В помощь школьнику и студенту

Неисповедимы значение. Фраза "Пути Господни неисповедимы": что это значит, история происхождения. Спасение после крушения корабля

«Пути Господни неисповедимы» — в чем смысл известной крылатой фразы? Кто был её автором? На эти вопросы Вы сможете найти ответ, прочитав статью на Правмире.

«Пути Господни неисповедимы» — кто автор фразы?

На самом деле, автором выражения, которое «ушло в народ» является никто иной, как апостол Павел: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ! (Рим.11:33).

«Пути Господни неисповедимы» — смысл этих слов заключен в том, что человеческий разум не имеет возможности полноценно осознать ход исторических событий и понять причинно-следственные связи даже в собственной жизни. Лишь Господь знает Свой замысел о мире и о каждом из нас.

Апостол Павел не говорил о том, что за замыслом Господа надо следить, а восхищался мудростью Творца. Блаженный Феофилакт говорил о послании апостола: «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их» .

«Неисповедимый» на старославянском языке так говорили не о поступке, которое нужно исповедовать, а о чем-то, что невозможно выразить словами или познать. Фактически «неисповедимо» в данном случае — синоним слова «неисследимо».

Известные слова встречаются и в Отечнике: «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”» .

«Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости», — писал Преподобный Иоанн Лествичник.

Та же мысль часто встречалась в произведениях древних писателей. Сюжет трагедии Софокла (496-406 гг. до н. э) «Царь Эдип» также строится вокруг непредсказуемости и неотвратимости Божественной воли.

На латыни фраза «пути Господни неисповедимы», глубокий смысл которой помогает людям пережить тяжелые испытания до сих пор, звучит как Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt.

Существуют известные притчи, раскрывающие смысл фразы:

Спасение после крушения корабля

Потерпев крушение, корабль затонул неподалеку от острова. Выжил лишь молодой мужчина, который подплыл к острову и стал ждать спасения счастливый, что выжил.

День за днем он ждал и молился, но помощи все не было.
В один из дней он возвращался в дом, который построил и увидел, что дом горит. Сгорело и все имущество, которое он использовал для жизни на острове.

Мужчину охватили ярость и отчаяние.

Я столько дней здесь молился! Я просил Тебя! — Обратился он к Господу, — Ты же не только не спасаешь меня, но отнимаешь все, что у меня было.

В изнеможении он заснул рядом с пепелищем.

Следующим утром мужчина проснулся и увидел на горизонте корабль, который подплыл и забрал его с острова. Он спросил у капитана: «Как вы меня нашли? Я ждал столько дней». «Мы увидели большой костер на острове», — ответил капитан.

О справедливости

Жил один старец, который мучился вопросом: «Почему одни становятся бедными, а другие богатыми? При этом бедняки часто одарены, а в богатых семьях растут обычные люди, которым просто повезло?». Он часто задавал этот вопрос Богу и однажды Бог послал к старцу своего ангела. Ангел поместил старца на высокое дерево и велел три дня наблюдать за тем, что происходит вокруг.

В первый день старец увидел всадника в дорогих одеждах и сверкающих латах. Всадник проскакал мимо на вороном коне и обронил мешок.

На второй день к тому же месту пришел пообедать фермер. Он увидел мешок, раскрыл его, в мешке было золото. Фермер бросил свою еду и скорее убежал с мешком.

На третий день появился нищий странник, который обрадовался еде и сел ее есть. Тут вдруг появился богатый всадник. Решив, что странник забрал его золото, всадник пытал странника, но, ничего не добившись, убил его.

Старец был возмущен, он сказал «я должен был увидеть высшую справедливость, но увидел еще больше несправедливости». Тогда к нему снова явился ангел, чтобы растолковать смысл увиденного. Ангел сказал: «Всадник был сборщиком податей. Его гнала прочь жадность, поэтому он потерял свой мешок. Фермер был разорен со злым умыслом. Если бы он не нашел мешок, погибла бы вся его семья. Нищий в молодости совершил страшное убийство, он раздал имущество и бродил по свету в поисках мученической смерти, моля о том, чтобы мученическая кончина искупила его тяжкий грех. Всадник, убивший его, от мук совести перестанет собирать подати и обратиться к Богу».

Здравствуйте! Очень бы хотелось узнать: откуда возникло выражение: «Пути Господни неисповедимы» и что оно означает.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Источником этого афоризма являются слова св. апостола Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ! (Рим.11:33).

Апостол изумляется величием и премудростью Божественного Промысла, который непостижимыми для человека путями ведет человечество к предназначенной Им от века цели. «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их» (блаж. Феофилакт). Славянское слово неисповедимый значит «невыразимый словами», «неизреченный».

О путях Божественного Промысла мы знаем в той мере, в какой Сам Господь нам открывает для нашего спасения. Все, что сверх этого, сокрыто в бесконечной Премудрости Божией. «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”» (Отечник ).

В наш век, когда смирение является редчайшей добродетелью, часто встречаешь людей, которые самонадеянно оценивают пути Господни. Это происходит от скрытой или явной гордости. «Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости» (Преп. Иоанн Лествичник).

Порою нам кажется, что то что происходит в нашей жизни или жизни наших близких, родных, знакомых - несправедливо. Мы не понимаем почему Бог позволил произойти тому или иному в жизни кого-то, считая это неправильным, осуждая. При этом совершенно забывая о заповеди "Не суди, да не судим будешь ".

Мы не помним наши прошлые жизни, поэтому не знаем за что страдаем. Но зная о существовании закона причин и следствий, мы можем предполагать, что если в этой жизни кто-то был убит, то скорее всего в прошлой жизни он сам был убийцей, и тем самым просто получает кармическое возмездие, чтобы понять на своём собственном опыте ошибочность подобного действия и не повторять подобной ошибки впредь.

Пути Господни неисповедимы для нас.

Наше будущее основано на нашем прошлом . Программа нашей жизни составляется специалистами в иерархии Бога, чтобы учесть множество нюансов, среди которых обязательно учитывается кармическая задолженность и меры по её отработке, а также ставится конкретная цель для наработки в душе нужных качеств и навыков, чтобы двигаться дальше в эволюции.

В живом Космосе всё всегда должно постоянно развиваться и прогрессировать, а всё, что не желает развиваться, уничтожается как брак и тем самым не имеет будущего.

Наш выбор определяет наше будущее.

Нам дана возможность в определённых ситуациях нашей жизни совершать выбор. Своим выбором мы определяем своё будущее, мы выбираем те энергии, которыми наполняется наша душа. Творим добрый поступок - наполняемся энергиями добра, творим злой поступок - накапливаем в душе энергии зла. Каких энергий в нашей душе больше после десяти воплощений на Земле, к той иерархии мы и становимся принадлежать - Бога или Дьявола.

Бог своим душа предоставляет свободу выбора до 30%, что означает, что небесные программисты при составлении программ для человека, принадлежащего к иерархии Бога, на 70% формируют жёсткий сценарий событий, которые человек никак не сможет избежать в своей жизни, но в 30% ситуаций ему предоставляются несколько различных ситуаций, среди которых он может выбирать.

Разные пути ведут к разной судьбе.

Разные пути будут вести душу к наработке разных видов энергий, обеспечивать разную судьбу - более или менее счастливую, которую будет определять сам человек в рамках дозволенной свободы выбора. Тем самым формируя в человеке за счёт выбора - энергии творчества, развивая и воспитывая в человеке высокие морально-нравственные качества и профессионализм.

Дьявол же своим душам не предоставляет свободы выбора, его души развиваются по жёсткой линейной программе без права отступления от неё ни на шаг. Развивая в своих душах беспрекословное подчинение, формируя в душах своих подчинённых преимущественно отрицательные виды энергий.

Так ка нам неизвестна наша программа жизни, неизвестны пути Бога, которые остаются для нас неисповедимыми - нам следует верить, что всё что происходит в нашей жизни и жизни других, происходит по Его замыслу, в соответствии с великими целями воспитания и развития душ в мироздании. Поэтому не следует осуждать кого бы то ни было, тем более самого Бога. В том что происходит с нами, виноваты прежде всего мы сами. Наша задача - осознать свои ошибки, чтобы двигаться дальше на пути постоянного прогрессирования.

Очень часто в речи мы употребляем фразу «Пути Господни неисповедимы!» Что это значит, и откуда пошло это выражение? Ведь говоря кому-то эти слова, человек даже не задумывается о том, что кроется в них, какой их тайный смысл?

История возникновения фразы

Чаще всего эти слова служат утешением в каком-то горе и надеждой на счастливое будущее. Их произносят и священники, и простые обыватели, которые даже никогда не открывали Священного Писания. А ведь именно впервые можно прочитать эту фразу.

Изначально смысл слов можно встретить в обращении апостола Павла к римлянам. Сейчас для людей эта фраза звучала бы несколько непривычно, поэтому после ряд изменений мы начали говорить: «Пути Господни неисповедимы!»

Чтобы понять истинное значение каждого слова в Библии, нужно понимать его не умом, а душой и сердцем. Тем не менее эти слова можно объяснить следующим образом:

  • у Господа свои планы, и обычному человеку понять их не представляется возможным;
  • узнать, какой путь выбрал для вас Бог невозможно;
  • заглянуть в будущее считается грехом;
  • гордыня человеческая всегда будет наказана, поэтому не нужно думать, что можно что-то сделать самому без воли Всевышнего.

Каждый православный должен верить Богу и благодарить его за любое происходящее событие. Даже если судьба посылает тяжелые испытания, следует смириться, терпеть и ждать милости. Только тогда Всевышний может приоткрыть завесу тайны.

В древние времена люди намного больше почитали Бога, чем теперь. Они верили в него и знали, что Господь ведет их только по пути, которого они достойны. И эта дорога приведет их к очищению души и воссоединению со Всевышним.

Сейчас же многие подвержены гордыне, они не верят, что есть кто-то свыше, который может вершить судьбу. Такие люди верят только в себя. Они строят планы, которые реализовывают самостоятельно, не думая иногда о других. Но иногда система дает сбой. И, казалось бы, решенное дело не так-то просто завершить. Или случаются ситуации, которые выбивают нас из привычного ритма жизни, неожиданно наступает болезнь или смерть близкого человека. Вот тогда для поддержки кто-нибудь обязательно скажет эти значимые слова.

В христианской литературе есть несколько притч, в которых звучит эта мысль: «Только Господь знает, что впереди».

  1. Притча о спасении. Однажды у берегов необитаемого острова затонуло крупное судно, и в живых остался лишь один молодой матрос. С трудом он выбрался на берег, построил себе хижину и ждал, что вскоре его найдут. Шли дни, но бедного юношу так никто и не спас. В один из дней в его владениях случился пожар. Огнем было уничтожено все, что могло продлить существование этого одинокого моряка. Тогда юноша в ярости упал, стал биться головой и восклицать, что такое наказание не заслуженно. Он и так старался, как мог, чтобы выжить в одиночку. Вдруг на горизонте показался небольшой корабль. Когда спасенный моряк спросил, как они его нашли, капитан ответил: «Мы случайно разглядели высокий костер и решили, что кто-то просит помощи».
  2. Притча о монахе и его сновидении. В горах в совершенном одиночестве и молитве жил монах, который мечтал о том, чтобы узнать все тайны Господа, изучить все Его заповеди и проникнуться верой в Него. Неожиданный сон заставил его забыть эту мечту. Ему привиделся неизвестный, который поманил отшельника с собой в путь. Всего 3 дня путешествовали они вместе, но каждый из этих дней приносил отшельнику только разочарования. Сначала путник украл золотую чашу, потом устроил пожар и в третий день сбросил в реку человека. Все свои действия он оправдывал замыслами Бога.

Только объяснения открыли глаза монаху. Оказывается, во-первых, жидкость в чаше должна быть отравлена, во-вторых, после пожара бедный крестьянин найдет зарытый клад, и в-третьих, сброшенный в реку паренек должен был стать кровавым убийцей.

Услышав это, монах понял, что только Господь знает, что ему делать, и нельзя вмешиваться в Божий промысел.

Прочитав эти притчи, можно понять, что фраза «Пути Господни неисповедимы» очень сложна и значит лишь слепую . Каждый верующий должен слепо доверять Господу, постольку только Он знает, как правильно поступать. Ведь иногда даже самые грустные события приводят к самым радостным моментам.

Один могущественный шах имел привычку, переодевшись в платье дервиша, обходить свои владения. И однажды он заночевал в хижине бедного дровосека.

Твои дела, как я погляжу, идут неважно! - сказал переодетый шах.
- Да нет, уважаемый, что Вы. Я уповаю на Бога и его милостью продаю дрова. На еду хватает.
- Что бы ты стал делать, если бы не смог продавать свои дрова?
- Всё равно уповал бы на Бога и искал бы другое занятие, которым можно прокормиться.

«Вы вечная , и, пока вы не достигнете уровня духовного блаженства, вы никогда не будете удовлетворены, какие бы чувственные удовольствия вы ни испытывали.»
А.Ч Бхактиведанта Свами — тот, кто владеет своим умом и чувствами. Как правило, такой человек, познав Высшую Абсолютную Истину, даёт обет отречения.

">Свами Махарадж

Вернувшись во дворец, шах издал указ, чтобы дровосеки не появлялись в городе. Через пару дней, переодевшись в то же платье, шах пришёл навестить дровосека.
- Ну что? Похоже, сама судьба подслушала наш разговор. Что же ты теперь делаешь?
- Мастерю всякие вещицы из дерева и продаю их в городские лавки. На еду хватает.

Шах вернулся во дворец и приказал запретить торговлю леревянными изделиями в городских лавках. И вновь пришёл к дровосеку:
- Судьба преследует тебя, о несчастный! Теперь тебе нельзя продавать свои поделки. Чем же ты теперь будешь жить?
- Я устроился разносчиком на базаре. Всё хорошо, почтеннейший! Уповая на Бога, на еду я всегда заработаю.

На Бога надейся, а сам не плошай!
народная пословица

Шах пришёл во дворец и приказал: забрать всех базарных разносчиков в солдаты без содержания и без постоя. Когда же он вновь навестил дровосека, у того весело булькал котелок над очагом, а сам он что-то строгал из куска дерева.
- Ты, я вижу, не унываешь? - спросил переодетый шах.
- Нет. Ведь я уповаю на Бога. Меня забрали в солдаты и не дают ни денег, ни жилья. А я заложил свой меч и купил еды.
- Несчастный! А что, если это откроется?!
- Тогда и посмотрим, что выйдет. А пока я выстругаю деревянный меч. Будет совсем как настоящий.

«Ничего не принимай на свой счет. Всё, что люди говорят или делают, - это проекция их собственной реальности. Если Вы выработаете в себе иммунитет к чужим взглядам и мнениям, то избежите бесполезных страданий.»
Мигель Руис

На другой день шах приказал призвать отряд, в котором был дровосек. Солдаты выстроились перед ним. Дровосек не узнал шаха - ведь тот был в богатых одеждах и короне!
- Ты, выйди вперёд! - указал шах на дровосека. - Сейчас ты приведёшь в исполнение приговор, вынесенный изменнику!

Дровосек побледнел, но вышел вперёд и вытащил меч из ножен. Человек, приговорённый к казни, стоял на коленях и молился:
- Боже, уповаю на тебя! Сделай так, чтобы этот меч обратился в дерево, ибо я не виновен!

Все вокруг удивлённо вскричали, когда деревянный меч выпал из руки дровосека. Шах был столь изумлён, что возвысил его до визиря. Вскоре суд оправдал «изменника», поскольку нашлись свидетельства его невиновности. А шах своим девизом избрал слова: «Уповаю на Бога!»

P.S. Когда птица жива она ест муравьев, но, когда она умирает, муравьи едят её. Обстоятельства могут измениться в любое : сегодня Вы можете быть сильным, но завтра время может всё поменять: оно сильнее Вас! Единственное, что остаётся вечным и неизменным - это связь каждой души с Богом. Именно для этого и нужна человеческая жизнь - развить отношения с Богом.

Похожие публикации