В помощь школьнику и студенту

Синицы обладают уникальными способностями к социальному обучению и передаче опыта потомкам. Ученые восстановили историю атмосферного загрязнения по оперению птиц Ученые протяжении многих лет исследуют

Домашнее задание № 5

Задание 1. Подберите на каждый пример по 3 – 4 термина, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы. Дополните список известными вам интернациональными элементами. При затруднении воспользуйтесь словарем иностранных слов.

авто- (греч. autos – сама втоматика, автоматизм,автономия

анти- (греч. anti – противоположный)антитеза, античность, антимилитаризм

био- (греч. bios – жизнь)биология, биосфера, биоценоз

гипер- (греч. hyper – над, сверх) гипербола, гипертония, гиперинфляция

гипо- (греч. hypo – внизу, снизу, под)гипотеза, гипоталамус, гипоксия

интер- (лат. inter – между)интернационал, интервенция, интерпретация

интра- (лат. intra – внутри) интра- интра- интра-

мета- (греч. meta – после, за, между) метаморфозы, метафора, метафизика

микро- (греч. mikros – малый)микрон, микробиология, микроэкономика

моно- (греч . monos – один)монолог, монография, монополия

морфо- (греч. morphe – форма)морфология, морфолог, морфонометрия

мульти- (лат. multum – много)мультимиллионер, мультипликатор, мультимедия

нео- (греч. neos – новый)неологизм, неонацизм, неотомизм

поли- (греч. poli – много)полилог, политология, полиграфия

пост- (лат. post – после)пост модернизм, постфактум, постмодернизм

прото- (греч. protos – первый)протагонист, прототип, протокол

псевдо- (греч. pseudos – ложь) псевдонаучный, псевдоним, псевдонаука

суб- (лат. sub – под)субъективный, субъект,субтитры

супер- (лат. super – сверху, над)суперобложка, супергерой, супермаркет

экстра- (лат. extra – вне, сверх)экстрасенс, экстравагантный, экстраверт

кино-

библио-

агро-

стерео-

Задание 2. Проследите за логикой построения научного текста. Попробуйте составить логическую схему текста (тезис, аргументация, иллюстрация, вывод и др.).

Факторы, вызывающие изменение климата.

Тезис

Антропогенное воздействие на климат может быть преднамеренным, то есть сознательно совершаемым, и непреднамеренным, то есть непроизвольным, связанным с человеческой деятельностью, преследующей совсем иные цели.

Аргументы

    Природные факторы воздействия на климат можно разбить на несколько групп: астрономические, геофизические, метеорологические.

    Группа астрономических факторов включает светимость (радиацию) Солнца, положение и движение Земли в Солнечной системе, наклон ее оси вращения к плоскости орбиты и скорость вращения.

Иллюстрации: Это все внешние климатообразующие факторы, связанные с влиянием на движение Земли других тел Солнечной системы и определяющие инсоляцию (облучение солнечной радиацией) и гравитационные воздействия (создающие приливы-отливы и колебания в движении Земли по ее орбите и вокруг собственной оси). Вполне возможно, что глобальные колебания климата в далеком прошлом нашей планеты были связаны с изменением параметров земной орбиты и наклона земной оси. Этой точки зрения придерживается группа ученых – последователей югославского астрофизика Миланковича.

    Группа геофизических факторов связана со свойствами Земли как планеты: ее размерами и массой, внутренними источниками тепла, собственными магнитными и гравитационными полями, особенностями земной поверхности и ее взаимодействия с атмосферой.

Иллюстрации: Влияние факторов этой группы на значительном отрезке времени, в течение которого поверхность нашей планеты сохраняет ее современный вид, можно считать стабильным. Однако в более отдаленном прошлом оно могло существенно изменять земной климат. Достаточно указать на подвижность материков, изменения в распределении участков суши и морей, конфигурации и высоте горных хребтов и т. п.

    Наконец, группа метеорологических факторов охватывает основные характеристики атмосферы и гидросферы, их массу и химический состав.

    Вывод. Содержание в атмосфере термодинамически активных примесей, таких, как вода и углекислый газ, а также аэрозолей имеет решающее значение для формирования земного климата, и колебания их количества, возможно, являются причиной колебаний климата нашей планеты как в прошлом, так и в будущем.

(«Познание продолжается»)

Задание 3. В отрывках из текстов, принадлежащих к разным функциональнм стилям, употребите простые или сложные формы степеней сравнения, выбирая синонимичные формы из данных в скобках. Обоснуйте выбор той или иной формы, особо отметьте случаи стилистически оправданного использования обоих вариантов и, напротив, такие, в которых возможно употребление лишь одной из форм.

1) Невозможность в устной речи предварительного обдумывания позволяет использовать в ней (более непринужденные формы, чем в письменной (Уч. пособие ). 2) Если утверждается, что А (более сильный, сильнее ) Б и (более сильный, сильнее ) В, то устанавливается сравнение между ними, но в то же время А является (самый сильный, сильнейший, предельно сильный ) относительно этих трех носителей признака (Монография ). 3) Различия между мерой и степенью проявляются (более контрастно, контрастнее ), если рассматривать признак в динамике и в статике (Монография ). 4) Встает нежный ландшафт Украины: от Полесья до самого Черного моря, от Карпат почти до самого Дона… (Самый благодатный, благодатнейший ) край! (Из газ. ). 5) Обычно поздно вечером, управившись с делами, Анюта присаживалась к нему на койку и тоже смотрела на огонь; кто-нибудь в это время рассказывал в темном углу трудный фронтовой случай или что-нибудь (более веселое, веселее, повеселее ) из довоенного прошлого (Повесть. ). 6) С того вечера она стала еще (более веселый, веселее, повеселее ), с беззаботной ловкостью прыгала между носилками, шутила с бойцами (Повесть ). 7) Он привязался к Анюте, как к (самый молодой, младший Повесть ). 8) Твардовский был (самый образованный, образованнейший ) человеком, читателем, жадным к книге, но не безразборчивым (Крит. статья ). 9) Смягчение согласных перед мягкими согласными в старом московском произношении было значительно (более последовательный и полный, последовательнее и полнее Монография ).

Ответ:

Невозможность в устной речи предварительного обдумывания позволяет использовать в ней более непринужденные формы, чем в письменной (Уч. пособие ). 2) Если утверждается, что А сильнее Б и сильнее В, то устанавливается сравнение между ними, но в то же время А является самым сильным относительно этих трех носителей признака (Монография ). 3) Различия между мерой и степенью проявляются более контрастно , если рассматривать признак в динамике и в статике (Монография ). 4) Встает нежный ландшафт Украины: от Полесья до самого Черного моря, от Карпат почти до самого Дона… , благодатнейший ) край! (Из газ. ). 5) Обычно поздно вечером, управившись с делами, Анюта присаживалась к нему на койку и тоже смотрела на огонь; кто-нибудь в это время рассказывал в темном углу трудный фронтовой случай или что-нибудь повеселее ) из довоенного прошлого (Повесть. ). 6) С того вечера она стала еще веселее, с беззаботной ловкостью прыгала между носилками, шутила с бойцами (Повесть ). 7) Он привязался к Анюте, как к младшей ) сестре, а может, даже и больше (Повесть ). 8) Твардовский был образованнейшим человеком, читателем, жадным к книге, но не безразборчивым (Крит. статья ). 9) Смягчение согласных перед мягкими согласными в старом московском произношении было значительно последовательнее и полнее ), чем в современном русском языке (Монография ).

Задание 4. Исправьте ошибки в употреблении числительных и счетных существительных.

1) Трое юношей и три девушки исполняли красивый танец. 2) Районная библиотека располагает двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью тремя книгами. 3) Папанинцы пробыли на льдине в течение 274 суток. 4) Город находится в полутораста километрах от областного центра. 5) В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать три студента. 6) Успеваемость на факультете составляет 96,5 процента. 7) Машины стояли у обоих ворот (поставьте это сочетание в именительном падеже)- обои ворота . 8) До начала сессии осталось полтора учебных месяца. 9) Каждому дали пять тетрадей. 10) Скоро сюда на каждое представление будут собираться более трех с лишним тысяч зрителей. 11) Спортивный клуб уже двенадцать лет держится в первых рядах высшей лиги.

Задание 5. Отредактируйте предложения.=

1) Она вежливая и воспитанная. 2) Разработка этого месторождения является наиболее важной задачей. 3) Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочным и легким. 4) Проверками установлено, что склад спецодежды нуждается в переводе в лучшие условия и гораздо большее помещение. 5) Все это требует от участников совещания более серьезного подхода к делу. 6) Цифры – самое убедительное доказательство снижения инфляции. 7) В голосовании приняли участие жители самых отдаленных мест. 8) Там и сям виднелись сверкающие снегом горы. Однако самой замечательной из всех была гора Хельмера Хансена.

Задание 6. Спишите, вставив пропущенные буквы.=

1) Бесчисленные беззащитные безземельные крестьяне написали воззвание и восстали против беззакония, бесчеловечных условий и бессчетного нарушения прав. 2) Бесспорно, с бессонницей бороться бессмысленно. 3) Подытоживая конференцию, небезынтересно отметить, что сверхинтенсивные исследования позволили сымитировать редкое явление исчезновения элементов и показали сверхинтересные результаты, которые превзошли все предварительные ожидания. 4) Разлив реки мы наблюдали с рассвета. 5) Розыскной отдел приступил к розыску преступника, который преступил закон, за что он достоен презрения. 6) Престарелый президент компании по производству радиоприемников, будучи в преклонном возрасте, подыскал нового преемника, оставив себе все привилегии. 7) Клоун, безвкусно одетый в сверхизысканный наряд, выглядел чересчур смешно. 8) В расписке, написанной на расписании, стояла подпись. 9) Родственники призрели бесприданницу, у которой не было приданого.

Задание 7. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Выделите предложения с вводными конструкциями.=

1) День был пасмурный, а, впрочем , довольно приятный. 2) Ты сердишься, а, следовательно, ты неправ. 3) Уже поздно, но, пожалуй, я задержусь еще немного. 4) Мимо пробежал кто-то, по счастью меня не заметивший. - Мимо пробежал кто-то, меня, по счастью, не заметивший. - Мимо пробежал кто-то, не заметивший меня, по счастью. 5) Вы мне как будто этого не говорили. 6) Солнце словно замедлило свое движение по небу. 7) Книга якобы интересная. 8) Сеанс продолжается приблизительно полтора часа. 9) Мы даже не заметили быстрого наступления вечера. 10) Нужно поговорить именно с ним. 11) Для беседы подошли бы как раз вы. 12) Сядет, бывало , и начнет рассказывать.

Задание 8. Корректурная правка. Проверьте пунктуацию в данном тексте, сняв лишние знаки препинания и добавив недостающие.=

Лес – хранитель чистого целебного воздуха, и это почему-то помнится всем именно в первую очередь. Но заслуги леса перед человечеством на том далеко не кончаются. Лесные массивы - естественный заслон для полей с посевами, и они ведь дают стране древесину для народного хозяйства. Однако и это, наверное, еще не самое главное.

Леса, а вместе с ними, разумеется, и озера, и моря, и реки - это лучшее украшение земли, ее как бы великолепный праздничный наряд. Лес, пожалуй, прекрасен всегда: в зимние дни, и весной, и в жаркое лето, и вряд ли кого-нибудь хоть когда-нибудь сможет оставить равнодушным, но, думается, он хорош в особенности осенью. Вот летит на землю золотая листва и чистое небо сверкает в вышине, а из-под мхов, к радости неутомимых грибников, лезут грибы в коричневых и красных своих армячках.

Итак, лес, подытожим все сказанное, - наше богатство, наше спасение от засух и суховеев, наш целитель и, наконец, лучший наряд земли нашей. Поэтому его нужно не бездумно истреблять, а как раз охранять, видеть в нем решительно величайшую ценность, и не уничтожать без крайней нужды ни одного деревца, и даже ни одного кустика. К сожалению, не то мы видим вокруг, и лесное хозяйство, об этом постоянно пишут специалисты, уже очень сильно подорвано.

Задание 9. Развитие речи. Из данных предложений сконструируйте одно.

1) С древнейших времен колокола на Руси сопровождали весь жизненный путь человека.

2) Колокольный звон объединял людей на праздниках и перед лицом неприятеля.

3) Колокола звали на совет, указывали в непогоду дорогу заблудившимся путникам.

4) Неприятель, покорив город, первым делом увозил из него вечевой колокол.

С древнейших времен колокола на Руси сопровождали весь жизненный путь человека: колокольный звон объединял людей на праздниках и пред лицом неприятеля, потому что враг, покорив город, первым делом увозил из него вечевой колокол, а ещё колокола звали на совет, указывали в непогоду дорогу заблудившимся.

Ее глава Александр Сергеев назвал результаты исследований орнитологов. Они нашли еще один механизм, который позволяет птицам с поразительной точностью совершать перелеты на расстояния в тысячи километров. О сути этого исследования рассказывает директор биологической станции "Рыбачий", член-корреспондент РАН Никита Чернецов.

Многие уверены, что с миграцией птиц наука давно разобралась, что они ориентируются по магнитному полю. Однако недавно авторитетный научный журнал Science признал, что миграция птиц по-прежнему остается для науки загадкой. А ведь ее изучают более 100 лет. Насколько продвинулись ученые в понимании этого феномена?

Никита Чернецов: Чтобы птица могла за тысячи километров вернуться к месту гнездования, ей нужны карта и компас. Это понял в середине 50-х годов прошлого века немецкий ученый Гюнтер Крамер. Вначале должна понять, где находится по отношению к цели, и тут ей нужна карта, а затем уже с помощью компаса выбрать и поддерживать направление движения. Сегодня наука считает, что и компас, и карта могут "работать" на разных физических принципах.

То есть магнитным полем Земли дело не ограничивается?

Никита Чернецов: Сейчас общепризнано, что птицы ориентируются с помощью трех компасных систем: по Солнцу, по звездам и по магнитному полю Земли. Солнечный компас зависит от чувства времени птиц, по сути, от их внутренних часов. А навигации по звездам они обучаются с самого раннего возраста. Вообще умение пользоваться звездным компасом своей сложностью поражает многих специалистов. Оно требует от птиц хорошо развитых когнитивных способностей, гораздо более продвинутых, чем при работе с магнитным компасом. К примеру, птицы должны замечать медленное вращение неба, выделять центр вращения.

А вот магнитный компас, о котором наслышаны многие, на самом деле долгое время не признавался рядом ученых. Ведь он предполагает, что у птиц должна быть особая система, которой нет у человека, так называемая сенсорная модальность. А потому к подобным исследованиям относились так же скептически, как, например, к изучению телепатии у людей. Ситуация изменилась, когда в 70-х годах на научных фактах было доказано существование у птиц магнитного компаса. Считается, что, в отличие от солнечного и звездного, он у птиц является врожденным. Этот компас не действует в полной темноте, работает в синем и зеленом свете и "отключается" в желтом и красном.

А каков механизм? Как птицы воспринимают магнитное поле?

Никита Чернецов: Это сложная система, на пальцах не объяснишь. Важно лишь отметить, что в сетчатке их глаза есть рецепторы, через которые запускаются химические реакции. Они преобразуют поле в зрительные образы. Можно сказать, что птицы фактически "видят" магнитное поле. Но вот что интересно. Помимо глаза для получения информации о магнитном поле у птиц существует еще один канал - это тройничный нерв. Его чувствительные окончания находятся в надклювье, откуда информация по нерву поступает в мозг.

Почему природа столь расточительна? Зачем она подарила птице сразу три компаса? Кстати, какой из них точней?

Никита Чернецов: Над этим вопросом давно бьются ученые. Кстати, над птицами очень сложно ставить эксперименты, которые дали бы однозначные ответы. Сейчас считается, что иерархия различных компасов зависит не только от видов птиц, но они разные даже у популяций одного вида. Некоторые птицы, скажем, "дальнобойщики", регулярно сверяют свой магнитный компас с астрономическим. Для тех, кто мигрирует на короткие расстояния, достаточно одного магнитного компаса. Но если с компасами у науки есть определенная ясность, хотя вопросов еще множество, то ситуация с навигационными картами птиц куда хуже.

То есть остается неясным, как птицы определяют свое местоположение по отношению к цели перелета?

Никита Чернецов: Здесь много гипотез, среди них две наиболее реалистичные. Согласно первой, птицы пользуются картой градиентов магнитного поля, в частности, его напряженности и наклонения. Они меняются от полюса к экватору, а потому могут быть координаторами широты, направления "север-юг". И в экспериментах показано, что пернатые каким-то образом умеют это измерять. Но вот как им определить на карте географическую долготу, координаты "восток-запад"? Даже люди научились определять долготу только в XVIII веке.

А чтобы птицам решить эту проблему, им надо измерять еще и третий параметр, магнитное склонение - угол между географическим и магнитным полюсами. Такая гипотеза высказана давно, но не было ее реальных подтверждений. И нам впервые в мире удалось в экспериментах с тростниковыми камышовками показать, что они обладают такой способностью, могут измерять склонение в направлении "восток - запад". Значит, могут пользоваться магнитной картой. Именно эту работу имел в виду президент РАН Александр Сергеев, говоря о последних достижениях академии. Теперь нам надо показать, что подобный механизм работает и у других птиц.

А удалось понять механизм, физику явления?

Никита Чернецов: Мы показали, что информация о долготе может поступать в мозг по тройничному нерву, о котором я уже говорил. Возможно, в надклювье есть маленькие частицы магнетита, по сути, это похоже на наш обычный компас. Сейчас данную версию изучаем вместе с учеными питерского

Есть версия, что птицы могут ориентироваться в пространстве по запаху.. .

Никита Чернецов: Да,Ведь концентрация определенных веществ в атмосфере может меняться, а значит и здесь вероятно есть градиент. В ряде экспериментов птицы с "отключенной" системой обоняния теряли ориентацию. Но у этой версии немало критиков, она требует очень серьезной аргументации.

  • Российские ученые изучают новый препарат для лечения шизофрении

    ​Российские фармакологи обнаружили препарат, который сможет быть использован в разработке новых подходов к лечению психических расстройств у людей - шизофрении и обсессивно-компульсивного расстройства, для которого характерны навязчивые состояния.

  • Пол-иголки в стоге сена: новый экспресс-метод найдет ультрамалые концентрации низкомолекулярных веществ

    ​​Российские исследователи из Института общей физики им. А. М. Прохорова РАН и Московского физико-технического института разработали первый в мире ультрачувствительный метод быстрой детекции низкомолекулярных соединений.

  • Ученые расшифровали структуру молекулы, подходящей для лечения рака мозга

    ​Российские ученые, используя уникальную экспериментальную базу Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", определили пространственную структуру аптамера (небольшого фрагмента молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты, ДНК), способного распознавать опухолевые клетки мозга и доставлять непосредственно к ним медицинские препараты, сообщила РИА Новости пресс-служба Курчатовского института.

  • Четыре проекта СО РАН войдут в программу реиндустриализации экономики Новосибирской области

    ​Как сообщил газете «Континет Сибирь» заместитель губернатора Новосибирской области Анатолий Соболев, в настоящее время в правительстве рассматриваются четыре новых потенциальных «флагманских» проекта.

  • Учёные обнаружили у нескольких морских существ вещества, способные уничтожать раковые клетки

    ​Ученые из Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) вместе со своими коллегами из Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН), а также из ведущих онкологических клиник Германии и Швейцарии обнаружили в составе ряда морских организмов (гидробионтов) уникальные вещества, способные уничтожать опухолевые клетки.

  • Ученые исследуют распространение тепла в сверхчистых кристаллах

    Ученые из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) разработали математическую модель процессов, происходящих при распространении тепла в сверхчистых кристаллах. Это откроет перспективы создания новых материалов для использования в охлаждающих контурах различного оборудования.

  • ОТВЕТЫ

    Проверьте свою грамотность
    1.

    Ученые на протяжении многих лет исследуют птиц, перья которых ослепительно сверкают на солнце, а длинный хвост развевается на ветру. Ухудшающаяся погода не позволила провести сев в лучшие сроки. В ок­рестностях отвесных скал, над самой бездной, парил орел. Блеснул луч сол­нца, и явственно было слышно, как шелестнул на дереве лист, как хлес­тнула хвостом и плеснула в воде длинная щука. Стол был уставлен яствами.

    Для приготовления жженого кофе нужно разжечь плиту. Брусчатая дорога шла вдоль дощатого забора по песчаному пляжу. Тщетно жужжит жужелица, заползая под можжевеловую ветку.

    Вдоль аллеи тянулась галерея с мраморной лестницей и перилами из металла алюминия. Кавалерия всегда была мобильней артиллерии. Крис­тально чистую воду получают, пропуская ее через кристаллическую решет­ку миллиардов и миллионов молекул.

    Всадник вскочил на коня и поскакал по дороге. Лошадь сделала длин­ный скачок. Мы собираем урожай и соберем много фруктов. Загорать на солнце долго нельзя. При красивом загаре кожа не обгорает. Загоралась заря, догорали звезды.

    Беззащитные безземельные крестьяне написали воззвание и восстали против беззакония, бесчеловечных условий и бессчетного нарушения прав. Бесспорно, с бессонницей бороться бессмысленно.

    Подытоживая конференцию, небезынтересно отметить, что сверхинтен­сивные исследования позволили получить сверхинтересные результаты, ко­торые превзошли все ожидания.

    Престарелый президент компании по производству радиоприемников, бу­дучи в преклонном возрасте, подыскал себе нового преемника, оставив за собой все привилегии. Кругом подымались горы. Безыскусные картины - произведения примитивного искусства. Группа туристов, прибывшая в город, пребывала в гостинице два дня.

    Лекции читают в лектории. В здании висела картина, нарисованная художником по фамилии Птицын. На ней нарисована цыганка на станции. Цирк любят дети и старшеклассницы. Циркуль чертит хорошо. К электро­станции подвели дорогу.

    С тяжелой ношей сверчок похож на сучок. Старичок шел по шоссе с багажом за плечом в холщовом мешочке. Послышался шорох и шепот. Далеко течет речонка. Жесткой щеткой чешут коню челку и надевают шоры. Черной саранчой покрылось поле. Снежок покрыл лужок и овражек.

    К помещичьей усадьбе подъехали дьячок и подьячий. Ты увидишь, как силач могуч. Нужно зажечь печь и испечь кулич. Ты можешь решить сто задач? Из туч вырвался луч и осветил пять дач. Мороз трескуч, ельник пахуч. Прикоснешься - обожжешься.

    Вечерние газеты вышли со статьей о великом гении. Ветки деревьев серебрятся в утреннем инее. К ночи кошачий глаз видел зорче заячьи сле­ды на снегу. Пастух играл на рожке и свирели. В сиянье солнца над бу­шующим синим морем летали чайки.

    Восстановление подлинного шедевра живописи продвигалось медленно. Вдумчивая ученица - красавица и умница - учит языки: французский, голландский и белорусский. Дремлющие ивы склонились над прудом с таю­щим снегом. Шел давно обещанный дождь. В услышанном нами объявле­нии сообщалось о рейсе, задержанном по независящим от администрации причинам.

    В туманной дали песчаного берега тускло светились багряные огни старинной гостиницы. В гостиной на крашеном полу, украшенном затейли­вым орнаментом, стоял искусно сделанный стол с искусственными цвета­ми в стеклянной вазе. Точеные ножки стола с заточенными концами были позолочены. Жженые спички лежали на подставке серебряного подсвечни­ка. Беленые потолки, побеленные совсем недавно, сияли белизной. Кожа­ные кресла тисненой кожи стояли рядом со сломанными стульями.

    Луна сияла по-весеннему тускло. В течение двух лет он научился хо­рошо говорить по-английски, по-французски, по-немецки и по-русски. У нее не было ни друзей, ни подруг. Она ни к кому не ходила в гости, не люби­ла ни читать, ни писать.

    Пол-января кожевенно-обувная фабрика превышала среднесуточную нор­му. Сорокалетний мужчина, опытный сталевар чугунолитейного завода, в светло-сером костюме пошел в восьмилетнюю школу на собрание к сыну. Низкорослый вечнозеленый кустарник с бледно-розовыми цветами рос в северо-западном районе города. В полдесятого утра в штаб-квартиру видно­го военачальника по междугороднему телефону сообщили о международном конфликте на почве междоусобицы. Жизнеописание древнегреческого фило­софа было напечатано в южнорусском издательстве. На тарелке лежали пол-апельсина и пол-лимона.

    Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником.

    В это время из-за высоты, находившейся в полуверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре вся степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками.

    Старый комендант перекрестил ее трижды, потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом! «Ну, Маша, будь счастлива».
    Занятие 1

    1. Здесь и далее в качестве примеров без указания авторов предлагаются предло­жения из произведений русских писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, С. Т. Аксакова, А. И. Гончарова, Н. Г. Гарина-Михайловского, А. П. Чехова, В. К. Арсеньева.

    На полдороге встретилась ему Анна Семеновна . Меня никто не узнал.

    На темной поверхности воды появились круги.

    В морозном воздухе раздавались смех и веселый говор.

    Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее.

    Пробираться сквозь заросли горелого леса всегда трудно.

    Оба отошли к окну и стали говорить о чем-то шепотом.

    Около нее хлопотали два врача .

    Вдруг с шумом поднялись сразу три птицы.

    В каждой морщинке Егорушкиного лица сидела тысяча тайн .

    Большая часть дня уже прошла.

    По одному краю площадки тянется ряд возов .

    Несколько ярких звезд мерцало над рекой.

    В окрестностях бродило много кабанов .

    Все остальные люди остались внизу устраивать бивак.

    Мы все четверо не пишем.

    В тот же день вечером один из мудрецов явился к царю.

    Обедающие его не замечают.

    1) Ничто не шевелилось. 2) Остальные шесть ложек исчезли. 3) Обеда- ющие шумно поднялись. 4) По небу пролетело несколько блестящих метео-


    Некоторые из них явились к нам в бивак.

    ров . 5) Мало-помалу начали просыпаться пернатые обитатели леса (птицы). 6) У ног Оленьки лежали две штуки полотна и несколько свертков . 7) Все играющие на контрабасах и тромбонах обыкновенно ненаходчивы. 8) Лет пят­надцать тому назад здесь было до четырех тысяч оленей . 9) Немного погодя Лаптев и его зять сидели наверху в столовой. 10) Последние не пожелали возвращаться во Владивосток.

    Ослепительный - он слеп
    остолбенеть - столб подешевле - товар дёшев

    Неувядаемый - вянет флаг развевается - веет

    Прозябать - зябнет ребенок развивается - развитие

    Обогащение - богатство нагромождать - громоздкий

    Раздражаться - дразнит одеревенеть - дерево - деревья

    Сопоставлять - ставить разочарованный - чары

    Звериные следы огромной величины вели из долины в зеленые леса. Птицы и их птенцы шевелились в гнезде и разевали клювики. Пластилин был приобщен к вещественным доказательствам. Лебеди являются вопло­щением грации. Священник читал проповедь, посвященную пользе просве­щения.

    Гнусный - грустный косный ум - костный бульон

    Худший - лучший чувствовать - участвовать

    Узкий - громоздкий чествовать - безмолвствовать

    Завистливый - трусливый хвастливый - выносливый

    На скользкой дорожке легко поскользнуться. Учитель-словесник чи­тал газету «Вестник гласности». На высших курсах изучались низшие орга­низмы. Нисходящий поток увлек модель гигантского аэроплана. В окрест­ных захолустных селах, недалеко от отвесных скал, туристское агентство устроило празднество. Прелестный вид на чудесный пейзаж открывался из частного дома. Дебют получил лестный отзыв.
    Занятие 2

    Вы бы взяли билет!

    Да уходите же вы наконец!

    Вы покажите нам что-нибудь подешевле.

    Он непременно будет искать нас на берегу.

    Карандаш так и ходил по бумаге.

    Я не делаю визитов (=Не навещаю).

    1) Сердце так и стучит . 2) Жизнь знай себе проходит . 3) Тогда я_ не упускал ее из виду (следил за ней). 4) Лишь бы он учился да дома не баловался . 5) Он нашел было портфель, да опять потерял . 6) Ты бы пошел в сени да на засов двери запер ! 7) Он сделал шаг (шагнул) назад и оста-


    дал бы изжогой от этих осетров. 9) Я к вам теперь часто буду ездить .


    1. Из всей роскоши ей прежде всего бросилось в глаза большое зеркало .

    2. Множество зеленых и серых ящериц бросилось к щелям и в траву.

    3. Я взял себя в руки (успокоился) и остался на месте. 13) Генерал сел за стол и взял перо в руки.
    новился как вкопанный (замер). 8) На вашем месте я теперь икал и стра-

    Надя начала глядеть в окно.

    Он перестал мне высылать деньги.

    Я не хотел идти к Оле.

    Вы обязаны поступить на сцену!

    Вы не имеете права говорить это!

    1) Я рад бы лечиться . 2) Я ужасно есть хочу . 3) Я старался не гля­деть вниз. 4) Мы его терпеть не могли . 5) Мы принялись варить чай.


    1. Начал я ходить по коридору. 7) В противном же случае я должен буду принять крайние меры (= должен буду уволить, отстранит ь и т. д). 8) Но доктор должен был прервать свою речь. 9) Он мог бы написать полный курс садоводства. 10) Кунья шапка продолжала еще висеть на гвозде. 11) Он терпеть не мог барской спеси и важничанья. 12) И он опять при­нялся кричать протяжно и громко. 13) Ольга продолжала глядеть на меня с удивлением. 14) Ловкости моей не могли завидовать даже медведи . 15) По этому пункту я готов спорить с вами без конца. 16) Петров не хо­чет больше отпускать в кредит { =не хочет больше одалживать ) бумагу. 17) Я была бы не в силах огорчить (=не могла бы огорчить ) ее своим не­повиновением. 18) Дебютантка готова была провалиться сквозь землю от стыда и ожидания.

    Занятие 3

    1) Все это понятно . 2) Я раб . 3) Воздух великолепен . 4) Оба вы люди со средствами (=богаты). 5) Вы очень любезны . 6) Егорушка жив и здоров .


    1. Доктор очень хороший . 8) Вы просто избалованы успехом. 9) Она неиз­меримо выше вас. 10) Первый был брат Федор Федорыч. 11) Чемодан этот мой. 12) Я один из постояннейших посетителей оперы.
    2.

    Скучный ты стал . Ночь была ясная . Горы сделались темно-синими и угрюмыми . Долина становилась все шире и шире . Жизнь ее будет прекрас­ной . А вы бы стали свободны . А дверь так и осталась незатворенной . В де­сять часов бал был в разгаре .

    1) Ночь обещала быть холодной . 2) Ночь выпала на редкость тихая и спокойная . 3) Подсудимый держал себя на суде очень странно . 4) Погода стояла великолепная . 5) Охота вышла неудачна . 6) Оно показалось мне знакомым. 7) Не он первый . 8) Теперь он мой.

    Лицо его холодно и строго . Жребий брошен . Уговор дороже денег . Он не трус и не боится людей. Она была душой компании . Он добрый и честный малый . Улыбки менее чем уместны . Один из домиков оказался порожним . Она была в обмороке . Они будут вам очень рады .

    В это время показалась ящерица . Один след показался мне каким-то стран­ным . Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. С каждым днем идти становилось все труднее и труднее . Впереди на илистой почве были видны отпечатки тигровых лап. Под старость он уже не мог заниматься охотой и стал звероловом .

    По тщательно ухоженной брусчатке, дребезжа тележкой, идет выез­женная лошадь. За дощатым забором стоит лачужка, а рядом - избуш­ка. Девчушка в варежках сидела на кадушке и ела пирожки с гречиш­ным медом. Счастлив человек, лишенный тщеславия. Обрюзгшее лицо проезжего исчезло за окном кибитки. Тщедушный щенок тщетно визжал у закрытой калитки. Уж брезжил рассвет, но ничего узнать не удалось насчет поездки.

    Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость 1.

    Друзьям, кивая - 4

    Признанный - 20

    Аккомпанировать - 32

    Известный, писавший повести - 33

    Дилетант-иллюстратор - 2 каких-то - 7

    Компании - 9 ** компания - группа людей: веселая компания; торго­вая компания, но кампания - какой-то процесс: рек­ламная (военная, предвыборная) кампания

    Льняными - 15 Рябовский, что - 36 улыбаясь, протянул - 39

    Занятие 4 1.

    Бережливость - лучшее богатство . Повторенье - мать ученья. Слово - олово , молчание - золото . Без дела жить - небо коптить . Долго спать - с долгом вставать . Моя мечта - газету издавать .

    Главное - перевернуть жизнь, а все остальное не важно . Самое лучшее в вашем положении - бежать отсюда. Читать за кофе - это моя непобедимая привычка . Лучшее средство от нервов - это работа .

    Ведь идти в монастырь - значит отречься от жизни, погубить ее. Суметь добиться этого - вот задача правильного воспитания. Талант у него - дай Бог каждому!

    1) Хвастать - не колеса мазать . 2) Поэзия - язык богов. 3) Я и граф - сверстники. 4) Главное во всем - это доверие. 5) География - наука

    «Не велика птица-синица, да умница.» (пословица)

    Уже много лет (а вернее холодных зим) я подкармливаю синиц на окне и с огромным удовольствием наблюдаю за этими яркими, жизнерадостными и умными птицами.

    И вот, я стала замечать, что знакомые мне синички приводили на мое окно своих птенцов на следующий год и обучали их, как быстрее выклевывать семечки из узкого отверстия в круглой пластиковой кормушке.

    Исследования ученых из Оксфордского университета доказали, что синицы очень умные птицы, обладающие способностями к быстрому социальному обучению (social learning) и передаче полезных навыков будущим поколениям.

    В первой половине 20 века синицы в Великобритании научились проклевывать фольгу на молочных бутылках (их тогда молочники просто оставляли рано утром на пороге у клиентов) и выпивать сливки, скопившиеся в верхней части горлышка.

    Синицы мастерски обучаются полезным навыкам у своих сородичей, копируя их поведение, и вскоре эта «культурная традиция» стала как пожар передаваться от одной стаи к другой.

    Своего пика проблема «синицы и молочные бутылки» достигла к 50-60 годам прошлого века и охватила все Соединенное Королевство (UK). Многие британцы вынуждены были оставлять на ступеньках специальные пластиковые крышки, чтобы молочник обезопасил бутылки от рейдов «летающих воришек», которые даже выучили время, когда молочники объезжали дома клиентов и сопровождали их повозки с радостным свиристением.

    Это умение вскрывать крышки из фольги на молочных бутылках синицы передавали будущим поколениям на протяжении века (впервые было замечено в 1921 году жителями Суэйтлинга, Хэмпшир), и даже в наши дни в сельской Англии наблюдаются ранние утренние налеты «вражеской пернатой авиации» на молочные бутылки консервативных британцев, которые по-прежнему предпочитают заказывать качественное свежайшее молоко с небольших ферм, чем покупать хорошо запечатанные пластиковые и картонные упаковки с менее вкусным молоком в гипермаркетах (хотя количество таких людей стремительно падает: около 2 миллионов стеклянных бутылок с молоком доставляют клиентам в UK в наши дни, по сравнению с 40 миллионами бутылок в начале 1990х). Представьте, какое это было массовое явление в 60х годах!


    Изучая это массовое явление, ученые пришли к еще более неожиданному и захватывающему открытию — синицы не только передавали свой опыт от одной особи к другой внутри сложившейся стаи, они изменяли его, адаптируя к условиям жизни той популяции, куда они перелетали.

    Это открытие — первый изученный пример «культурного соответствия» (cultural conformity) среди животных, за исключением приматов.

    Исследователи говорят, что их результаты бросают вызов общепринятым представлениям о развитии культуры у птиц и других животных (кроме приматов).

    Адаптация к местным традициям была ключевым фактором в эволюции человеческой культуры.

    Д-р Люси Аплин (Dr Lucy Aplin), зоолог из Оксфордского университета, сказала: «Мы обнаружили, что большие синицы (Parus major или great tits) чрезвычайно быстро учились новому, наблюдая друг за другом в дикой природе. Новое поведение распространялось от пары птиц к сотням особей буквально за несколько недель. При этом каждая популяция поддерживает свои собственные культурные традиции, а особи перелетающие от одной большой стаи к другой, приспосабливают свое поведение к новому окружению, чтобы соответствовать новому укладу жизни.»

    Доктор Аплин и ее коллеги, чья работа была опубликована в журнале Nature , изучили 8 популяций (стай) больших синиц, в каждой из которых было порядка сотни птиц в лесу Витам в Оксфорде (Wytham Wood in Oxford).

    Наблюдения за синицами проводились, начиная с 1940-х годов, большинство птиц получали уникальные идентификационные чипы (identifying chips), позволяющие отслеживать поведение и перемещение каждой особи.

    Из 5 популяций были отловлены по два самца, которых натренировали открывать кормушку-головоломку (puzzle-box), сдвигая скользящую дверь налево или направо, чтобы добраться до корма.

    Каждая из птиц-новаторов была обучена только одному методу открывания кормушки, наблюдая за обученной в Оксфордском университете птицей-тренером.

    Из трех оставшихся популяций было тоже отловлено по 2 самца синиц, но их ничему не обучали.

    Отловленные птицы затем были выпущены обратно в дикую природу в своих первоначальных популяциях, а коробки с кормушками-головоломками были разбросаны по лесу внутри клеток, которые могли отследить птиц, которые вошли внутрь по их микрочипам, и заснять метод, который они использовали, чтобы открыть каждую коробку.

    Исследователи обнаружили, что каждая популяция больших синиц начинает осваивать только тот метод открывания кормушки, которому был обучен самец-новатор из их района.

    Всего за 20 дней более трех четвертей больших синиц в лесу открыли одну из головоломок, используя технику, введенную в их область отловленными самцами.

    В трех популяциях, где самцы не были обучены лишь одной из 10 синиц удавалось открывать кормушки.

    Спустя год исследователи поставили в лес больше головоломок и обнаружили, что, хотя почти две трети первоначальных птиц умерли и были замещены новым поколением, каждая из 5 популяций применяла метод, который они приняли годом ранее.

    Это говорит о том, что птицы передавали поведение как «культурную традицию» следующим поколениям.

    Когда исследователи смотрели на птиц, которые двигались между популяциями в течение года, они обнаружили нечто более удивительное — эти птицы соответствовали местной традиции, а не использовали технику, которую они изначально узнали.

    Д-р Аплин добавила: «Как будто свой личный опыт был переписан поведением окружающего большинства . Конформистское поведение — приоритезация социального обучения над личным опытом — часто считалось применимым только для приматов и когнитивно сложным, поэтому эти результаты у птиц являются захватывающим вызовом ранее общепринятым идеям».

    Выводы, полученные оксфордскими учеными, смогли объяснить, почему способность больших синиц открывать бутылки с молоком так быстро распространилась по всей Великобритании и почему эта традиция смогла просуществовать почти сотню лет.

    Профессор Бен Шелдон, директор Института Эдварда Грея в Оксфордском университете, сказал: «Наши эксперименты показывают, что птицы могут учиться через наблюдения, и это может помочь создать произвольные местные« культурные традиции ». Как только большинство в группе принимает один способ делать вещи, эти культурные традиции передаются следующему поколению и могут сохраняться в течение многих лет».

    Похожие публикации