В помощь школьнику и студенту

Чумной бунт 1771. Московский чумной бунт. Ключ к победе над эпидемией – грамотное управление

Камчатское восстание 1771 года или предостережение графа Бэнгоро

Камчатское восстание 1771 года

или Предостережение графа Бэнгоро

Камчатка у японцев раньше называлась оку Эдзо, то есть глубинное, дальнее Эдзо (Хоккайдо). Во времена Екатерины Великой эта земля была самым дальним краем Российской империи, сюда направляли ссыльных. В ночь на 27 апреля 1771 года в Большерецком остроге на Камчатке вспыхнуло восстание, во главе которого встал граф . Кем-то из ссыльных было написано "Объявление" в Сенат, выдвигающее ряд обвинений Екатерине II, называющее ее правление незаконным и подвергающее резкой критике положение дел в России. В то время в Большерецком остроге было девяносто человек ссыльных и семьдесят солдат. Повстанцы захватили склады, где хранились пушнина, оружие и казна. На корабле восставшие вышли в море и пошли на юг, вдоль Курил, Японии и прибыли в португальский порт Макао в Китае. Граф Мауриций Август фон Бенёвский (1746-1776) считается в России бунтовщиком, но в Словакии, Венгрии и Польше он национальный герой. Камчатское восстание 1771 года и побег корабля из России по-разному оцениваются историками. Любое восстание можно назвать бунтом, а восставших уголовниками. Но восставших можно назвать и героями, выступившими против самодурства властей, за идеалы свободы и справедливости. О последствиях восстания и как оно отразилось на развитие русско-японских связей я хочу рассказать.


Граф Мауриций Август фон Бенёвский

Мауриций Август фон Бенёвский (Maurice Auguste de Benyowsky, 1746-1776) родился в 1746 году в словацкой земле, входившей в состав Венгрии. Его отец был австрийским полковником словацкой национальности, а мать - дочерью епископа венгерских и словацких кровей. Он окончил военную академию, получил в Польше титул графа и звание полковника. Сражался против русских войск и был взят в плен, за участие в антирусском восстании был арестован и сослан в Казань, а в 1770 году - на Камчатку. Август фон Бенёвский имел очень свободные для своего века религиозные взгляды: был крещен в католическом костеле, венчался в протестантской кирхе под Краковом, вставал на колени перед православной иконой Николая Чудотворца. Это был человек с красивым лицом и хорошими манерами, энергичный и смелый, он был одним из тех талантливых искателей приключений, каких было много в Европе XVIII столетия. Граф Мауриций Август фон Бенёвский был ярым противником рабства, человеком прогрессивным и свободомыслящим. Он был против торговли рабами, но за свободу вероисповедания в католических странах.

27 апреля 1771 года в городе Большерецке на Камчатке ссыльные во главе с Августом фон Бенёвским восстали, повстанцы захватили склады, где хранились пушнина, оружие и казну, на корабле восставшие вышли в море и пошли на юг вдоль Курил и Японии. Судно отплыло из Чекавинской гавани на Камчатке, имея на борту 84 человека, в португальский порт Макао прибыло 70 человек. Причины бегства мятежников носили трагический характер. Каждый из них имел свой повод, чтобы бежать, и каждый хотел иначе устроить жизнь после обретения свободы. Большинство из них видело свое будущее на Формозе, другие хотели учредить поселение на Алеутских островах для ведения прибыльной торговли пушниной, открыть торговлю с Японией, учредить поселения европейской колонии на острове Формоза. Август Бенёвский сумел доплыть до Японии, где написал 6 знаменитых писем, после посещения острова Формозы перебрался в португальскую колонию Макао, где продал корабль и зафрахтовал два французских судна. Число умерших в Макао, главным образом от холеры и брюшного тифа составило 23 человека. Часть русских беглецов приняла в Макао католичество, здесь до 1811 года не хоронили некатоликов, и это был главный повод для крещения больных, которые получили при этом католические метрики.

Семейный дом графа в городе Врбове, Западная Словакия

По обратной дороге в Европу французский корабль с Августом Бенёвским завернул на остров Мадагаскар, в то время европейцам почти совсем ещё не известный. Граф загорелся мыслью о его колонизации. Во Францию прибыло 40 человек, благодаря помощи родственника граф получил возможность встретился в Париже с королем Людовиком, который поддержал его план освоения африканского острова, расположенного вблизи важных морских путей. 17 человек решили вернуться в Россию, а 23 русских беглецов остались с графом. Французские власти принимают Августа Бенёвского и его русских соратников во французскую армию, 30 декабря 1772 года король подписывает документ о формировании корпуса волонтеров пехоты и назначает графа комендантом в ранге полковника.

Волонтеры во главе с Августом Бенёвским в феврале 1774 году высадились на Мадагаскаре, они приступили к постройке столицы острова - города Луибур. В 1776 году вожди местных племён избрали Бенёвского королём. Затем граф вернулся во Францию, позже перебрался в Англию. Там он прожил восемь лет, написав за это время свои знаменитые мемуары, ставшие настоящим бестселлером после их публикации в 1791 году. Во время войны за независимость США граф Мауриций Август фон Бенёвский появляется в Америке, где становится другом Бенджамена Франклина. В 1785 года на торговом судне «Интерпид» граф возвращается на Мадагаскар, где воевал с французскими колонистами и погиб во время боя. Ему было тогда сорок пять лет; на Мадагаскаре до сих пор сохранились улицы и площади, названные в его честь.

Более двух веков Камчатское восстание не дает покоя исследователям. Императрица Екатерина хотела поскорее предать дело забвению, для этого было запрещено всякое упоминание о восстании и побеге, а документы спрятаны в Тайной канцелярии. Мемуары самого Беневского, вышедшие в свет на многих европейских языках: французском, английском, немецком, чешском, польском и бывшие бестселлерами в течение чуть ли не двух столетий, до сих пор не переведенны на русский. На них воспитывалось не одно поколение поляков, происходило становление национального самосознания.

Галиот "Святой Петр

Граф Мауриций Август фон Бенёвский с товарищами покинули Камчатку на галиоте "Святой Петр" (по русскоязычным источникам), в англоязычном интернете считается, что восставшие вышли в море и взяли курс на Курильские острова на судне "Св. Петр и Павел" (Святые Апостолы Петр и Павел), построенном морской компанией купцов Григория и Петра Пановых, Арсения Кузнецова и других. Его в 1764 году повел в первое плавание на Алеутские острова мореход Иван Соловьев. На нем русские купцы возили бобровые, медвежьи и лисьи шкуры, а так же бобровые хвосты. Последние являлись очень ценным товаром в русской торговле с Китаем, так как из них выделывались лучшего качества кисти для письма. Если галиот - маленькое, плоскодонное двухмачтовое судно, пригодное лишь для каботажного плавания, совершенно не приспособленное для дальнего плавания, пересечь на нем океан было не очень реально, то "Св. Петр и Павел" - судно водоизмещением примерно 240/300 тонн, 11 футов посадки до ватерлинии, с тремя мачтами и четырьмя якорями. То есть «Св. Петр и Павел» был сравнительно большим судном. Когда граф Мауриций Август фон Бенёвский в третий раз приблизился к японским берегам у княжества Ава, на острове Сикоку, японские береговые власти составили протокол и присоединили к нему рисунок «Св. Петра и Павла». Согласно японским данным, судно имело в длину 20 хиро (36,2 метра), что отвечает водоизмещению более 300 тонн. На рисунке же показано трехмачтовое судно с четырьмя якорями и довольно сложным, особенно заинтересовавшим японцев, рулевым устройством.

Вид побережья Чукотского полуострова у Мечигменской губы. С рисунка Бенёвского

Граф Мауриций Август фон Бенёвский со своими товарищами были первооткрывателями неизвестных земель, это не кучка уголовников, поднявших мятеж и бежавших по приказу своего предводителя. Их случайное плавание оказалось гораздо более успешным, чем плавания других мореходов, преднамеренно ищущих проход в Китай. Это событие стало великим делом в истории мореплавания, восставшие ссыльные открыли этот путь через обширные моря, о котором целые нации так долгое время не могли ничего узнать. Побег графа и его товарищей, первыми проторивших путь с Камчатки в Китай и обративших таким образом внимание иностранных морских держав на неизвестный им до этого Восточный океан, явился важным событием, он привел сюда английские, испанские, американские и французские суда и поставил вопрос о конкуренции. Круги от восстания графа Мауриция Августа фон Бенёвского еще долго будут расходились по поверхности вод истории. Они повлекли за собой самые различные последствия, в том числе, весьма неожиданные и отдаленные. Напуганное восстанием царское правительство отныне и навсегда запретило отправление ссыльных на Камчатку. Этот запрет соблюдался не только во все годы царизма, но и коммунистической властью Совдепии, так что, в отличие от остального севера, концлагерей на Камчатке не было. Это, конечно, сказалось на развитии полуострова. Своим современным обликом Камчатка в значительной степени обязана графу. Кроме того, косвенно граф Мауриций Август фон Бенёвский стал причиной таких событий, как снаряжение первой русской кругосветной экспедиции и включения архипелага Тисима (Курильских островов) в состав Японии.

Осима, архипелаг Рюкю

Во второй половине XVIII столетия Япония была предупреждена о возможной экспансии России на Дальнем Востоке благодаря письмам графа Мауриция Августа фон Бенёвского. Гавань, где бросил якорь Бениовский, находилась в юго-восточной части Японии, в Ава. Местный правитель, стремясь поскорее избавиться от незваных гостей, снабдил их достаточным количеством риса, воды и соли. Он принял также и с оказией переслал сёгуну два письма на немецком языке, адресованных директору голландской фактории в Нагасаки. Очевидно, он надеялся на посредничество голландцев перед японским императором, с тем чтобы остаться в Японии на срок, достаточный для заключения какой-нибудь выгодной торговой сделки. После краткой остановки у берегов соседней провинции Тоса он бросил якорь в Осима, к югу от острова Кюсю. В порту субтропического острова Осима в архипелаге Рюкю в Восточно-Китайском море граф предупредил голландцев на острове Дэдзима (Deshima) о русской угрозе. Из порта Осима Мауриций Август фон Бенёвский послал директору голландской фактории еще четыре письма. В трех письмах он благодарил за провиант, полученный от японцев в Ава и Осима. Четвертое, последнее и неизмеримо более важное послание получило впоследствии широкую известность в Японии как предостережение графа Бэнгоро и было названо первым произведением, посвященным вопросам национальной обороны.

Осима, архипелаг Рюкю

"Высокочтимые и благородные господа, офицеры славной республики Нидерландов!

Жестокая судьба, долгое время носившая меня по морям, вторично привела меня в японские воды. Я сошел на берег в надежде, что мне, быть может, удастся встретиться здесь с вашими превосходительствами и получить вашу помощь. Я поистине весьма огорчен, что не имел возможности переговорить с вами лично, ибо располагаю важными сведениями, которое хотел вам сообщить. Высокое уважение, которое я питаю к вашему славному государству, побуждает меня поставить вас в известность, что в этом году два русских галиота и один фрегат, выполняя тайный приказ, совершили плавание вокруг берегов Японии и занесли свои наблюдения на карту, готовясь к наступлению на Мацума (Хоккайдо) и прилегающие к нему острова, расположенные на 410 38` северной широты, наступлению, намеченному на будущий год. С этой целью на одном из Курильских островов, находящемся ближе других к Камчатке, построена крепость и подготовлены снаряды, артиллерия и провиантские склады. Если бы удалось переговорить с вами лично, я рассказал бы больше, нежели то, что можно доверить бумаге. Пусть ваши превосходительства примут те меры предосторожности, какие сочтете необходимыми, но, как ваш единоверец и ревностный доброжелатель вашего славного государства, я советовал бы по возможности иметь наготове крейсер.

Барон Аладар фон Бенгоро, армейский военачальник в плену.

Кацурагаве Хосю (1751-1809), потомственному придворному врачу сёгуна, было поручено собрать и обобщить сведения о России. На основании голландских источников им были составлены две рукописные работы – "Записки о России" и "Краткая записка о России". Первые сведения от самих японцев, проживших в России много лет, были получены только после возвращения в Японию потерпевших крушение моряков Дайкокуя Кодаю и Исокити. На основании их показаний среди прочих документов Кацурогавой Хосю, лично присутствовавшим на допросах, в 1794 году был составлен выдающийся труд - "Краткие вести о скитаниях в северных водах".

Ученый Хаяси Сихэй

Хаяси Сихэй (Hayashi Shihei, 1738 - 1793) - выдающийся японский мыслитель, картограф, военный ученый. Задолго до приплытия коммодора Перри в Японию в 1853 году, Хаяси Сихэй много сделал для принятия в стране западной военной науки и перевоспитания самураев. Он дал много технических описаний о судостроении, пушечной артиллерии и других военных проектах. Он опубликовал эти мысли в своей работе под названием "Кайкоку хэйдан" (Kaikoku Heidan) - трактат о военных вопросах морской нации, напечатаный без разрешения бакуфу в 1791 году. Трактат Хаяси Сихэй "Беседы о военном деле морского государства" (Кайкоку хэйдан) сыграл большую роль в общественной мысли Японии конца XVIII – первой половины XIX веков. Влияние этого сочинения и ссылки на него обнаруживаются в трудах многих японских мыслителей. Хаяси Сихэй в 1775 году посетил Нагасаки, где услышал историю из уст директора фактории Фейта о письмах Бэнгоро , под таким именем стал известен граф Мауриций Август фон Бенёвский (1741-1776) в Японии. Появление у японских берегов русского судна и предостережения графа Бенёвского о русской агрессии в северных водах произвело сильное впечатление на ученого. Свои мысли он изложил в работе "Обзор трех стран" (Сангоку цуранцу-сэцу). В ней говорилось о том, что Россия уже прибрала к своим рукам "Остров морской выдры" - Ракко-сима (Уруп) и поглядывает на Итуруп, что если она захватит Итуруп, то дойдет и до северо-востока Хоккайдо. "Мы должны захватить Эдзо. Если мы этого не сделаем, то это сделают разбойники из Московии. Мы же будем кусать локти" - так считал Хаяси Сихэй. В работах Хаяси Сихэй впервые в Японии прозвучала мысль об опасности со стороны России, трактаты повлияли на создание негативного образа России в Японии. Трактат "Кайкоку хэйдан" представляет интерес как один из немногочисленных памятников военной мысли Японии эпохи Эдо (1603–1867).

На фото: «Убиение высокопреосвященного Амвросия во время московской чумы», гравюра второй половины XIX века, выполненная по рисунку П. Каверзнева.

В 1771 году в произошли трагические события, известные под названием Чумного бунта.

Как появилась чума в Москве

Вот и еще один русский бунт, «бессмысленный и беспощадный». Чумной бунт в Москве. Место действия — Москва. Время действия — сентябрь 1771 года. Первые вспышки эпидемии чумы были зафиксированы в древней столице еще в ноябре 1770 года — болезнь привезли в Москву раненые офицеры, направлявшиеся на лечение с театра русско-турецкой войны 1768— 1774 годов; к тому времени чума косила ряды русской и турецкой армий, пожалуй, сильнее, чем собственно военные действия.

К сентябрю 1771 года положение в Москве стало катастрофическим — ежедневно погибало до тысячи человек, современник событий свидетельствовал:

«Многие трупы лежали на улицах: люди либо падали мертвыми, либо трупы выбрасывали из домов. У полиции не хватало ни людей, ни транспорта для вывоза больных и умерших...»

Главнокомандующий Москвы генерал-фельдмаршал П.С. Салтыков (даром что был боевым генералом и героем ), сознавая недостаток сил для наведения порядка, впал в растерянность и покинул город, уехав в свое подмосковное имение.

Причины Чумного бунта в Москве

Тем временем по Москве гуляли слухи, что во Владимир, тоже страдавший от чумы, принесли чудотворную , и после молебна перед ней эпидемия пошла на убыль. Толпы испуганных людей бросились к списку этого образа, пребывавшему на Варварских воротах. Однако архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) заблаговременно, во избежание опасных во время мора скоплений людей, приказал Боголюбскую икону убрать. Это его и погубило.

Возмущенная чернь ворвалась в , разграбила его, пытала архимандрита, брата владыки, дознаваясь, куда тот скрылся... Выяснилось, что в . Там вооруженные бунтовщики и нашли архиепископа, два часа измывались над ним и в конце концов убили, свидетель событий писал:

«безчеловечно уранено тело его, переломаны кости, и измождена глава его несказанным образом»

На следующий день в дело вступили армейские части, и бунт был быстро подавлен. Четырех зачинщиков публично повесили, около двух сотен били кнутом и отправили на каторгу.

Следствия Чумного бунта

Следствием Чумного бунта в Москве стало запрещение хоронить покойников при церквах и устройство первых общественных кладбищ.

Согласно отчету Григория Орлова, отправленного на борьбу с эпидемией, до конца ноября 1771 года от чумы умерло свыше 50 тысяч человек (некоторые исследователи называют цифру - 100 тысяч).

Чуть позже в Москве появился и водопровод. Эпидемия и последовавшие народные волнения поставили перед властями вопрос о необходимости снабжения Москвы питьевой водой. Москвичи довольствовались тем, что брали воду из московских речек, к тому времени уже чрезвычайно загрязненных бытовыми отходами.

Летом 1779 года Екатерина издала указ о начале строительства первого московского водопровода. Увы, сама императрица не увидит результатов, поскольку строительство растянется более чем на четверть века. Но результат будет достигнут: в столицу из Мытищ потечет отличная родниковая вода.

В 1770 году в Москве началась эпидемия чумы. Быстро расширяясь, захватывая все новые районы города, "черная смерть" к августу 1771 года забирала до 1000 человек в день. Улицы и переулки были буквально усыпаны трупами.

Началась паника. Люди, искавшие любые возможности для спасеня, толпами собирались у иконы Боголюбской Богоматери, которая считалась чудотворной. Однако чудо, как вы понимаете, не произошло.

Без надежды

Архиепископ Амвросий, умнейший человек своего времени, понимал, что ни икона, из которой толпа сделала идола, ни многочисленные денежные приношения, которыми пытались задобрить Бога, не смогут помочь. А все эти столпотворения вызывают лишь большее заражение населения.

Поэтому во избежание дальнейшего распространения эпидемии им было принято волевое решение кассу для пожертвований запечатать, а икону убрать и спрятать.

Обезумевшая от ужаса чернь видя, что забирают ее последнюю надежду на исцеление, вломилась в здание Донского монастыря, и убила скрывавшегося там Архиепископа.

Чему нас это учит?

Из всех поколений, мы наиболее близко приблизились к концу грешного человечества. Скоро или нет, но обязательно начнутся времена, которые будут самыми страшными за всю историю земли.

  • Антисанитария, отсутствие систем водоснабжения
  • Распространение инфекции через транспортируемых раненых

Во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов на территориях театра военных действий вспыхнула эпидемия чумы. По одной из версий первый очаг болезни в Москве возник в Лефортово, где был расположен московский генеральный госпиталь. Вскоре после кончины привезённого с фронта раненного офицера умер его врач, а затем еще около 20 человек проживающих поблизости.

Следующая вспышка была зарегистрирована на фабрике суконного двора, расположенной в замоскворечье. К началу марта 1771 около сотни человек на фабрике и близ неё умерли с очевидными симптомами «моровой язвы» — так называлась чума в то время.

Лечить данное заболевание еще не умели, вовремя принять карантинные меры фельдмаршал Салтыков, командующий в Москве, не сумел. В результате уже к августу эпидемия охватила практически весь город и окрестности, число жертв достигало тысячи умерших ежедневно.

Примечательно, что сама Екатерина II в письме 18 мая 1771 года к подруге своей матери, мадам Бьельке, утверждала:
«Тому, кто вам скажет, что в Москве моровая язва, скажите, что он солгал; там были только случаи горячек гнилой и с пятнами, но для предотвращения панического страха и толков я взяла все предосторожности, какие принимаются против моровой язвы».

Причины бунта

  • Отсутствие четких действий администрации города
  • Слухи и паника

Растерявшийся Салтыков писал Екатерине II о «столь бедственном положении» и просил позволения уехать из города на время эпидемии (т.е. фактически бросить его на произвол судьбы). Не дождавшись ответа, он бежал в свое имение Марфино, расположенное в Подмосковье.

К сентябрю положение ухудшилось настолько, что перестало хватать гробов для вновь умирающих. Предоставленные сами себе горожане впали в панику и подогреваемые слухами об иконе Боголюбской божьей матери, висевшей над воротами Китай-Города, устремились к ней для молитв и поклонения. Амвросий, архиепископ московский, не желая давать чуме возможность получить еще большее распространение среди столпившихся растерянных людей, 26 сентября принял решение убрать икону и опечатать тару с подношениями.

Чумной бунт — 26 сентября 1771 года

Толпа, жаждавшая хоть какого-то противодействия заразе, резко отреагировала на такой шаг. Повинуясь распущенному слуху о том, что Амвросий, якобы, решил присвоить себе подношения, люди обезумевшие от страха смерти и бездействия властей подняли бунт после очередного колокольного набата.

Охрана у ворот не могла справиться с таким скоплением народа и была оттеснена, прорвавшиеся внутрь Кремля разгромили Чудов монастырь, а на следующий день взяли штурмом двери Донского монастыря и убили укрывшегося там архиепископа. После этого последовали погромы домов дворян и богатых купцов.

Убийство архиепископа Амвросия

Ключ к победе над эпидемией – грамотное управление

На вопрос, кто из фаворитов Екатерины II подавил чумной бунт, можно ответить однозначно – граф Григорий Григорьевич Орлов .

Молодой граф Григорий Орлов

Граф, по собственной просьбе к императрице, был назначен для подавления бунта и обеспечения мер по противодействию эпидемии. Бунт длился три дня и был жестко подавлен к 28 сентября 1771 года . Из трех сотен осужденных, более 170 были сосланы на каторгу, а четырех главных зачинщиков и участников убийства Амвросия – казнили.

Прибыв в город, Орлов приказал усилить карантины и их число, увеличить количество больниц и жалованье докторам (дополнительно всем медикам было обещано в случае их смерти – компенсация родственникам). Еще одной действенной мерой стал указ Московского сената от 17 ноября — «О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ». Всех, без различий на чины и сословия приказывалось хоронить на специально отведенных кладбищах, вне черты города. Граф приказал использовать для захоронения труд арестантов, пообещав последним в случае их выживания – прощение и волю. Кроме того, желая очистить Москву от накопившейся в ней грязи и последствий бунта, Орлов организовывал хозяйственные работы – починку дорог, подвоз продуктов и воды, расчистку площадей от старых построек и мусора. К ноябрю чума перестала свирепствовать, и Екатерина II отозвала Орлова обратно в Петербург. Примерное количество жертв болезни — 55 тысяч человек.

Смуты, начавшиеся в центральных и восточных частях России в 70-х годах XVIII ст., отличались большой сложностью и напряженностью. В то время России пришлось начать и вести военные действия в Польше и Турции. Тягости военного времени, конечно, давали себя чувствовать населению, которое усиленно служило и платило подати в течение многих лет, начиная еще с первых походов в Пруссию при императрице Елизавете (с 1757 г.). Одного этого было бы достаточно, чтобы вызвать неудовольствие в низших, податных слоях народа. Но в то же время непрерывно продолжали расти злоупотребления крепостным правом на крестьян со стороны их помещиков (§118). Крестьяне хорошо сознавали, что они не холопы, а государевы подданные, и негодовали на превращение их в «дворовых» холопов, на смешение их с рабами. В начале XVIII в. крестьянин Посошков , современник Петра Великого, составивший несколько замечательных экономических и публицистических сочинений, говорил, что «крестьянам помещики не вековые владельцы», что «прямой их владелец Всероссийский самодержец, а они владеют временно». Этими словами Посошков указывал на давнюю связь между помещичьей службой государству и крестьянской зависимостью от помещиков. Государство для того подчинило крестьян помещикам и заставило работать на них, чтобы помещики могли служить государству с данной им земли (§55). Все крестьянство знало о том, что крестьяне повинны работать на помещика, пока он служит и потому, что он служит. И вот, чем дальше шло время, тем все меньше и легче служили помещики; наконец, с 18 февраля 1762 г. им была дана «вольность» служить или не служить ; а между тем, крестьянская зависимость становилась от того не легче, а тяжелее, и крестьяне ставились в одно положение с прежними холопами-рабами. Во многих местах крестьяне начали после манифеста о вольности дворянской открытые возмущения против помещиков и властей, ища улучшения своей участи. По их представлению, раз уничтожена была обязательная служба помещиков с земли, должно было прекратиться и право их на труд крестьян. Как император Петр III, так и императрица Екатерина были вынуждены посылать во многие местности войска, даже с пушками, для усмирения крестьянских волнений. Так понемногу развивалось неудовольствие и брожение в народных массах.

Чумной бунт 1771. Художник Э. Лисснер

На этой уже горючей почве создался первый случайный повод для открытого возмущения – в страшной эпидемии чумы. В 1771 г. в Москве эта эпидемия приняла чрезвычайные размеры: умирало, говорят, до 1 тыс. человек в день. Все, кто мог, покинули город; присутственные места были закрыты, лавки заперты, прекратились работы. Праздный народ начал волноваться, не исполнял предписаний докторов и властей: не соблюдал предосторожностей, скрывал больных, а умерших хоронил тайно в погребах и садах. Не веря докторам и полиции, суеверные люди восстали даже на церковную власть. Московский архиепископ Амвросий заметил, что народ собирается толпами в Китай-городе, у Варварских ворот, к бывшей там иконе Богоматери, в уверенности, что именно эта икона уврачует от мора. Понимая, что от скучения народа только растет зараза, Амвросий предписал снять икону с городских ворот. За это толпа разбила покои Амвросия в Кремле, убила его самого и начала в Кремле грабеж. Градоначальник сенатор Еропкин пустил в ход оружие для восстановления порядка, причем было убито до ста человек. Несмотря на распорядительность Еропкина, он не мог справиться с эпидемией и волнениями и в этом смысле доносил Екатерине, прося помощи. Тогда Екатерина послала в Москву Гр.

Похожие публикации