начали стремительно выписывать в раздольном поднебесье огромные круги. Под вечер, вдоволь налюбовавшись степным привольем, орлы попарно опустились на землю. Едва коснувшись земли, орёл сделал несколько порывистых прыжков, расплескивая помятый ковыль, затем вдруг замер на месте.

2) Задание: составить предложение с данными деепричастными оборотами .

(слайд №9)

Следующее задание будите выполнять в группах. Вам необходимо составить предложения с данными деепричастными оборотами. Причем 1-я группа ставит оборот в начале предложения, 2-я группа – в конце, 3-я группа - в середине.

Обороты:

  1. Побродив по лесу, … 1. …, испугавшись нас.
  2. Перепрыгивая с ветки на ветку, … 2.…, любуясь закатом.

1. … , едва касаясь снега, … .

2. … , вертясь и обгоняя друг друга, … .

Не забывайте, пожалуйста, подчеркивать обособленные обстоятельства и

Расставлять знаки препинания.

  1. Дополните предложения деепричастными оборотами, заменяя глаголы из скобок деепричастиями.

Запишите. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, подчеркните. (Слайд 10) Выполняют по одному предложению у доски.

Образец. Прошёл внезапный дождь, (закрыть) ... .- Прошёл внезапный дождь,

Закрыв косыми полосами опушку леса.

1. От реки шёл туман, (окутывать) ... .

2 . Деревья шумели, (качаться) ... .

3. Яркое солнце встало над лесом, (озарять) ... .

4) Задание: исправить ошибки в употреблении деепричастий (слайд 11).

Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи. Как только что сказали мы: это способствует повышению образности, выразительности, точности нашей речи, но, к сожалению, мы не всегда замечаем ошибки, которые допускаем.

Давайте исправим ошибки в употреблении деепричастий.

1.Выехав в открытую степь, их застал буран. (они попали в буран)

2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.

3.Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.

4. Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
5. Неукротимая стихия, бушуя и сокрушив все на своем пути, устремляется вдаль.

Подведение итогов урока

Ребята, на этом наш урок подходит к концу.

Что узнали нового? Что было интересно? Что вызвало затруднения?

Выставление оценок.

6. Домашнее задание: Изучить теоретическую часть параграфа 51(с. 151,155, упр. 317)


В русском языке существует такое понятие, как обособление, которое является способом уточнения и выделения определенных слов в высказывании. Способность обособляться имеют только второстепенные члены предложения, и благодаря такой особенности они наделяются большей самостоятельностью, в отличие от необособленных. Используются такие слова для того, чтобы более детально представить информацию и выделить определенную часть высказывания. Обособленными могут быть определения, дополнения и обстоятельства. В этой статье речь пойдет именно об обстоятельстве и его особенностях.

Обособленные обстоятельства

Для начала следует определить, чем обособленное обстоятельство отличается от обычного. Для этого следует вспомнить определение данного члена предложения. Итак, обстоятельство - член предложения, который играет второстепенную роль и может быть выражен как предложно-падежная конструкция, фразеологизм, деепричастие или оборот и инфинитив. Оно может указывать на действие, которое совершает лицо или предмет, на способ, цель, условие и место действия, а также на признак предмета, о котором идет речь в предложении. Обстоятельство отвечает на огромное количество вопросов, таких как: где? куда? откуда? почему? зачем? вопреки чему? при каком условии? Обособленное обстоятельство, так же как и простое, может иметь огромное число значений, но на письме оно выделяется запятыми, а при устной речи интонацией. Например: Споткнувшись, она едва удержалась на ногах. Несмотря на напряженность, день был прекрасным.

Деепричастие и деепричастный оборот

Обособленное обстоятельство в предложении может выражаться как одиночное деепричастие или иметь при себе зависимые слова. На письме такое обстоятельство всегда выделяется запятыми с обеих сторон. Употребляться оно может независимо от места расположения в предложении грамматической основы. Например:

  • Лежа на кровати, она смотрела в потолок.
  • Она сидела в саду, наслаждаясь свежестью воздуха.
  • Она, бегая по магазинам, искала подходящий наряд.

Достаточно часто в предложении можно встретить однородное обособленное обстоятельство или, другими словами, несколько простых деепричастий в одном предложении, причем они могут относиться к разным сказуемым. Например:

  • Смеясь и подпрыгивая, она, окрыленная, неслась навстречу ветру.

Необособленные деепричастия

Стоит отметить, что обстоятельства, выраженные деепричастиями или оборотами, могут не обосабливаться в таких случаях:

  1. Если деепричастие имеет значение наречия. Например: Наташка закрыла дверь и сидела не двигаясь (равносильно наречию неподвижно). Исключением являются такие вводные словосочетания со значением наречия, как: откровенно говоря, собственно говоря, попутно отмечая и другие. Например: Я, собственно говоря, пришел, чтобы поговорить.
  2. Если деепричастие входит в состав устойчивого словосочетания или фразеологизма, оно не обосабливается и на письме никак не выделяется. Например: Несусь на встречу голову сломя .

Предложно-падежная форма

Обстоятельства, которые выражаются предложно-падежными формами имен существительных, обособляются для смыслового акцентирования, пояснения или конкретизации. Чаще всего такое обособленное обстоятельство употребляется для указания места, времени или образа действия и зависит лишь от смысловой нагрузки. При произношении оно выделяется интонацией, а при письме запятыми. При этом синтаксическая связь со сказуемым ослаблена, но наряду со значением времени указана причина действия или вопреки чему оно произошло. Например:

  • Иван, после полученного им решительного отказа, ушел домой и долго не выходил из комнаты, запершись от всех.
  • С приближение неприятеля, взгляд мальчика не только не сделался серьезнее, но стал легкомысленнее.

Наряду с падежными формами существительных, выраженных лишь смысловой нагрузкой, часто встречаются обособления с применением предлогов или предложных сочетаний, таких как: по причине, вопреки, несмотря на, благодаря, ввиду, вследствие, при условии, в случае и так далее. Например:

  • Несмотря на желание пойти с ним, она отказала.
  • Вопреки дождю они пошли гулять.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Предложения с обособленными обстоятельствами при написании могут вызвать некоторые трудности, так как в них достаточно сложно правильно расставить знаки препинания. И большинство школьников, записывая такие высказывания, допускают массу ошибок. Однако здесь главное - выучить несколько простых правил, зная которые трудностей при написании предложения можно избежать.

Правила пунктуации

  1. Деепричастный оборот всегда, независимо от расположения в предложении, с двух сторон выделяется запятыми. (Например: Она, не надевая шапки, выбежала на улицу; содрогаясь от холода. Он вошел внутрь дома; девушки, смеясь и тихо переговариваясь, незаметно прошли мимо.)
  2. Если деепричастный оборот употребляется рядом с союзом, то отделяется от него запятой. Ни союзы, ни союзные слова в него не включаются. (Например: Она улыбнулась подруге и, перепрыгивая через лужу, побежала домой.) Исключением здесь может быть только союз «а», поставленный перед деепричастным оборотом. В этом случае союз может быть включен в состав оборота. (Например: надо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, донести до других.)
  3. Если в предложении друг за другом идут несколько деепричастных оборотов, то знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах. (Например: Он подходил, пошатываясь и придерживая даму за локоть одной рукой, а другой медленно размахивая зонтом.)
  4. Если деепричастные обороты в составе одного предложения относятся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми отдельно. (Например: Толкнув ногой дверь, он прыгнул на улицу и, не обращая никакого внимания на прохожих, понесся прочь.)

Упражнения для закрепления материала

Чтобы закрепить полученные теоретические знания, следует особое внимание уделить практическим занятиям. Именно поэтому в школьном курсе русского языка уделяется огромное количество часов для закрепления столь сложной темы. Итак, для начала следует научиться выделять из контекста обособленные обстоятельства в устной форме, опираясь лишь на интонацию, а после переходить к письменным заданиям. Для этого идеально подойдут предложения, в которых ученикам предлагается выразительно прочитать, а после расставить запятые согласно интонации и объяснить, почему именно там должен быть этот знак препинания. Таким образом ребенок научится применять на практике изученные правила пунктуации. После того как дети научатся определять деепричастный оборот и предложно-падежные формы существительных как обособленных обстоятельств, задачу можно усложнить, предложив для разбора высказывания с союзами или союзными словами. Следует отметить, что, перед тем как приступать к определению обособленных обстоятельств, необходимо выделить в предложении грамматическую основу. Далее задание можно усложнить, предложив вниманию детей сложные составные предложения с несколькими грамматическими основами и однородными обособленными обстоятельствами.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

§ 68. Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами , выделяются запятыми , независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому: Не надевая фуражки , вышел на крыльцо (Шол.); Набуянившись за ночь , лес опустился и затих, поникнув мокрыми ветвями сосен (Вороб.); Девушки, тихо переговариваясь и передавая друг другу вещи , влезли в дилижанс (Пауст.); На свисающие ветви елей, осыпая с них иней , садились вороны (Б. Паст.); Благодаря покупателя за покупку , продавец выдал ему чек .

Деепричастный оборот, находящийся после союза или союзного слова, отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот): Он улыбнулся отцу и, сойдя вниз на палубу , подошел к одному матросу, который, сидя на полу , раскручивал кусок каната (М. Г.); В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку (Вороб.); Князь говорил мне, что и он тоже будет работать и что, заработав денег , мы поедем морем до Батума (М. Г.).

Исключение составляет союз а : в зависимости от контекста запятая ставится после союза а , перед деепричастным оборотом (такой деепричастный оборот можно опустить без ущерба для грамматической структуры предложения), либо не ставится, если союз а включается в деепричастный оборот. Ср.: Надо понять сущность перестройки общественного сознания, а, поняв это , не довольствоваться лишь словесными призывами к ней. - Надо понять сущность перестройки общественного сознания, а поняв это , включиться в активную борьбу за нее .

При сочетании деепричастных оборотов знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения: Он пошел, пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус (М. Г.).

Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности: Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита (Вороб.); Толкнув грудью дверь , Сергей прыгнул из дома и, не обращая внимания на рвавший тело сухой кустарник и хлеставшие по лицу ветки сосен , побежал задыхаясь вперед, в самую чащу леса (Вороб.).

Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно: Он стоял, прислонясь к груде цибиков чая, и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте (М. Г.) (он стоял и барабанил).

§ 69. Ограничительные частицы только, лишь , стоящие перед деепричастными оборотами, включаются в их состав, и запятая ставится перед ними: Так и жила она без любви, только надеясь на нее . То же при наличии союзов, начинающих деепричастный оборот: По темным лестницам… ходили двое, по-том - трое… медля и задерживаясь повсюду, словно боясь приступить к делу (Фед.).

§ 70. Одиночные деепричастия обособляются при сохранении ими глагольного значения - обозначении действия: Не слезая с коня, она взяла пакет, размахнувшись , кинула его в распахнутую дверь конюшни (Улиц.); Сначала и на машине двигались со скоростью пешехода, то и дело царапали диффером и, пятясь , объезжали камни (Зал.); Заскрежетав , закрылись двери (Вороб.).

§ 71. Деепричастия и деепричастные обороты не обособляются :

1) если деепричастие непосредственно примыкает к глаголу и имеет значение образа действия: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей (Бун.) - бегут как?; Сергей долго лежал не шевелясь (Вороб.) - лежал как? Такие деепричастия по функции сближаются с наречием: Это упражнение делают сидя на стуле ; Он читал лежа ; Рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна (П.). Ср., однако, при изменении порядка слов и в результате - подчеркнутом усилении глагольности (обозначении действия): Инженер, лежа , читал свое горное искусство (Фад.); или когда между деепричастием и глаголом находятся другие члены предложения: Подрагивая , Трофим схватил винтовку, выстрелил … (Шол.). Ср.: По дорожке сада он шел не оглядываясь . - Не оглядываясь , он шел по дорожке сада ;

2) если деепричастие включается в устойчивый оборот: работать спустя рукава (ср.: засучив рукава ), работать не покладая рук; бежать высунув язык; бежать сломя голову; слушать затаив дыхание; слушать развесив уши и др.: В трудные дни он работал с нами рук не покладая . Некоторые из них (спустя, сломя ) имеют архаичную форму и в современном языке уже не являются деепричастиями;

3) если деепричастие или деепричастный оборот оказываются в ряду однородных членов предложения, выраженных другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя ; Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям (М. Г.);

4) если деепричастие в составе определительной придаточной части имеет в качестве зависимого слова союзное слово который: Перед нами стоит задача, не решив которую мы не можем двигаться дальше .

§ 72. Одиночные деепричастия обособляются или не обособляются при учете контекста. Например, при приобретении значения уточнения деепричастие обособляется: Дети постоянно шумели, не умолкая (ср. без уточняющего значения: Дети шумели не умолкая ). При ударении на глаголе деепричастие может быть обособлено с целью придания ему значения попутного замечания: Дети шумели, не умолкая .

Обособление или необособление деепричастия зависит от того, обозначает деепричастие обстоятельство (обособление не нужно) или второе действие (обособление нужно). Ср.: Шел не останавливаясь (шел безостановочно); Спросил, не останавливаясь (деепричастие обозначает второе действие - спросил, но не остановился для этого).

Примечание. Деепричастия на ?а, ?я чаще выражают значение обстоятельства образа действия и потому не обособляются: Она вошла улыбаясь . При наличии других сопутствующих признаков: оторванности от глагола, распространенности - деепричастие (при распространенности - деепричастный оборот) обособляется; ср.: Улыбаясь , она вошла в комнату; Она вошла, улыбаясь своим тайным мыслям . Деепричастия на ?в, ?ши чаще передают другие оттенки обстоятельственных значений (причины, времени, уступки), которые способствуют обособлению: Она вскрикнула, испугавшись ; Испугавшись , она вскрикнула (так как испугалась).

§ 73. Обороты со словами смотря по, начиная с , потерявшими свое глагольное значение и перешедшими в предлоги и предложные сочетания, не обособляются: Будем действовать смотря по обстоятельствам (ср.: по обстоятельствам ); Начиная со вторника погода резко изменилась (ср.: Со вторника погода резко изменилась ). Если же эти обороты имеют значение уточнения или присоединения, то они обособляются: Будем действовать умело и быстро, смотря по обстоятельствам ; На прошлой неделе, начиная со вторника , погода резко изменилась .

Оборот со словами исходя из может иметь два значения: если действие, обозначаемое им, соотносится с действующим лицом, он обособляется; при отсутствии такой связи - не обособляется: Оказывается, не только мы <…> стремимся узнать, понять и выгоднейшим образом использовать свойства живой природы; это делали наши предки задолго до нас, исходя из своих знаний и потребностей (Чив.). Ср.: Он разработал проект дома, . - Проект разработан исходя из запланированной стоимости .

§ 74. Обстоятельства, выраженные существительными в формах косвенных надежей с предлогами , обособляются для попутного пояснения или смыслового выделения. Такое обособление факультативно: Осталась только серебристая пыль. Но, когда девки, по глупости , через несколько дней стерли ее, с тетей Тоней сделалась истерика (Бун.); Филин, с шорохом , задевая крыльями солому, срывался с крыши (Бун.); И Наташка, с болезненным удивлением , глядела на разряженный народ (Бун.); В полной тьме, среди ночи , подвезли Медею к железнодорожному вокзалу (Улиц.); Ночью, против окрепшего ветра , отряд шел в порт на посадку (Плат.); За одиннадцать лет, при ежедневной езде , наверно, было пережито немало интересных приключений (Ч.). (См. о возможности постановки тире § 76.)

§ 75. Обстоятельственные члены предложения, имеющие в своем составе производные предлоги и предложные сочетания (благодаря, вопреки, ввиду, в целях, в связи с, во избежание, вследствие, по случаю, по причине, при наличии, согласно с, в отличие от, в противоположность, наподобие, при условии, в силу, за отсутствием, несмотря на, невзирая на, спустя, независимо от и др.), обособляются при подчеркивании их смысла: Благодаря отцу , я и сестры знаем французский, немецкий и английский языки (Ч.); Сгнивший, серо-голубой от времени балкон, с которого, за отсутствием ступенек , надо было спрыгивать, тонул в крапиве, бузине, бересклете (Бун.); Метелица молча, насмешливо уставился на него, выдерживая его взгляд, чуть пошевеливая атласными черными бровями и всем своим видом показывая, что, независимо от того , какие будут задавать ему вопросы и как будут заставлять его отвечать на них, он не скажет ничего такого, что могло бы удовлетворить спрашивающих (Фад.); Но, вопреки возможному , солнце вышло ярко-красное, и всё в мире порозовело, покраснело (Сол.); Любопытных, несмотря на кажущуюся тишину и безлюдье поселка , собралось немало (Степ.); Рано или поздно она [жизнь] мстит за пренебрежение к морали. Мстит, невзирая на заслуги, чины, звания (газ.).

Оборот со словами несмотря на может не обособляться только в случае, если он стоит непосредственно после глагола: Он это сделал несмотря на запрет врачей (ср.: Несмотря на запрет врачей , он это сделал ).

При обстоятельственных членах предложения возможны различия в их пунктуационном оформлении, обусловленные, в частности, разным порядком слов.

Обороты с производными предлогами и предложными сочетаниями обязательно обособляются, если они располагаются между подлежащим и сказуемым: разрыв их непосредственной связи и способствует выделению оборотов. В других позициях такие обороты могут не обособляться (без необходимости подчеркивания). Ср.: Благодаря дождям посевы зазеленели. - Посевы, благодаря дождям , зазеленели; Во избежание утечки газа отключен кран. - Отключен, во избежание утечки газа , кран; Он сделал это в силу привычки . - Он, в силу привычки , сделал это; Согласно приказу группа расформирована. - Группа, согласно приказу , расформирована; За отсутствием состава преступления дело прекращено. - Дело, за отсутствием состава преступления , прекращено; Спустя несколько времени пришел Весовщиков (М. Г.). - Пришел, спустя несколько времени , Весовщиков .

§ 76. Обстоятельства, выраженные существительными, могут выделяться тире , если имеется потребность в особом подчеркивании таких обстоятельств: При нашей последней встрече Олег попросил принести общую тетрадь с жесткими «корочками» - для конспектирования лежа (газ.); Оно [творческое воображение] создало науку и литературу. И - на большой глубине - во многом совпадают между собой творческое воображение хотя бы Гершеля, открывшего величественные законы звездного неба, и творческое воображение Гете, создавшего «Фауста» (Пауст.).

§ 77. Для смыслового подчеркивания могут обособляться некоторые обстоятельства, выраженные наречиями (с зависимыми словами или без них). Условия их выделения те же, что и у обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах: И вот, неожиданно для всех , я выдержал блистательно экзамен… (Купр.); Видите ли на вершине этой отвесной скалы, направо , узенькую площадку? (Я.).

Примечание. При обособлении обстоятельств, выраженных наречиями, используются запятые, однако, как и в других случаях обособления, при более сильном выделении обстоятельства, возможны знаки тире: Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, но, поняв, что страшного ничего нет, а всё, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздернулся кверху, и тоже - совсем по-детски - залился озорно и тоненько (Фад.).

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 51. Знаки препинания при диалоге 1. Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то перед ними ставится тире:- Значит, немец спокоен?- Тишина.- Ракеты?- Да, но не очень часто (Каз.).2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗН) автора БСЭ

§ 71. Альтернативные знаки препинания 1. При сложных подчинительных союзах запятая ставится один раз - или перед всем союзом, или, в зависимости от смысла, интонации, определенных лексических условий, перед второй частью (первая входит в состав главной части

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 72. Вариативные знаки препинания Часто в печати встречается различное пунктуационное оформление аналогичных текстов. Выше, например, говорилось, что перед присоединительной конструкцией могут стоять разные знаки препинания: запятая, тире, точка, многоточие (см. § 24,

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

§ 123. Знаки препинания при диалоге Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например: – Родные есть? – Нет никого. Я один в мире. – Знаешь ли грамоту? – Да. – Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского? – Знаю. Греческий (Булгаков). Если

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 1 автора Бурлака Андрей Петрович

§ 123. Знаки препинания при диалоге 1. Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например:- Значит, немец спокоен?- Тишина.- Ракеты!- Да, но не очень часто (Казакевич).2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ

Из книги автора

Знаки препинания при обособленных согласованных определениях § 46. Обособляются (выделяются или отделяются) запятыми определительные обороты, т. е. определения, выраженные причастиями или прилагательными с зависимыми словами, в следующих случаях.1. Определительный

Из книги автора

Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях § 53. Несогласованные определения, выраженные существительными в форме косвенных падежей с предлогами и относящиеся к нарицательным именам существительным, обособляются:1) если определяемое слово уже

Из книги автора

Знаки препинания при обособленных приложениях § 61. Распространенные приложения, стоящие после определяемого слова - существительного или местоимения, а также отделенные от них другими членами предложения или относящиеся к отсутствующему члену предложения,

Из книги автора

Знаки препинания при сравнительных оборотах § 88. Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами (будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др.), выделяются (или отделяются) запятыми: Опять над полем Куликовым взошла и расточилась

Из книги автора

Знаки препинания при вставках § 97. Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) выделяются скобками или тире. Они содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки к сказанному; разъясняют, толкуют основную часть высказывания: С 1851

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ § 101. Обращение, т. е. слова и сочетания слов, называющие адресата речи, выделяется (или отделяется) запятыми. При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения: Поздравляю, товарищи, с благополучным прибытием

Из книги автора

Знаки препинания при цитатах § 140. Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь (см. § 133-136):а) Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь его, перестань

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ Группа ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ появилась на свет в июне 1988 года как своеобразная реакция на смену музыкального курса в популярной питерской группе второй половины 80-х МЛАДШИЕ БРАТЬЯ – от мелодичной неоромантики и электропоп в сторону жесткого гитарного

Термин уточняющие обособленные члены предложения , как правило, употребляется в широком значении для обозначения уточняющих , пояснительных и присоединительных членов предложения . Такими членами предложения могут быть и главные, и второстепенные.

Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:

Например: Его сообразительность, вернее быстрота реакции , поразила меня (подлежащее). Внизу, в тени , шумела река (обстоятельство).

Чаще всего уточнения требуют обстоятельства места и времени , поскольку они в предложении могут быть обозначены очень общо и неопределённо такими словами, как там, туда, оттуда, впереди, сзади, везде, всюду, тогда, потом, теперь и т. п.

Именно такие общие указания на пространство и время обычно нуждаются в конкретизации и переходе от более широкого понятия к более узкому.

Например: Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть. (А.Чехов) Там, ниже , мох тощий, кустарник седой. (А.Пушкин)

Пояснительным является член предложения, который называет то же понятие, что и поясняемый член, но другими словами. Перед пояснительными членами стоят или могут быть вставлены союзы именно, а именно, то есть, или (= то есть) .

При этом довольно часто пояснительные члены предложения (главные и второстепенные) присоединяются при помощи слов то есть, именно, а именно, или (= то есть), в том числе, например, в частности, главным образом, по имени, по прозвищу, особенно . Иногда присоединительные слова отсутствуют, но их можно мысленно подставить.

Например: В то время, именно год назад , я ещё сотрудничал по журналам. (Ф.Достоевский) Из лесного оврага неслось воркование диких голубей, или горлинок . (С. Аксаков) Даже любимцы царя, преображенцы , чувствовали себя как бы покинутыми своим державным вождём. (Д. Мор-довцев)

Присоединительным является член предложения, содержащий дополнительные разъяснения или замечания, сообщаемые попутно, как дополнение к содержанию основного высказывания. Присоединительные члены обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, и притом, причем, и, да, да и, да и вообще, да и только .

Например: Над ним часто посмеивались, и справедливо . По ночам, особенно в грозу , поминутно озарялись в зале лики образов, раскрывалось, распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо. (И. Бунин)

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединителных членах предложения

Уточняющие члены предложения

1. Уточняющие члены предложения, относясь к тому или иному слову в предложении, сужают понятие, им выражаемое, или в каком-либо отношении ограничивают его. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми . Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, степени, меры, образа действия.

Например: Внизу, в зале , стали тушить огни (Ч.); Рагим лежит грудью на песке, головой к морю , и вдумчиво смотрит в мутную даль (М. Г.); В роще, за плотиной , гукала выпь (М. Г.); Там, на горизонте , откуда выплыла в небо туча, светилась бледно-розовая полоска света (М. Г.); Необъятное пространство заливала река в половодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта , по лугам были разбросаны серебряные пятна (М. Г.); Восьмого июля, в пятницу , Елизаров, по прозванию Костыль, и Леша возвращались из села Казанского (Ч.); Голоса под липами теперь звучали мягче, по-вечернему (Булг.); Всюду, и вверху и внизу , пели жаворонки (Ч.); Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть .); Попытаться разглядеть Аксайское урочище там, на западе , на степном скате предгорий (Айтм.); Мы просто стояли в стороне, у закрытого амбара (Нил.); Наконец однажды, в середине дня , за рекой, в темноте, вдалеке, как всегда, вспыхивали и гасли огоньки (Нил.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски , примостилась ворона (Фад.).

Уточняющими членами предложения могут быть также определения и подлежащие. Обычно уточнения касаются возраста, цвета, размера и др.

Например: Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу , песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку (Бун.); Длинная, в несколько верст , тень ложилась от гор на степи (Л. Т.); Ему нравился этот душистый, вкус мед а, напиток (Сол.); Именно в тот канунный, перед бурей , год случились некоторые значительные для Ивана Матвеича происшествия (Леон.); Обе, мать и дочь , были в соломенных шляпах (Ч.); Самый большой щит, метров в пять шириной , занимал середину левого ряда (Чук.).

1. Уточняющие члены, которые акцентируются в большей степени, выделяются тире.

Например: Сергей Сергеич подошел к Андрею, больно - со злинкой - похлопал его по щеке (Шукш.) - уточняется обстоятельство; Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий - до щиколотки (Бык.) - уточняется сказуемое; Памятников, правда, было мало - всего пять-шесть (Пауст.) - уточняется член предложения со значением неопределенного количества.

2. Уточняющие определения могут конкретизировать значение местоимений этот, тот, такой.

Например: Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением (Г.); ...Светло-голубые глаза и пепельно-русые волосы как-то скрашивали этот, не особенно заметный , недостаток (М. Г.).

3. Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами типа вернее, точнее, иначе (они имеют значение вводных слов). Поскольку выделяется вводное слово, запятая после уточняющего члена не ставится .

Например: Любая годичная сессия академии - это, конечно же, в первую очередь добросовестный отчет ученых. Отчет о том, каких высот, а точнее, глубин удалось добиться в познании природы... (газ.).

4. Уточняющий смысл члена предложения может быть подчеркнут как ситуативное совпадение , хотя прямые значения обстоятельственных слов и не указывают на такое соотношение.

Например: И вдруг, у самого поворота в Суходол , увидели мы в высоких мокрых ржах высокую и престрашную фигуру в халате и шлыке, фигуру не то старика, не то старухи (Бун.) - под воздействием значения обстоятельства вдруг у следующего обстоятельства - у самого поворота в Суходол - выдвигается на первый план временное значение (в тот момент, когда подъезжали); В этот раз, подле больной матери , Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни без отца (Айтм.) - временное значение сочетания в этот раз снимает пространственный оттенок в значении обстоятельства подле больной матери . Подобные члены предложения при сохранении своего собственного значения выделения не требуют ;

Сравните: В этот раз подле больной матери Султанмурат особенно остро почувствовал...

Пояснительные члены предложения

1. Пояснительные члены предложения выделяются запятыми.

Ими могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Пояснительные члены являются вторыми наименованиями по отношению к первым, поясняемым, которые выражают то или иное понятие недостаточно определенно или по каким-то причинам недостаточно понятно. Эти члены предложения, как правило, могут иметь указание на их пояснительный характер, т.е. иметь специальные союзы то есть, а именно, или (в значении "то есть")

Например: Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеич, или попросту Саша , гость, приехавший из Москвы (Ч.); Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Т.); В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие, именно встреча Кити с Вронским (Л. Т.); От Невского проспекта ведет к бывшему Михайловскому дворцу, то есть к Русскому музею , короткая и широкая улица (Сол.); Слева от дороги зеркало в камышах, и все здесь в степи. Не настолько большое, чтобы казаться выпуклым, то есть не море, не озеро, а именно – пруд (Сол.); Она пойдет в сад и приведет в порядок малину, то есть обломает старые сохлые и привяжет к колышкам молодые побеги (Сол.); В беспредельности новых и новых открытий, в раскате невероятных происшествий я впервые почувствовал себя не чеховским Чечевицыным, не гимназистом, мечтающим убежать в пампасы, а истинным читателем, то есть человеком , который в долгожданный час остается наедине с книгой (Кав.).

2. При наличии слов, предупреждающих о пояснении, ставится тире.

Например: Он всеми силами души всегда желал одного – быть вполне хорошим (Л. Т.); Одно интересовало его в последнее время – живопись ; Цель, поставленная перед отрядом, была одна – до рассвета дойти до леса . В таких предложениях тире замещает пропущенный пояснительный союз: Байкал славен и свят другим – своей чудесной, животворной силой (Расп.). Пропуск союза может фиксироваться тире и в предложениях без специальных предупреждающих о пояснении слов: Задача, поставленная перед отрядом, была трудная – до рассвета дойти до леса ; Погода-то самая подходящая – пурга (Нил.).

Однако в печати при подобных пояснениях употребляется и двоеточие, что может быть воспринято как вариантное оформление конструкции с более подчеркнутым пояснением.

Например: ...Поставил себе государственную задачу: обезопасить торговые пути в Бухару, Хиву (Гран.); Настроение одно: работать лучше (газ.).

3. Среди пояснительных членов предложения особняком стоят согласованные определения с пояснительным значением.

Они не выделяются знаками, а лишь отделяются от поясняемого определения запятой. Пояснение возникает при особых по значению определениях – они несут общий неконкретизированный, неопределенный смысл. Второе, поясняющее определение снимает неопределенность.

Например: Подснежники были особой, неодолимой страстью Славы (Барузд.); Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартала (Кат.).

Пояснение может возникнуть и при другой, противоположной ситуации, когда первое определение абсолютно конкретно, оно выражено порядковым числительным, а второе определение поясняет его иными словами.

Например: Страшный путь! На тридцатой, последней версте ничего не сулит хорошего (А. Меж.) – т.е. "тридцатая, оказавшаяся последней " (сочетание тридцатая последняя верста абсурдно, так как предполагает еще двадцать девять последних).

Присоединительные члены предложения

1. Присоединительные члены предложения выделяются запятыми.

Они имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания. Присоединительные члены, включаемые в предложения, имеют в своем составе слова и сочетания даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и тоже и др.

Например: Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень , потянулись к окошечку (Ч .); По ночам, особенно в грозу , когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов, раскрывалось, распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо (Бун.); Полагаю, что как раз вот этого – тайны или предчувствия ее – и недостает не только твоей повести, но и всем произведениям твоих сверстников, в особенности современной лирике (Аст.); Большое, тоже квадратное , окно выходило в садик (Зал.); Я в школе хорошо училась, особенно по французскому (газ.); В нескольких местах валялись в грязи старые автомобильные баллоны, в том числе одна огромная зубчатая покрышка от колесного трактора (Сол.); Было очень тепло, даже жарко (Чак.).

Возможно выделение и с помощью тире.

Например: Неожиданно, перебивая ее воспоминания о ребятах, перед ней высветился дальний-дальний день – и тоже с рекой (Расп.).

2. Присоединительные члены предложения, не имеющие специальных присоединительных слов (бессоюзное присоединение), отделяются с помощью тире, более резко отграничивающего его от основного высказывания.

Например: Старуха приняла кончину старика как судьбу – не больше и не меньше (Расп.); Лестницы тоже исчезнут – до следующего раза (Расп.); Старуха смотрит на него и терпеливо улыбается. Потом говорит – все с той же терпеливой улыбкой (Расп.); Князев вместе со всеми перешел улицу и пошел себе не спеша по той стороне улицы – просто так, от нечего делать (Шукш.); Он даже не умывался, а шел сразу во двор – колоть дрова (Шукш.); Чего он притащился ни свет ни заря – от бессонницы, что ли (Расп.); Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу – к докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой (Гейч.).

Такие члены предложения легко парцеллируются (разделяются на отдельные, неполные предложения) и при усилении их выделительной роли отделяются точкой.

Например: Щетка и мастерок– вот и весь научно-технический прогресс в этой отрасли. И не только в этой (газ.); И он [ Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулок по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.); Это скорее притча. Я бы даже назвал ее драматической новеллой. О любви. О ненависти (газ.); Соблюдая последовательность, дальше пришлось бы говорить о годах, обстоятельствах, людях и судьбах, охваченных рамою революции. О мире ранее неведомых целей и стремлений, задач и подвигов, новой сдержанности, новой строгости и новых испытаний аст.).

Похожие публикации