В помощь школьнику и студенту

Звуки с сь конспект занятия. Конспект логопедического занятия «Звук «С» и звук «С’. Упражнения по автоматизации

Лексическая тема: «Одежда»

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: закрепление правильной артикуляции и произношения звуков С - С’. Упражнение в определении места согласного звука в слове, в дифференциации звуков по твердости - мягкости. Обогащение словаря по теме «Одежда».
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, зрительного восприятия и внимания.
  • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков самостоятельности и инициативности.

Оборудование: мяч, индивидуальные зеркала, картинки одежды, конверты с рисунками одежд для каждого ученика.

Ход урока

1. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они будут смотреть, как вы работаете на уроке. И поэтому давайте будем стараться правильно отвечать на все мои вопросы и активно участвовать на уроке.
Логопед: А сейчас подарили друг другу улыбку, начинаем урок.
Логопед: Ребята, кто мне скажет, какая у нас сегодня погода на улице? (ответы детей) Дует холодный ветер. Давайте изобразим холодный ветер. Как дует у нас ветер. Молодцы! А вот пришли в школу, а в школе у нас тепло. Давайте теперь попробуем изобразить теплое дыхание. Молодцы, ребята!

2. Артикуляционная гимнастика. А сейчас давайте сделаем гимнастику и немножко поиграем с язычком. (слайд 2-5)

3. Введение в тему

Логопед: А теперь смотрим рисунки (слайд 6) Что там изображено? (ответы детей) На какой звук начинаются слова? (С и Сь) А как одним словом можем сказать? (одежда). Хорошо!
Логопед: Значит, на уроке мы сегодня будем говорить об одежде и вспомним букву С и звуки [С] и [С’].
Давайте теперь обсудим, какой же у нас эти звуки?

4. Характеристика звука (слайды 7-8)

[С] - согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом.
[С’] - согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом.

Игра «Поймай звук»

Логопед: А теперь, поиграем в игру «Поймай звук». Вам нужно будет поймать правильный звук. Когда услышите звук [С] должны будете хлопать, когда [С’]- потопать. Приготовились! Будьте внимательны!
П, С, С, К, ЛЬ, С, Р, СЬ.
ПО, СИ, РА, СО, МЫ, ЛИ, СИ.
Логопед: Молодцы! Все правильно смогли поймать звуки! А сейчас давайте посмотрим на экран.

5. Чтение слогов (слайды 9-13) А теперь смотрим на экран и читаем слоги. Читаем хором!

СА, СО, СУ, СЫ, СИ

Игра «Разведчики»

Логопед: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Разведчики». Мы знаем, что разведчики это люди, которые внимательно слушают и запоминают. У меня несколько донесений. Сейчас каждый из вас будет читать по очереди, а все остальные слушают и запоминают. (слайд 14)

1-й ученик - СА-СО-СУ
2-й ученик - АС-ОС-УС
3-й ученик - СА-СУ-СИ
4-й ученик - ИС-АС-УС
5-й ученик - ОС - УС - ЫС
6-й ученик - СУ - СЁ - СО.

Логопед: Молодцы, вы - настоящие разведчики.

6. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
- Упражнение на развитие дыхания,
Как дул ветер? (Сильно)
Подуем сильно, как ветер.
А теперь подуем прерывисто, слабо, затихает ветерок.

Логопед: Отдохнули?! Молодцы! Продолжаем занятие.

7. Знакомство с лексической темой.

Летом, в жаркие часы -
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!

Логопед: Ребята, где я запуталась? (ответы детей) Скажите, что мы одеваем зимой? А летом? (ответы детей) Молодцы!

Логопед: А теперь посмотрите на доску. (На доске картинки с изображением одежды). Что у нас там есть? (ответы детей: сарафан, юбка, брюки, платье, свитер, сорочка)
Логопед: А как мы их одним словом скажем? (ответы детей: одежда)
А теперь находим только те картинки, в которых есть звуки [С] или [С’]. (ответы детей: сарафан, свитер, сорочка).

8. Игра «Что пропало»

Перед детьми выставляются предметные картинки с изображением одежды. Логопед предлагает детям закрыть глаза и прячет одну из картинок. После этого, как дети открывают глаза и называют, какой картинки не хватает.
Логопед: Молодцы, ребята!



9. Игра «Дарим подарки»

Логопед: А теперь вернемся на экран. Сегодня к нам на урок пришли две девочки Софи и Сима (слайд 15).
Во что они одеты? Софи одета в синее платье. Почему ребята? Как вы думаете? Потому что в слове Софи у нас твердый звук [С]. А Сима одета в зеленое платье. Почему? Потому что в слове Сима мягкий звук [С’].
А сейчас давайте подарим им подарки (слайд 15). Если в слове есть звук [С], этот подарок подарим Софи. А если в слове есть звук [С’], то этот подарок мы подарим Симе.

10. Дидактическая игра «Прятки»

Логопед: Продолжаем играть. У вас на столе есть конверты. У каждого свой конверт.(В конвертах картинки со звуками [С] и [С’]. Например: самолет, оса). Сейчас по очереди открываем и говорим что там. Посмотрите на рисунки.

  • И определяем место звуков [С] или [С’]. - в начале, в середине, в конце. И по очереди отвечаем. (ответы детей)
  • После этого, каждый ребенок выбирает себе понравившийся рисунок и составляет с этим словом предложение. (ответы детей)

11. Знакомство с буквой П

Логопед: Ребята, вот мы с вами еще раз вспомнили про звуки [С] и [С’]. А как мы будем записывать эту букву? (слайд16)
На письме звуки [С] [С’]. записываются буквой «С». Теперь давайте попробуем нарисовать «С» в воздухе, на парте. А теперь приготовили ручки и напишем букву С.

12. Итог урока

Логопед: Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Что вам понравилось?
- А что было трудным?
Логопед: (слайд 17) Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.

13. Домашнее задание: Раскрасить рисунки со звуками [С] или [С’]. и запомнить слова.


Конспекты занятий по развитию речи для детей средней группы (произношение звуков [с], [с"])

Смирнова Анна Олеговна, воспитатель, МБОУ Верх - Тулинская СОШ №14 ОСП «Начальная школа - Детский сад», Новосибирская область Новосибирский район с. Верх - Тула.

Описание материала: Конспекты будет полезны воспитателям, логопедам, педагогам-психологам для уточнения и закрепления звуков с и сь.

Задачи: закреплять правильное произношение звуков с, сь в словах и фразах; учить различать эти звуки; развивать речевое внимание, чувство рифмы; соотносить глаголы с выразительными движениями; образовывать наименования животных женского пола (мамы детенышей), наименования детенышей животных в единственном и множественном числе; развивать интонационную сторону речи; побуждать к диалогическому общению.

Ход занятия №1:

«Закончи предложение»

Оборудование: часы, весы, бусы, кукла.
Воспитатель. В гости к нам пришла кукла. Ее зовут Маша. У нее на шее бусы, на руке часы. У Маши есть весы.

(Воспитатель демонстрирует куклу и предметы. Дети рассматривают их.)

Это – ча…сы, это – ве…сы, это бу…сы. Вслушайтесь, как похоже звучат окончания слов. Везде слышится слог сы .

Поиграем. Я буду начинать слово, а вы заканчивать.

Бу…(сы), ве…(сы), ча…(сы), у…(сы), воло…(сы), автобы…(сы), троллейбу…(сы).
А теперь добавляйте слог си .
Гу…(си), так…(си), ло…(си), ры…(си).

В слоге сы слышится звук с , в слоге си слышится звук сь .

А теперь я буду начинать предложение, а вы должны закончить его, вставить слова: часы, весы или бусы.
Чтобы знать время, нужны…

Дети. Часы.

Воспитатель. Чтобы узнать вес, нужны…

Дети. Весы.

Воспитатель. Чтобы стать красивой, нужны…

Дети. Бусы.

Воспитатель. У меня остановились…

Дети. Часы.

Воспитатель. Продавцу нужны…

Дети. Весы.

Воспитатель. У куклы красивые…


Дети. Бусы.

Воспитатель. Скажем все вместе чистоговорку: си-си-си – гуси едут на такси.

(Дети повторяют)

Ход занятия №2:

«Повтори за Буратино»

Оборудование: игрушка Буратино, картинки с изображением крана (большой и маленький), мяч.
(В гости к детям приходит Буратино. Он хочет поиграть с детьми в игру «Как будто»)

Буратино. У меня как будто два крана для вас: большой и маленький. Из большого крана льется широкая струя воды: ссс. А из маленького крана – тонкая струя воды: сь-сь-сь.

(Буратино повторяет вместе с детьми 2 раза. Далее воспитатель вместе с Буратино читает детям стихотворение и просит помогать, подсказывая рифму)

Будем умываться
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся.
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
Э. Мошковская

(Чтение стихотворения сопровождается выразительными движениями. Дети показывают слова (откройся, умойся, обливайся, смывайся))

Воспитатель. Послушайте слова: носсс, сссразу. В этих словах слышится какой звук?

Дети: Звук с.

Воспитатель. А вот другие слова: откройссся, умойссся, обливайссся. Какой звук слышится в этих словах?

Дети: Звук сь.

Воспитатель. Сейчас Буратино будет произносить слова, а вы должны повторить так же: тихим голосом, выделяя звук с или сь .

(Дети образуют круг. Воспитатель бросает кому-нибудь мяч, произносит слово. Ребенок, перебрасывает мяч воспитателю, повторяет так же.)

(Примерный набор слов: нос, умойся, обливайся, лейся, веселись, лиса, оса, часы, бусы, весы.)

Ход занятия №3:

«Играем звуками, словами, рифмами»

Оборудование: игрушечные слон, собака, лиса, совок, часы, миска, стол, стул, стакан, санки (или картинки).
(Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение)

Воспитатель.
Слон – москвич. В столицу он
Был слоненком привезен
Из соседней из страны,
Той, где водятся слоны.
В. Берестов

(Воспитатель повторяет стихотворение)

Воспитатель. А теперь скажем дружно: у слона детеныш…

Дети. Слоненок

Воспитатель. У лисы детеныш…

Дети. Лисенок.

Воспитатель. У гуся детеныш…

Дети. Гусенок.

Воспитатель. У рыси…

Дети. Рысенок.

Воспитатель. У свиньи…

Дети. Поросенок.

Воспитатель. У крысы…

Дети. Крысенок.

Воспитатель. У лося…

Дети. Лосенок.

Воспитатель. Сссвинья, гусссыня, лиссса. Какой звук слышится в этих словах?

Дети. Звук с.

Воспитатель. Назовите предметы и игрушки, в названиях которых слышится звук с .
(Воспитатель заранее раскладывает предметы и игрушки на видных местах. Дети находят предметы, выставляют их на столе, подчеркнуто произнося названия. Когда все предметы отысканы, по указанию воспитателя дети хором называют все предметы).

Ольга Кузнецова
НОД по звуковой культуре речи «Звук [С]» (средняя группа)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 «Ладушки»

Конспект

Непосредственно -образовательной деятельности в средней группе

Тема : «Звуковая культура речи . Звук «с»

Направление : «Познавательно-речевое развитие»

Образовательные области : «Коммуникация» , «Познание» , «Социализация» , «Здоровье»

Составила :

воспитатель

Кузнецова О. В.

Программное содержание :

ОО «Коммуникация» .

1. Образовательные задачи :

Познакомить с произношением звука «с» ;

Учить правильному произношению звука »с» в слогах, в слогах, предложениях;

2. Развивающие задачи :

Развивать фонематический слух детей;

Развивать внимание, мышление, связную речь;

Развивать двигательную координацию;

3. Воспитательные задачи :

Совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи ;

Формирование интереса к занятию;

ОО «Познание» .

Расширять кругозор детей;

Закрепить знания детей о приметах весны;

ОО»Социализация».

Продолжать развивать наглядно-образное мышление;

Учить не выкрикивать с места;

ОО»Здоровье».

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Материалы : картинки с изображением предметов, рисунок солнышка, лукошко, кружочки, плакат для чистоговорки.

Словарная работа : снег, сапожки, санки, самолёт, коса, солнышко, сковорода, лиса.

Предварительная работа :

Развитие моторики артикуляционного аппарата;

Отгадывание загадок;

Беседа о весне;

Рассматривание картинок, направленное на обогащение словарного запаса.

Ход НОД:

Дети, сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями) .

Сейчас я вам хочу загадать загадки.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет,

Что же это? (Самолёт) .

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На\бруски надел я планки,

Дайте снег. Готовы…. (санки) .

Видишь : белая зима,

Видишь : в инее дома,

Чтобы не застыли ножки,

Обувай скорей …. (сапожки) .

Дразнишь- она кусается,

Смотришь- уже ласкаешься

На цепи она сидит,

Дом всегда сторожит. (собака) .

Что объединяет все эти слова?

На какой звук они начинаются ?

(Ответы детей : на звук «с» )

Правильно, на звук «с» .

Какой интересный звук . Зубки передние сомкнём, язычку выйти не дадим. Кончик языка коснётся нижних передних зубов. И выдохнем воздух, произнося «с-с-с-с.» .

Теперь давайте с вами проведём артикуляционную гимнастику.

Мы подуем высоко : с-с-с (встаём на носочки) .

Мы подуем низко : с-с-с (присесть) .

Мы подуем далеко : с-с-с,

Мы подуем близко : с-с-с. (руки ко рту) .

Молодцы, садитесь на свои места. Теперь внимательно слушаем и повторяем вместе со мной.

Са-са-са- под сосной сидит лиса.

Су-су-су- суп собаке я несу.

Сы-сы-сы- встал слонёнок на весы.

Со-со-со- сыплет снег на колесо.

Ос-ос-ос- на палубе матрос.

Ис-ис-ис- я ем рис.

Какой звук чаще всего мы произносили?

Ответы детей : чаще всего произносили звук «с» .

Правильно. Сейчас мы поиграем. Я буду произносить звуки , слоги, слова, а вы хлопните, если услышите звук «с» .

С, к, в, м, с;

Са, ма, су, ву, ты;

Сок, мак, рис, кот, сор, дом.

Какое же сейчас время года?

Ответы детей : весна.

Какие признаки весны вы знаете?

Ответы детей : растаял снег, набухли почки, появилась травка, распустились листья.

Почему же это произошло?

Ответы детей : Это произошло потому, что солнышко начало пригревать землю.

Давайте проведём солнечную физминутку.

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх, потянуться) .

К ночи солнышко зайдёт,

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки, руки опустить на пол) .

Хорошо, хорошо солнышко смеётся.

А под солнышком нам весело живётся.

(Прыгаем на месте, хлопаем в ладоши) .

Вот только солнышко у нас грустное. Оно растеряло все слова из лукошка и очень расстроилось. Как же ему помочь? В лукошке лежали слова со звуком «с» , они потерялись. Вы будете придумывать слова со звуком «с» , брать кружочек и называть слово, а потом кружочек класть в лукошко.

Дети придумывают слова со звуком «с» , называют их, а затем кладут кружочки в лукошко. В конце воспитатель подсчитывает количество кружочков.

Молодцы! Сколько слов со звуком «с» вы знаете. И наше солнышко снова стало весёлым. (Переворачиваю солнышко и теперь оно «улыбается» ).

Теперь давайте расскажем солнышку стихотворение, но не обычное, а по картинкам. (Чистоговорка с показом) .

Мы учим звук С : са-са-са, са-са-са.

Стол, самолёт, сковородка, лиса.

Санки, смородина, миска, носок.

Сыр, самокат, абрикос, колосок.

Стул, снеговик, самосвал, колбаса.

Мы знаем звук С : са-са-са, са-са-са.

Солнышко приготовило нам игру «Солнечные зайчики» . Ведущий выходит и чётко говорит следующие слова, обращая особое внимание на слова со звуком «с» .

«Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком, пусть бегут к тебе»

После этого с помощью зеркала пускает солнечных зайчиков, а все остальные их пытаются поймать. (Игра повторяется 2-3 раза) .

Рефлексия.

Что мы сегодня делали на занятии?

Ответы детей : - Познакомились со звуком «с» ;

Проговаривали его, играли в различные игры со звуком «с» ;

Проговаривали чистоговорки.

Елена Зубченко
Конспект интегрированной образовательной деятельности. Направление «Познавательно-речевое развитие». «Звуки С, Сь» (средняя гр.)

Конспект интегрированной образовательной деятельности

Направление «Познавательно-речевое развитие »

«Звуки С , Сь»

(средняя группа )

Цель : формирование фонетико-фонематического восприятия, автоматизация звуков С , Сь в словах, фразах и предложениях.

Задачи :

Образовательные :

Закрепление у детей правильного произношения звуков С , Сь в слогах, словах и предложениях;

Расширение глагольного словаря, словаря прилагательных;

Совершенствование синтаксического строя речи (умения строить простые предложения) ;

Развивающие :

- развитие фонематического слуха, зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ассоциативного мышления, тактильных чувствительности;

Воспитательные :

Формирование положительной установки на интегрированную образовательную деятельность ,

Воспитание самоконтроля за речью,

Воспитание доброжелательных отношений, навыков взаимодействия.

Оборудование : семафоры, игрушки для игры «Чудесный мешочек» , атрибуты для игры «Подбери пару» , фланелеграф, картинки для составления рассказа «Синий сарафан» , карандаши, магнитофон.

Предварительная работа : уточнение произношения звуков С , Сь изолированно, в словах, предложениях; разучивание артикуляционных упражнений, пальчиковой гимнастики «Насос» , прослушивание детьми рассказа «Синий сарафан» .

Ход занятия.

Организационный момент

(формирование положительной установки на занятие) .

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Педагог : - Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (Будем играть, будем заниматься, будем слушать и т. д.)

Психогимнастика

Педагог : - Ребята, посмотрите в окошко. Какое сейчас время года? (Ответы детей)

Когда идет дождик, нам грустно. Покажите, как мы грустим. (Дети изображают грусть ) . Когда светит солнышко, нам радостно и весело. Покажите, как нам радостно. (Дети изображают радость ) .

Артикуляционная гимнастика

(развитие артикуляционной моторики) .

Педагог :- Ребята, внимательно послушайте слова, которые я произнесу и ответьте, какой звук встречается во всех словах : осссень, груссстно, сссолнышко, весссело. (Звук С ) . Чья это песенка? (Это песенка водички) . Давайте вспомним и выполним упражнения для язычка, чтобы правильно спеть песенку водички

(Дети выполняют артикуляционные упражнения «Язычок ищет щелочку в заборчике» , «Катушка» , «Киска выгибает спинку» ).

Педагог : - А теперь мы споём песенку водички сначала громко, а потом тихо. (Дети произносят длительный звук С , а логопед контролирует правильность произнесения звука каждым ребенком ).

Пальчиковая гимнастика.

Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую гимнастику «Насос» , используя карандаши.

Игра «Поймай звук »

(Детям раздают семафоры) .

Педагог : - Ребята, у вас в руках семафоры. Если услышите звук С , поднимайте их.

С, М, П, С, К,С и т. д.

Аналогично со слогами : СО, ВА, МО, СА, ТУ, СЫ и т. д.

Аналогично со словами : суп, дом, миска, кот, нос.

Игра «Чудесный мешочек»

В комнате слышится мяуканье кошки.

Педагог : - Ребята, как вы думаете, кто это? (Ответы детей) .Давайте мы её позовем : «Кис, кис, кис!» .

Логопед подходит к столу, поднимает накидку, там сидит игрушечная кошка, рядом с ней красивый мешочек.

Педагог : -Посмотрите, кто к нам пришел в гости? Это киска.

Киска : - Здравствуйте, ребята. Мне так понравилось, как вы поете песенку водички. Я принесла вам что-то интересное . У меня в мешочке много разных предметов, в названии которых есть песенка водички. Вот только я не знаю, для чего все эти предметы нужны. Вы мне подскажите?

Дети подходят к столу, по одному достают из мешочка игрушки, называют их и объясняют, для чего они нужны, составляя простые предложения.

Дети : - Свистулька свистит. Свечка светит. Бусы носят.

(Часы, солонка, кисточка, стул, краски) .

Логопед следит за правильным произнесением детьми звуков С и Сь .

(По окончании игры логопед незаметно прячет кошку под следующую накидку, лежащую на соседнем столе.)

Физминутка (с музыкальным сопровождением)

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к поясу прижали

И скорее поскакали.

Игра «Подбери пару»

Вновь слышится мяуканье кошки. Логопед обращает на это внимание детей и просит её позвать. Подходит к столу, где под накидкой находит кошку.

Киска : - Ребята, мне так понравилось с вами играть. Я приготовила вам ещё одну интересную игру . Посмотрите, что у меня есть (на столе выставлены атрибуты для игры : стакан, сахар, слива, посуда, бусы, апельсин). Я скажу вам слово, а вы подумаете и назовете, что из этих предметов подходит к моему слову.

Киска : «Сладкий» Дети : «Сахар»

(чистая (посуда,стеклянный (стакан,красивые (бусы, вкусный (апельсин, кислая (слива) .

Составление рассказа «Синий сарафан»

(Логопед раздает детям картинки для составления рассказа, выставляет фланелеграф).

Педагог : -Ребята, давайте поблагодарим киску за интересные игры и расскажем ей рассказ «Синий сарафан» .

Педагог : - У мамы слонихи была дочка – маленький слоненок. Кто был у мамы?

Первый ребенок : - Дочка – маленький слоненок.

Выходит с картинкой слоненка, прикрепляет её на фланелеграф.

Педагог : - Мама сшила дочке синий сарафан. Что сшила мама?

Второй ребенок : -Мама сшила синий сарафан.

Педагог : - Пришла в гости лиса, посмотреть на синий сарафан и сказала : Кто пришел?Что сказал?

Третий ребенок : - Пришла лиса и сказала : «Какой красивый синий сарафан!»

Выходит ребенок с картинкой лисы и крепит картинку на фланелеграф.

Педагог : - Прибежала собачка посмотреть на синий сарафан. Кто прибежал?

Что сказал?

Четвертый ребенок : -Прибежала собачка и сказала : «Какой красивый синий сарафан!»

Педагог : -Заглянула к слоненку киска. Кто заглянул? Что сказал?

Пятый ребенок : -Заглянула киска и сказала : «Какой красивый синий сарафан!»

Педагог : - А теперь, ребята, давайте скажем «Какой красивый синий сарафан» так, чтобы все поверили, что сарафан был действительно красивый

(отрабатывается восклицательная интонация) .

Итог занятия.

Педагог : - Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня занимались. Какую песенку мы старались сегодня петь правильно и четко (Песенку водички) . Киске тоже очень вы понравились, она решила угостить вас своими любимыми конфетками – ирис «Кис-кис» .

Жгутова Ирина Владимировна

учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения детский сад № 1 г. Курганинска

Пояснительная записка:

Дети, имеющие нарушения речи страдают несформированностью фонематических процессов, часто рассеянные, невнимательные. Поэтому в своей работе я использую разнообразные нетрадиционные приемы, которые вызывают у детей интерес к самому процессу коррекции, но в тоже время являются оптимальными в работе учителя – логопеда. В конспекте занятия представлены разные приемы: это адаптированный японский лечебный массаж, который проводится после того, как дети запомнят название пальцев (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец). Он способствует успешному целенаправленному развитию моторики рук, которая необходима при подготовке руки к письму, а также японский массаж очень эффективен для нормализации психофизического самочувствия детей. японский массаж можно провожу на занятиях вместо физ. минуток. Именно с обогащения тактильной чувствительности руки, особенно пальцев, улучшается кинестетическая (двигательная) память артикулярных органов, она необходима для эффективности работы с детьми дошкольного возраста.

Следующий прием – это применение биоэнергопластики, которое эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Сущность этого приема заключается в одновременной работе органов артикуляционного аппарата и пальцев рук при выполнении артикуляционных упражнений

Одним из эффективных приемов – использование в работе моделирования артикуляции звука. Они отражают артикуляционный уклад в момент произнесения звука, знакомят ребенка с основными свойствами и отношениями мира звуков. Ребенок не различив на слух какой- либо звук, может воспользоваться подсказкой в виде моделей. Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. Ребенок видит и слышит, что разному укладу органов артикуляционного аппарата соответствует разное качество звуков. Модели гласных звуков обозначаются красным цветом, а модели согласных твердых – синим, согласных мягких – зеленым.

Т.е., применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха, позволяют подключить в работу слуховой, зрительный и речедвигательных анализаторы.

Все эти приемы коррекции речи я использую в работе с детьми дошкольного возраста. Представленный конспект занятия относится к разделу формирования у детей звукопроизношения. Сценарий конспекта рассчитан на подгруппу 5-6 детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Конспект занятия Звуки С и Сь

Цель: дать ребёнку представление о положении речевых органов при произнесении звука.

обучать ребёнка навыкам звукового анализ.

Развивать фонематический слух; расширение словарного запаса у ребёнка; учить ребёнка определять на слух позицию заданного звука в слове; анализ и синтез сочетаний из гласного и согласного звуков.

Оборудование: зеркала для индивидуальной работы, схемы звуков,шишки для японского массажа; карточки для каждого ребенка, карандаши, картинки на изучаемый звук.

Ход занятия:

1 Организационный момент:

Логопед просит детей, определить с каким, звуком будем знакомиться.

Распластай язык по шире,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

По середине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

– Ссс, ссс, ссс – произнеси!

Дети: Будем говорить о звуке «с».

Логопед: Правильно. При произнесении звука «С» губы полураскрыты в улыбке, между зубами небольшая щель, широкий кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута вверх, по средней части языка образуется желобок, воздушная струя проходит по желобку языка между зубами, голос не работает. Посмотрите в зеркала И давайте выполним гимнастику для языка, чтобы он хорошо говорил.

(Проводится биоэнергопластика). Дети выполняют упражнения.

“Улыбка” – пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее. Губы находятся в улыбке.

“Хоботок” – ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы вытянуты в трубочку, зубы при этом сомкнуты.

“Лопаточка” – большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз. Рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе неподвижно.

Логопед: Кто может дать характеристику звуку «с»?

Алена: Звук С – глухой согласный звук, потому что голос не работает.

Логопед: Правильно.

Логопед: Как это проверить?

Саша: Приложить ладонь к горлу и произнеси «С-С-С», горлышко молчит. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит голос или нет. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.

2. Основная часть.

А) Игра «Ловушки».

Логопед произносит чётко, внятно, в медленном темпе звуки, а дети хлопают в ладоши на заданный звук.

Логопед: – Сейчас мы будем играть. Если услышите звук С , то должны его поймать в ладошки.

С Э С И С У С О М С Э С А К С

Б) Игра «Ушки на макушке».

Логопед произносит слоги в медленном темпе, а дети закрашивают круги (каждому ребенку предлагается карточка на которой нарисованы пустые круги).

Логопед: – Закрашивайте, кружок синим цветом, если услышите звук С.

АС УП ЭС ОН ИС ОК СЭ ДО МУ СО СЫ ВО

Логопед: – Посчитайте закрашенные круги. Сколько их? Если 6 – то вы держали ушки на макушке, были внимательными. МОЛОДЦЫ!

В) Игра «Подбор слов на заданный звук».

Логопед просит вспомнить 3-5 предметов на звук «С».

Логопед: – Вспомните 3-5 предметов, названия которых начинаются на звук С.

Дети придумывают слова на звук «С».

Логопед бросает мяч ребенку,а он обратно кидает его логопеду при этом называет слова на звук «с».

Г) Упражнение «Где спрятался звук?»

Логопед предлагает детям картинки.

– Послушай внимательно слова и скажи, где спрятался звук С, в начале слова, в середине или в конце слова. Соедини слово с нужной схемой.

Салют костёр сахар сом мост вес соболь маска след усы лес

Дети: Я взяла картинки – салют. В этом слове звук «с» стоит в начале слова. Это слово подходит к первой схеме (так дальше разбираются все слова с другими детьми).

3. Физминутка. Массаж с дарами природы.

Упражнение 1. Сосновая шишка.

– Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки (длительность 1 минута).

– Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях

(длительность 1 минута).

– Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, правой (длительность 1 минута).

Упражнение 2. Еловая шишка.

– Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями (длительность 1минута).

– Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук (длительность 1 минута).

– Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук (длительность 1минута).

4. Упражнение «Камень – вата».

Логопед: – У звука С есть братец – звук Сь. Звук С – твёрдый, как камень, а звук Сь – мягкий, как вата. Если услышите звук С – покажи сжатые кулаки, если звук Сь – раскрытые ладони. Слушай внимательно слова:

Сено Соня Саша Серёжа сапоги силач сад санки семья суп

5.Упражнение «Читай-ка».

Логопед: – У гласных звуков есть символы, которые напоминают форму рта во время произнесения звука. Звук А – большой красный круг, звук У – маленький красный круг, звук И – красный прямоугольник, звук О – красный овал, звук Э – красный полукруг, звук Ы – четырёхугольник (трапеция). Звук С – синий прямоугольник, а звук Сь – зелёный прямоугольник. Попробуй прочитать эти символы.

Похожие публикации