В помощь школьнику и студенту

Город дебальцево, донецкая область. История дебальцево Население дебальцево

Флаг Дебальцево

Герб Дебальцево

Страна Украина
Статус город областного подчинения
Область Донецкая
Население 29,1 тыс. чел. человек (2004)
Автомобильный код AH / 05
Телефонный код +380 6249
КОАТУУ 1410900000
Почтовые индексы 84700-84790
Город с 1938
Основан 1878
Агломерация 52,2
Координаты Координаты: 48°20′28″ с. ш. 38°25′40″ в. д. / 48.341111° с. ш. 38.427778° в. д. (G) (O) (Я)48°20′28″ с. ш. 38°25′40″ в. д. / 48.341111° с. ш. 38.427778° в. д. (G) (O) (Я)
Городской голова Проценко Владимир Васильевич
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Официальный сайт http://debaltsevo-rada.dn.ua/
Площадь 24,2 км²
Плотность 1250 чел./км²

Дебальцево (укр. Дебальцеве)- город областного значения в Донецкой области Украины , крупнейший железнодорожный узел страны.

Расстояние до Донецка: по автодорогам - 74 км. Расстояние до Киева: по автодорогам - 803 км, по ж/д - 797 км.

Микрорайоны и части города

  • Посёлок им. Толстова - восточная окраина города. Назван в честь А. Н. Толстого , советского писателя, который в рассказе «Морозная ночь» описал события на станции Дебальцево во время Гражданской войны. Состоит из индивидуальных построек. В этом районе находится Центральная городская больница и Холм Славы.
  • Население

    30,246 тыс. жителей (2001) с территориями, подчиненными горсовету 52,214 тыс. жителей. Украинский язык согласно переписи в быту использует 21,9 % населения. Количество населения на начало 2004 года - 29,1 тыс. человек.

    Рождаемость - 7,5 на 1000 человек, смертность - 17,1, естественная убыль - 9,6, сальдо миграции отрицательное (-2,2 на 1000 человек).

    История

    Город Дебальцево основан в 1878 году как железнодорожная станция в связи со строи­тельством Екатерининской железной дороги. К 1897 году в посёлке станции проживало более 2 тыс. человек.

    Название связано с прилегающим селом Ильинкой, которое в XIX веке было даровано статскому советнику Илье Николаевичу Дебольцову за участие в подавлении восстания декабристов. Спустя некоторое время Ильинка получила своё второе неофициальное имя - Дебольцовка. Именно так она была указана на топографических картах XIX века, и станция, которую основали на северных границах имения Дебольцова, получила название Дебальцево.

    В 1894 году поблизости от станции построен механический завод, ко­торый выпускал строительные фермы, пролеты железнодорожных мо­стов, вагонетки для узкоколеек. В 1905-1908 годах сооружены товарная станция, два депо, расширены вагонные мастерские. В 1911 году население Дебальцево составило 20 тыс. чел. В посёлке не было водопровода, мощёных улиц. Работали две небольшие боль­ницы, амбулатория, церковноприходская, земская и железнодорож­ная школы.

    Во время Февральской революции, Гражданской войны и до становления советской власти в 1919 году, город Дебальцево не раз переходил «из рук в руки». Вначале Гражданской войны Дебальцево был приграничным пунктом УНР. Далее в разные периоды в Дебальцево находились и донские казаки, и войска Деникина, и Красная армия, а во время правления гетмана Скоропадского , с апреля по декабрь 1918 года, австро-немецкие вооруженные силы.

    В 1919 году наступление на Дебальцево развил бронепоезд «Власть Советам!», под командованием Л. Г. Мокиевской-Зубок. Во время боя за станцию она и погибла. Но после большевиков Дебальцево заняли войска Деникина. К концу 1919 года в Дебальцево была установлена cоветская власть.

    В 1921 году Дебальцево получил статус уездного города Бахмутского (позже - Енакиевского) уезда. В 1921 году население города составило 9 595 чел. Среди трудящихся - 65,9 % было занято на транспорте (железнодорожная станция и мастерские), 2,8 % - рабочие, 15,7 % - служащие. В 1925 году произошла реконструкция механического завода (Дебальцевский машиностроительный завод), в ассортименте которого появилось доменное и прокатное оборудование. Статус города посёлок получил в 1938 году. К 1939 году население его выросло до 33 тыс. человек, появились водопровод, электричество, были построены Дворец культуры железнодорожников на 1 200 мест, ста­дион, открылся филиал Харьковского железнодорожного института. В годы первых пятилеток железнодорожный узел и машинострои­тельный завод подверглись реконструкции. Завод стал выпускать сталеразливочные ковши, шлаковозы, чугуновозы, затворы доменных пе­чей.

    Город Дебальцево, Донецкая область


    Дебальцево - город областного подчинения, расположен в восточной части Донецкой области, в центре Дебальцево-Ивановского кряжа, который достигает здесь наивысшей точки - 334 метра над уровнем моря. Расстояние до областного центра - 76 км. Дебальцево - крупнейший железнодорожный узел страны.
    Находится: Украина, Донецкая область.

    Основан в 1878 году, как железнодорожная станция в связи со строительством Екатерининской железной дороги. До наших дней сохранилось здание железнодорожного вокзала, возведенное в 1879 г., теперь это памятник архитектуры.

    Название связано с прилегающим селом Ильинкой, которое в 19 веке было даровано статскому советнику Илье Николаевичу Дебольцову за участие в подавлении восстания декабристов. Спустя некоторое время Ильинка получила свое второе неофициальное имя - Дебольцовка. Именно так она была указана на топографических картах 19 века, и станция, которую основали на северных границах имения Дебольцова, получила название Дебальцево.

    В 1894 году поблизости от станции был сооружен механический завод. Он выпускал строительные фермы, пролеты железнодорожных мостов, вагонетки для узкоколеек.

    В 1905 - 1908 гг. в Дебальцево Донецкой области были сооружены:

    • товарная станция,
    • два депо,
    • расширены вагонные мастерские.

    В 1911 года население Дебальцева составило 20 тысяч человек. В поселке не было водопровода, мощеных улиц. Работали две небольшие больницы, амбулатория, церковноприходская, земская и железнодорожная школы.

    Во время Февральской революции, Гражданской войны и до становления советской власти в 1919 году, город Дебальцево не раз переходил «из рук в руки». Вначале Гражданской войны Дебальцево был приграничным пунктом УНР. Далее в разные периоды в Дебальцево находились и донские казаки, и войска Деникина, и Красная армия, а во время правления гетмана Скоропадского, с апреля по декабрь 1918 года, австро-немецкие вооруженные силы.

    В 1919 году наступление на Дебальцево развил бронепоезд «Власть Советам!», под командованием Л. Г. Мокиевской-Зубок. Во время боя за станцию она и погибла. Но после большевиков Дебальцево заняли войска Деникина. К концу 1919 года в Дебальцево была установлена советская власть.

    В 1921 году Дебальцево получил статус уездного города Бахмутского (позже - Енакиевского) уезда.

    Статус города поселок получил в 1938 году. К 1939 году население города Дебальцево выросло до 33 тысяч человек. В городе появились:

    • водопровод,
    • электричество,
    • был построен дворец культуры железнодорожников на 1200 мест,
    • был построен стадион,
    • открылся филиал Харьковского железнодорожного института.

    В годы первых пятилеток железнодорожный узел и машиностроительный завод подверглись реконструкции. Завод стал выпускать сталеразливочные ковши, шлаковозы, чугуновозы, затворы доменных печей.

    В 1970-х годах построены новые многоэтажные микрорайоны «Черемушки» (на северо-востоке города), имени 50-летия Победы и Восточный, в 1980-х также построен микрорайон «Фестивальный».

    Микрорайоны и части города:

    • Микрорайон «Центральный» занимает центральную часть города. Здесь расположены основные административные учреждения - городской совет и исполнительный комитет, управление внутренних дел, городской узел связи и прочие. Также здесь расположен железнодорожный вокзал и локомотивное депо Дебальцево-Пассажирское (ТЧ-14).
    • Микрорайон «Черемушки» расположен на западе города. Построен район в 70-х годах на осушенных болотах. Состоит из четырех- и пятиэтажных домов. На микрорайоне находится Дебальцевский филиал Артемовского техникума железнодорожного транспорта, общеобразовательная школа № 4, детский сад № 4, отделение «Ощадбанка». На окраине микрорайона находится отделенческая больница станции Дебальцево.
    • Поселок имени Рязанцева - Народное название - «Рязань». Поселок назван в честь героя гражданской войны Ф. А. Рязанцева, расположен на юго-востоке Дебальцево. По его территории проходит автотрасса Знаменка-Луганск-Изварино. Застройка - частный сектор. Здесь расположена общеобразовательная школа № 2. Естественной границей на востоке является балка Соленая.
    • Заводской поселок - один из старейших районов города. Был основан в конце 19 века при механическом заводе. В советское время поселок был облагорожен и благоустроен. Заводской поселок застроен двух и пятиэтажными зданиями. В Заводском поселке расположены городская санитарно-эпидемиологическая станция, Центр культуры и досуга (бывший ДК завода), отделение Укртелекома, городская пожарная часть, детский сад и стадион «Авангард».
    • Поселок имени Толстова - восточная окраина города. Назван в честь А. Н. Толстого, советского писателя, который в рассказе «Морозная ночь» описал события на станции Дебальцево во время Гражданской войны. Состоит из индивидуальных построек. В этом районе находится Центральная городская больница и Холм Славы.
    • Микрорайон «Восточный» - один из самых «молодых» районов города. Микрорайон застроен типовыми пятиэтажными зданиями. По проекту в результате расширения должен был слиться с микрорайоном имени 50-летия Победы, но с упадком строительства это не удалось. Здесь находится школа № 1, детский сад, ПТУ. На микрорайоне «Восточный» был реализован пилотный проект отопления - построена электрокотельная.
    • Поселок имени Коняева носит имя героя двух революций Н. Н. Коняева, который 28 декабря 1917 года был застрелен на перроне вокзала станции Дебальцево. Постройки - частный сектор. Вытянут вдоль железной дороги. Здесь находится городской хлебозавод, а также ПЧ-5.
    • Микрорайон имени 50-летия Победы - район смешанной застройки. Многоэтажные постройки на севере района переходят в частный сектор. Северо-восточная оконечность Дебальцево. Микрорайон тесно связан с расположенными рядом предприятиями железной дороги. Здесь находятся общеобразовательная школа № 6, детский сад, военизированная охрана Донецкой железной дороги. Остановочный пункт «I площадка».
    • Микрорайон «Фестивальный» расположен на севере города. Микрорайон застроен многоэтажками. Молодой район Дебальцево. Здесь расположено множество предприятий железной дороги: вагонное депо сортировочное, асфальтовый завод, ПМС-9, метеорологическая станция, спорткомплекс «Мы», остановочный пункт "Колесный" и «Метеорологический».
    • Поселок «8 Марта» - прилегающий к железной дороги поселок. Один из наиболее отдаленных от центра районов. Северная окраина города. Частный сектор. Здесь находится школа № 7, детский сад, КРМЗ.
    • Поселок Октябрьский - северо-восточная окраина города. Наиболее отдаленный от центра район. Поселок ограничивается железнодорожными ветками на Чернухино и Луганск, а также автотрассой. Здесь находится локомотивное депо Дебальцево-Сортировочное (ТЧ-10). Остановочный пункт " 2 площадка".

    Социальная сфера:

    • 2 больницы,
    • 16 детских садов,
    • 8 общеобразовательных школ,
    • 3 вечерние школы,
    • школа интернат,
    • 2 дворца культуры: Железнодорожников и имени 40-летия ВЛКСМ,
    • музыкальная школа,
    • три летних кинотеатра,
    • 2 стадиона,
    • дворец спорта «Локомотив»,
    • спорткомплекс «МЫ»,
    • Спортивная детско-юношеская школа (ДЮСШ),
    • 29 библиотек,
    • краеведческий музей (с 1966 года),
    • дом пионеров,
    • станция юных техников.

    Достопримечательности города:

    • Дом науки и техники вагонного депо (улица Калинина)
    • Спортивный комплекс "Локомотив"
    • Городской центр культуры и отдыха (улица Заводская)
    • Железнодорожный вокзал (памятник архитектуры 19 века)
    • Памятник воинам-интернационалистам (улица Советская)
    • Памятник воинам-освободителям от немецко-фашистских захватчиков (Центральная площадь)
    • Памятник героям, погибшим в Великой Отечественной войне (поселок Заводской)

    Знаменитые жители Дебальцева:

    • выдаю­щийся русский геолог Л. И. Лутугин - исследователь угольных ме­сторождений, создатель обзорной геологической карты Донбасса, за которую он был удостоен большой золотой медали на международ­ной выставке в Турине в 1911 году. В 1898 - 1914 годах в городе находилась его летняя штаб-квартира.
    • поэт Владимир Сосюра.
    • Борис Евдокимович Щербина - советский государственный и партийный деятель. Один из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири. Член ЦК КПСС (1976 – 1990 гг.), кандидат в члены ЦК КПСС (1961 – 1976 гг.). Депутат Верховного Совета СССР 6 - 11 созывов.
    • Герой Украины Г. В. Кнышов.

    Сегодня. Город понемногу оправляется от войны и пытается вернуться к мирной жизни, однако, для его полного восстановления понадобится еще не один год.

    На въезде в Дебальцево. Стелу отремонтировали и покрасили. Прежняя, с патриотическими надписями была, конечно колоритнее, но эта вполне себе красавица

    Встречаются в Дебальцево такие вот дома. Но, завалы расчищаются, дома готовятся к восстановлению!

    Встретили много семей с детьми. Потеплело, и маленькие "жукашечки" повыползали погулять под весенним солнышком.

    Восстановление города идет полным ходом. Впервые я попал в Дебальцево сразу после освобождения, 3 марта 2015 года. Есть с чем сравнивать.



    Новогригорьевка. Раньше это был Артемовский район, сейчас село подчинено администрации Дебальцево. Красиво.

    В Новогригорьевке целые дома найти достаточно сложно. Из 300 довоенных жителей поселка сейчас наберется только сотня.

    А здесь, у сельского магазина, была минометная позиция украинских войск.

    Бродить там опасно - полно минометных мин со взрывателями и прочего ржавого барахла.

    Например, такого.

    Братская могила советских воинов. Осколок попал статуе солдата прямо в грудь.

    Здесь лежат воины 71-й бригады ВВ НКВД.


    Общий вид.

    Нашли такой вот раритетный "девайс" из металла.

    В день праздника "Серп и Молот"!



    В траве по сей день валяются противогазы, патроны, разное армейское барахло. Кто каток от "мотолыги" потерял?

    Двор жилого дома. Здесь стоял "Кривбасс" - 40-й мотопехотный батальон ВСУ.

    В хозяйстве все пригодится.

    Здесь живут люди.

    С детьми.



    Поселок "8 Марта". Раньше это была улица Чапаева. Сейчас местные остряки прозвали ее улицей "Имени танкового биатлона". Удирая от армии ДНР, украинские танкисты просто расстреливали эти дома из танковых орудий.



    Год постройки: 1947. Разрушен в 2015-м.

    А здесь хорошо видно, что это был не "прилет" откуда-то сверху, а именно расстрел дома прямой наводкой.

    "Дата-центр" Дебальцевского железнодорожного узла. Ну, или то, что от него осталось.

    Дебальцево, памятник погибшим в 2014 - 2015 гг.

    Памятник героине Гражданской войны Л.Г. Мокиевской-Зубок, командиру бронепоезда № 3 "Власть Советам!".


    Год назад. 03 марта 2015 года. При отступлении украинские солдаты бросали своих раненых. Они в курсе, что наши раненых не добивают, а лечат, чего не скажешь об оппонентах - по официальным данным ДНР, в украинском плену выживают только трое из десяти ополченцев.

    Год назад. 03 марта 2015 года. При отступлении бросали все - армейские и личные документы, вещи, оружие и боеприпасы, технику, и даже милые маленькие игрушки, которые украинские дети присылали своим "героям АТО".

    Дебальцево. Как это было
    Исповедь разведчика

    Игорь Лукьянов (позывной Маклауд) Дебальцево видел разным - почти мирным, на грани катастрофы и за ее гранью. В первую ротацию в составе 25-го батальона территориальной обороны он провел там пять месяцев и уехал перед Новым годом. Когда две недели спустя вернулся назад, город был в окружении сепаратистов, и в кольцо ему пришлось прорываться, чтобы потом с боями и потерями из него выходить. Из колонны в 100 человек уцелели 14. Это было за день до того, как президент по ТВ отчитывался о "плановом и организованном выводе частей" из Дебальцево.

    Помощь Маклауду

    Игорь Лукьянов в мае 2015 года вернулся на передовую в зону АТО. ТСН.ua решил помочь Маклауду и его сослуживцам купить форму, средства связи, планшеты, генераторы, сканеры радиоэфира, аккумуляторы для тепловизоров.

    Помочь ребятам можно, перечислив деньги на карту ПриватБанка:
    4731 2171 0836 6152
    Андрийченко Виктория Романовна

    Но об этом и войне в целом Маклауд рассказывает так же спокойно, как и о своей мирной жизни. Он не говорит о зверствах сепаратистов, а оценивает исключительно уровень их военной подготовки. Об убитых и раненых - тоже сухо: только цифры и даты. Единственное, что вызывает слабые эмоции - промахи украинского командования.

    Во второй части Лукьянов рассказал о том, с чего начинался "котел", почему он не верил, что город могут взять сепаратисты и что на самом деле происходило в Дебальцево, когда туда вошли боевики.

    Наше Дебальцево

    В Дебальцево попал случайно. В военкомате меня спросили: "В 25-ку пойдешь?". Я говорю, конечно пойду. Я ж воевал с ними. Позвонил ребятам в 25-ке, сказал встречать. А меня привезли в Десну (пгт в Черниговской области). Уже там понял, что путаница получилась с названиями: 25 батальон территориальной обороны "Киевская Русь" и 25 аэромобильная бригада.

    На тот момент в батальоне, где было около 700 человек, боевой опыт имели не больше семи. Остальные - новички. Долго притираться пришлось. Они же диванные войска: знают все по слухам и окопным мнениям товарищей, которые там уже были.

    Осенью 2014-го в Дебальцево стянули крупную группировку украинских войск

    В Дебальцево мы выехали 24 июля прошлого года. Сперва заняли Чернухино (по дороге это 20 км, а напрямую - 5 км до Дебальцево). Там стоял К2 (Киев-2 - ред ). Мне дали 2 минометных расчета, которые обеспечивали прикрытие, и сказали - командуй. У меня было 8 человек - по четыре на миномете. Быстро стало понятно, что сидеть в яме и стрелять вслепую, максимальная видимость была полтора километра, нет смысла, поэтому я начал ползать по кустам.

    Когда К2 уехал, мы тоже снялись и переехали в само Дебальцево. Там уже начались более активные боевые действия и стало понятно, что нужно организовывать взаимодействие с артиллерией. Наша задача была в том, чтобы противник не подошел к артиллерии: пока существовала артиллерия, до тех пор существовал этот выступ. Никаких капитальных фортификационных сооружений у нас не было.

    Все делали своими силами - обычные блиндажи перекрытые обычными бревнами. Время окопаться было, но это не решало проблемы: мы окапывались лопатами, а противник - тракторами. Если у нас перекрытия были деревянные, то у них железобетонные доты отливались. Максимум, кто-то из наших сам договорился и привезли бетонные плиты. Это все делали на уровне среднего и нижнего командного звена.

    Время окопаться было, но это не решало проблемы: мы окапывались лопатами, а противник - тракторами. Если у нас перекрытия были деревянные, то у них железобетонные доты отливались

    Тогда никто не ожидал, что сепары могут пойти в наступление. Когда мы туда пришли, там стояла немаленькая наша группировка - подразделений шесть. Это примерно 2,5 тыс человек. А противника там немного было, до одной тысячи. Они занимали перешеек и опорные пункты. И еще в тылах была артиллерия. У них была классическая тактика Славянска: "блуждающие" минометы и ДРГ (диверсионно-разведовательные группы).


    Группа сепаратистов в Углегорске, что под Дебальцево

    Моим участком фронта тогда был северо-восток: Чернухино, Дебальцево и до Санжаровки. Рельеф местности предусматривал только три опасных направления, где могут пройти танки, и мы их все контролировали. Самое главное - у нас были преобладающие силы артиллерии. Мы давили любой огонь противника. У нас были гаубицы, пушки, системы реактивного огня, самоходные установки. Террористы боялись стрельнуть. На моих глазах было разбито три батареи. И это были не ополченцы, а обученные специалисты из России.

    В первую ротацию мы пробыли там 4 месяца. За это время сделали то, что должен был делать Сектор: организовали сеть НП (наблюдательных пунктов), организовали КМП - наш штаб артиллерии, завязали взаимодействие с пехотой. У нас в тылу врага почти до последнего дня на терриконе был пункт наблюдения, где сидел взвод, который давал координаты, куда бить.

    Что касается технического оснащения и обмундирования, то лично мне дали автомат и экипировку. Все остальное покупали за свои деньги или помогали волонтеры.

    Осенью 2014-го ВСУ полностью подавили артиллерию боевиков под Дебальцево

    Автомобили были наши. Мы их привезли с собой, в эшелонах. Тот ГАЗ-66, который нам дали, быстро сдох. Все возили на джипах. На войне, как правило, транспорт, который выдает МО, используется для перевозки припасов, потому что в джип не положишь все это. Но ездить на Урале по полям и выполнять какие-то задачи невозможно. Я ездил на своей Mitsubishi Pajero. Нас, правда, заправляли, но тоже по личным договоренностям. Ведь чтобы машину заправить, ее нужно поставить на баланс МО. То есть, фактически отдать.

    Уезжали мы прямо перед Новым годом. По итогу тогда осталось пять единиц техники - один ГАЗ-66 и собственный транспорт. Интересно, что сеть НП, развернутая нами, не была частью штатных позиций, я мог просто встать, развернуться и уйти. Они даже не были нанесены на карту, и слава богу, потому что их бы из-за утечки информации разбомбили. Но поскольку позиции были выгодные, налажена радиосвязь, так оставлять была неохота. Мы переговорили со 128 бригадой и они посадили туда своих людей.

    Наши сидят в окопах, по ним непонятно откуда стреляет артиллерия, сепаратистов никто в глаза не видел, зато справа и слева боевые потери. Это то, к чему сводится война последние два столетия: артиллерия - основной поражающий фактор

    Нас на момент отъезда было две роты - человек 200-300. Это не потери. Некоторые не выдержали, заболели, комиссовались. Людям с Майдана воевать сложно, как, впрочем, и руководить ими. Самой большой проблемой была паника. Я, к примеру, долго не говорил своим, что Дебальцево находится в окружении. Скажи это, началась бы паника.

    Тогда все шли на войну с четким образом, который прошлой весной был и у меня: сейчас передо мной поставят сепаратистов, дадут шашку и скажут "руби". На самом деле все иначе: наши сидят в окопах, по ним непонятно откуда стреляет артиллерия, сепаратистов никто в глаза не видел, зато справа и слева боевые потери. Это то, к чему сводится война последние два столетия: артиллерия - основной поражающий фактор.

    Только перед самым отъездом у сепаров произошла ротация и вместо казаков, которые тоже сидели в окопах и в открытую конфронтацию лезли неохотно, приехали морпехи вооруженных сил РФ. Мы узнали об этом по нашивкам и радиоперехватам. И они такие бесстрашные, без опыта боевых действий решили пойти в наступление. В открытую. Мы, честно были ошарашены такой наглостью.

    Огневая позиция ВСУ в Дебальцево

    А они по полю в полный рост встали и пошли. В итоге мы перепахали их батальон. Потом они выехали на технике за 200-ми и 300-ми и мы перепахали технику. В итоге пришлось им еще раз проводить ротацию: подразделение, которое в первом бою теряет больше 10% личного состава, небоеспособно. Вообще, это ошибка россиян - они заигрались со спецвойсками, сделали на них ставку, а богом войны была и есть артиллерия.

    Уезжали мы из Дебальцево спокойно. Дороги не обстреливались. Было перемирие, которое, правда, очень плохо сказывалось на личном составе. Потому что когда перестают стрелять, начинается водка.

    Чужой город

    Дома мы пробыли две недели. На второй раз мало кто захотел поехать - все резко заболели. Вернуться решило где-то 40%. Самая большая ошибка была в том, что не прошел необходимый период восстановления боеспособности. Ни техника, ни имущество не были восстановлены. Из техники в моем подразделении было три машины, а бойцы добирались обычными автобусами. По сути неподготовленный батальон отправили в неизвестном направлении. Мы думали, что едем в Донецкий аэропорт, только позже выяснилось, что назад - в Дебальцево.

    По приезду мы поступили в оперативный резерв 128 бригады и нам сразу сказали: "Ребята, дороги на Дебальцево уже нет". Мы ничего не поняли, как это могло случиться за две недели. Посмеялись, но оказалось, что так и было. Дорогу простреливали. Мы решили занять старые позиции и наладить взаимодействие с пехотой.

    Когда приехали на КМП в Дебальцево, было непонятно - наше оно или нет. Потому что когда уезжали из города, там ходила масса военных, гражданских. Тут приезжаем, над головой все время что-то летает и ни местных нет, ни военных. Никто не владел обстановкой. Картина была удручающая.


    Старушка кормит голубей в Дебальцево во время затишья

    У нас на тот момент почти не было артиллерии и с той стороны уже было превосходство. Наша разведка прозевала передислокацию крупных сил противника. Они со всего фронта собрали, что было и привезли усиление.

    К моменту нашего прибытия нашу артиллерию полностью подавили. Когда с той стороны стоит дивизион "Градов" и стреляет по мере подношения снарядов, сложно отвечать. Во вторую ротацию по нам стреляло все: "Грады", "Ураганы", "Смерчи", самолеты и вертолеты.

    Авиация использовалась регулярно. Это может подтвердить 40 батальон, 128 бригада, Нацгвардия. Один-два раза в день на небольшой высоте пролетал самолет и отстреливался. Много летать боялись, потому что была ПВО.

    Всего террористы пять раз пытались взять Дебальцево. Четыре - неудачно. Первый раз было наступление на Никишино - отбивали всеми силами. Я потерял два миномета и половину личного состава из минометов, не убитыми, но ранеными. Потом два раза пытались наступать на Новогригоровку - там перепахали их батальон и устроили танковое кладбище: 40-ка подбила штук пять и мы три штуки. БТРы я не считаю.

    Четвертый раз срывали наступление, когда шли городские бои. Наши захватили карту командира штурмующего подразделения террористов на которой был отмечен район их сосредоточения перед Дебальцево. Наша артиллерия перепахала его. Но с пятого раза они город взяли.

    Сектор дал команду занимать городскую оборону, но, не зная реального положения дел, они сказали занимать позиции, которые уже были заняты сепаратистами

    В конце в городе связи не осталось вообще никакой, кроме той, что была налажена нами - наша сеть НП-шек. Обороны тогда тоже не было. Сектор дал команду занимать городскую оборону, но, не зная реального положения дел, они сказали занимать позиции, которые уже были заняты сепаратистами.

    И мы вместе с начштаба 128-ки рисовали карту обороны. Сами, потому что Сектор уже не понимал, что происходит. Из-за этого хаоса на моих глазах два подразделения попали в локальное окружение и никто не понимал что делать, потому что командование сидело в подвале за большой картой.


    Жители Дебальцево в панике пытаются уехать из города после начала активных боевых действий

    Дебальцево можно было удержать. Я бы сам остался и держал. В городских боях боевики положили бы всю свою армию. Но чтобы остаться нужно было знать, что с той стороны к нам будут пробиваться. А тупое "сидение" было бессмысленно: у нас заканчивались припасы, раненых становилось все больше, убитых тоже, а подразделение деморализовалось. Для артиллерии привозили какие-то крохи, которые выстреливались за полчаса.

    И я точно знал, что с той стороны к нам не идут на помощь, кольцо быстро сужается, а сил противника все больше. Пробиться сквозь них было бы сложно.

    Приказа об отступлении у нас не было и быть не могло - не было связи. И смысла оставаться нам уже не было - мы не могли выполнять боевые задачи - разведка и корректировка. У нас уже не было чем стрелять и нечего было разведывать - под носом шли городские бои. Свое подразделение я решил выводить двумя частями. Тогда у меня было 18 человек, плюс шесть минометчиков и два фаготчика. Невосполнимый у нас был один.

    Пока мы видели, что впереди стоит подразделение 40-ки, стояли на своих позициях. Потому что отошли бы мы, они бы попали в окружение. А им приказа об отходе не было. Но они оказались неглупыми ребятами - отошли на мои позиции, а я - дальше. Потом попытался вывести подразделение в пешем порядке - не получилось, нас разбили на две группы. В Дебальцево не было как в фильмах о Великой отечественной - сепаратисты не шли единым фронтом - просачивались небольшими группами и рассредоточивались. Все бегали по городу хаотично.

    В колонне нас было около 100 человек, вышло 14 и один пленный

    Одна часть нашего подразделения вернулась к 40-ке, вторая - к 128-ой. Я посадил вторую группу на транспорт, в колонну, которая увозила раненых. Они попали в засаду, потеряли одну машину, но вырвались. Я остался на позициях 128-ой, помогал координировать действия с 40-й - у меня оставалась с ними связь. Когда подошла вторая часть моего подразделения, с ними начал выходить. У нас тогда было 2 БТРа, 2 КамАЗа, один Урал и бензовоз. В колонне нас было около 100 человек, вышло 14 и один пленный.

    Ведущий колонны не знал дорогу, нас обстреляли. Потом попади в засаду. Вся техника была взорвана. Один БТР разорвало на куски с людьми, а наш на брюхе еще прыгал. Один раненный выжил. Он рассказывал потом по телевизору, как лежал замерзал в полях. Его в плен взяли, а потом вернули.

    Мы вырвались из первой засады и попали во вторую. Потом вышли на 30-й батальон. Шли аккуратно, потому что наши ведь не знали, что это за мужики с автоматами по полям ходят.

    Я не могу понять, почему все говорят, что мы сдали Дебальцево? Ребята, мы сдали, минимум, 9 населенных пунктов вокруг него. Это кусок украинской территории. Там остались проукраински настроенные люди. Мы бросили их, хотя обещали, что не уйдем. Что с ними сейчас? Как им живется?

    Я пока буду восстанавливать боеспособность подразделения - нужно заменить часть людей, найти новое оборудование. Сейчас это главное, потому что люди, которые были в котле первый раз, сильно деморализованы - они видели, как это происходило и теперь воевать не хотят.

    Что касается техники, то мою машину сейчас чинят волонтеры. Двигатель стоит $1 000. Они собирают по крохам. Вот еще пример, у меня в бронежилете пластина стоит 300 баксов. Воевать без нее я возможности не вижу, а она у меня разбита пулей. Пластину нужно поменять. А еще нужны радиостанции, планшеты, аккумуляторы.


    Есть, конечно, вопрос, что делать с людьми, которые поддерживают Россию на оккупированных территориях после их возвращения. Эту проблему должна решать власть - проводить украинизацию. Это очень длинная история. Кто-то, конечно, никогда не полюбит Украину, но тогда эти люди просто уедут. Я это вижу по Краматорску. Те, кто были за ДНР и ЛНР сейчас ходят с потухшими глазами. Им тяжело, они уезжают. В Донецке будет так же. После победы.

    Похожие публикации