В помощь школьнику и студенту

Теоретический материал по обществознанию егэ. Краткий курс обществознания к егэ. С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию

В политической жизни любого государства активную роль играют политические партии. Сегодня они являются вторым по ступени влияния после государства социальным институтом политической системы.

Термин «партия» получил распространение еще в Древнем мире, в переводе с латинского означает «часть чего-либо». В современном понимании политические партии как субъект политической деятельности, как выразители интересов определенной части общества появились в процессе становления парламентаризма (XVII–XIX вв.).

Первые политические партии зародились в Великобритании. Сначала это были тори и виги, затем появились консервативная, либеральная и лейбористская партии. В США в первой половине ХIХ в. появилась демократическая партия, а в середине века – республиканская партия.

Из истории России вам известно, что политические партии у нас стали возникать значительно позже, чем в Европе и Америке, лишь на рубеже XIX–ХХ вв. в октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», который положил начало восстановлению многопартийности в России.

Уже во времена Аристотеля (IV в. до н. э.) стихийно образовались политические группы, которые назывались партиями. Они представляли собой временные объединения для поддержки конкретной личности. Группируясь вокруг какого-либо политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло достигать поставленных целей. Выделяют несколько периодов в истории политических партий.

I период – XVI–XVII вв. – партии – это аристократические группировки, объединяющие немногочисленных представителей политической элиты. Отражают зарождение политических систем раннебуржуазных государств Западной Европы и Америки, борьбу между аристократами и буржуа.

II период – XVIII–XIX вв. – партии – политические клубы, ориентированные на привлечение к активной политической деятельности людей, пользующихся влиянием не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни.

III период – XIX–ХХ вв. – современные политические партии – наличие идеологической доктрины и развитой организационной структуры. Первая политическая партия такого типа – либеральная партия – была создана в Англии в 1877 г. В России появились на рубеже 80–90-х гг. XIX в., на полвека позже, чем в Западной Европе и США. Сначала – партии социалистической ориентации, затем либеральной, наконец, консервативной (на Западе наоборот). В начале ХХ в. в России 280 партий (60 – общероссийские: кадеты, РСДРП; региональные).

Политическая партия – организованная группа единомышленников, придерживающихся определенного мировоззрения, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью реализацию политической программы путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Основные признаки политических партий

Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

Организованное объединение людей (достаточно длительное, добровольное), структурированное на разных уровнях политики – от местной до международной – и с разной степенью жесткости.

Нацеленность на завоевание и осуществление политической власти.

Партия – это добровольное объединение граждан.

Цель партии – участие в осуществлении политической власти.

Партия выражает и отстаивает общие политические интересы ее членов; на основе этих интересов идеологи партии разрабатывают ее программу, формулирующую стратегию и тактику партии, то есть общие цели и конкретные задачи борьбы, а также определяют пути и средства их достижения.

Партия имеет свою организацию (численность, постоянный состав, формализованное членство, внутреннюю структуру – все эти вопросы отражаются в Уставе партии).

В партии четко выделяются руководящее ядро, лидеры.

Партия располагает определенным имуществом, финансовыми средствами, своими средствами массовой информации.

Многие политические партии имеют собственные символы, значки, знамена, иногда даже форму.

Структура политических партий:

Партийный аппарат;

Партийный актив;

Рядовые члены партийной массы;

Сторонники партии.

Задачи политических партий:

Партия оказывает влияние на формирование общественного мнения: пропаганда, ведущаяся ею в средствах массовой информации, ориентирует граждан в политической жизни, помогает выработать определенные оценки, суждения с позиции именно этой партии, ее политического руководства;

Партии оказывают в современном обществе значительное влияние на политическое образование, повышение политической культуры граждан;

Партии организуют участие граждан в политической жизни: они выдвигают кандидатов на выборах, руководят политическими клубами, клубами избирателей, организуют шествия, пикетирования, митинги и другие мероприятия;

Значительное влияние партии оказывают на деятельность парламента и правительства, на формирование кабинета министров;

Важнейшей функцией политической партии является воспитание ее членов, а также формирование и выдвижение политических лидеров – партийной элиты, кроме того, создание условий для проявление человеком его способностей, стремления к самореализации, препятствуя подмене подлинных интересов и целей партии амбициями лидеров;

Партии разрабатывают программы развития страны; крупнейшие партии имеют свои «мозговые центры» – научно-исследовательские институты, фонды, в которых сосредоточены лучшие кадры ученых: политологов, историков, экономистов, правоведов.

Функции политических партий:

Выражение и отстаивание в политике интересов определенных социальных групп общества;

Борьба за власть, ее использование или контроль за ней;

Интеграция больших социальных групп;

Разработка партийной идеологии, ведение пропаганды и формирование общественного мнения; политическое воспитание общества;

Подготовка и рекрутирование политической элиты в партийные, государственные, общественные структуры.

Типология политических партий

Актуальной методологической проблемой в изучении партий и их систем является их типология. В классификации партий политологи применяют самые разные подходы. С конца XIX в. и до середины ХХ в. преобладал метод деления партий по критериям организационного строения партий, характера членства. С учетом первого критерия партии делятся на три группы:

1. Децентрализованные или не имеющие четкой организационной структуры (Демократическая и Республиканская партии США, экологические движения).

2. Массовые централизованные партии (партии Социнтерна).

3. Строго централизованные, с жесткой структурой и дисциплиной партии (коммунистические, национально-демократические и другие партии). Ортодоксальные последователи марксистской традиции подразделяют партии по классовому принципу. Ими выделяются соответственно пролетарские, мелкобуржуазные, буржуазные и монархические партии.

Ю. О. Мартов выделял четыре типа партий: реакционно-консервативные, умеренно-консервативные, либерально-демократические, революционные Западные политологи предложили свою типологию. Французский политолог Морис Дюверже в книге «Политические партии» (1954) разработал бинарную (двухполюсную) классификацию партии: кадровые (эти партии не стремятся к увеличению численности своих рядов; основу их составляют территориальные низовые комитеты лидеров; по численности незначительны; отсутствует всякая система членства с регистрацией и регулярной уплатой членских взносов) и массовые (более сплоченны, обладают большей взаимосвязанностью своих организаций по вертикали и горизонтали). Партии различаются по типу связей с избирателями, членами партии и активистами, а также по своей внутренней структуре.

В конце 60-х годов некоторые авторитетные политологи Франции и США, не отвергая схему Дюверже, дополнили его бинарную классификацию. Ж. Шарло и Дж. Сартори предложили ныне действующую на Западе трехсоставную типологию партий: кадровые, массовые и партии избирателей (электоральные).

Критерии типологизации

Типы партий

1.Характер отношений к социальным преобразованиям

Революционные, реформистские, радикальные, умеренные, прогрессивные, реакционные

2.Идеологическая платформа

Социал-демократические, коммунистические, либеральные, консервативные, конфессиональные, монархические, националистические, фашистские, неофашистские

3.Участие в политической власти

Правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные, партии-лидеры, партии-аутсайдеры, правящие монопольно, правящие в коалиции

4.Социальная база

Рабочие, крестьянские, предпринимательские

5.Самобытность, ставка на оригинальность

«Гротескные партии» – партия любителей пива, партия дураков, «митьки» и т. д. Чаще не претендуют на власть, но весьма стойко отстаивают свой ограниченный круг интересов, имеют небольшой, но сплоченный состав

6.Различия в структуре и организации внутренней жизни

Кадровые – развиваются на основе избирательных комитетов и парламентских групп; свободное членство, немногочисленны. Финансовая база – частное финансирование.

Элитарные состоят из парламентариев, профессиональных политиков.

Массовые – результат всеобщего избирательного права; жесткая организация, обязательность членства; финансовая база – коллективное финансирование. Многочисленны (массовые) по составу. Большое внимание уделяется идеологической и воспитательной работе

Эволюция политических партий

1. В недрах старой государственности и политической системы зарождается новая партия как ответная реакция на обострение противоречий в обществе.

2. Пропаганда идей, агитация, привлечение максимального количества сторонников, формирование материально-технической базы деятельности и финансовых источников существования партии.

3. Борьба партии за власть: поиск способов, форм, методов, сил, способных дестабилизировать и дискредитировать государственный строй и правящую партию; использование кризисной ситуации.

4. Победа партии. Консервирование нового государственного и экономического механизма, проведение кадровой политики в интересах своей партии.

5. Постепенная работа партии по реализации и обогащению программных целей, учет влияния настроений в обществе, диалектическое развитие организационной структуры, форм, методов работы партии во избежание обострения противоречий и конфликтов.

6. Поражение партии и всех стоящих за ней общественных сил, отсутствие перспектив достижения целей.

Под партийной системой понимают совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти образуют партийные системы.

Основания классификации

1. Характер правления:

– тоталитарные;

2. Различный политический статус:

– мажоритарные;

– доминирующие;

– коалиционные.

3. Количество партий у власти или борющихся за влияние на нее:

– однопартийные (в стране существует единственная партия, которой монопольно принадлежит политическая власть в обществе; политическая оппозиция запрещена);

– двухпартийные (в стране действует несколько партий, но две из них оказывают реальное влияние на политическую жизнь. В случае победы на выборах одна из двух партий получает большинство мест в законодательном органе, имеет право назначать своих кандидатов на посты президента или вице-президента, сформировать правительство. Другая партия находится в легальной оппозиции до той поры, пока не победит на очередных выборах);

– многопартийные системы (активную роль в политической жизни общества играет ряд партий, но ни одна из них не обладает достаточным весом для того, чтобы получить абсолютную поддержку избирателей на выборах).

– Как вы понимаете, что такое однопартийная, двухпартийная, многопартийная системы? Есть ли что-то общее между ними? В чем различия?

Объективная основа многопартийности:

– социальная дифференциация общества, наличие в нем классов, этносов, конфессиональных объединений, других социальных общностей со специфическими интересами каждой из них;

– наличие социально-политических интересов, общих для различных социальных объектов: групп, слоев, объединений;

– наличие в господствующих классах и других социальных общностях и группах конкурирующих за власть группировок.

Выборы органов власти – это определенная политическая процедура, в которой участвуют избиратели и представители избирателей (политики), которые, исходя из интересов избирателей и опираясь на них, строят свои политические программы, претендуя на власть.

Избирательная система – порядок формирования выборных органов государства, совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом.

Избирательным правом называется принцип и условия участия граждан в формировании выборных органов.

Избирательное право может быть: активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное право может быть ограничено цензами.

Избирательные цензы (ограничения)

Ценз оседлости (право участвовать в выборах при условии проживания на данной территории в течение определённого времени (для парламентских выборов в США – один месяц, в Канаде – 12 месяцев, в Ирландии – иметь место для сна, в Норвегии – не менее 10 лет).

Возрастной ценз (право участвовать в выборах по достижению определенного возраста (в большинстве стран – с 18 лет).

Ценз пола (всеобщее буржуазное избирательное право формировалось как чисто мужское и не распространялось на женщин. Впервые этот ценз отменен в 1883 г. в новой Зеландии).

Имущественный ценз (открыто встречается редко, но реальное его влияние исключительно велико).

Цензы бывают возрастные, образовательные, национальные, расовые, имущественные, сословные и оседлости.

В демократических государствах выборы проводятся на основе так называемой «четырехчленки», характеризуемой всеобщим, прямым, равным избирательным правом при тайном голосовании.

Всеобщее избирательно право – это право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возраста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, национальности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. В Российской Федерации не могут участвовать в выборах лица, признанные недееспособными по решению суда, и лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

б) относительного большинства – больше, чем у соперника.

Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все».

Пропорциональная избирательная система способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Выборы производятся только на партийной основе: каждое избирательное объединение или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.

Чтобы не допустить получение мандатов «карликовыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: партии, списки которых не набрали определенного числа голосов – 5 %, отстраняются от распределения мандатов, и собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов.

Пропорционально-мажоритарная избирательная система

Одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе. Другая часть депутатов избирается на основе пропорциональной системы по партийным спискам.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

Введение

Введение

Данное пособие является результатом обобщения учителем-практиком опыта работы по подготовке к единому государственному экзамену по обществознанию. При составлении пособия автор руководствовался нормативно-правовыми актами, регламентирующими дидактические единицы и требования к освоению содержания курса обществознания:

– федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.);

– спецификация КИМ единого государственного экзамена 2014 г. по обществознанию;

– кодификатор элементов содержания по обществознанию для составления КИМ единого государственного экзамена.

В работе представлены разделы курса, предусмотренные документом, определяющим содержание КИМ: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Теоретический материал, представляющий эти линии, сгруппирован в пять блоков-модулей.

Пособие содержит общепринятые факты и концепции. В данном пособии предпринята попытка охватить широкий круг вопросов по обществознанию, систематизировать их и сделать пособие максимально полным.

Материал данного пособия предназначен для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию, дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ.

Структура пособия соответствует кодификатору элементов содержания по предмету.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Вашу мать, сэр! Иллюстрированный словарь американского сленга автора Московцев Николай Г

Введение Все дилетанты, но в разных областях . Занимаешься всегда не тем, чем собирался. Предлагаем любителям нетривиальных путешествий словарь-путеводитель по экзотической части американского английского. Такой язык мало доступен тем, кто не принадлежит к местной

Из книги Пистолет и револьвер в России автора Федосеев Семён Леонидович

Введение Пистолеты и револьверы - наиболее массовое в мире оружие. За ним закреплен приоритет «личного оружия нападения и защиты, предназначенного для поражения живой силы противника на коротких расстояниях (до 50 м) и в рукопашной «схватке». Если в армиях почти всюду на

Из книги Полный медицинский справочник фельдшера автора Вяткина П.

Введение Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи. Фельдшер является

Из книги Лечение растениями. Энциклопедический справочник автора Непокойчицкий Геннадий

Введение Биология и медицина признают, что организм человека является так называемой открытой системой по восприятию и излучению энергии. Он воспринимает доходящую до Земли энергию Космоса – прану, эфир – и преобразует ее для своей жизнедеятельности (либо излучает

Из книги Как читать анализы крови, мочи и кала. Домашний справочник автора Измайлова Инна

Введение Невозможно представить себе грамотного человека, который ни разу в жизни не пролистывал свою медицинскую карточку и не вчитывался в результаты исследований. Собственное здоровье и здоровье детей нас тревожит, и мы хотим знать о нем как можно больше. К

Из книги Ремонт сантехники автора Горбов А М

ВВЕДЕНИЕ Даже кратковременное отсутствие воды в квартире доставляет ее обитателям массу неудобств. Чтобы оградить себя от подобных хлопот и аварийных ремонтов, необходимо тщательно соблюдать рекомендации по обслуживанию и использованию бытовой

Из книги Энциклопедический словарь псевдонимов автора Колосова Светлана

Введение Псевдонимы (от греч. слова «pseudonymos» – носящий вымышленное имя) заслуживают изучения как один из важных факторов творческой жизни всех времен и народов. Наука о псевдонимах, которую по аналогии с ономастикой (наукой об именах) можно назвать псевдономастикой, или

Из книги Справочник семейного доктора автора Коллектив авторов

Введение «Salus aegroti suprema lex» («Благо больного – высший закон») – это основной принцип, которым должны руководствоваться врачи в своей деятельности. Правда, вся сложность в том, что именно врач, а не больной может определять, что для больного благо. В дальнейшем мы увидим, что

Из книги Домашний справочник самых важных советов для вашего здоровья автора Агапкин Сергей Николаевич

Введение Если вы открыли эту книгу, значит, была на то причина. Скорее всего, вы просто однажды поняли, что хотите как можно больше знать о своем здоровье. Зачем? Да чтобы сохранить его и прожить долгую и полноценную жизнь без боли, недомоганий, слабости, больниц и лекарств.

Из книги Ремонт часов своими руками. Пособие для начинающего мастера автора Солнцев Г.

Введение КлассификацияЧасовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными.

Среди школьников есть мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ. Многие выбирают его именно по этой причине. Но это заблуждение, которое уводит от серьезной подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2020 по обществознанию:

  • Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29 и внесены коррективы в систему их оценивания.

С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию?

1. Учите теорию.

Для этого к каждому заданию подобран теоретический материал, что нужно знать и учесть при выполнении задачи. Будут вопросы с философским уклоном (человек и общество) и социологическим (отношения в социуме). Помните, что всего 8 тем: общество

  • человек
  • познание
  • духовная сфера (культура)
  • социальная сфера
  • экономика
  • политика
  • право

Укажет по каким темам будет опрос в заданиях. В каждой теме есть множество мелких подтем, на которые следует уделить внимание при изучении.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде.

Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

2. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

Экзаменационный билет разделен на две части:

  1. Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа (слово, словосочетание или цифра);
  2. Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом:

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 10, 12 задания.
  • 2 балла - 4-9, 11, 13-22.
  • З балла - 23, 24, 26, 27.
  • 4 балла - 25, 28.
  • 6 баллов - 29.

Максимум можешь набрать 65 балла.
Минимум должно быть – 43 суммарных балла.

Особое внимание уделите заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

3. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Обществознание

ЕГЭ по обществознанию – 2019: план подготовки

В 2018 году на ЕГЭ по обществознанию минимальный балл не преодолели 17,4% выпускников - больше, чем в 2017 году. Анализ результатов показал, что многие участники экзамена невнимательно читали задания, не понимали требования. На основе показателей предыдущих лет и демоверсии ЕГЭ-2019, автор методических пособий Роман Пазин объяснил, что должны включать этапы подготовки, и разобрал наиболее сложные задания.

План подготовки

    Помните, что подготовка к ЕГЭ по любому учебному предмету не может быть оторвана от изучения этого предмета в основной и средней школе.

    Предупредите учеников: ЕГЭ по обществознанию - сложный экзамен. Многие «слабые» выпускники выбирают его только потому, что ошибочно считают простым.

    Проведите стартовую диагностику.

    Проводите периодическую рубежную диагностику (например, после каждого изученного раздела), используя тематические работы.

    Поэтапно формируйте определенные предметные умения через учебные задания.

    В тестовой части обратите особое внимание на задания № 8, 14, 19 и 20. Результат их выполнения в 2018 году: менее 59%. Чаще всего ученики допускают ошибки в заданиях, требующих знания Конституции РФ.

    Обратите внимание выпускников на критерии выполнения второй части.

    Возьмитесь за варианты КИМ по обществознанию на завершающей стадии подготовки к экзамену. Непосредственно изучение КИМ нужно в первую очередь для того, чтобы отработать темп выполнения работы, привыкнуть к формату записи ответов, закрепить сформированные приемы выполнения конкретных заданий.

Разбор заданий второй части

Задания 21-24

Объединены вокруг фрагмента научно-популярного текста. Проверяют умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, применять ее в заданном контексте, составлять характеристику текста и его отдельных положений на основе изученного курса, использовать информацию из текста в другой познавательной ситуации, самостоятельно формулировать и аргументировать суждения, связанные с проблематикой текста. Для выполнения необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему (в вопросах указан источник ответа).

Советы ученику:

    Поймите, что именно требуется для успешного ответа.

    Определите, из каких частей складывается задание.

    Постарайтесь выполнить все задание.

    Если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа; неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы).

    Не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено в задании.

    Практикуйтесь как можно чаще.

Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по обществознанию. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену.

Задание 25

Проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Это сложное задание, в 2018 году его выполнили всего 30% экзаменуемых. В связи с этим в новой демоверсии появилось разделения задания по пунктам, критерии оценивания стали более четкими.

Для успешного выполнения нужно помнить формулу понятия:

Понятие = родовой признак + видовые признаки

Примеры:

Командная экономика - тип экономической системы, основанный на преобладании государственной собственности, государственном планировании, централизованном ценообразовании при определяющей роли государства в экономике.

Республика - форма правления, при которой верховная власть в государстве избирается населением на определенный законом срок напрямую или формируется представительным общенациональным органом.

Задание 26

Проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.

Чаще всего представлено в одной из двух моделей:

    «Раскрыть на примерах» («Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры»).

    «Проиллюстрировать примерами» («Назовите любые три тенденции развития современного образования и проиллюстрируйте примером каждую из них»).

Задание 27

Задача. Направлена на анализ представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснение связи социальных объектов и процессов, формулирование и аргументацию самостоятельных оценочных, прогностических и других суждений, объяснений, выводов. Так проверяется умение применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

В структуре задача имеет условие (проблемную ситуацию, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т. п.) и требование (вопрос или систему вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия). Для успешного выполнения ученику необходимо обладать базовыми теоретическими знаниями, уметь применять их к анализу конкретной ситуации, дать четкий, логически связанный ответ.

Пример:

Во время летних каникул 17-летний школьник Валерий решил устроиться курьером. В ходе собеседования работодатель объяснил, что Валерия возьмут на работу без испытательного срока и медицинского осмотра, но для заключения трудового договора необходимо получить согласие хотя бы одного из родителей Валерия. Что в названных условиях заключения трудового договора противоречит российскому законодательству? (Назовите два противоречия). Назовите любые две особенности регулирования труда работников младше 18 лет, не упомянутые в условии задачи.

Задание 28

Требуется составить план развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Так выявляются умения систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в плане структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов. Сложное задание: в 2018 году с ним правились только 27% выпускников. План эссе по обществознанию должен содержать не менее трех пунктов, в том числе два «обязательных» пункта (детализированных в подпунктах). Важно избегать ошибок и неточностей.

Разновидности задания:

    Составление плана ответа по широкой теме («глобальная модель»). В данном случае отсутствует необходимость рассматривать еще более широкую тему, а затем ее конкретизировать. Примеры тем: «Деятельность как способ существования людей», «Культура и ее роль в жизни общества», «Специфика и роль религии в жизни общества».

    Составление плана ответа по теме узкой направленности, аспекту широкой темы («локальная модель»). В этом случае целесообразно начинать с раскрытия более широкого понятия, а затем переходить к конкретному аспекту, который следует рассмотреть. Примеры тем: «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности», «Религия как одна из форм духовной культуры».

На практике обычно составляется 5-8 пунктов, 3–5 из которых детализированы в подпунктах - это нужно для того, чтобы «угадать» минимально два пункта, которые разработчики закладывают в ответ как «обязательные». Раскрывать следует те пункты, которые экзаменуемый лучше всего знает (чтобы не сделать обществоведческих ошибок). Необходимо учитывать контекст задания и стараться раскрыть предложенную тему, демонстрируя в первую очередь знание содержания. Не обязательно детализовать все или почти все пункты плана в подпунктах.

ЕГЭ. Обществознание. Пошаговая подготовка. Семке Н.Н. и др.

М.: 2018. - 272 с.

Издание содержит все темы школьного курса по обществознанию, необходимые для сдачи ЕГЭ. Весь материал чётко структурирован и разделен на 35 логических блоков (недель), включающих необходимые теоретические сведения, задания для самоконтроля в виде схем и таблиц, а также в форме ЕГЭ. Изучение каждого блока рассчитано на 2-3 самостоятельных занятия в неделю в течение учебного года. Кроме того, в пособии приводятся тренировочные варианты, цель которых - оценить уровень знаний. Данное пособие поможет организовать пошаговую подготовку учащихся старших классов к ЕГЭ по обществознанию.

Формат: pdf

Размер: 3 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие б
Тренировочный тест№1 10
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Неделя 1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний 24
Неделя 2 Понятие истины, её критерии. Мышление и деятельность 30
Неделя 3 Потребности и интересы 36
Неделя 4 Свобода и необходимость в человеческой деятельности 40
Неделя 5 Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества 43
Неделя б Понятие культуры 47
Неделя 7 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Образование, его значение для личности и общества 51
Неделя 8 Религия. Мораль 58
Неделя 9 Искусство 66
Неделя 10 Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 70
Неделя 11 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы) 76
Тестовые задания к разделу «Человек и общество» 79
ЭКОНОМИКА
Неделя 12 Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы 84
Неделя 13 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги 92
Неделя 14 Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции 100
Неделя 15 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике 106
Неделя 1 б Налоги. Государственный бюджет 116
Неделя 17 Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника,
работника, потребителя, семьянина, гражданина 122
Тестовые задания к разделу «Экономика» 130
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Неделя 18 Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодёжь как социальная группа 134
Неделя 19 Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации 140
Неделя 20 Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль 150
Неделя 21 Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Социализация индивида 154
Неделя 22 Семья и брак 160
Тестовые задания к разделу «Социальные отношения» 164
ПОЛИТИКА
Неделя 23 Понятие власти. Государство, его функции 168
Неделя 24 Политическая система. Типология политических режимов 176
Неделя 25 Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство 182
Неделя 26 Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе. Избирательная кампания в РФ.
Политический процесс 186
Неделя 27 Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти РФ 194
Неделя 28 Федеративное устройство России 200
Тестовые задания к разделу «Политика» 206
ПРАВО
Неделя 29 Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс 210
Неделя 30 Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Законодательство РФ о выборах 216
Неделя 31 Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права 222
Неделя 32 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты 228
Неделя 33 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака 232
Неделя 34 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса 238
Неделя 35 Особенности уголовного процесса. Гражданство РФ. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система 244
Тестовые задания к разделу «Право» 250
Тренировочный тест №2 254
Ответы к тестовым заданиям 268

Похожие публикации