В помощь школьнику и студенту

Сознание - высшая ступень развития жизни. Сознание как высшая ступень развития психики Сознание как ступень развития отражения

Высший уровень психики, свой­ственный человеку, образует созна­ние. Сознание есть высшая, интегри­рующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном обще­нии (с помощью языка) с другими людьми.

Сознание - высшая, свойствен­ная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружа­ющего мира, формирования у чело­века внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружаю­щей действительности. Сознание - высший уровень психического отра­жения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Основные характеристики созна­ния состоят в том, что: сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире; в сознании закреплено различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я»; сознание обеспечивает целеполагающую дея­тельность человека; в сознание вклю­чены определенные отношения и оценки внешнего мира. Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, состояния и свойства человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, не осознаются. Их называют бессознательным началом.

Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии ко­торых человек не дает себе отчета. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результа­тов.

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З. Фрейд.

Бессознательное проявляется:

В психических явлениях во сне;

В автоматизированных движениях в некоторых неосознанных побуждениях к деятельности;

В реакциях на неосознанные раздражители.

Сознание и бессознательное работают в режиме гармони­ческого единства:

В зоне ясного осознания человека находили лишь часть постоянных сигналов, они используются для осознанного управления поведением;

Выбор стратегии поведения;

Поиск новых способов решения;

Остальные сигналы используются для регуляции процессов, но на подсознательном уровне, для регуляции поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.


Самосознание личности. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятель­ность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи об­щения человека с людьми, группами, обществом в целом, про­исходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включа­ет 4 компонента (по В. С. Мерлину):

Сознание отличия себя от остального мира;

Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.

Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы че­ловеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формирует­ся у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концеп­ции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной - самосозна­ния, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (Л: Л. Рубин­штейн) согласно которой самосознание - высший вид созна­ния, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и разви­вались одновременно, едино и взаимообусловлено. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представ­ление человека о внешнем мире, а в результате синтеза само­ощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схе­ма собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и станов­ления понятийного мышления самосознание достигает рефлек­сивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне свя­занным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется пра­вым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосоз­нания - левым полушарием.

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, созна­ние себя как субъекта, автономного от среды (физической сре­ды, социальной среды);

2) осознание своей активности - «Я, управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутренне­го опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживает­ся непрерывностью его переживаний во времени: помнит о про­шлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания исполь­зуют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем насто­ящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосоз­нания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема са­моотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте само­сознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постоль­ку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как дей­ствующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более много­гранным, Сознательное поведение является не столько проявле­нием того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе обще­ния с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (не взирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня :

непосредственно-чувственный уровень - самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;

целостно-образный, личностный уровень - осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная иденти­фикация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;

рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень - осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

целенаправленно-деятельный уровень - своеобразный син­тез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыраже­ния.

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1. от­ношение к себе;

2. отношение к другим людям;

3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция);

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным.

1. эгоцентрический уровень от­ношений (отношение к себе как самоценности влияет на отно­шение к другим людям («Если мне помогают, то - хорошие люди»);

2. группоцентрический уровень отношений («Если дру­гой человек принадлежит к моей группе, он - хороший»);

3. просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность, ува­жай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);

4. эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность- главное в отноше­нии к другому человеку»).

Существуют специфи­ческие расстройства самосознания :

деперсонализация , когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;

расщепление ядра личности . Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал, «Я», обладало памятью, индивидуальностью, утверждало соб­ственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;

нарушение телесной идентификации , когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;

крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бы­тия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В.П.Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я".

Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания:

1. отражательная,

2. порождающая (творчески-креативная),

3. регулятивно-оценочная,

4. рефлексивная функция - основная функция, характеризует сущность сознания.

В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1. отражение мира,

2. мышление о нем,

3. способы регуляции человеком своего поведения,

4. сами процессы рефлексии,

5. свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ; 2) операционное и предметное значение; 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

  • III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  • III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  • IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  • Проверил: преподаватель

    Шапаренко А.А


    Сознание как высшая ступень развития психики

    Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

    Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).

    Рис. 1 Функции, свойства сознания

    Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

    «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С.Л. Рубинштейн).

    Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

    В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В преринатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.

    Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью, т.е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.


    Рис. 2 Развитие сознания

    Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

    Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко).

    I.Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

    1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

    2) чувственные образы.
    II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

    1) значение;

    Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

    Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

    На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т.к. для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).

    Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».


    Рис. 3 Структура сознания

    Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

    Функции сознания:

    1) отражательная,

    2) порождающая (творчески-креативная),

    3) регулятивно-оценочная,

    4) рефлексивная - основная функция, характеризует сущность сознания.

    В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

    Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие.

    Слово, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка. Язык и объективированные в нем формы мышления - это определенным образом рационализированные формы сознания, которые обретают видимую самостоятельность, но в действительности являются только вершиной айсберга.

    Рефлектированные, рациональные структуры сознания имеют в своем основании другое содержание, источник и энергию образования этих рациональностей. Рациональные структуры являются только частной реализацией базовых оппозиций сознания, во-вторых, в сознании часто наличествуют конфликтующие структуры. И разрешение таких конфликтов, освобождение энергии сознания для следующего цикла развития возможно только через акты осознания на себе (в том смысле, что все психическое содержание, подлежащее осознанию, уже существует и функционирует в моей психике, и только то, что живет во мне, я и могу осознать, осознать же что-то внешнее невозможно).

    Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.

    Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

    Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

    Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

    Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

    Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент.

    Заключение

    · Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственнаятолько человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями,абстрактными понятиями.· “Ядром” сознания, способом его существования является знание.· Формирование сознания связано с возникновением труда.· Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труди язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.· Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы- человеческого мозга.· Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно -единое целое.Высшим уровнем психического отображения, характерного только человеку какобщественно-историческому существу, является сознание. Сознание – этоотображение в психике человека идеальных образов действительности, своейдеятельности, самого себя. Сознание – не просто образ действительности, аособенная форма психической деятельности, ориентированная на отображениедействительности. Список литературы 1. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М.Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.2. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.:Политиздат, 1988. - 592с.3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2. Под общ.ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.4 Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф.А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 1970.- 432с.

    Понятие сознания является одним из центральных в психоло­гии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взгля­дов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в много­численной психологической, психиатрической, кибернетической, фи­зиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю разви­тия психологической науки проходят исследования в области дан­ной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии 3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные тео­рии о проблемах сознания и бессознательного.

    К. Юнг в книге «Сознание и бессознательное» рассматривает отношение между «эго» и бессознательным, понятия коллективно­го бессознательнго, инстинкта.

    В книге А.Г. Спиркина «Сознание и самосознание» анализиру­ется проблема соотношения сознательного и бессознательного в процессе творчества, структура бессознательного, выясняется, поче­му именно не уровне подсознания часто рождаются новые идеи, возникают оригинальные ассоциации образов.

    С.Л. Рубинштейн в своей книге «Бытие и сознание» пишет, что «сознание, то есть осознание объективной действительности, начи­нается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъек­том выступает объективное содержание предмета».

    На вопрос «Что такое сознание?» вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сло­жен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в об­ласти явлений сознания нет закономерностей и что оно непозна­ваемо. Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах психологии, вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Приведем одно из определений сознания, которое дал советский психолог Г. Спиркин: «Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творче­ском преобразовании действительности, в предварительном мысли­тельном построении действий и предвидении их результатов, в ра­зумном регулировании и самоконтролировании поведения чело­века».

    Психика присуща как человеку, так и животным, и характеризу­ется различными уровнями.

    Высший уровень психики, свойствен­ный человеку, - это сознание. У животных психика базируется на рефлексах.

    Сознание - высший уровень отражения действительности, про­являющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать реше­ния и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

    Человеческое сознание - это совокупность знаний об окружа­ющем мире, это способность мыслить.

    Вне социальной среды, вне общества нет личности, нет созна­ния. Без ясного сознания, как определенное состояния мозга, не­возможна психическая деятельность.

    Сознание имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью, речью.

    Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество. Здоровый психически человек способен ориентироваться в месте, времени, окружающей обстановке, соб­ственной личности. При патологии это свойство сознания нару­шается.

    В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у раз­ных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:

    1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающе­го мира, отделяет себя, свое «я» от внешних вещей, а свойства вещей - от них самих.

    2. Способен увидеть себя, находящимся в определенном месте пространства и в определенной точки временной оси, связыва­ющей настоящее, прошлое и будущее.

    3. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с

    другими людьми.

    4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные от­ношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.

    5. Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намере­ниях и желаниях.

    6. Знает особенности своей индивидуальности и личности.

    7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты

    и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению

    преднамеренных произвольных действий.

    Все эти признаки противопоставляются противоположным чер­там неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.

    Обязательным условием формирования и проявления всех ука­занных выше специфических качеств сознания является язык . В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. «Язык - особая объективная система, в которой запечатлен об­щественно-исторический опыт или общественное сознание, - как отметил А.В. Петровский - Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием». Из струк­туры должны быть выводимы важнейшие функции и свойства.

    Переведем этот принцип на рассматриваемый вопрос. Обратим­ся к структуре сознания. Одно из первых представлений о струк­туре сознания ввел 3. Фрейд. Его иерархическая структура выгля­дит следующим образом; подсознание-сознание-сверхсознание, и она, видимо, уже исчерпала свой объяснительный материал. Но необ­ходимы более приемлемые пути к анализу сознания, а подсозна­ние и бессознательное вообще не обязательны как средство в изучении сознания. Более продуктивной является давняя идея Л. Фейербаха о существовании сознания для сознания и созна­ния для бытия, развивавшаяся Л.С. Выгодским. Можно предполо­жить, что это единое сознание, в котором существует два слоя: бытийный и рефлекторный. Что входит в эти слои? А.Н Леонтьев выделил три основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл. А уже Н.А. Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом, при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную струк­туру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлекторный слой образует значение и смысл. Все компоненты пред­лагаемой структуры уже являются объектами научного исследова­ния (см. рис.).

    Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком - это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия.

    Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы осмысления значений и означения смыслов выступают средствами диалога и взаимопонимания.

    На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в определенной ситуации поведения необходима актуализация нужного образа и двигательной програм­мы, то есть образ действия должен вписываться в образ мира. На рефлективном слое происходит соотношение мира идей, понятий, житейских и научных знаний со значением, и мира человеческих ценностей, переживаний, знаний со смыслом.

    Биодинамическая ткань и значение доступны постороннему на­блюдателю и некоторым формам регистрации и анализа. Чувствен­ная ткань и смысл лишь частично доступны самонаблюдению. Посторонний наблюдатель может делать о них заключения на основе косвенных данных, таких, как поведение, продукты деятель­ности, поступки, отчеты о самонаблюдении.

    Функции сознания:

    Познание;

    Переживание;

    Отношение к миру, людям:

    Регулирование поведения, деятельности.

    Основные характеристики сознания:

    1. Самосознание, или индивидуальное сознание, - это созна­ние конкретно взятого человека, с помощью которого он исследу­ет самого себя, осознает собственный окружающий мир, производит самооценку своих поступков и себя самого в целом, осознает соб­ственное положение в системе общественных и производственных отношений.

    2. Общественное сознание - это отражение общественного бытия. Оно включает в себя политические, философские, правовые взгляды, моральные нормы, научные знания, межличностные отно­шения, отношения к окружающим людям. Общественное сознание влияет на индивидуальное, на его развитие.

    3. Низший уровень сознания - бессознательное. Это сово­купность психических процессов, актов, состояний, когда человек не дает себе отчета. Утрачивается ориентировка во времени, месте, нарушается речевое регулирование поведения. Это психологиче­ское явление может быть во сне. Бессознательные процессы в орга­низме: работа почек, печени, сердца, пищеварительные процессы.

    4. Автоматизированные навыки - движения, бывшие в про­шлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировав­шиеся (и поэтому стали неосознанные).

    Примеры: процесс рабочих операций, ходьба, бег, езда на ве­лосипеде.

    Различают следующие параметры сознания: центр, периферия, поле (объем), порог и непрерывность потока.

    Центр сознания - совокупность элементов объективной реаль­ности, осознающихся наиболее четко.

    Периферию составляет то, что осознается менее отчетливо, смутно. Всё вместе образует объем, или поле, сознания. Порогом сознания служит тот его функциональный уровень, ниже которого явления объективной реальности не осознаются. Непрерывность потока сознания означает, что настоящее в сознании проистекает из сознательного опыта прошлого.

    В клинической практике применяется критерий ясности созна­ния (правильная ориентировка в месте, времени и собственное отличие).

    Согласно Ясперсу, признаками неясного (помраченного) созна­ния являются:

    1) отрешенность от реального мира (неотчетливость или невоз­можность воспринимать окружающее);

    2) дезориентировка в месте, времени, ситуации, собственной лич­ности;

    3) нарушение процессов мышления (бессвязность или невозмож­ность суждений);

    4) частичная или полная амнезия.

    Сохранность сознания, его развитие определяются интегративной деятельностью головного мозга с ведущим значением коры больших полушарий и второй сигнальной системы.

    Физиологической основой центра сознания И.П. Павлов считал оптимальный очаг возбуждения в коре головного мозга, постоянно изменяющийся по форме, величине и локализации. В настоящее время доказана роль подкорковых образований и ретикулярной формации в поддержании тонуса сознания.

    В процессе онтогенеза различают этапы формирования сознания, отражающие уровень созревания мозговых структур, психофизиологи­ческих функций человека, его общественно-социальных отношений.

    У детей до года - «бодрствующее» сознание, отражающее уро­вень активности и формирования восприятия и реакций на окру­жающую среду. В возрасте 2-3 лет отмечается «предметное» со­знание, предусматривающее непосредственное познание, овладение, манипуляцию с предметами и объектами. Однако в это время ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, он начинает употреблять местоимение «я», узнавать себя в зеркале и на фото­графии. Чуть позже отмечается половая идентификация, т.е. осоз­нание и отнесение себя к определенному полу.

    В пре - и пубертатном возрасте происходят аутопсихическая ори­ентировка, осознание и познание своего психического «я», начи­нает формироваться коллективное сознание.

    В возрасте 16-22 лет формируется общественное, высшее со­циальное сознание.

    Нарушение сознания

    Сознание дает возможность человеку правильно отражать существующее, ориентироваться в нем, предвидеть будущее и на этой основе путем практической деятельности воздействовать на мир.

    Причинами нарушения сознания могут быть: травмы мозга, интоксикации, кислородное голодание, нарушение мозгового кровообращения, инфекционные, соматические заболевания.

    В клинической практике различают две группы выраженных патологических состояний: помрачение и выключение сознания.

    Помрачение сознания полное или частичное забывание периода помраченного сознания дезориентировка в месте, времени, окружающих лицах, (возможно и в собственной личности), частичная или иная степень бессвязности мышления, затруднение или невозможность восприятия. (Делирий, онейроид, аменция, сумеречное помрачение сознание, амбулаторный автоматизм) Частичное или полное выключение сознания затруднение (невозможность) воспринимать внешние раздражители, не соправаждается психопатологическими феноменами такими, как галлюцинации, бред, автоматизм. (Обнубиляци, сомноленция, оглушение, сопор, кома, обморок)
    Делирий (делириозный синдром) проявляется зрительными, нередко сноподобными галлюцинациями и многочисленными, в ряде случаев фантастическими иллюзиями, выраженное двигательное возбуждение при сохраненном сознании (кого-то ловит, защищается, пытается бежать). Выражение лица беспрестанно меняется. Отмечается говорливость. Настроение изменчиво. Воспоминание о делирии неполное. Профессиональный делирий (двигательное возбуждение в форме каких-либо привычных однообразно повторяющихся действий, в ряде случаев профессиональных.) Обнубиляция - легкое нарушение сознания. Со­знание на несколько секунд или минут как бы затума­нивается, заволакивается легким облачком. Ориенти­ровка в окружающем и собственной личности не нарушается, амнезии после болезненного расстройства не наступает
    Онейроид (онейроидный синдром) – сновидное, фантастически-бредовое помрачение сознания. При этом расстройстве появляется наплыв непроизвольно возникающих ярких и фантастических представлений (грёз), которые то полностью овладевают больным, и он не замечает окружающего, то причудливо сочетаются с воспринимаемыми им отдельными картинами окружающей обстановки. Постоянны кататонические расстройства то с заторможенностью, то (реже) с возбуждением. Больные обычно безмолвны, бездеятельны, почти неподвижны, с застывшим выражением лица, и только взгляд, в котором возникает попеременно восторг, отрешённость, страх или обращённое внутрь себя изумление, свидетельствует о том, что в этом состоянии обездвиженности они являлись действующими лицами различных фантастических событий: совершали опасные, полные приключений путешествия на другие континенты или планеты, являлись свидетелями атомной войны, гибели мира и т. п. В одних случаях эти рассказы отрывочны, в других – представляют последовательное повествование. Нередко после делирия и онейроида у больных остаётся твёрдая убежденность в том, что всё, что с ними происходило в период расстройства сознания, было в действительности (резидуальный бред). Чаще резидуальный бред исчезает спустя дни, недели, месяцы; реже, например, при эпилепсии, может сохраняться на длительные периоды Сомноленция (сонливость). Это более длительное (часы, реже дни) состояние, напоминающее дремоту. Ориентировка при этом не нарушена. Чаще возникает на фоне интоксикации (отравление алкоголем, снотворными и др.). Оглушение сознания - повышение порога чувстви­тельности для всех внешних раздражений. Восприятие и переработка информации затруднены, больные равнодуш­ны к окружающему, обычно неподвижны. Оглушение бывает различной степени выраженности и наблюдается при крупозном воспалении легких, перитоните, нейроин-фекциях, при анемии, тифах и др.
    Аменция (аментивный синдром) проявляется растерянностью, бессвязностью мышления, речи. Больные дезориентированы в месте, времени, окружающей обстановке и собственной личности. Воспоминаний о периоде аменции не сохраняется, в связи с чем больные могут не привлекать к себе внимания (так называемая простая форма). Если в этом состоянии больной совершает непроизвольное блуждание (иногда продолжительное, несколько раз меняя транспорт), говорят об амбулаторном автоматизме. Сопор (сопорозная бесчувственность). Это глубокая степень оглушения. Больной обездвижен, у него не удает­ся вызвать ответных реакций за исключением болевой, реакции зрачков на свет, конъюнктивальных и корне-альных рефлексов. Наблюдается при тяжело про­текающих инфекциях, интоксикациях, тяжелой сердеч­но-сосудистой декомпенсации.
    Сумеречное помрачение сознания Сочетание глубокой дезориентировки в окружающем с сохранением взаимосвязанных действий и поступков, сопровожда­ется галлюцинациям. Больной производит впечатление челове­ка, глубоко погруженного в свои мысли и отгороженно­го от окружающего. Иногда могут развиваться галлю-цинаторно-бредовые состояния, больной в страхе бе­жит или нападает на мнимых врагов и и сильным аффектом страха, злобы, тоски, появляется стремление к агрессивным действиям. Кома (полное выключение сознания). Глубокая сте­пень расстройства сознания. Больные не реагируют на окружающее, даже на болевые раздражители, зрачки рас­ширены, реакция на свет отсутствует, нередко появля­ются патологические рефлексы
    Состояние амбулаторного автоматизма Сюда относится сомнамбулизм, лунатизм и транснарушения сознания , при которых боль­ной может совершать целенаправленные действия, ездить на транспорте в дневное время, уезжать в другую мест­ность. Состояние амбулаторного автоматизма так же вне­запно обрывается, как внезапно и неожиданно появилось. Если при выходе из него больной оказывается в незнако­мой обстановке, то он не может дать себе отчета в проис­шедшем. Обморок - внезапная потеря сознания (спазм сосудов головного мозга).

    СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

    1. Сознание как высшая ступень развития психики

    Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

    Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).

    Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы ивиды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).

    Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда .

    В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период ив постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но иоформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» иоценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.

    Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает, прежде всего, культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

    Рис. 4.2. Развитие сознания

    Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

    Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

    I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

    1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

    2) чувственные образы.

    П. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение -

    Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

    Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

    На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т. к. для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).

    Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.

    Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание:

    1) рождается в бытии,

    2) отражает бытие,

    3) творит бытие.

    Функции сознания:

    1) отражательная,

    2) порождающая (творчески-креативная),

    3) регулятивно-оценочная,

    4) рефлексивная - основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать:

    1) отражение мира,

    2) мышление о нем,

    3) способы регуляции человеком своего поведения,

    4) сами процессы рефлексии

    5) свое личное сознание.

    Рис. 4.3. Структура сознания

    Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слово, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

    Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.

    Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

    Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

    Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может, либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

    Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

    Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент.

    2. Самосознание

    В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление , формирование личности:

    - деятельность,

    - общение,

    Самосознание.

    Входе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

    Сознание отличия себя от остального мира;

    Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

    Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

    Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

    В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

    Существует и противоположная точка зрения (Л. Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание - высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

    Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания - левым полушарием.

    Критерии самосознания:

    1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

    2) осознание своей активности - «Я, управляю собой»;

    3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

    4) моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.

    Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

    При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, то есть непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

    Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

    В структуре самосознания можно выделить:

    1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

    2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

    3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

    4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

    Таким образом, самосознание включает в себя:

    Самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

    Самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

    Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Юнг выделяет два уровня самоотображения. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть сак бы тотальная личность. Второй уровень - форма продления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я».

    Гуманистические психологи рассматривают самость как целенаправленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

    Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

    Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

    В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

    В непосредственно-чувственный уровень - самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;

    В целостно-образный, личностный уровень - осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;

    Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень - осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

    Целенаправленно-деятельный уровень - своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

    Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

    В целом можно выделить три пласта сознания человека:

    Отношение к себе;

    Отношение к другим людям;


    Похожая информация.


    1. Проблема сознания в философии.

    2. Что такое сознание?

    3. Природные предпосылки сознания.

    4. Возникновение человека и его сознания.

    Одной из высших форм бытия является также внутренний, духовный мир человека. В научной философии его обычно называют сознанием, Вопросы о происхождении сознания, его природе, сущности, всегда волновали, волнуют, и будут волновать лучшие умы человечества. Исследование этих проблем, как и других философских вопросов, проходило по двум направлениям - идеализма и материализма. Особый взгляд на происхождение и природу сознания всегда имело христианское богословие.

    Идеалисты, как правило, отождествляли сознание с душой. Душа трактовалась ими, как нематериальная сущность, не возникающая одновременно с телом, а существующая вечно и связанная невидимыми каналами с Мировым Разумом. Душа обладала активностью, и соединяясь с косной материей, порождала человека.

    Христианское богословие тоже исходит из того, что человек состоит из тела и души, причем и тело и душа сотворены Богом. Но для полноценного становления христианской личности требуется еще и обретение Святого Духа. Отсюда следует, что идеальное человеческое сознание - это гармоническое единство Святого Духа и души.

    Материалисты в решении проблемы сознания всегда исходили из того, что сознание вторично по отношению к материи и являет собой особую функцию головного мозга.

    Жесткое противостояние идеализма и материализма привело к односторонним трактовкам важнейших проблем сознания и недостаточной их разработанности в философии. И только в 20 веке начинается комплексное исследование проблем сознания современными специализированными науками.

    Человеческое сознание является сложным , многогранным феноменом, поэтому его изучает множество наук: философия, психология, биофизика, биохимия, психиатрия, кибернетика и другие. Но вследствие своей многогранности и нематериальности, сознание с большим трудом поддается изучению и любое его определение, если не оговаривать специального направления этого определения, оказывается не полным, не передающим всех своеобразий этого удивительного явления.

    Поэтому, за точку опоры, мы возьмем наиболее часто употребляемое определение сознания, используемое в философской теории познания - гносеологии. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

    Условно сознание можно разбить на четыре сферы. Главной целью первой сферы сознания является регуляция поведения человеческого тела в окружающем мире, на основе анализа поступающей через органы чувств информации. Вторая сфера - сфера мышления, с помощью которой человек выходит за пределы чувственно - воспринимаемого сущего в мир абстракций. Третья сфера связана с эмоциональной компонентой сознания. Сюда относятся эмоции (гнев, страх, восторг и т.п.) и чувства (любовь, ненависть, наслаждение и т.п.). И, наконец, четвертая сфера включает в себя ценностно-мотивационный комплекс сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их творческому формированию в виде интуиции, воображения, фантазии и т.п. Но всегда нужно помнить, что все эти компоненты сознания переплетены между собой, тесно взаимодействуют и разделить их практически невозможно.



    Большинство современных философов исходит из представлений о естественном, природном происхождении сознания. В пользу этого говорят данные многих наук, и прежде всего биологии. Так одним из основных свойств человеческого сознания является способность к отражению окружающей действительности и адекватному реагированию на нее. Но эти способности проявляются, пусть и в примитивных формах, уже у организмов стоящих на низшей ступени развития. Например, первой формой отражения в живой природе стала раздражимость (ответная реакция на внешние воздействия). Мы знаем, что одноклеточные организмы реагируют на изменение температуры и освещенности. У растений - это выражается в раскрывании и закрывании цветков, распускании и сбрасывании листьев и т.д.

    Возникновение органов чувств и нервной системы у более сложных организмов привело к появлению новых форм отражения, а значит и новых форм поведения. У этих существ появляются безусловные рефлексы (врожденные инстинкты), которые теперь регулируют поведение этих особей.

    Появление головного мозга добавило к прежним способностям, возможность реагировать на внешнюю среду посредством условных (приобретенных) рефлексов. При этом отражательная функция условных рефлексов основана на принципе обратной связи: рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами головного мозга и заканчивается ответными действиями мышц и органов. При этом возникающие импульсы сигнализируют о результатах этой работы и возвращаются в мозг. Это дает возможность вносить коррективы в производимые действия и значит, вплотную подводит к разумному поведению.

    С точки зрения современной науки, уже в психике высших животных можно видеть зачатки разумного поведения, основанные на индивидуальном и коллективном опыте. Например, волки во время охоты прекрасно ориентируются в складывающейся обстановке, вырабатывают определенный план действий и осуществляют его. Можно сказать, что у волков есть практический интеллект, который проявляется в непосредственной деятельности.

    Многочисленные опыты показывают, что высшим животным свойственно не только инстинктивное, но и разумное поведение, связанное с существованием у них сложной психики и наличием аналитических форм мыслительной деятельности, основанных на образном мышлении. Отличие же мыслительной деятельности человека выражается в том, что наряду с образным мышлением, человек обладает и способностью к абстрактному мышлению.

    Единственным реальным существом, обладающим сознанием является человек. Поэтому вопрос о происхождении человека стал одним из самых главных для философии.

    Уже первобытные люди начинают задумываться над этим вопросом и искать на него ответы. Эти ответы определялись мировоззрением древних людей. В условиях господства мифологического сознания, люди ощущали себя неотъемлемой частью природы и вели свою родословную от какого-либо животного, реже растения. Так люди из рода медведя считали, что они произошли от медведя, люди из рода волка - от волка и т.д.

    С появлением на исторической арене национальных и мировых религий, изменилось и мировоззрение человека. В это время начинает господствовать библейская версия происхождения человека. Согласно Библии, первый человек - Адам - был создан Богом на шестой день творения, по образу и подобию своему. И если неживая и живая природа была создана из ничего, то человек создается из земной почвы. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», Затем Бог усыпил Адама, вынул его ребро, и из него создал женщину - Еву. Таким образом, появились на свет родоначальники человечества - Адам и Ева.

    В Новое время утвердилась научная версия происхождения человека. Ее основу составляет эволюционная теория Ч.Дарвина и трудовая теория Ф. Энгельса. Согласно этой версии, человек произошел от одного из вымерших видов человекообразных обезьян. В настоящее время большинство философов и ученых стоят на позициях именно этой теории происхождения человека, но откорректированной на основе последних достижений современной науки.

    Согласно последним данным выделение человека из мира животных (антропогенез) началось около 4-х миллионов лет назад. Главными факторами или причинами антропогенеза стали:

    Наследственная изменчивость, в том числе мутации;

    Естественный и половой отбор;

    Трудовая деятельность.

    Сегодня ни у кого уже нет сомнения, что именно трудовая деятельность стала главной причиной превращения обезьяны в человека. Но возникает вопрос: «Почему обезьяны начали изготавливать и применять орудия труда?» Опыты с человекообразными обезьянами показывают, что они способны использовать различные предметы для решения определенных задач, прежде всего добывания пищи. Но происходит это только тогда, когда привычным способом сделать это невозможно. Отсюда можно сделать вывод, что начало трудовой деятельности, связано с довольно резким изменением среды обитания. Лишившись привычной кормовой базы, популяция обезьян становится перед выбором, или погибнуть, или найти новые способы добывания пищи. Естественно, что преимущество здесь получают мутировавшие особи, с новыми признаками, позволяющими им выжить в изменившихся условиях. В данном случае, мутации, вероятно, коснулись головного мозга и передних конечностей, что и позволило этим особям выжить за счет применения простейших инструментов: палок, камней, костей и рогов убитых животных. А дальше в результате естественного отбора новые качества начинают закрепляться и усиливаться. Таким образом, начинается эволюция человека. Основными этапами этой эволюции стали:

    Переход к прямохождению;

    Овладение огнем;

    Появление членораздельной речи и абстрактного мышления;

    Появление религиозных верований и родо - племенной организации. Отсюда видно, что решающим фактором для формирования человеческого сознания стало появление членораздельной речи и на ее основе способности к абстрактному мышлению. Именно это и привело к появлению около 40 тысяч лет назад человека современного типа - Хомо сапиенс (человек разумный).

    Похожие публикации