В помощь школьнику и студенту

Искусство правильной ассоциации в нлп. Нейролингвистическое программирование (НЛП): описание методики, применение, критика

Александр Любимов

Наша голова – это совершенно восхитительные инструмент. Если ей научиться пользоваться правильно можно делать очень интересные вещи. Подумайте на сколько это забавно – видеть себя со стороны. Мы все умеем делать это. Одни это делают чаще, другие реже. Вы можете прямо сейчас взглянуть на себя с потолка. А как вы выглядите, если смотреть с большого пальца вашей правой ноги? Темно? Ну, представьте что вы сидите на ботинке. Не правда ли забавно. А если посмотреть с расстояния метров в сто. Из-за окна. Шторы мешают – мысленно можно убрать. А стены сделать прозрачными. Вот такой маленький человечек читает малюсенькую книжицу. А если взглянуть на себя с кончика собственного носа. Такие разные бугры, здоровенные волосищи (это кто их волосками называет?).

Теперь вы можете вернуться и посмотреть на всё это собственными глазами. Что изменилось?

- Когда я летал и смотрел на себя со стороны – там чувств практически не было. Но когда я вернулся – сразу стало больше ощущений.

- Смотришь на себя и как бы отдаляешься. Вот сидит человек.

Есть несколько способов воспринимать ситуацию. Можно быть внутри и видеть всё собственными глазами(ассоциация), а можно смотреть на себя в этой ситуации со стороны (диссоциация).

Естественно, для того чтобы диссоциироваться не нужно выходить в астральное тело или ещё чего-нибудь в таком же духе. Просто мозг может сконструировать такую точку зрения: вне ситуации . Как это использовать – об этом дальше.

Когда мы ассоциированы, мы эмоционально включены в ситуацию, мы в ней. Мы переживаем, двигаемся, радуемся или огорчаемся, чувствуем боль или восторг. Когда мы диссоциированы мы наблюдаем со стороны, можем взвешенно оценить то, что происходит. При этом чувства остаются внутри ситуации. Так же когда мы диссоциированны мы можем оценить, как мы выглядим со стороны. Есть даже такой прибор, которые мы постоянно используем для этого – называется зеркало.

Можно участвовать в драке и наблюдать за ней со стороны. Пусть эта драка называется боксом. И если человек на ринге, то он чувствует азарт, переживает эмоции, двигается, испытывает боль и напряжение. Зритель же просто наблюдает за этим со стороны – оценивает красоту движений, определяет куда надо двинуться и как ударить.

Какой удар. Надо было сильнее врезать. И снизу.

Понятно, что есть некоторое различие – получить удар по голове или посмотреть на это со стороны.

- То есть в диссоциированном состоянии человек не испытывает чувств?

Почему, испытывает. Только это чувства "по поводу". Оценочные переживания: хорошо, интересно, красиво. Они обычно действительно намного слабее, чем в ассоциированном состоянии.

У меня была одна клиентка. Она вообще из диссоциации не вылезала. Она на всё смотрела "со стороны". Это вызывало у неё определённые трудности.

Например, мы с мужем занимаемся сексом, - говорила она. – Я вижу двух людей, которые занимаются любовью. А я то тут при чём?

Ассоциация и диссоциация – это два разных опыта, два разных способа воспринимать одни и те же события. Диссоциация позволяет более взвешенно и спокойно относиться к происходящему, уйти от сильных неприятных переживаний и боли. Но одновременно с этим вы можете уйти и от приятных и восхитительных чувств.

Например, любовь (как и секс) лучше все-таки переживать изнутри. А не заниматься подглядыванием. Хотя некоторые это любят. Им настолько интересно подглядывать за другими, что они не могут расстаться с этой привычкой даже по отношению к себе. Это довольно интересный подход – вместо секса посмотреть плохонький порнофильм.

Вообще, хорошо бы научиться приятные моменты переживать изнутри, а неприятные – снаружи.

Не всегда, но чаще всего.

Как смотрится со стороны.

Диссоциация позволяет посмотреть на себя со стороны. Это важный навык, потому что есть довольно много вещей, где хотелось бы знать, как это всё со стороны то смотрится.

Был один молодой человек. Он очень любил танцевать. Он любил это настолько, что даже занимался бальными танцами. Когда он танцевал, он погружался в это полностью. Он плыл в этом ощущении, он пропускал эту музыку через себя и выражал в движении. Он прекрасно чувствовал партнёршу…

Но его никогда не брали на соревнования. Этот парень был настолько внутри танца, что то, как это выглядит снаружи его не интересовало. А зря. Для зрителей важно, как это смотрится со стороны. Смотрелся со стороны он достаточно неприглядно.

Вот его и научили смотреть на то, как он танцует со стороны и делать так, чтобы ему не только было внутри хорошо, но и красиво со стороны. И его быстренько начали посылать на все эти соревнования. И он там начал даже занимать какие-то места.

Прибор для взгляда со стороны – это зеркало. Но зеркало не всегда можно использовать, да и не со всех ракурсов оно вам показывает. А голова всегда с собой. И ею можно пользоваться в любое время. Подумайте над этим.

Взвешенная оценка ситуации.

Ещё одна вещь, которую даёт диссоциация – более спокойная и взвешенная оценка ситуации. При чём как текущей, так и прошлой. Сделайте прямо сейчас следующее – вспомните ситуацию, в которой вы спорили и считали, что вы совершенно правы. Сделали?

Хорошо. А теперь выйдите из этой ситуации и посмотрите о ней кино – вот люди спорят. Один из них даже носит ваше имя… Диссоциируйтесь то есть. Что изменилось?

- Я стал относиться к той ситуации с большим юмором.

- Я сейчас посмотрел – и чего собственно спорят!

- А мне стало смешно. Это тогда казалось для меня таким важным – а сейчас смотрю – женщина раскраснелась, кричит, руками размахивает! Итальянская комедия какая-то.

Итак, для большинства произошли определённые изменения в оценке.

- А у меня ничего не изменилось. Как было, так и есть.

Опиши, как ты это воспринимал раньше.

- Ну, я вспоминаю наш этот спор – я объяснял заказчику определённые вещи. Мы…

Сделай пожалуйста следующее – попробуй войти в ситуацию, прожить её изнутри. Вернись обратно туда…

- Сейчас попробую. О-о-о, чёрт! Как он меня тогда достал!

Хорошо. А теперь взгляни на неё так, как ты мне описывал перед этим.

- А, да! Получается я её с самого начала воспринимал диссоциированно. Интересно.

- А как вы узнали, что он диссоциированно её вспоминает? Он же этого не говорил.

Но показал. Всем своим видом. Человек выглядит совершенно по-разному в ассоциированном и диссоциированном состоянии. Вот сейчас вы и потренируетесь эти различия калибровать.

Калибровка.

Объединитесь в группы по 4-5 человек. Вы все по очереди будете Рассказчиками, а остальные в это время будут Наблюдателями.

Рассказчик выбирает какую-то эмоционально включённую ситуацию и рассказывает о нём. Проживая всё заново. Потом он рассказывает об этом же событии, но уже диссоциированно.

Задача Наблюдателей калибровать сенсорно очевидные различия между этими двумя состояниями, а так же следить, чтобы Рассказчик находился в нужном состоянии. То есть, если он рассказывает ситуацию изнутри, он делает это всё-время ассоциированно. А когда рассказывает диссоциированно – то он всё время это делает диссоциированно. Напоминайте ему об этом.

Как это было?

- У нас в группе некоторые рассказчики всё время пытались из диссоциации уйти в ассоциацию.

- При диссоциированном рассказе человек выглядит более спокойным, как бы застывшим.

- Когда диссоциируешься переживания как бы отдаляются, становятся нейтральными.

Замечательно. Теперь давайте суммируем результаты ваших калибровок.

Использование.

Когда вы пользуетесь разными способами восприятия, помните о том, что нет чётких правил того, где когда что будет наиболее подходящим. На мой взгляд наиболее эффективный подход – это когда вы умеете контролировать свой способ восприятия. Захотел – вошел в ситуацию, захотел – вышел. Вопрос именно в умении, способности выбирать нужную точку зрения. Вы можете, например, прыгать туда сюда для того, чтобы иметь практически одновременно и "включённость" и "трезвый расчёт". Можете "максимально погрузиться в переживания" или полностью "выйти из ситуации". Это зависит от того что происходит и от ваших целей. Естественно, для того чтобы вы это могли нужно натренировать умение как диссоциироваться, так и ассоциироваться (у одних лучше получается первое, у других – второе). А так же удерживать нужное состояние и по мере надобности переходить из одного в другое.

Упражнения.

Тренировка диссоциации.

Посмотреть на себя:

с потолка;

с кончика ваших ботинок;

из-за окна;

из космоса;

с кончика носа;

из-за плеча.

Какие различия в восприятии?

Калибровка собственного состояния.

Как вы можете определить, в ассоциированном или диссоциированном состоянии вы находитесь? Найдите не менее трёх признаков для каждого состояния.

Например. Ассоциация: более интенсивные переживания, наклон туловища вперёд, глубокое дыхание. Диссоциация: поза прямая, поверхностное мелкое дыхание, ощущение напряжения в коже лба.

Когда – где.

Определите для себя в какие события вам предпочтительно воспринимать ассоциированно, а какие – диссоциированно.

Удержание состояния.

Возьмите отрезок времени: 5-10-20 минут. И во время всего этого периода удерживайте либо ассоциированное, либо диссоциированное состояние.

Тренировка Диссоциации.

Так же в тройках: Клиент, Оператор и Наблюдатель.

Клиент старается вытащить Оператора на эмоциональный диалог. Он может плакаться, наезжать, просить, обвинять – на его вкус. Задача Оператора во время всего разговора быть в диссоциированном состоянии. Наблюдатель следит за временем и даёт обратную связь – на сколько хорошо работал Клиент и удалось ли Оператору удержать желаемое состояние.

15 мин.

Подстройка.

В тройках: Клиент, Оператор и Режиссёр.

Клиент с Оператором беседуют на любую интересную им тему. Но при этом Клиент находится то в ассоциированном, то в диссоциированном состоянии. А когда в каком – решает Режиссёр. Он же и подаёт сигналы в какое состояние перейти. Например: рука ладонью вверх – диссоциация, ладонью вниз – ассоциация. Оператор же калибрует состояние Клиента и подстраивается – Клиент в ассоциацию и Оператор за ним, Клиент диссоциировался – и Оператор тоже.

Задача Клиента – вызывать и удерживать нужное состояние.

Задача Оператора – калибровать и подстраиваться.

Задача Режиссёра – калибровать состояние обоих, следить, чтобы Клиент удерживал нужное состояние. А после упражнения дать качественную обратную связь – как это было, насколько хорошо Оператор калибровал и удерживал состояние и т.д. Так же Режиссёр следит за временем.

20 мин.

Изменение прошлого.

Ещё один способ использования ассоциации – диссоциации, это изменение способа восприятия прошлого. Есть хороший способ испортить себе жизнь – все ситуации, связанные с неприятными переживаниями вспоминать ассоциированно, а с приятными – наоборот. Я вам даю гарантию – жизнь станет вполне несносной.

Хотя может при этом она будет и достаточно насыщенной эмоционально. С адреналинчиком, так сказать.

К стати, есть люди которые именно так и поступают. Они берут кусок прошлого, живенько диссоциируются от всех приятных переживаний, но зато в страдания погружаются с полной самоотдачей. После этого процесса любые текущие неприятности покажутся сущей ерундой – когда сзади подпирает такая куча всякой мерзости. В этом есть определённый смысл. Ну, особенно если задача максимально испортить себе жизнь и помочь в этом другим.

- А не будет ли так, что если диссоциироваться от неприятных переживаний, то опыт теряется. И человек снова и снова наступает на одни и те же грабли?

Опыт то не теряется – вот он. Наблюдай сколько хочешь. Диссоциация как раз и позволяет организовать наш опыт так, чтобы им можно было пользоваться. При взгляде со стороны мы можем более взвешенно оценить собственное и чужое поведение, сделать выводы и так далее. А неприятных переживаний обычно хватает прямо на месте – не вижу смысла влезать в них каждый раз, как нужно что-то вспомнить. Это как если бы для того, чтобы взять нужный справочник сначала нужно было бы пройтись по горящим углям. Это конечно поможет проявиться характеру и подтвердит важность информации… Если кто решится. Скорее всего просто отобьётся всякое желание вообще туда лазить.

Но мне что-то не хочется иметь дома такую библиотеку.

Вопрос в обучении. Выводы сделал, научился – работа окончена. Естественно, если человек туп настолько, что не учится, то жизнь ему будет подкидывать задачки. Пока не научится: сюда нельзя. Но из плохих переживаний, находясь внутри, научиться обычно крайне сложно. Внутри плохо, а когда вышел – думать об этом уже не хочется. Пока опять не вляпаешься в ту же мерзость. От неприятных переживаний хочется уйти. А как обдумать событие, если оно связано с дискомфортным переживанием? Каждый раз проходить через это не очень хочется. Поэтому стараются просто не думать. Но проблема при этом никуда не денется – если ничего не поменять, в такой же ситуации будет то же самое.

К одесситу подходит приезжий с чемоданом:

- Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный

вокзал?

- Знаете, он там будет, даже если вы туда не пойдете!

Обычно, когда говорят об опыте, то подразумевается, что на событиях человек чему-то научился. Что-то изменил в себе, в своём поведении.

Опыт – это то, что мы получаем, когда не получаем того, что хотим.

Диссоциация как раз и помогает создавать опыт , воспринимать проблемные ситуации более взвешенно и менее эмоционально.

Переоценка прошлого.

Маленькое упражнение. У кого было трудное детство? Ира.

У тебя было плохое детство, а может жизнь у тебя подпорчена в другой период?

- Это скорее подростковый возраст.

Хорошо. Сделай сейчас следующее – вернись мысленно по времени назад, когда ты ещё не была подростком.

Замечательно. Подумай, приятные ситуации ты бы поместила скорее слева или справа?

- Приятные справа.

Тогда неприятные у нас будут слева, так?

- Да, конечно.

Хорошо. Представь что все события твоей жизни лежать на линии – лини времени. На ней есть и участок с твоим подростковым возрастом. Прямо сейчас мысленно пройдись по этому участку и рассортируй ситуации – приятные направо, неприятные налево.

- Что, абсолютно все ситуации?

Ты рассортируй те, которые тебе будут попадаться. Естественно, тебе не нужно это делать абсолютно со всеми – только со значимыми. Часть ты можешь сделать сознательно, а часть может отсортироваться вполне бессознательно. Просто мысленно пройдись и разреши этому произойти.

- Да, я сделала это.

Теперь сделай следующее – мысленно сойди с линии времени вправо и пройди через все эти приятные ситуации. Это может быть достаточно быстро, просто проживи все эти приятные события, испытывая опять те же эмоции и чувства. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.

Замечательно. А теперь ты можешь мысленно пройтись еще раз по линии времени, но ты будешь находиться на ней, а те ситуации, которые ты поместила налево будут для тебя в виде фильмов об Ире в этих ситуациях. Ты можешь приближать или удалять экраны, на которых тебе показывают это кино, но помни, что ты находишься на линии времени, а события тебе только показывают. Точно так же, можешь взять столько времени, сколько тебе для этого нужно.

Да, я и это сделала.

Теперь сделай следующее – положи приятные события обратно на линию времени, а неприятные события оставь слева. И, после того, как ты это сделаешь, ты можешь опять мысленно пройтись по линии времени, проживая приятные события и рассматривая, что делала Ира в неприятных событиях. Помни о том, что у тебя есть возможность при необходимости войти на экран и прожить ситуацию изнутри. Но пусть неприятные события хранятся у тебя в виде диссоциированных кинофильмов.

- О-о-о!

Что получилось?

- Сначала мне казалось, что у меня в этом возрасте просто не было ничего хорошего. А сейчас мне кажется, что приятных событий было даже больше. А многие ситуации, которые мне казались раньше неприятными – я на них посмотрела – они вроде даже как приятными стали. Я их направо поместила. И многое просто вспоминается. Оказывается хорошее было время.

Ира, подумай. А не может ли вот такое новое восприятие этой части твоего прошлого как то повредить тебе?

- Я думаю нет.

И последнее. Ира, посмотри в своё будущее. Что там измениться в связи с этой работой?

- Мне кажется я буду более жизнерадостной. И более уверенной в себе.

Замечательно. Тебе понравилось то, что получилось?

- Да, спасибо!

Что мы сейчас сделали? Мы просто сменили точку зрения на опыт. Ира проассоциировалась с приятными переживаниями и диссоциировалась от неприятных. Не бывает так, чтобы было совершенно всё плохо. Или всё хорошо. Вопрос только в том, как мы это воспринимаем. Здесь мы обучили Иру воспринимать приятные события ассоциированно, а неприятные – диссоциированно. Правда только на одном кусочке её жизни. Но то же самое можно сделать и для других кусков, а можно и для всей жизни… Просто времени это займёт несколько больше.

- Может ли это как-то повредить?

В событии может быть много разных переживаний. Если человеку кажется, что неприятных больше он оценивает ситуацию как неприятную. И наоборот. А в там может содержаться и полезный опыт. Диссоциированно до него не добраться – он внутри. Если просто от всего отстраниться – этот опыт станет недоступен. Поэтому здесь важно умение человека если надо войти в ситуацию, которую он на данный момент воспринимает диссоциированно, и получить доступ к этим переживаниям. В этом случае скорее всего проблем быть не должно.

Структура личного опыта - это основной объект изучения НЛП. Существует два существенно различных способа структурирования состояний, и лучшая возможность оценить их - на собственном опыте.
Подумайте о печальном переживании - лучше о том, когда вы были слегка расстроены, а не когда получили серьезную травму. Обратите внимание, видите ли вы себя в этой ситуации, как в телевизоре или на экране кино, или же вы сами находитесь внутри ситуации, глядя на все своими собственными глазами, видя все точно так же, как в то время, когда это происходило.
Может быть, вы быстро перескакиваете то в одно состояние, то в другое.
Теперь отвлекитесь. Подвигайтесь, стряхните с себя печаль и подумайте недолго о чем-то другом. Подумайте о действительно приятном переживании, от которого вы на самом деле получили удовольствие. Вспоминая его, снова обратите внимание на то, видите ли вы себя в картинке или вы сами находитесь внутри ситуации.
Еще раз отвлекитесь и вернитесь в настоящее.
Когда вы смотрите на самого себя в ситуации с другой точки зрения, вы оказываетесь диссоциированным от нее. Когда же вы вспоминаете ситуацию, глядя на нее своими собственными глазами, видя, слыша и ощущая все так, как будто вы снова находитесь в ней,- тогда вы ассоциированы с ней.
Самое важное различие заключается в том, что, когда вы ассоциированы, вы получаете ощущения той ситуации. Когда же вы диссоциированы, вы автоматически снижаете интенсивность этих ощущений.
Выбор между ассоциированным и диссоциированным воспоминанием предоставляет огромную свободу в закреплении того или иного эмоционального состояния. Когда вы вспоминаете приятную ситуацию, ассоциируйтесь с ней. Тогда вы получите связанные с ней приятные ощущения. Когда же вам в голову приходит неприятная ситуация, диссоциируйтесь. Тогда у вас появится возможность держаться от нее на расстоянии и извлечь из нее урок.
Трудно учиться на собственных ошибках, если мы ассоциированы с этими ошибочными ситуациями. Мы получаем в них сильные неприятные ощущения и выпрыгиваем обратно в настоящее. (Вот почему фобии оказываются такими стойкими - ощущения настолько интенсивны и неприятны, что почти невозможно вернуть назад и переоценить первоначальную ситуацию. нлп может лечить фобии быстро, используя диссоциацию для смягчения переживания и получения возможности извлечь из него урок на будущее. Альтернативный путь - это месяцы десенсибилизации и, главным образом, разрушения старых якорей и замены их новыми.) Когда вы ассоциируетесь с негативным состоянием, вы снова и снова погружаете свое тело в эти неприятные ощущения. В этом нет необходимости. Существует распространенное высказывание: "Кто не учится на своем прошлом - повторяет его". Когда вы извлекаете новый опыт из неприятного переживания, вы непроизвольно сохраняете его в виде диссоциированной картинки.
Ассоциация и диссоциация - это способы существования. Когда вы вовлечены в ситуацию, получая от нее удовольствие, вы оказываетесь ассоциированными (по крайней мере, мы так надеемся, в противном случае вы многое потеряли бы). Когда же вы задумчивы - вы диссоциированы. Диссоциация защищает нас от ударов и травм, мы просто "отсутствуем".
Ассоциация не может быть лучше или хуже диссоциации, все зависит от того, что вы хотите. Если вы хотите проанализировать опыт и поучиться на нем, тогда диссоциируйтесь. Ассоциация помогает находиться в настоящем моменте.

(секреты счастья от НЛП)

В прошлом материале "Азбука НЛП: диссоциирование, ассоциирование" мы подробно разбирали пару важных для НЛП терминов - ассоциа­ция и диссоциация .

Напомню, речь идёт о том способе, которым мы просматриваем «фильмы» событий настоя­щего и прошлого.

Если мы вспоминаем картинку, в которой мы смотрим на себя со стороны, то это - диссоциированное состояние. Так мы перекрываем доступ к чувствам и переживаниям того (или же - теку­щего) момента.

Если, вспоминая или переживая что-то здесь и сейчас, мы находимся внутри картинки и не смотрим на себя со стороны, а сами там и присутствуем, ощущая «всей кожей», то это называется - ассоциированное состояние. Так мы открываем все шлюзы для пере­живания эмоций и чувств, которые дарит конкретная ситуация.

Человек, не знакомый с НЛП ни интуитивно ни по книгам, ассоциирует и диссоциирует, как бог на душу положит, поэтому часто попадает впросак.

В этой статье я хочу затронуть две важные темы.

  1. Как избежать разочарования в человеке (если вы страдаете таким эмоциональным расстройством) или в некотором отрезке своего прошлого (например в предыдущем распавшемся браке). Иными словами, как не превратить своё прошлое в ад?
  2. Как не превратить в ад своё настоящее? (Как научиться быть счастливым и доволь­ным своей жизнью?)

Приступим к первой теме: как не превратить своё прошлое в ад?

Очень часто наш друг, подруга или супруг начинают нас раздражать, и вскоре вместо друга (мужа) подруги (жены) у нас образовывается, если не враг, то во всяком случае сильно раз­дражающий нас человек.

Это похоже на проклятие античных богов и это - страшно. Всё, к чему бы мы ни прикаса­лись, со временем превращается в смердящее зловоние. Мы теряем друзей, мы с тихим ужа­сом и раздражением констатируем: «Меня окружают одни...». (Каким словом вы чаще поль­зуетесь, такое и подставьте сами.

А происходит это вот почему. В нашем сердце поселяется обида. И эта обида (без нашего разрешения) начинает копаться в наших «фильмах» о прошлом и менять там настройки.

Так, все хорошие моменты, связанные с этим человеком, наша обида делает диссоциирован­ными.

А все плохие, наоборот, ассоциированными.

Потом, потирая руки, обида уходит в свой угол и там засыпает, а мы остаёмся с «фильмами» о прошлом, которые нужно теперь перенастраивать.

А перенастраивать-то нужно вручную и самим - никому третьему эту работу не перепору­чишь.

Итак, что же делать, чтобы мир людей вокруг нас (даже бывших друзей) не превратился в «мир сволочей», которые только и делали, что унижали нас и отбирали у нас игрушки...?

Вспомните два события, одно - негативное, второе позитивное.

Прокрутите их в голове НЛП-ишным фильмом так, чтобы хороший эпизод Вы посмотрели в ассоциированном состоянии, а плохой - в диссоциированном состоянии (со стороны, в отдалении, в чёрно-белом варианте...)

А потом, когда справитесь с этим заданием, на нижете на связку воображаемых бус все са­мые хорошие эпизоды, и переживите КАЖДЫЙ из них - в ассоциированном состояние.

Напомню, ассоциированное состояние - это так, чтобы Вы находились сами внутри этого своего опыта и имели доступ ко всем переживаниям.

Если есть несколько сильных негативных воспоминаний об этом человеке, также на нижете их на отдельную низку и проживите каждый в диссоциированном состоянии.

Вторая тема: как не превратить в ад своё настоящее?

НЛП-тренеры любят рассказывать, как они «раскалывают» вечно ноющих своих клиентов, у которых мир - это юдоль скорби и в жизни нет вообще ничего хорошего.

Причём такие люди отнюдь не копируют судьбу Иова Многострадального, а даже преуспева­ют - кто в чём. В общем, милостыню им подавать не хочется...

Отчего же столько реального, не надуманного нытья?

НЛП-ИСТ - ЭТО ПСИХОТЕРАПЕВТ С ОТВЁРТКОЙ, И ОН ЗНАЕТ ВСЁ ПРО КИНОАППА­РАТ, КОТОРЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ «ЧЕЛОВЕК».

НЛП-исты заметили, что у таких людей опять-таки (как и в прошлом случае) СБИТЫ ВСЕ НАСТРОЙКИ.

Отчего-то они (отчего, мы сейчас не будем выяснять) всегда находятся в диссоциированном состоянии, когда пережи­вают успех и удовольствие с радостью, и быстренько ассоциируются, когда переживают не­приятную историю.

Как будто бы эти люди надевают солнечные очки, заходя в квартиру и снимают их, выходя на палящий зной, а потом жалуются на то, что ничего не видят...

Или как будто бы эти люди выходят погулять на улицу только в те вечера, когда с матча идёт толпа футбольных фанатов проигравшей команды, а потом эти люди жалуются, что у них очень опасный город, где бьют лицо просто так...

Всё, что остаётся НЛП-доктору, встретившему подобного нытика, которому ничего не мило в жизни - это насильно научить пребывать человека со сбитыми настройками в ассоцииро­ванном состоянии, когда он переживает ситуацию «удовольствия» и «успеха» и также научить его переходить в диссоциированное состояние, когда ему - туго.

А туго бывает всем. Даже самым счастливым людям.

Нейролингвистическое программирование является популярным и бурно обсуждаемым направлением практической психологии . Актуальность данного предмета обусловлена рядом причин. Во-первых, методы НЛП находятся на стыке нескольких дисциплин: психологии, психотерапии, программирования и языкознания. Во-вторых, НЛП представляет собой новое исследовательское направление, нацеленное, главным образом, на практическое применение в жизни человека. Кроме того, хотя нейролингвистическое программирование часто критикуется академическим сообществом, данная дисциплина содержит большое количество полезных и «работающих» приёмов, о которых и пойдёт речь в уроках этого раздела. В данном онлайн-тренинге вы бесплатно научитесь пользоваться ключевыми техниками НЛП: метамоделью, фреймингом, рапортом, якорением, работой с состояниями и репрезентативными системами, а также познакомитесь с лучшими практиками, играми, книгами, видеороликами данной тематики.

Что это такое?

НЛП (Нейролингвистическое программирование ) - это область практической психологии, разрабатывающая прикладные техники, моделирующие приёмы и практики знаменитых психотерапевтов и мастеров коммуникаций.

Другими словами, НЛП занимается изучением положительного опыта специалистов в области психотерапии, гештальтпсихологии, психоанализа, лингвистики, гипноза, с целью в дальнейшем использовать этот опыт. По сути, НЛП представляет собой моделирование приёмов успешных людей для того, чтобы сделать эти приёмы общедоступными.

Стоит отметить, что НЛП не является наукой, а знания, в силу особенностей их получения, не могут быть полноценно научно верифицированы. Более того, научное сообщество скептически относится к данному направлению, и в вузах редко можно встретить курсы по НЛП. Но важно понимать, что у создателей НЛП не было цели сделать полноценную научную теорию. Им важно было найти общедоступные техники, раскрывая сложные методики известных практиков психологии.

Краткая история

Совместная работа по созданию нейролингвистического программирования была начата в конце 1960-х годов группой специалистов Калифорнийского университета: Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком во главе с их научным попечителем знаменитым ученым-антропологом Грегори Бейтсоном. Система НЛП была разработана с целью ответить на вопрос, почему определённые психотерапевты так эффективно взаимодействуют со своими клиентами. Вместо того чтобы исследовать данный вопрос с точки зрения психотерапевтической теории, Бендлер и Гриндер обратились к анализу методов и техник, применяемых этими психотерапевтами, путем наблюдения за ходом их работы. Затем ученые сгруппировали изученные методы в различные категории и представили их в виде общих моделей межличностных отношений и влияния людей друг на друга.

Знаменитыми специалистами, чей профессиональный опыт было решено преобразовать в модели, были выбраны:

  • Вирджиния Сатир - семейная терапия
  • Милтон Эриксон - эриксоновский гипноз
  • Фриц Пёрлз - гештальттерапия

Первые результаты изучения практических навыков этих психотерапевтов появились в 1975 году и были опубликованы в работе «Структура Магии. Том 1» (1975). Затем расширенные материалы исследования модели были представлены в книгах «Структура Магии. Том 2» (1976) и «Изменения в семье» (в соавторстве с Вирджинией Сатир, 1976). Результатом проведенной работы стала так называемая Метамодель, о которой вы узнаете из первого урока нашего тренинга. Эта модель послужила фундаментом для дальнейших исследований в данной области и привела к созданию целого направления практической психологии. Сегодня НЛП является открытой методологией, имеющей множество последователей, дополняющих ее авторскими разработками.

Применение навыка НЛП

НЛП пытается научить людей наблюдать, понимать и воздействовать на себя и окружающих так же эффективно, как это делают опытные психотерапевты и мастера коммуникаций. Поэтому у НЛП широкий спектр применения, в который можно включить такие направления, как:

  • психотерапия,
  • управление временем,
  • обучение,
  • менеджмент и управление ,
  • продажи,
  • юриспруденция,
  • писательство и журналистика.

НЛП позволяет развивать коммуникативные навыки, необходимые каждому человеку. Кроме того, НЛП помогает личному развитию: способности правильно понимать свои эмоциональные состояния, разносторонне воспринимать окружающий мир, достигать гибкости в поведении. Продвинутые техники НЛП позволяют лечить фобии и психологические травмы, сохранять хорошую психическую форму и поддерживать высокий уровень работоспособности.

Как этому научиться

Дополнительный материал

В рамках одного онлайн курса невозможно описать все возможные модели и техники нейролингвистического программирования. Это связано и с тем, что данное исследовательское направление продолжает развиваться, моделируя новые психологические и лингвистические техники. Многие из этих техник достаточно специфические, поэтому они будут интересны далеко не всем читателям 4brain. Чтобы вам было легче найти нужную информацию, мы решили дать ссылки на дополнительные материалы (книги, видео, статьи), которые не вошли в наш курс.

Книги

В магазинах можно встретить множество учебников по НЛП, но часто эти книги содержат мало полезной информации. Чтобы вы могли лучше ориентироваться в литературе по нейролингвистическому программированию, мы подобрали список наиболее популярных и проверенных книг . В него вошли:

  • Фокусы языка. Роберт Дилтс
  • Из лягушек - в принцы. Джон Гриндер
  • НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП. Боденхамер Б., Холл М.
  • Искусство убеждать. Ричард Бендлер
  • 77 лучших техник НЛП. Майкл Холл
  • И некоторые другие.

Видео

В силу того что многие техники НЛП представляют собой конкретные речевые приёмы и способы поведения, всему этому сложно научиться, только лишь читая текстовое описание. Важной составляющей обучения являются наглядные примеры людей, которые уже освоили нужную технику, а также мастер-классы и лекции ведущих специалистов. Видеоролики с такими примерами и выступлениями мы тоже постарались включить в наш тренинг и дополнительные материалы.

Похожие публикации