В помощь школьнику и студенту

Восстание ивана болотникова кратко. Выступление ивана болотникова Гражданская война 1606 1607

После убийства Отрепьева, которого русский народ признавал законным царем(сыном Ивана Грозного), в северной части нынешней Украины вспыхивает восстание русских крестьян, холопов, казаков, посадских людей и пограничных стрельцов.

Иван Болотников с детства был невольником у помещика. С ранних, сознательных лет, Иван решил во что-бы то не стало покончить с невольной жизнью и стать свободным человеком. Будучи, совсем молодым парнем, Болотников решается бежать от своего феодала в степь к казакам. В Диком Поле он был схвачен татарами, которые в последствии продали его в рабство туркам, у которых Болотников стал гребцом на боевом корабле. Из османского невольничества он был освобожден во время поражения турок в морском бою и привезен в Венецию. Здесь Болотников узнает о постоянно вспыхивающих на Руси восстаниях крестьян и холопов. (1603 году восстание крестьян под командованием Хлопка Косолапа) и решает принять в них активное участие. Через Германию и Польшу он возвращается на родину и летом 1606 года организует и возглавляет народное движение недовольных крестьян, охватившее Северную Украину. В архивах есть показания современников, которые рисуют Болотникова мужественным, энергичным вождем, человеком, способным пожертвовать за народное дело своей жизнью. В дальнейших событиях Иван Болотников показал себя талантливым полководцем, который смог своим народным, плохо вооруженным ополчением громить царские регулярные войска Шуйского.

Основные причины огромной поддержки Ивана Болотникова народом, кроются в тяжелом положения крестьян, которые были готовы по первому зову восстать на борьбу с царем и боярами. Болотников поставил целью восстания не только свержение царского правления но и всех порядков связанных с этим режимом, и главной задачей стояло уничтожение феодально-крепостного строя.

Вместе с русскими, желающими быть свободными людьми, против боярских порядков выступила большая часть многонационального населения Среднего Поволжья - мордва, чуваши, марийцы,татары. Восстали Нижний Новгород, Воронеж, Курск, Ржев и многие другие города и поселения. Это была первая в России гражданская многонациональная война, дошедшая до стен Кремля, против феодального гнета.

Из Путивля, где было создано ополчение, через Комарицкую волость Болотников, разбивая по дороге царских воевод дошел до Москвы и окружили ее. Но осадить стены кремля ополчению Болотникова не удалось. Как всегда, банальное предательство богатых людей-дворян, которые по мере наступления 100 тысячной народной армии Болотникова на Москву сначала переходили на его сторону, а в решающий момент, поддавшись на обещанные царем блага и богатства, сплели заговор и изменили народному вождю. Дворянским отрядам был страшен размах народного движения, и они пошли на соглашение с теми, против кого подняли оружие.

История предательства помещиков, феодалов, олигархов не меняется, - основа предательства: власть и деньги.

Одним из таких предателей был соратник Болотникова, Истома Пашков, имевшего в своем распоряжении 40000 человек. Шуйский подкупил предателя золотом и серебром и обещал ему в дальнейшем всяческие награды и послабления. И когда Болотников послал к Истоме Пашкову сообщение с призывом выступить его со своим войском, чтобы оказать помощь ему в сопротивлении врагу, Пашков встал на путь измены и не только не оказал в нужный момент Болотникову никакой поддержки, он перешел на сторону Шуйского и помог ему разбивать народное ополчение. Силы стали не равны и Болотников вынужден был отступить.

В Московии начались жуткие массовые казни против захваченных пленных. Людей убивали тысячами. Москву в очередной раз окропили кровью.

Отступающее, уцелевшее ополчение Болотникова с радушием встретило городское население Калуги. Калужане выразили свою поддержку восставшим и дали им приют и еду.

В начале 1607 г. на помощь Болотникову против Московии двинулось донское и волжское казачество. На подмогу пришли запорожцы.

Царь Шуйский, напуганный охватившим страну восстанием, принимает указы направленные на уступки городскому и сельскому поселению. Правительство Шуйского принимало любые меры, чтобы расколоть восставших и погасить Крестьянскую войну. Пленных было велено отдавать в холопы и, наоборот, перебежчикам давалось освобождение от зависимости. Временные указы, гласившие о якобы даровавшим людям свободу и не разрешающим давать кабалу и закрепощать людей против их воли, были приняты с целью обмануть население.

Но этих указов было достаточно, что-бы среди неграмотного населения начались брожения и слухи о хорошем и добром батюшке царе Шуйском, раздающим свободы простому люду. Народная поддержка Болотникова стала сильно ослабевать. Обманутый народ стал возвращаться в свои убогие хутора а там где стояло ополчение начались смуты. Болотникова обвиняли в обмане.

Ополчение это не регулярная армия, которая держится на подчинении и страхе, восставшие могут собрать под свои знамена только идейных людей на добровольной основе. Восстание умирает сразу, как только народ перестает верить вождю и поддерживать восставших. Так и получилось, народ поверив царю решил, что ничего лучшего больше не надо-зачем воевать.

Уже 12 мая 1607 года царь направил войска в Тулу. Остатки восставших мужественно сражались с царскими войсками в осажденном городе. Тогда царскими воеводами были построены платины и поднятая в реке вода затопила город. Но горд не сдавался и только хитростью Шуйского удалось взять Тулу. Он начал вести переговоры с Болотниковым, поклявшись даровать ему и другим участникам сопротивления жизнь и свободу. Но, как только открылись ворота города, внутренние,подкупленные предатели окружили Ивана Болотникова и его соратников.
Восставшие держали город до 10 октября 1607 года.

Вся история восстания Ивана Болотникова пропитана предательством к народному полководцу и его сподвижникам. Предавали те, ради кого Болотников и его соратники начинали свой освободительный поход на Москву.

Иван Болотников был схвачен и отправлен в город Каргополь, где его в традициях царской власти изуверски казнили: Ивану Иосифовичу Болотникову выкололи глаза а затем связали и бросили в реку. Его соратников казнили в Москве.

После победы над Болотниковым указ о свободах отменили и приняли новые более зловещие формы угнетения человека. 21 мая 1609 г. был издан указ где предписывалось «отдавати старым государям» бескабальных холопов, проживших у государей не менее 5 лет. Уже через несколько лет, при царствовании Романовых, будут изданы законы закрепляющие рабовладельческое право на Руси. Над людьми начнут не только издеваться их начнут продавать.

Иван Болотников настоящий русский герой, погибший мученической смертью ради свободы и лучшей жизни. Восстание Ивана Болотникова было первым большим крестьянским восстанием в истории России.

Многие историки поддерживающих царские устои и порядки пишут, что Болотников был польским шпионом, который был нанят польскими властями для свержения московской власти. Версия монархистов не выдерживает ни какой критики. Если бы это было действительно так, то логично было бы предположить, что польская власть должна была оказать скорую военную поддержку Болотникову в тот момент, когда он стоял и полностью окружал Москву, которая в любой момент готова была пасть.

Нет никакого заговора, есть ИДЕЯ, ради которой погибли декабристы, народовольцы и многие лучшие люди нашей страны. Мы можем только предполагать, что творилось в душе Ивана Болотникова когда он, освобожденный из турецкого плена, проехал по Европе и увидел как живет простой народ. В Литве на тот момент окончательно закрепилась «парламентская монархия», а многие города уже имели собственное САМОУПРАВЛЕНИЕ, так называемое "Магдебургское право" и горожане имели право избирать своих ратников, ведавших за городскими доходами и расходами, и бурмистров, судивших провинившихся. Может быть именно тогда у него созрел план уничтожить гнет, ужасную несправедливость и жестокие порядки царившие на его Родине. И кто знает, может быть, одержав победу, Московия стала бы на Западный цивилизационный путь развития и история нашего государства пошла бы другим, более правильным путем. Вспомним, ведь именно Гедимин, Ягайло и Витовта стали основателями восточноевропейской державы, которую с не меньшим основанием, чем Московия, именовали Русью. Но это уже другая история.

Похоже, что восстания никогда не прекращаются
Между ними есть только промежутки,
и мы называем их «мир».

"inpropart"

Будущий предводитель мятежа (который историки также называют крестьянской войной) Иван Болотников имел за плечами жизнь , богатую приключениями. Поначалу он был боевым холопом у боярина и князя А. А. Телятевского . На этой службе он получил разно-образные познания в военном деле. Однако холопская доля тяготи-ла его вольнолюбивую натуру. Болотников бежал в южные степи и скоро стал атаманом у волжских казаков. В одном из походов он был взят в плен крымскими татарами. Те продали его в раб-ство османам. Так вольный атаман оказался гребцом-невольником на боевой турецкой галере.

Во время одного из морских сражений галера, на которой находил-ся Болотников, была захвачена венецианцами. Ему удалось бежать. Получив свободу , атаман побывал в Венеции, а оттуда через Германию добрался до Польши. Здесь он услышал о том, что в Самборе живёт бежавший из Москвы царь Дмитрий, и решил повстречаться с ним. Из Германии он пробрался в Россию. Самборский самозванец принял его в замке Юрия Мнишека. Эти два че-ловека нашли друг друга. Иван Болотников был мужественный, опытный в военном деле человек. Плодами союза Лжедмитрия II и Ивана Болотникова стали новые бедствия для России.

Причиной восстания Болотникова стало желание самозванца Михаила Молчанова, выдававшего себя за спасённого царя Лжедмитрия I, свергнуть царя Василия Шуйского .

Таким образом, на юге Русского царства главной силой противников царя Василия Шуйского стали казаки. Они отказались присягать боярскому царю. Их поддержали те, кто поверил самозванцу Лжедмитрию II . Среди перешедших на его сторону были посадские и служилые люди , стрельцы, холопы и крестьяне. Отряды недовольных росли, волнение ширилось.

Возглавить армию от имени якобы спасённого Дмитрия, которого в то время ещё никто не видел, согласился Иван Болотников. Самозванец Михаил Молчанов назначил атамана Ивана Болотникова своим большим воеводой и от-правил с соответствующей грамотой в Путивль. Тамошний воевода князь Г. П. Шаховской был давним приятелем Молчанова. Он нена-видел Шуйских и убеждал горожан в том, что Дмитрий скрывается в Польше.

Вскоре Путивль стал центром восстания против власти Василия Шуйского. Мятежникам недоставало лишь энергичных и смелых предводителей. Именно в этот момент в Путивль прибыл с широкими полномочиями от «царя Дмитрия» его большой воево-да Иван Болотников. Он тотчас был признан главнокомандующим всеми силами мятежников. Одновременно с Болотниковым выдви-нулся и другой вождь восставших — молодой дворянин Истома Пашков , сын мелкого помещика из городка Епифани.

Таким образом, в 1606 г. в Путивле собралось большое войско, которое под предводитель-ством Ивана Болотникова двинулось на Москву.

По мере продвижения к Москве армия Болотникова росла численно, стано-вясь все более неоднородной. Дворянские отряды возглавляли Прокопий Ляпунов и Истома Пашков. Воеводами были князь Ша-ховской и князь Телятевский (у которого и служил раньше Болотни-ков). Слишком не совпадали интересы разных групп недовольных. В этом была слабость армии.

Кромы и Елец

Правительство Василия Шуйского послало большое войско для подавления мятежа в южных областях стра-ны. Летом 1606 г. царские воеводы осадили две опорные базы вос-ставших — Кромы и Елец. Мятежники стойко сопротивлялись, и осада затянулась до осени. Между тем дворяне привыкли не-сти службу только летом. С наступлением осени они обычно разъ-езжались по своим поместьям до следующей весны. Кроме того, в царском войске начался голод. В итоге воеводы Шуйского вынуж-дены были снять осаду и отвести свои сильно поредевшие полки обратно к Москве. Весь Юг оказался во власти мятежников. Вслед за отступавшими московскими войсками они двинулись на север, к Москве.

Продвижение к Москве

Сторонники Лжедмитрия II разделились на два самосто-ятельных войска. Одним из них командовал Иван Болотников, другим — Истома Пашков. Болотников пошёл из Путивля к Мо-скве через Кромы, Орёл, Волхов, Калугу и Серпухов. Пашков про-ложил свой путь гораздо дальше к востоку. Начав поход от Ель-ца, он прошёл восточнее Тулы и вышел к Оке возле Каширы. От Каширы Пашков снова повернул на восток и захватил Коломну. По дороге к войску Пашкова присоединились отряды тульских и рязанских дворян во главе с Г. Ф. Сумбуловым и П. П. Ляпуновым . На пути из Коломны к Москве мятежники у села Троицкое раз-громили высланное против них царское войско.

В конце октября 1606 г. оба войска Лжедмитрия II со-единились на южных окраинах Москвы. Их штаб-квартирой стало село Коломен-ское — любимая загородная резиденция московских великих князей и царей.

Осада Москвы (1606)

Захват Москвы был главной целью войска Лжедмитрия II. В случае успеха они, ко-нечно, учинили бы в столице небывалый погром. Отсутствие какой-либо законной власти предопределяло будущее: страна надолго погрузилась бы в кровавый хаос. Осознав всё это, москвичи сплотились во-круг Василия Шуйского. Яростным об-личителем мятежников выступил глава церкви патриарх Гермоген (1606-1612). На помощь Шуйскому пришли отряды из городов, расположенных к западу и севе-ру от Москвы.

Общая численность войск мятежников составляла около 20 тыс. чело-век. Этого было недостаточно для того, чтобы штурмом взять Москву — мощную крепость с несколькими поясами оборонительных сооружений. Наступил момент шаткого равновесия сил. Восставшие засылали в Мо-скву своих людей с письмами, в которых призывали городскую чернь подняться против бояр. Сторонники Шуйского требовали предъявить царя Дмитрия, от имени которого выступали Болотников и Пашков. В дело пошли и негласные средства политической борьбы — интри-ги и подкуп.

Пять недель восставшие осаждали Москву но взять её не смогли. Долгая осада ослабила армию Болотникова: многие дворяне убеди-лись, что их интересы несовместимы с тем, что ждут от победы кре-стьяне, холопы и казаки. Это привело к тому, что в середине ноября 1606 г. рязанские дворянские отря-ды под руководством П. Ляпунова перешли на сторону Шуйского. Их примеру вско-ре последовал И. Пашков. Полагают, что причиной его измены стала вражда с Болотниковым из-за первенства в стане мятежников.

Битва в конце 1606 г. у села Коломенского была повстанцами проиграна, хотя сражались они храбро.

Предчувствуя скорое пора-жение, Болотников слал гонцов в Путивль к Шаховскому, умоляя ускорить возвращение в Россию «царя Дмитрия». Однако Лжедмитрий II Михаил Молчанов, который внешне не был похож на Лжедмитрия I (за которого он себя выдавал), не решился начать слишком рискованную игру. Вместо него в Путивль с Дона явился с большим отрядом казаков новый авантюрист — некий царевич Пётр . Это был разоривший-ся посадский человек из города Мурома Илейка Коровин (он же — Илейка Муромец, Илья Горчаков). За несколько лет перед тем он бежал к терским казакам и был избран их атаманом. В историю Илейка Муромец вошёл как Лжепётр.

В 1605 г. Илейка объявил себя Петром — якобы сыном царя Фёдора Ива-новича. Назвавшись этим именем, он послал грамоту к сидевшему тогда на царском троне Лжедмитрию I с требованием выдать ему как «родственнику» деньги и жалованье для казаков. Забавная пе-реписка двух самозванцев вскоре оборвалась. Однако Илейке понра-вилось играть роль царевича. Теперь он решил ещё раз попытать счастья на стороне «царя Дмитрия».

Из Путивля Илейка со своими казаками отправился в сторону Москвы, остановившись в Туле.

Ещё довольно сильное вой-ско Болотникова отступило в Калугу, которую быстро укрепили. Царские войска попытались взять Калугу штурмом, но были отбро-шены и перешли к осаде. Материал с сайта

Обосновавшись в Туле, Лжепетр выслал отряды на помощь осаж-дённому в Калуге Болотникову. 3 мая 1607 г. воевода Лжепетра князь А. Телятевский разгромил царское войско близ Калуги. Это поражение окончательно деморализовало уже пять месяцев без-успешно осаждавшие Калугу полки Шуйского. При первой же вы-лазке осаждённых московские воеводы оставили свой лагерь и от-ступили к столице. Однако и силы Болотникова были истощены долгой осадой.

Вскоре Болотников покинул Калугу и отвёл свои войска для отдыха и пополнения в Тулу. Там его уже ждал Лжепётр.

По призыву патриарха Гермогена дворяне всей страны стека-лись в армию Шуйского. Ставшим под знамёна царя обещали «сыс-кивать» их крестьян и холопов, убежавших за последние 15 лет, им давали земли и награды. Уклонившихся от военной службы царю, по словам патриарха, ожидали страшные кары и проклятие церкви.

Во главе 100-тысячной армии молодой талантливый воевода Миха-ил

Смирнов И.И. Восстание Болотникова 1606–1607. В 1606 году Болотников вернулся в Россию и возглавил крестьян, подняв восстание. Восстание Ивана Болотникова было первым крестьянским восстанием в истории России. Так, например, в 1603 году произошло крупное восстание холопов и крестьян под предводительством Хлопка Косолапа. Новые очаги восстания вспыхнули в Калуге, Туле и Поволжье.

К концу 16 века на Руси окончательно сформировалась и закрепилась новая государственная экономическая система – феодализм. Феодалы (землевладельцы) полностью обладали крестьянами, могли продавать их и передавать друг другу, что привело к постепенному неизбежному росту гнета феодалов над крестьянством. Кроме того, после смерти Лжедмирия 1 поползли слухи о том, что убит был не настоящий царь, а кто-то другой.

Восстание крестьян под предводительством Ивана Болотникова произошло в 1606-1607 годах и стало одним из основных этапов борьбы крестьянства с боярами и крепостничеством. Недовольство деятельностью бояр и государя. Личность предводителя восстания Ивана Исаевича Болотникова окутана тайнами.

Юношей он бежал от своего господина, попал в плен, после чего был продан туркам. Во время боя был освобождён и бежал в германию, откуда и услышал о событиях, происходящих на Руси. Болотников решил принять в них активное участие и вернулся на родину.

Восстание зародилось на Юго-Западе страны, где проживали участники предыдущего крупного выступления под руководством Хлопка, а также противники реформ Бориса Годунова и крепостничества.

23 сентября 1606 года состоялось сражение под Калугой, которое Болотников выиграл. На пути к столице Болотникову и его соратникам удалось захватить более 70 городов. В октябре 1606 года войска подошли к Москве. Болотников решил поднять восстание в самом городе, для чего засылал агитаторов. 21 мая 1607 года Шуйский снова организует выступление против Болотникова, которое заканчивается победой правительственных войск и практически полным поражением Болотникова.

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ И.И.БОЛОТНИКОВА

Истощенные войска Болотникова соглашаются, однако Шуйский не выполняет своих обещаний и забирает в плен всех вождей восстания. 19 октября 1607 Болотников складывает оружие. Несмотря на поражение, восставшим удалось добиться того, чтобы правительство, наконец, начало считаться с потребностями низших слоев населения и обратило внимание на нужды крестьян.

3. Восстание Болотникова (1606-1607 гг.)

Феодалы (землевладельцы) обладали не только землями, но также и крестьянами, которые жили и работали на этих землях. Крестьяне были, по сути, бесправными людьми – их могли покупать, продавать, обменивать и передавать по наследству. Результатом недовольства становились многочисленные бунты крестьян в попытках отвоевать себе гражданские права и свободы.

После смерти Лжедмитрия 1 по стране поползли слухи, будто убит был не настоящий царь, а самозванец, что сильно ослабило политическое влияние нового государя Василия Шуйского. Политическая ситуация накалялась, так как, если убит был не настоящий царь, то все стычки народа с боярами считались законными. В результате, в 1606 году вспыхнуло очередное восстание, которое было порождено недовольством крестьян своим положением и смутой в стране.

В восстании принимали участие не только крестьяне. Краткая биография Ивана Болотникова не дает полноценного ответа на вопрос, кем был этот человек. В то время на престол претендовал Лжедмитрий 2, который был самозванцем. Народ его не принимал и хотел свергнуть, тем самым покончив со смутой. Собрав большое войско они двинулись на Москву с целью свергнуть царя и добиться отмены крепостного права. Первое серьезное столкновение произошло в августе 1606 года и закончилось победой восставших.

Причины восстания

Однако его идея провалилась – Шуйский собрал сильное войско из дворян и разбил восставших в ноябре 1606 года. Болотников вынужден был отступить. Шуйский снова собрал войско и отправил его в Калугу, где находился Болотников.

21 мая 1607 года Шуйский снова нападает на восставших, и в этот раз побеждает, практически полностью разгромив и истребив войско Болотникова. 19 октября 1607 года войско восставших крестьян окончательно терпит поражение, а Болотников складывает оружие.

Кроме того, Болотников просто-напросто недооценил войско Шуйского, которое было более сплоченным и более профессиональным. Несмотря на то, что восстание потерпело поражение, крестьянам все же удалось отсрочить окончательное закрепление крепостного права и получить определенные свободы.

Он стал рассылать листы с требованием уничтожения власти бояр и замены боярского царя В.И.Шуйского «хорошим царем Дмитрием». Война началась в июне 1606 на юго-западе России в новгород-северских, польских и украинских городах, в Камарицкой волости. В августе 1606 восставшие разгромили войска царских воевод – Ю.Н.Трубецкого под Кромами и М.И.Воротынского под Ельцом.

Здесь к ним примкнули тульские и рязанские отряды. Здесь он построил острог и стал рассылать по Москве и разным городам грамоты, призывая всех целовать крест «законному государю Димитрию Ивановичу», за которого себя выдавал.

Восстание в Москве

Восстание к тому времени охватило более 70 городов юга и юго-запада России. Волнения начались также в Вятке, Перми, Пскове, Астрахани. Пропаганда имела успех, и вскоре дворянские отряды покинули «войско» И.И.Болтникова.

Болотников отступил к Калуге, укрепил ее и всю зиму 1606–1607 успешно ее оборонял. На помощь ему с Волги и Дона двигался отряд «царевича Петра Федоровича» (за никогда не существовавшего сына царя Федора Ивановича себя выдавал терский казак Илейко Муромец). Крестьянское движение продолжалось спорадически в 1607–1608, чем воспользовался второй ставленник польских интервентов Лжедмитрий II, сумевший дойти до самой российской столицы.

М., 1951О некоторых спорных вопросах классовой борьбы в Русском государстве начала 17 века. – Вопросы истории, 1958, № 12, 1961, № 5 Скрынников Р.В. Смута в России в начале 17 в. Иван Болотников. Болотников отступил от Калуге к Туле, где объединился с остатками отряда И.Муромца.

Двухмесячный период осады Болотниковым Москвы (около 7 октября - 2 декабря 1606 г) является кульминационным пунктом восстания Болотникова.

Приход к Москве армии крестьян и холопов не только ставил под удар восставших политический центр государства, но вместе с угрозой захвата Болотниковым Москвы нес в себе угрозу и для самых основ власти господствующего класса Русского государства - класса феодалов-крепостников.

Наиболее наглядным и ярким выражением этого может служить то, что загородная резиденция московских царей - село Коломенское - оказалась в руках восставших крестьян и холопов, превратившись не только в место расположения войск Болотникова, но и в политический центр восстания, противостоящий политическому центру крепостнического государства - Москве.

К этому новому центру тянула огромная территория (свыше 70 городов), перешедшая под власть восставших крестьян. И если на первом этапе восстания Болотникова - во время похода на Москву - роль политического центра восстания в какой-то степени сохранялась за Путивлем (где остался сидеть воеводой Шаховской, но уже не от Шуйского, а от "царя Димитрия"), а деятельность Болотникова (как и Истомы Пашкова) сосредоточивалась на руководстве военными действиями, то теперь в Коломенском не только сосредоточивалось руководство военными действиями по осаде Москвы, но туда стягивались нити из районов, охваченных восстанием. Из Коломенского же руководители восстания осуществляли разного рода мероприятия политического характера.

К сожалению, эта сторона истории восстания; Болотникова - то, что можно назвать его внутренней историей, - почти не отражена в источниках. Такое положение дел объясняется тем, что основной фонд источников по истории восстания Болотникова по своему происхождению принадлежит к крепостническому лагерю - к лагерю врагов восстания, и историю восстания приходится поэтому изучать по материалам, относящимся к борьбе с восстанием. В этих материалах факты, характеризующие действия восставших крестьян и холопов, естественно, изображаются с позиций крепостников-феодалов - тенденциозно, в искаженном свете.

Очень ценна поэтому находка (В.И. Корецким) источников, происходящих из лагеря восстания. Источниками этими являются 5 фрагментов грамот (отписок) руководителей отрядов восставших, действовавших в Поволжье. Все отписки датируются ноябрем-первой половиной декабря 1606 г., т.е. падают как раз на время осады Москвы Болотниковым и его перехода в Калугу. Это счастливое обстоятельство и позволяет через посредство поволжских отписок познакомиться с тем, что происходило в это время в политическом центре восстания, так сказать, проникнуть в центральный штаб восставших холопов и крестьян.

Самое главное, что дают отписки для вопроса о политическом центре восстания, это то, что они сообщают относительно "царя Димитрия". Все эти сообщения носят, можно сказать, сенсационный характер, заключающийся в том, что о "царе Димитрии" в отписках говорится как о реально существующем лице, находящемся в войске восставших и осуществляющем свои прерогативы верховной власти.

Поволжские отписки раскрывают важнейшую черту политической обстановки в Коломенском во время нахождения там Болотникова. Болотников в своих политических актах, обращенных к населению Москвы и других городов, не только действовал именем "царя Димитрия", но и изображал дело так, будто сам "царь Димитрий" находится в Коломенском лагере и грамоты "царя Димитрия" "за красной печатью" рассылались самим "царем Димитрием".

Такая политическая тактика Болотникова в огромной степени усиливала воздействие на народные массы рассылавшихся из Коломенского "листов" и "грамот" (хотя вместе с тем и имело уязвимые места, ибо Болотников не мог подтвердить свои заявления, что "царь Димитрий" в Коломенском, показом реального носителя этого имени).

В свете этого становится понятной убежденность посадских людей вятского города Котелынича в ноябре 1606 г. в том, что "царь Димитрей" "Москву взял, а с ним де пришло многое множество людей". Очевидно, источником этой убежденности были сведения о нахождении "царя Димитрия" в Коломенском, полученные ими непосредственно от Болотникова или через поволжские города (например, через касимовского царя).

Наконец, наполняются конкретным содержанием знаменитые слова грамоты патриарха Гермогена о том, что пришедшие в Коломенское "воры" (т.е. восставшие)"стоят и розсылают воровские листы по городом", причем в этих "листах" "велят целовати крест... Ростриге" (т.е. "царю Димитрию"), "а сказывают его проклятого жива".

Раскрывая активную политическую деятельность Болотникова в Коломенском, обращенную к населению Русского государства, поволжские отписки вместе с тем позволяют составить некоторое представление о характере реальной власти, так сказать, правительства "царя Димитрия", Т.о. Болотникова, в отношении городов и районов, восставших против царя Василия Шуйского.

Ярче всего реальная власть правительства "царя Димитрия" в отношении восставших городов Поволжья выступает в вопросе об осаде Нижнего Новгорода. Центральным вопросом отписок из-под Нижнего Новгорода был вопрос о военной помощи осаждавшему Нижний войску восставших. Именно об этом и ждали "указа от государя" руководители осады Нижнего. Это ожидание имело под собой вполне реальные основания. Отписки сохранили такой замечательный акт действий правительства "царя Димитрия", как указ о посылке ратных людей из Арзамаса под Нижний Новгород. Сообщая руководителям осады Нижнего Новгорода о посылке под Нижний ратных людей в составе двух сотен детей боярских, а также татар, мордвы и 30 человек стрельцов "с вогняным боем", власти восставшего Арзамаса с не оставляющей сомнений ясностью говорят, что эта посылка осуществляется "по государеву цареву и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии указу".

Осада Нижнего Новгорода - крупнейшее событие восстания в Поволжье - осуществлялась под непосредственным руководством и контролем Коломенского центра восставших, куда руководители войска, осаждавшего Нижний Новгород, обращались за директивами ("указом от государя") и без санкции которого ("без указу") не имели права снять осаду.

Не менее выразительно демонстрирует характер власти центрального "правительства" "царя Димитрия" в отношении Поволжья то, что говорится в поволжских отписках о касимовском царе. Прежде всего отписки раскрывают самый факт активной политической деятельности касимовского царя на стороне восставших, рисуя Ураз-Мухаммеда в качестве одного из руководителей восставших в Поволжье, а город Касимов - как один из политических центров района восстания в Поволжье. Во-вторых, и это главное, они раскрывают, в чем выражалась эта деятельность, демонстрируя наличие двусторонней связи между касимовским царем и "царем Димитрием", т.е., иными словами, политическим центром восстания и его руководителями, действовавшими от имени "царя Димитрия". Если со стороны касимовского царя действия носят, так сказать, разведывателъно-ориентациойный характер (посылка "па Коломну" людей "проведывати" про "царя Димитрия"), то действия Болотникова в отношении Ураз-Мухаммеда носят активно-оперативный характер (посылка касимовскому царю "царевой грамоты", наделявшей касимовского царя полномочиями командующего объединенной ратью из служилых людей из городов, примкнувших к восстанию).

Материалы о касимовском царе не менее ярко, чем данные об осаде Нижнего Новгорода, свидетельствуют о реальных связях отдельных районов восстания с его политическим центром в Коломенском и о власти, которой обладало Коломенское в отношении этих районов.

Но из материалов о касимовском царе, содержащихся в поволжских отписках, следует и еще более важный вывод: восстание Болотникова сохранило и свой политический центр, и власть над районами, охваченными крестьянской войной, и после отступления Болотникова из-под Москвы в Калугу в декабре 1606 г.

При этом если все, связанное с "царем Димитрием", носило и в Калуге, подобно тому как ото было в Коломенском, характер идеологический и символический, то роль Калуги как политического центра восстания оказывается вполне реальной, причем не только в местах, непосредственно примыкающих к Калуге, но и в таких районах, как Поволжье.

Таковы материалы о "царе Димитрии", извлекаемые из поволжских отписок.

Отразив в себе деятельность политического центра восстания - "правительства" "царя Димитрия", причем в самый важный период восстания, поволжские отписки свидетельствуют о том, что в октябре и ноябре 1606 г. не только противостояли ДРУГ другу под стенами Москвы два войска - крепостнического государства и восставших крестьян и холопов, но и существовал в Коломенском политический центр восстания, не менее грозно противостоящий самой Москве. Последнее обстоятельство имело определяющее воздействие на ход военных действий во время осады Москвы Болотниковым.

Современники определяют размеры войска Болотникова, осадившего Москву, в 60, 100 и даже 187 тыс. человек. Нет возможности проверить, насколько точны эти цифры, но они во всяком случае позволяют составить представление о масштабах войска Болотникова под Москвой.

Основную массу войска Болотникова составляли крестьяне и холопы.

Иван Тимофеев в своем "Временнике" даже прямо называет войско Болотникова войском холопов ("своевернии раби ратию пришедше"). В действительности войско Болотникова не было однородным по своему классовому составу: помимо холопов и крестьян, в нем имелись казаки, стрельцы, а также дворяне п другие разряды служилых людей.

Эта социальная неоднородность войска восставших сказывалась и на его организационном устройстве. Будучи под верховным начальством Болотникова, оно в то же время включало в свой состав ряд в какой-то степени обособленных, самостоятельных отрядов, из которых самыми крупными были три: под начальством Г. Сумбулова и П. Ляпунова, под начальством Истомы Пашкова и под начальством Ю. Беззубцева.

Наиболее отчетливо выступает социальное лицо отряда Сумбулова и Ляпунова, состоявшего из рязанских дворян-помещиков. Отряд Истомы Пашкова, в отличие от рязанских полков, не являлся единым в социальном отношении. Основу его составляло то войско, которое шло к Москве от Ельца, Тулы, Коломны. Но наряду с тем в составе отряда Истомы Пашкова имелась значительная группа дворян-помещиков, преимущественно тульских и примыкающих к Туле районов. Наконец, отряд Беззубцева, по-видимому, состоял из казаков.

Обособленность отрядов Сумбулова-Ляпунова, Истомы Пашкова (в его дворянско-помещичьей части) и других обусловливалась самой природой этих отрядов, бывших в классовом отношении чуждыми и даже прямо враждебными основному ядру войска Болотникова - холопам, крестьянам и городским низам. Примкнув к Болотникову в ходе восстания, в обстановке растущих успехов восставших, дворянские отряды временно усилили Болотникова, но вместе с тем явились источником противоречий и борьбы в лагере восставших, оказавшись в конечном счете фактором, не укрепляющим, а разлагающим и дезорганизующим ряды восставших.

Что касается казачьего отряда Беззубцева, то его обособленность в войске Болотникова обусловливалась, конечно, иными причинами, чем обособленность дворянских отрядов. Тем не менее в этом проявлялись известные отличия социальной природы казачества от таковой холопов и крестьян (хотя в составе казаков и имелось немало бывших "холопей боярских").

Несмотря на серьезные и глубокие противоречия внутри, войско Болотникова представляло собой огромную силу, непосредственно угрожавшую Москве.

Иван Тимофеев, определяя положение, в каком оказался Василий Шуйский в начальный период осады Москвы, иронически говорит о том, что "новоцарюющему во граде, яко пернатей в клетце, объяту сушу и затворене всеродно". Положение Шуйского действительно очень напоминало положение птицы в клетке.

Решение правительства Шуйского закрыться в Москве и сесть в осаду явилось результатом полного разгрома армии Шуйского Болотниковым. В такой обстановке правительству Шуйского не оставалось никакого иного выхода, кроме как запереться в стенах Москвы, чтобы выиграть этим время и попытаться собрать силы для продолжения борьбы.

Но и в самой Москве положение было исключительно острым. Один из современников-очевидцев, некий Иван Садовский, говоря об обстановке в Москве во время осады Москвы Болотниковым, отмечает следующие моменты: "На Москве был хлеб дорог", "Государь не люб бояром и всей земли, и меж бояр и земли рознь великая", "Казны нет и людей служилых".

Таким образом, Садовский отмечает три основных момента, характеризующих обстановку внутри Москвы: отсутствие служилых людей и казны, т.е. отсутствие военной силы и финансовых ресурсов для организации войска, тяжелое экономическое положение ("хлеб дорог") и напряженную социальную атмосферу, причем противоречия и борьба развертывались з двух плоскостях - недовольство бояр и "всей земли" царем Василием Шуйским и "рознь великая" между боярами и "землей".

То, что к моменту осады Москвы Болотниковым Шуйский остался без служилых людей, отнюдь не было неожиданным. Распад войска Шуйского нарастал параллельно успехам Болотникова, и процесс распада становился все более быстрым по мере приближения Болотникова к Москве. Отсутствие служилых людей у Шуйского означало невозможность активной борьбы против восставших. "Иное Сказание" свидетельствует, что запершиеся в Москве воеводы Шуйского "на брань противу их (т.е. восставших, - И. С) не исходиша, войскио силы ждаху". Это ожидание "войской силы" не было пассивным. Напротив, правительство Шуйского стремится любыми средствами сосредоточить в своих руках воинскую силу для активных действий против Болотникова.

Источники позволяют дать лишь самую общую характеристику тем военным силам Шуйского, которые противостояли войску Болотникова под Москвой. В соответствии с тактикой того времени войска Шуйского в Москве были разделены на две группы. Первая под начальством "осадного воеводы" князя Д.В. Туренипа имела целью защищать городские укрепления. Вторая группа войск, напротив, являлась подвижной и, находясь под начальством "вылазного воеводы" князя М.В. Скопина-Шуйского, имела своей задачей "вылазки" отрядов против осаждавших город войск.

К третьей группе военных мероприятий Шуйского относились военные действия за пределами Москвы. Эти действия продолжались и во время осады Москвы, причем местом их являлся район Можайска и Волока Ламского.

Стратегическое значение Можайска и Волока Ламского состояло в том, что они открывали дорогу от Москвы к западным областям Русского государства, и прежде всего к Смоленску, сильнейшей военной крепости, на чью помощь Шуйский мог рассчитывать в своей борьбе с Болотниковым, а также к Твери.

Посылка войск "под Можайск" и "под Волок" преследовала цель привести в покорность эти города, находившиеся в руках восставших, и вместе с тем открыть дороги, по которым "смольняне", верные Шуйскому, могли бы прийти к Москве. Это мероприятие сыграло важную роль в борьбе между Болотниковым и Шуйским в период осады Москвы. Воеводам Шуйского князю Мезецкому и Крюку-Колычеву удалось очистить район Можайска и Волока Ламского от восставших и восстановить здесь власть Шуйского. В Можайске же произошло соединение дворянских отрядов из Смоленска и его пригородов с ратью Крюка-Колычева. Однако эффект от этих событий сказался на ходе борьбы под Москвой лишь в самом конце осады Москвы, когда объединенная рать смольнян и Крюка-Колычева пришла к Москве.

Наряду с чисто военными факторами в ходе борьбы во время осады Москвы Болотниковым, не менее существенное значение имели обстановка внутри Москвы и положение внутри лагеря Болотникова.

Обстановка в Москве во время осады ее Болотниковым характеризуется крайним обострением борьбы классов. Проявления этой борьбы имели место уже в самые первые дни царствования Шуйского. Характерной особенностью этой борьбы было то, что она протекала под лозунгом "царя Димитрия". Стихийные вспышки борьбы народных низов Москвы характеризуют и все последующее время, вплоть до прихода войска Болотникова к Москве. Осада Москвы еще более обострила обстановку, и с этого момента борьба внутри Москвы развивается в прямой и непосредственной связи с общим ходом борьбы между Болотниковым и Шуйским.

И для Болотникова, и для Шуйского вопрос о позиции населения Москвы представлял исключительную важность. Этим объясняется то, что одновременно с военными действиями между войсками Болотникова и Шуйского велась непрерывная и ожесточенная борьба за население Москвы. Болотников активно стремился привлечь московские городские низы, прежде всего холопов, на свою сторону в борьбе против Шуйского. Шуйский со своей стороны всеми средствами и любой ценой старался удержать власть над населением Москвы, не допустить открытого взрыва борьбы городских низов и соединения их с Болотниковым.

Одним из главных и наиболее действенных средств борьбы, применявшихся Болотниковым, была рассылка прокламаций ("листов", как они названы в источнике) в Москву и по другим городам к городским низам с призывом к восстанию против бояр и за "царя Димитрия". Самый факт их рассылки засвидетельствован как в русских, так и в иностранных источниках.

Основное содержание "листов" Болотникова составляли призывы к "боярским холопам" и городским низам "побивати своих бояр... гостей и всех торговых людей" "и животы их грабити" (известные нам в такой редакции по грамотам патриарха Гермогена), призывы к московским холопам, "чтобы те взялись за оружие против своих господ и завладели их имениями и добром" (о чем сообщает английская записка). Это были призывы к расправе с феодалами и к ликвидации феодальной земельной собственности и крепостнической зависимости крестьян и холопов. Таким образом, центральным пунктом программы восстания Болотникова, главным лозунгом, под которым проходило восстание, являлось уничтожение крепостнических отношений, ликвидация феодального гнета.

Источники сообщают и о другого рода призывах Болотникова. В грамоте патриарха Гермогена указывается, что восставшие "велят целовати крест мертвому злодею и прелестнику Ростриге, а сказывают его проклятаго жива". По свидетельству английской записки, "мятежники написали в город письма, требуя по имени разных бояр и лучших горожан, чтобы их выдали как главных виновников в убийстве прежнего государя". Эти сообщения источников не менее важны для характеристики программы восстания Болотникова. Если призывы Болотникова к холопам подняться с оружием в руках против их господ характеризуют социальную сущность восстания, то призывы целовать крест "царю Димитрию" и требования расправы с боярами и "лучшими горожанами" - виновниками убийства "царя Димитрия" (точнее, попытки убийства, так как в представлении участников восстания Болотникова Димитрий спасся от смерти) - раскрывают политическую программу восстания Болотникова, характеризуют идеологическую оболочку восстания.

Борясь за привлечение народных масс па свою сторону, Болотников не ограничивался одной рассылкой прокламаций, он направлял в города своих агентов, задачей которых было поднимать народ па восстание. В источниках сохранилось несколько упоминаний об этих представителях Болотникова. Замечательны

глубокая убежденность этих людей и их стойкость. Исаак Масса называет и имя одного из таких агентов Болотникова - "атамана Аничкина", "который разъезжал повсюду с письмами от Димитрия и возбуждал народ к восстанию". Захваченный Василием Шуйским в плен, Аничкин до конца остался верен своему делу и, ужо будучи посажен па кол, стремился "возбудить в Москве новое волнение в народе". Об аналогичном случае сообщает и английская записка, рассказывая о том, как одного из "захваченных в плен мятежников" "посадили на кол, а он, умирая, постоянно твердил, что прежний государь Димитрий жив и находится в Путивле".

Наконец, В. Диаментовский рассказывает о том, как поляки, находившиеся в ссылке в Ростове, встретили там "донского казака, который был посажен в заключение за то, что провозил в Москву и подбрасывал письма от Димитрия". И этот казак в разговоре с поляками "утверждал определенно, что Димитрий жив и что он видел его своими глазами".

Наиболее сильное воздействие на москвичей оказывали не "листы" и не агенты Болотникова, а самый факт нахождения восставших под стенами Москвы. Именно это ставило перед каждым москвичом во всей конкретности вопрос, на чьей стороне он должен быть: па стороне Василия Шуйского или на стороне "царя Димитрия", иод лозунгом которого вело свою борьбу пришедшее к Москве войско Болотникова.

В записках Буссова имеется интереснейший рассказ о посылке москвичами делегации к Болотникову - смотреть "царя Димитрия". Было бы ошибочно рассматривать рассказ Буссова как точный отчет о действительно имевшей место беседе делегации москвичей с Болотниковым. Однако основа рассказа Буссова: посылка делегации москвичей к Болотникову и переговоры между Болотниковым и москвичами по вопросу о том, к какой из сторон должны примкнуть москвичи, - представляется достоверной. Очевидно, москвичи, находясь в непосредственной близости от Коломенского, посылкой такого рода делегации преследовали цель воочию убедиться в истинности заявлений в грамотах Болотникова, что царь Димитрий находится "ныне в Коломенском".

Во всех действиях Болотникова в отношении населения Москвы обнаруживается определенная, сознательная политика, рассчитанная на то, чтобы вызвать восстание внутри Москвы и, таким образом, поставить власть Василия Шуйского под двойной удар: извне и изнутри. Такая политика Болотникова вполне соответствовала той обстановке, которая была в Москве, и призывы Болотникова к восстанию находили благоприятную почву в московских городских низах.

Оценка положения в Москве, содержащаяся в показаниях очевидцев, бывших в столице во время осады ее Болотниковым, заставляет признать угрозу восстания в Москве весьма реальной. Так, в английском донесении прямо указывается, что особую опасность для Москвы во время ее осады Болотниковым создало то, что в самой Москве "простой народ" "был очень непостоянен и готов к мятежу при всяком слухе, надеясь вместе с мятежниками участвовать в разграблении города".

Совершенно так же расценивает положение дел в Москве и Паэрле, считающий, что лишь измена Истомы Пашкова спасла Василия Шуйского от назревавшего в Москве восстания.

Особенно интересно и существенно свидетельство Исаака Массы, у которого мы находим не только характеристику положения в Москве, но который прямо связывает планы самого Болотникова с борьбой внутри Москвы: "Болотников нимало не сомневался, что отправленные им войска займут Москву - “это могло случиться по причине великого смущения и непостоянства народа в Москве”.

Политический смысл такой трактовки восстания Болотникова заключался в том, чтобы использовать всю силу влияния церкви на массы для дискредитации движения Болотникова и для привлечения на сторону Шуйского как можно более широких слоев населения. Эта цель лучше всего могла быть достигнута именно изображением участников восстания "злыми еретиками". На борьбу против Болотникова был мобилизован весь арсенал духовного оружия, имевшегося в распоряжении церкви: проповеди, церковные церемонии, религиозные обряды и, наконец, церковно-политическая литература, публицистика.

Наибольшего размаха идеологическая деятельность церкви достигла к середине октября 1606 г., когда положение внутри осажденной Москвы было особенно острым. Именно в этот момент появляется написанная протопопом Благовещенского собора в Кремле Терентием "Повесть о видении некоему мужу духовному", изображавшая восстание Болотникова как проявление божьего гнева, как наказание, посланное богом за грехи общества, и объявлявшая единственным путем спасения всенародное покаяние, прекращение "межусобой брани" и объединение всего народа вокруг царя. "Повесть" протопопа Терентия была 16 октября "по царскому велению" зачтена в Успенском соборе "вслух, во весь народ" - "перед всеми государевыми князи, и бояры и дворяны, и гостьми, и торговыми людьми и всего Московского государства православных християн" - и использована правительством Шуйского для развертывания грандиозной агитационной кампании с церковными церемониями и молениями о том, чтобы "господь бог отвратил свой праведный гнев и послал бы милость свою на град свой святой и на люди своя во граде сем, не предал бы в руце врагом и злым разбойником и кровоядцем".

Наряду с использованием церкви правительство Шуйского применяло и другие формы и средства воздействия на массы; важное место среди них занимали политический обман и интриги. Терпя одну неудачу за другой, теряя территорию и войско Шуйский пытался скрыть от широких масс растущую слабость своих позиций, сознательно извращал факты и изображал ход борьбы против Болотникова в гораздо более благоприятном свете, чем это было на самом деле, то распуская ложные слухи о воинских силах, якобы идущих на помощь царю, то рассылая но городам грамоты с извещением о мнимых победах над Болотниковым.

Особое место в политике Шуйского занимала борьба за разложение сил восставших изнутри путем политической интриги.

Возможность такой интриги крылась в самом составе лагеря Болотникова. Наличие в войсках Болотникова столь разнородных в социальном отношении групп, как крепостные крестьяне и холопы, с одной стороны, дворянско-помещичьи отряды - с другой, делало неминуемым рост классовых противоречий и борьбы внутри войска. Эти противоречия становились все более острыми но мере того, как расширялось восстание Болотникова и определялась его социальная программа. Грамоты Болотникова с призывом к холопам восстать против господ были столь же неприемлемы для дворянских элементов внутри лагеря Болотникова, как и для дворян вообще.

Осуществление этого плана началось 26 ноября, когда отряды восставших перешли через Москву-реку и продвинулись к Рогожской слободе, а другой отряд под начальством Пашкова, посланный для захвата Ярославской и Вологодской дорог, занял Красное

Наступление, предпринятое Болотниковым, побудило Шуйского нанести ответный удар, бросив для этого в бой все имевшиеся в его распоряжении силы. Главное сражение развернулось 27 ноября на правом берегу Москвы-реки - в Замоскворечье. План Шуйского заключался в том, чтобы нанести удар по основным силам Болотникова, сосредоточенным в Коломенском. Вместе с тем этот удар ставил под угрозу и отряды Болотникова, находившиеся на левом берегу Москвы-реки - в районе Рогожской слободы и Красного Села.

Сражение 27 ноября закончилось победой Шуйского) Болотников потерял много убитыми и пленными и вынужден был отступить в свой укрепленный лагерь - "острог" в селе Коломенском.29 Одной из причин поражения Болотникова в сражении 26-27 ноября была измена Пашкова, в самый разгар сражения 27 ноября перешедшего на сторону Шуйского и повернувшего свой отряд против Болотникова. Правда, Пашкову не удалось увлечь в своем предательстве весь отряд, находившийся под его начальством, и на сторону Шуйского перешла лишь небольшая часть его отряда - "дворяне и дети боярские" (в том числе и "касимовские бояре"), но тем не менее самый факт измены Пашкова не мог не подействовать дезорганизующим образом на войско Болотникова. Другим фактором, благоприятствовавшим Шуйскому в сражении 26-27 ноября, было общее укрепление положения Шуйского, в частности приход в Москву отряда стрельцов с Двины. Итоги сражения 26-27 ноября еще более изменили соотношение сил в пользу Шуйского и создали исключительно благоприятную обстановку для нанесения решающего удара по Болотникову с целью ликвидации осады Москвы. Этот удар и последовал 2 декабря 1606 г.

Наиболее крупным событием за неделю, отделявшую 2 декабря от сражения 26-27 ноября, был приход к Москве на помощь Шуйскому смоленских и ржевских полков. Это новое усиление войск Шуйского ускорило развязку событий.

Войска Шуйского, участвовавшие в сражении 2 стояли из двух группировок: одну составили (640 человек), к которым был присоединен, вероятно, со своим полком Иван Шуйский, занявший как брат царя место первого воеводы этого сводного полка; другой полк во главе со Скопиным-Шуйским составили войска, бывшие в Москве во время осады. План воевод Василия Шуйского состоял в том, чтобы, объединившись ударить совместными силами по Коломенскому, куда 27 ноября отступил Болотников.

Другим местом, где укрылась часть разбитой 2 декабря армии Болотникова, явилось село Заборье. В отличие от Коломенского, где Болотникову удалось вырваться и тем самым спасти оставшуюся часть войска от гибели, засевшие в Заборье отряды, состоявшие из казаков, сдались воеводам Шуйского и "добили челом" царю.

Падение Заборья было последним этапом сражения, начавшегося 2 декабря. Сражение это было наиболее крупной и по масштабу, и по значению операцией в ходе военных действий под Москвой. Буссов определяет размеры войска Шуйского в сражении 2 декабря в 100 тыс. человек; русские источники, говоря о потерях Болотникова, называют 21 тыс. пленных и 500 или 1 тыс. убитых. Но польским данным, число одних убитых в войске Болотникова превышало 20 тыс.

Сражение 2 декабря коренным образом изменило общую стратегическую обстановку в стране. Поражение Болотникова означало снятие осады Москвы, передавало инициативу в руки воевод Шуйского и превращало Болотникова из осаждавшего в осажденного. Шуйский использовал свою победу прежде всего для расправы с побежденными. Массовые избиения начались еще на поле сражения. Та же участь постигла и пленных, которых сотнями "сажали в воду", т.е. топили в реке Яузе.

Все эти казни имели своей целью не только физическое истребление попавших в руки Шуйского участников восстания. В неменьшей степени они преследовали цель воздействовать устрашающим образом на неустойчивые элементы как в лагере Болотникова, так и среди социальных низов Москвы и других городов, заставить их отойти от борьбы и стать на путь покорности царю.

Но один террор сам по себе не мог разрешить задачу ликвидации восстания. Подавления восстания можно было добиться лишь путем уничтожения основного его ядра - армии Болотникова. Поражение Болотникова под Москвой создавало исключительно благоприятную обстановку для этого и, казалось, давало Шуйскому возможность покончить с Болотниковым одним ударом. Правительство Шуйского и попыталось добиться этого посылкой новой армии против Болотникова. Однако события развернулись совсем не так, как предполагал Шуйский.

Особенности общественного и социального строя.
Правосознанию древних китайцев было свойственно различение божественных небесных предписаний – ли и земных установлений – фа. Вся жизнь древних китайцев подчинялась ритуалу: от пробуждения - до отхода ко сну, от рождения – до смерти; детальнейшей регламентации подлежало все: фасон одежды, форма головного убора, тип обуви, экстерьер и ин...

Сталинградская битва
Пре­лю­ди­ей лю­бой вой­ны слу­жит ка­кая-ли­бо ди­пло­ма­ти­че­ская дея­тель­ность. По­это­му рас­смот­рим ха­рак­тер внеш­ней по­ли­ти­ки СССР и Гер­ма­нии в 30-х - на­ча­ле 40-х го­дов два­дца­то­го ве­ка. В 1933 го­ду Адольф Гит­лер стал но­вым рейхс­канц­ле­ром Гер­ма­нии. Ре­зуль­та­том это­го ста­ла рез­кая сме­на кур­са внеш­не...

Соборное уложение 1649 года
В 1648-1649 был созван Уложенный собор, в ходе которого было создано Соборное уложение. Издание Соборного уложения 1649 года относится ко времени господства феодально-крепостнического строя. В многочисленных исследованиях дореволюционных авторов (Шмелева, Латкина, Забелина и др.) приводятся главным образом формальные поводы для об...

До сих пор в учебниках истории написано, что Иван Болотников был бывшим бесправным холопом князя А.А. Телятевского-Хрипуна. Вскоре он возглавит самое мощное крестьянское восстание в период Смутного времени. Восстание Ивана Болотникова было направлено на Москву, против царя Василия Шуйского. Согласно советской трактовке крестьянских войн в истории России было три - восстание С. Разина, И. Болотникова и Е. Пугачева.

Участие в восстании Болотникова дворянских полков всегда трактовалось в истории как нечто случайное. Историография постоянно присваивала этому бунт статус крестьянского восстания. А участие дворян и других высших слоев якобы в нем было незначительное и вызвано временными тактическими соображениями. В восстании участвовал отряд Телятевского, кроме того он признал в Болотникове командующего. Это выглядит странно. Как же восстание происходило на самом деле, и кем был сам Иван Болотников?

Предпосылки восстания Болотникова

Хотя история и не знает сослагательного наклонения, но все-таки можно предположить следующее. Если бы исход восстания был иным, то есть победным, то у власти мог оказаться совсем другой человек и вместе с ним и другая династия. Однако исход был плачевным. Но мы до сих пор не очень много знаем о личности руководителя этого восстания.

Итак, на дворе 1606 г. Еще недавно скончался Борис Годунов, а 17 мая в Москве в результате заговора Василия Шуйского уже был убит Лжедмитрий I. Растерзанный труп самозванца бросили на лобном месте и на лицо нацепили маску скомороха. Маска должна была показать, что тот, который называл себя царем на самом деле никто, «кривляка». Из-за этой маски нельзя было опознать убитого. Отсюда и пошли разговоры, что убит вовсе не Лжедмитрий. Настоящий царь жив и вскоре вернется в Москву.

По одной из версии ближайший сподвижник Лжедмитрия после расправы над ним бежал. Он вступил в сговор с Мнишеками и стал изображать из себя нового самозванца - царевича Дмитрия. После убийства царя в спешке созвали Земский Собор, на нем царем избрали лидера заговорщиков Василия Шуйского. Собор голосовал не в полном составе и фактически не имел политической силы. Многие города и даже области не стали признавать в Шуйском царя.

Еще с конца XVI в. в России начинается процесс закрепощения крестьян, вводятся урочные лета и крестьянам запрещается переходить в Юрьев день. В этих условиях холоп Болотников, вернувшись из-за границы, быстро собирает недовольный народ. Уже в июне 1606 г. он идет на Москву.

Это интересно!

Советская историография говорит о восстании Болотникова как о народном движении против угнетателей. Угнетение и вправду было жестоким, но и трактовки оказались весьма упрощенными. Но тут встает вопрос о том был ли Болотников представителем народа. Есть несколько версий и его происхождении и самая распространенная представляет его нам как простолюдина. Основным источником о восстании являются московские хроники Конрада Буссова. Он был свидетелем событий Смутного времени.

Личность Ивана Болотникова

Хроники Буссова породили теория о происхождении Ивана как холопа. Сначала он был холопом, потом стал казаков, потом был галерным рабом у турок. После освобождения он проехал пол Европы чтобы приехать на Родину. Есть версия, что знаменитая песня Камаринская появилась как раз таки из этих событий. «камаринский мужик не хотел ты своему Барину служить…» - именно так звучали знаменитые припевки, повествующие о настроении мужиков Камаринской волости.

Камаринская волость находилась в южной части России, тогда она называлась Северской землей, потому что ранее относилась к территории Новгород-Северского княжества. Еще в правление Ивана Грозного сюда сбегали крестьяне. Именно здесь позже скопилось огромное количество крестьян, которые отрицательно относились к Шуйскому. При Борисе Годунове эти земли активно раздавали дворянам, там появились помещики.

Когда правил Лжедмитрий, то местные крестьяне были освобождены от всех повинностей, позднее они присоединились к войску самозванца. То же самое и произошло с Болотниковым. Крестьян не пришлось долго уговаривать влиться в его восстание.

Восстание и происхождение Ивана Болотникова

Согласно официально версии Болотников происходил из холопов, однако тут есть некоторые разночтения. Холоп - это несвободный зависимый человек, служащий какому-либо хозяину. Сам термин холоп не являлся унизительным. Ведь и любой служивый человек тоже был холопом, но только холопом государя. А вот к духовенству такое понятие не применялось.

Боевой холоп был важной частью русского войска. Каждый дворянин в зависимости от своего земельного владения должен был предоставить в армию несколько холопов. Болотниковы были небогатыми дворянами и жили недалеко от дворян Телятевских. В такой ситуации велика вероятность, что Иван Исаевич Болотников пошел служить к князю Телятевскому.

Если мы будем искать изображение войска Болотникова, то, скорее всего, обнаружим следующие изображения - несколько командиров с оружием, а в основном войско состояло из простых крестьян с косами и топорами. Не известно доподлинно так ли выглядело это войско на самом деле. Все источники описывают эту армию как типичное русское войско того времени.

  1. Костяком войска были стрельцы, те, что не признали власти Шуйского, то есть это были профессиональные воины с пищалями и саблями.
  2. Примыкали к войску и казаки, тоже профессионалы военного дела. Казаки того времени землю не обрабатывали, а жили только тем что нанимались на службу. Иногда не брезговали и грабежом.
  3. Осенью 1606 г. командование Болотникова признал отряд Тульских дворян.
  4. Конечно, в состав войска восстание входили и крестьяне.

Это интересно!

Таким образом, можно увидеть, что в состав армии Болотникова не входили только лишь крестьяне, там было и много представителей других сословий. И то, что они готовы были признать главенство Болотникова, говорит о том, что Иван вряд ли был холопом в значение зависимого человека. Не смог бы он завоевать такой авторитет среди остальных слоев населения.

Прибытие Ивана Болотникова в Россию

В октябре 1606 г. болотниковцы объединились с дворянскими отрядами и заняли с. Коломенское, оно располагалось вблизи Москвы. Казалось бы, что победа близка, однако в восстании произошел раскол, часть дворян перешли на сторону царя. Вблизи Москвы Болотникова встретило войска Скопина-Шуйского - это был талантливый полководец, четвероюродный брат Василия. Он одержал красивую победу над войском восставших, а ведь ему еще и не исполнилось 20-ти лет. Возможно, дворяне и покинули войско Болотникова, как раз таки опасаясь Скопина Шуйского.

Осень. 1606 г. вблизи села Котлы произошло сражение между Болотниковым и Скопин-Шуйским, царская армия наголову разбила восставших. Интересно, что до этого поражения Болотников одержал несколько побед над царскими войсками. Ивану Исаевичу удалось приблизиться к Москве, это наводит на мысль, что все-таки его армия была не крестьянской, а профессиональной.

Если Болотников не был крестьянином, то из какого сословия он происходил, и в чьих интересах действовал. Освободившись от турок, Болотников отправляется в Россию. Но перед этим он посетил единомышленника Лжедмитрия М. Молчанова, который жил в Польше в городке Самбор. Можно только гадать о том, как себя представил Молчанову Болотников, но совершенно ясно одно, что прибыл он в Польше не просто так.

Начало восстания и сбор войска Ивана Болотникова

От Молчанова Иван получил грамоту с царской печатью, о том, что он является командующим царского войска. Сам Болотников отправляется еще к одному важному человеку - Шаховскому. Тот в Путивле собрал дворян и стрельцов с целью поднять восстание против Василия Шуйского. Можно предположить о том, что Иван обладал талантом полководца, иначе, почему и Молчанов и Шаховской доверили ему командование.

О таланте полководца говорит сражение под Кромами в сентябре 1606 г. Узнав о приближении царского войска Трубецкого, Иван Болотников спрятал своих людей в разоренной деревне. Когда царское войско построилось для сражения, то по нему внезапно нанесли синхронные удары и с фронта и с тыла. Царские воины разбежались. А через год под Тулой Болотникову удалось сдержать натиск Скопина-Шуйского при помощи засек, они обстреливали войска из луков и пищалей.

Иван Болотников называл себя воеводой царя Дмитрия, он даже рассылал прелестные письма москвичам с призывом поддержать его. Только вот неясно кого они хотели возвести на трон. Ведь о каком-то самозванце в 1606 г. никаких известий не было. Многие мечтали свергнуть Василия Шуйского и получить какие-то права и должности. Нужно было торопиться начать восстание, потому что Шуйский мог укрепить свою власть в стране.

Это интересно!

Можно предположить, что начало восстания случилось стихийно. Появилась возможность, появились какие-то деньги, надо быстро организовывать пока Шуйский не стал популярным в обществе. Василий издавал указы, стремился понравиться духовенству. А сам момент восстания, как оно будет протекать далее, не совсем был продуман. Действовать нужно было прямо здесь и сейчас.

Конец восстания и казнь Ивана Болотникова

У Болотникова не раз возникали проблемы с воинами. Они требовали показать царя, за которого они кровь проливали или же показать письмо от него. У Ивана Исаевича было только фальшивая грамота. Но восставших грамота не убедила. Однако Болотников продолжал утверждать, что царь есть, и он сам его видел.

Вскоре появилось войско Лжедмитрия II, но Болотников с ним не контактировал. То есть в одно время было два войска, которые сражались за царя Дмитрия, но не были связаны между собой. Только осенью 1607 г. Лжедмитрий II отправился к Туле на помощь Болотникову, но восстание уже было подавлено. За кого воевал Болотников и его войско не понятно до сих пор.

Восстание воеводы Болотникова было популярно не только вреди крестьян, но и среди других слоев населения. К его войску присоединялись разные отряды дворян. Осенью 1607 г. остатки армии Болотникова были осаждены в Туле. Осадой руководил сам царь Василий Шуйский. Но восстание не удалось подавить сразу, кроме этого бунтовщикам помогали и многие тульские горожане.

Когда положение войска Болотникова становится невыносимым, он принимает решение сдаться лично царю. Он явился в палатку к Шуйскому в доспехах и с оружием. Затем его отправили в Москву, а потом в Каргополь. Вскоре он был казнен.

Похожие публикации